Использование интегрированного подхода для формирова-ния у дошкольников экологического образования.
статья по теме

Галушко Валентина Ивановна

          Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. Именно в дошкольный период закладывается основа взаимодействия  с природой, при помощи взрослых ребёнок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
           В работу по экологическому образованию вовлечены все педагоги-специалисты. Музыкальные руководители проводят вместе с воспитателями праздники,  развлечения. Собрана фонотека «Голоса природы», классическая музыка, песни и стихи о природе. У инструктора по физической культуре имеется подборка подвижных игр, которые знакомят детей с характерными способами передвижения разных животных, их повадками. Участие в  эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов на экологической тропе, в т.ч. вместе с родителями. Обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.


          Экологическое образование детей осуществляется на игровой основе. С включением в педагогический процесс разных видов игр. Играя, дети приобретают опыт взаимодействия с окружающим миром, выполняют конкретную природоохранную работу, усваивают правила поведения в окружающей среде, что на наш взгляд, является крайне важным, так как  в действительности ребенок видит бесконечное множество негативных примеров.


              Данная работа  предполагает реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании и позволяет создать систему взаимосвязанных компонентов, что является необходимым условием реализации экологического образования в ДОУ. В системе экологического образования мы выделили ряд компонентов.

- экологическое просвещение родителей;

- оценка окружающей среды;

- экологизация различных видов деятельности ребёнка;

- экологическое образование дошкольников

- экологизация развивающей предметной среды;

- подготовка и переподготовка кадров;

- координация работы с другими учреждениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников экологического  образования.

Галушко В.И., старший воспитатель

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. Именно в дошкольный период закладывается основа взаимодействия  с природой, при помощи взрослых ребёнок начинает осознавать её как общую ценность для всех людей. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Все выдающие мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщить им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Наш детский сад работает над проблемой экологическое воспитание 8 лет. Мы создали в детском саду систему работы по экологическому образованию, которая предполагает тесное сотрудничество всех специалистов, старшего воспитателя и воспитателей на основе интегрированного подхода к экологизации различных видов деятельности дошкольников.

Мы решаем главные задачи в этом направлении. Во-первых, сформировать экологическую компетентность педагогов и родителей. Во-вторых, сформировать у детей необходимость правильного отношения к окружающей среде. В-третьих, создать в детском саду условия для экологического воспитания детей.

Свою работу мы начали с обучения педагогов. Провели педагогические советы, семинары, круглые столы, консультации. В ДОУ накоплен богатый дидактический материал, позволяющий педагогам наполнить жизнь детей интересной деятельностью. В детском саду обобщен опыт воспитателя «Формирование основ экологической культуры дошкольников через игровые обучающие ситуации».  

В работу по экологическому образованию вовлечены все педагоги-специалисты. Музыкальные руководители проводят вместе с воспитателями праздники,  развлечения. Собрана фонотека «Голоса природы», классическая музыка, песни и стихи о природе. У инструктора по физической культуре имеется подборка подвижных игр, которые знакомят детей с характерными способами передвижения разных животных, их повадками. Участие в  эколого-оздоровительной работе: подготовка и проведение походов на экологической тропе, в т.ч. вместе с родителями. Обучение правилам безопасности во время походов, отдыха на природе.

Педагогический коллектив считает,  для того чтобы процесс обучения был достаточно эффективным важно соблюдать преемственность между  отдельными знаниями, а также постоянно поддерживать связь между ознакомлением с природой и другими видами деятельности – игровой, продуктивной, музыкально-художественной,  чтением художественной литературы, трудовой  и т. д.

Любая работа в ДОУ должна быть поддержана родителями. Из опыта работы мы знаем, что большая часть родителей оказывается недостаточно грамотной в вопросах экологического образования, поэтому работа педагогического коллектива была направлена на воспитание экологической культуры у родителей. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи  (бабушек и дедушек, пап и мам)  к совместной работе. Работа с родителями  проводилась постепенно и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагали родителям, лично значимой для них.

Практика показывает, что наибольший отклик у родителей находят вопросы, связанные с укреплением здоровья детей, поэтому очень важна работа по приобщению к здоровому образу жизни как составляющей экологической культуры человека. Ее проводят воспитатели, инструктор по физической культуре, старшие медсестры. Совместными усилиями готовятся  эколого-оздоровительные праздники, игры, развлечения, мини – туристские походы, физкультурные занятия экологической и валеологической направленности, где родители являются непосредственными участниками. Мы вовлекли родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Родители проявили активное участие в акциях « Цветок детскому саду», «Фруктовый сад», «Уборка территории детского сада», «Обрезка сухих веток в саду», «Оформление кормушек» и др.  Выставки совместных поделок из бросового материала «Новогодние поделки», «Чудесные превращения овощей», из природного материала «Путешествие по русским народным сказкам»,  фотографий по темам « Моя семья на море», « моя семья на даче», « Я и природа».

Для родителей предлагаются папки-передвижки, анкетирование, беседы. В детском саду выпускается газета для родителей «Все о нас». На ее страницах можно найти не только  информационный материал. Выпускается страничка с заданиями родителям  для совместной работы с детьми: подбираются картинки о растительном и животном мире, стихотворения, кроссворды, ребусы.

Таким образом, взаимодействие с родителями направлено на приобщение семьи к экологическим проблемам и вовлечение их в совместную работу.

Экологическое образование детей осуществляется на игровой основе. С включением в педагогический процесс разных видов игр. Играя, дети приобретают опыт взаимодействия с окружающим миром, выполняют конкретную природоохранную работу, усваивают правила поведения в окружающей среде, что на наш взгляд, является крайне важным, так как  в действительности ребенок видит бесконечное множество негативных примеров.

Наши дети получают знания на  прогулках, экскурсиях, развлечениях, конкурсах, выставках, в совместной деятельности с воспитателем,    т. е. в течение всего пребывания в ДОУ.

В нашем детском саду ежегодно проводятся конкурсы « Огород на окне» для проведения оздоровительных мероприятий с детьми. С поздней осени до конца марта дети выращивают лук и зеленый корм для птиц.  

«Постройки из снега», «Чудеса из песка». Дети совместно с воспитателями мастерят постройки  с использованием природного материала, специальных формочек, камешков.  Они учатся общаться, согласовывать свои действия, экспериментируют, исследуют, как меняются  свойства песка, снега при смене погодных условий, а затем устраивают соревнования на лучшую постройку;

Детский сад взаимодействует со школой.

Ежегодно   проходит акция «Покормите птиц зимой».  В изготовлении кормушек принимали участие и родители.  Дети подкармливают птиц крошками хлеба, зернышками, семенами, принесенными из дома, наблюдают за поведением синиц, воробьев и других птиц.

Также совместно со школой  прошла акция «Посади дерево».   На участках детского сада подрастают сосенки, посаженные выпускниками школы и выпускниками детского сада.

Ученики  начальных классов   провели с дошкольниками КВН «Природа – наш дом», занятие « Птицы - наши друзья».      

В канун Нового года в детский сад пришли ученики   с лозунгом  «Пусть ель живет из века в век»!!!  Школьники рассказали малышам сказку о елочке, которую не срубили. Совместно своими руками дети сделали  елочку из бумаги, и решили:

                                 Пусть ель живет из века в век!

                                  Не будь жестоким, человек!

                                  Природу ведь нельзя губить!

                                  А елку можно смастерить!    

Участок детского сада, богатый разнообразными растениями (плодовыми, культурными, декоративными и др.), что позволяет иметь экологическую тропинку.  Педагогический коллектив разработал маршрут «тропинки», составили картосхему и изготовили таблички объектов исследования. Составили рекомендации по использованию объектов тропинки для работы с детьми. Оформили паспорт экологической тропинки. Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится для воспитателя информация.

Для повышения интереса детей к занятиям на тропинке  детей встречает сказочный герой « хозяин - тропы» Лесовичок.  Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке.  Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы- конфеты, орехи на деревьях.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки  с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если  у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы  преследуете конкретную цель, то ограничитесь только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

В заключении следует отметить, что данная работа  предполагает реализацию интегрированного подхода в экологическом образовании и позволяет создать систему взаимосвязанных компонентов, что является необходимым условием реализации экологического образования в ДОУ. В системе экологического образования мы выделили ряд компонентов.

- экологическое просвещение родителей;

- оценка окружающей среды;

- экологизация различных видов деятельности ребёнка;

- экологическое образование дошкольников

- экологизация развивающей предметной среды;

- подготовка и переподготовка кадров;

- координация работы с другими учреждениями.

Практика показывает: чем более полно реализованы указанные компоненты, тем эффективнее работа ДОУ в области экологического образования.

В процессе, слаженной  работы педагогического коллектива у малышей формируется способность  сопереживать живым существам.  В лучшую сторону меняется отношение детей к природе - они не рвут цветов, не причиняют вреда деревьям, не пугают птиц, а помогают им. И мы очень надеемся, что наши дети, придя в школу, не утратят и не растеряют то, что им с большой любовью привили в детском саду.

                                      Литература

Газета «Дошкольное Образование». Издательский дом «Первое сентября» 2005г. №22

«Наш дом-природа». Пособие по экологическому образованию дошкольников. Н.А.Рыжова Москва Линка-Пресс 2000г.

 «Листок на ладони». Методическое пособие по проведению экскурсий. В.А.Степанова, И.А. Королёва. Детство-Пресс 2003г.

«Тропинка в природу». В.В.Смирнова. Детство-Пресс 2001г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход в художественно-творческой деятельности дошкольников

Формирование гармонично, всесторонне развитой личности ребёнка, обеспечивающей эффективное развитие художественно-творческих способностей, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эсте...

Использование интегрированного подхода для формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах

Безопасность пешехода на дороге во многом зависит от соблюдения им правила дорожного движения. И чаще всего подвергаются опасности дети. Оказавшись в критической ситуации, они не могут моментально при...

План непосредственно образовательной деятельности с учётом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию старших дошкольников.

План НОД с учётом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию старших дошкольников в рамках тематической недели "Цирк зажигает огни". С логикой образовательной деятельности и итоговым мероприят...

Использование интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Реализация интегрированного подхода в ДОУ возможна при соблюдении ряда педагогических условий. Рассмотрим эти условия на примере интегрированных физкультурных занятий с использованием материала по эко...

Использование интегрированного подхода к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности в художественно-эстетической деятельности

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии (который, к сожалению,...

Презентация "Использование интегрированного подхода к целостному развитию личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учётом его индивидуальности в художественно – эстетической деятельности"

   Изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения....