Развитие познавательной активности детей 5-7 лет в исследовательской деятельности.
статья по теме

Галкина Елена Михайловна

Статья по исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_d.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с № 44

Тема статьи:

 « Развитие познавательной  активности детей 5-7 лет в исследовательской деятельности ».

                                                                  Выполнила:

                                                             Галкина Е.М. – старший воспитатель

        

        г.Арзамас

 «Развитие познавательной  активности детей 5-7 лет в исследовательской деятельности».

Одной из актуальных проблем современной системы образования является формирование творческого потенциала каждой личности.

Творчество предполагает способность человека преобразовывать знания об окружающем мире и посредствам этого преобразования «добавить» новые, необходимые знания об окружающей действительности.

Ребенок – дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы общее развитие изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельности.

Что же такое элементарная исследовательская деятельность?

Элементарная исследовательская деятельность – это совместная работа взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Эта деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания. Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один  из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.

Вводя экспериментальную деятельность в детских садах, необходимо помнить, что в процессе самостоятельной деятельности ребенка осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

физический: учиться управлять своим телом и отдельными органами;

природоведческий: знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;

познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные операции;

 лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, то есть экспериментирует со словами (дидактические игры, эвристические беседы, включающие решение логических задач, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов, моделирования);

личностный: узнает свои личные возможности;

волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

С 2005года наш детский сад стал городской экспериментальной площадкой на тему « Апробация исследовательской деятельности ребенка в детском саду», целью которой стало развитие экспериментальной исследовательской деятельности дошкольников, направленной на решение познавательных задач в процессе ознакомления с окружающим миром.

Для решения данной цели были определены и задачи:

- научить детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания;

- развивать у дошкольников устойчивую потребность и способность получать разнообразную информацию об окружающем мире и явлениях окружающей действительности;

- научить детей проводить элементарные опыты с реальными предметами и их свойствами;

- воспитывать высокую активность и самостоятельность детей в процессе решения познавательных задач.

Работа шла по следующим направлениям:

работа кружка « Маленький исследователь»;

проведение отдельных занятий по развитию познавательных способностей;

подготовка детских исследовательских проектов и их защита;

индивидуальная и групповая работа с папкой юного исследователя.

Для успешной реализации нашей работы была необходима единая линия д/с и семьи, поэтому в этом плане велась большая работа с родителями.

В начале учебного года было проведено ознакомительное родительское собрание. В ходе собрания мы разъяснили сущность исследовательской деятельности, рассказали  о ее значимости для интеллектуального развития детей. В раздевальной комнате оформили стенд « Путь в неизведанное», который содержит интересные  рубрики:

1. «Родительская энциклопедия»;

2. « В кругу семьи»;

3. «Советы психолога»;

4. « Знакомые незнакомцы».

На другом стенде помещали фотографии различных опытов, наблюдений, проведенных детьми в группе и на участке, а также рекомендации о том, что необходимо делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию; в конце каждого месяца информировали родителей о содержании занятий на следующий месяц.

Мы понимали, что успешная реализация нашей программы м/б благоприятной при условии создания оптимальной развивающей среды, а также спокойной, доброжелательной атмосферы, поэтому мы начали свою работу с создания условий. Для этого в группе организовали детскую научную мини лабораторию. Материал, находящийся в лаборатории, был распределен по разделам:

«Песок и глина»,

«Звуки»,

«Магниты»,

«Бумага»,

«Стекло»,

«Свет»,

«Резина».

Заготовили много разнообразного природного материала. Все необходимое расположили в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве. Собрали большую библиотеку детской научно-познавательной литературы по темам;

-  космос,

- география,

- организм человека,

- животный мир, приобрели различные географические карты, атласы, глобусы, микроскоп, магнитофон и много другое оборудование, необходимое для исследовательской деятельности. Также в группе разместили живой уголок, огород на окне. На территории д/с разместили учебные, специально оборудованные маршруты в природу ( лес, поле, луг, сад, огород). Эта непосредственная близость детей к природе позволила формировать умение видеть, слышать, всматриваться, удивляться.

В группе организовали кружок «Маленький исследователь»,девиз которого «Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделал сам», разработали план работы на учебный год, составили конспекты с учетом опытнической работы по программе «Детство». Были проведены опыты с песком, глиной, магнитом, водой, воздухом, тканью, стеклом, звуком, светом, растениями. Все рабочие моменты кружка фиксировали в педагогическом дневнике наблюдений. Изначально работа планировалась с подгруппой, но мы не стали отбирать детей, а решили дать им возможность выбрать самим по желанию заниматься в кружке. Но работа настолько нравилась им, что никто не остался в стороне, а присутствие родителей в кружке делало эти занятия наиболее плодотворными, так как всегда была возможность повторить опыты дома, что усиливало интерес детей и родителей, делал их союзниками в нашей деятельности.

Два раза в неделю мы занимались в тетрадях под ред. Савенкова А.И. «Развитие творческого мышления», «Развитие познавательных способностей». Эта работа развивала у детей такие исследовательские умения и навыки, как: умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезу, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, доказывать свои цели, подбирать материалы для исследований.

Также ребята занимались с «Папкой исследователя» по методике Савенкова А.И.. Сначала мы сделали карточки с символическими изображениями, затем оформили для каждого ребенка папку, провели тренировочные занятия, на которых мы познакомили детей с этапами самостоятельных исследований. В дальнейшем дети самостоятельно выбирали тему, ставили перед собой задачи, выдвигали гипотезу, собирали всевозможную информацию и выступали с готовыми исследовательскими работами. Для помощи в выборе темы исследования мы оформили папку с тематическими рисунками, также изготовили атрибуты для игровой ситуации «Защита исследовательских проектов». Большую помощь в этом нам оказывали родители. Совместно с ними дети подготовили и выступили на детских конференции в рамках д/с перед своими сверстниками, которые очень активно задавали выступающим свои вопросы, на которые получали ответы.

Также проводилась активная работа на экологической тропе д/с, работа в экологических тетрадях, в которых дети фиксировали свои наблюдения, особенности сезонных явлений, познакомились с различными моделями. Этой работой занимались в свободное время индивидуально и по подгруппам: на прогулках, в утреннее и вечернее время.

Воспитанники нашей группы  стали победителями городских фестивалей и региональных конкурсов «Я - исследователь».  

В ходе исследовательской деятельности мы развивали и творческий потенциал детей. Они совместно с родителями сочиняли экологические сказки, которые были оформлены в альбом «В мире сказок». Эта работа позволила повысить экологические знания детей, любовь и бережное отношение к природе, окружающему миру. Также с помощью родителей изготовили альбом «Расскажи про себя», где дети делились впечатлениями о себе и своей семье.

Психологическое сопровождение всей работы осуществляла педагог – психолог. Она проводила:

входную, промежуточную и итоговую диагностику детей;

групповые занятия по развитию логического мышления, используя тетради под ред. Савенкова А.И. «Маленький исследователь».

Таким образом, мы неоднократно убеждаемся, что    приобретенные умения и навыки в исследовательской деятельности оказывают большое благотворное влияние на формирование личности ребенка. Некоторые дети с низким уровнем развития добились высоких результатов, сумели раскрыться и активно проявить себя в этой деятельности. У детей повысился интерес к учебной деятельности, желание пойти в школу.

Также существенным итогом работы можно считать усиление интереса и исследовательской деятельности. Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

Они оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, так как природа снабдила его инстинктом накопления разнообразных сведений о мире. И надо сказать, что этот инстинкт очень силен: он все старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, разобрать-удержать его практически невозможно, без этого ребенка начинает страдать, то есть он познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Из всего сказанного видно, что стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно  искать новые сведения о мире – важнейшие  черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние всякого здорового ребенка, так как уже с рождения он – исследователь.

Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы дошкольных учреждений.

                                       




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 44 «Почемучка»



















О наших



 педагогах – исследователях   печатаю в газете: «Арзамасские новости»

































г. Арзамас


        

Галкина Е.М.

 «Условия формирования культуры мышления в дошкольном возрасте».

Одной из актуальных проблем современной системы образования является формирование культуры мышления.

Культура мышления –не врожденное качество. Культура мышления предполагает способность человека преобразовывать знания об окружающем мире и посредствам этого преобразования «добавить» новые, необходимые знания об окружающей действительности.

Ребенок – дошкольник как никто другой настроен на процесс познания, он хочет понять окружающий мир. Именно это внутреннее стремление к исследованию может порождать исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы общее развитие изначально происходило в процессе элементарной исследовательской деятельности.

Что же такое элементарная исследовательская деятельность?

Элементарная исследовательская деятельность – это совместная работа взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в ходе учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, то есть в процессе познания окружающего мира. Эта деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей в процессе разрешения познавательных задач. В результате происходит не только открытие детьми новых знаний об окружающем мире, но и способов познания. Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один  из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.

Вводя экспериментальную деятельность в детских садах, необходимо помнить, что в процессе самостоятельной деятельности ребенка осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

физический: учиться управлять своим телом и отдельными органами;

природоведческий: знакомиться с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;

познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные операции;

 лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, то есть экспериментирует со словами (дидактические игры, эвристические беседы, включающие решение логических задач, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов, моделирования);

личностный: узнает свои личные возможности;

волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

С 2005года наш детский сад стал городской экспериментальной площадкой на тему « Апробация исследовательской деятельности ребенка в детском саду», целью которой стало развитие экспериментальной исследовательской деятельности дошкольников, направленной на решение познавательных задач в процессе ознакомления с окружающим миром.

Для решения данной цели были определены и задачи:

- научить детей открывать новые знания об окружающем мире, используя различные способы познания;

- развивать у дошкольников устойчивую потребность и способность получать разнообразную информацию об окружающем мире и явлениях окружающей действительности;

- научить детей проводить элементарные опыты с реальными предметами и их свойствами;

- воспитывать высокую активность и самостоятельность детей в процессе решения познавательных задач.

Работа шла по следующим направлениям:

работа кружка « Маленький исследователь»;

проведение отдельных занятий по развитию познавательных способностей;

подготовка детских исследовательских проектов и их защита;

индивидуальная и групповая работа с папкой юного исследователя.

Для успешной реализации нашей работы была необходима единая линия д/с и семьи, поэтому в этом плане велась большая работа с родителями.

В начале учебного года было проведено ознакомительное родительское собрание. В ходе собрания мы разъяснили сущность исследовательской деятельности, рассказали  о ее значимости для интеллектуального развития детей. В раздевальной комнате оформили стенд « Путь в неизведанное», который содержит интересные  рубрики:

1. «Родительская энциклопедия»;

2. « В кругу семьи»;

3. «Советы психолога»;

4. « Знакомые незнакомцы».

На другом стенде помещали фотографии различных опытов, наблюдений, проведенных детьми в группе и на участке, а также рекомендации о том, что необходимо делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию; в конце каждого месяца информировали родителей о содержании занятий на следующий месяц.

Мы понимали, что успешная реализация нашей программы м/б благоприятной при условии создания оптимальной развивающей среды, а также спокойной, доброжелательной атмосферы, поэтому мы начали свою работу с создания условий. Для этого в группе организовали детскую научную мини лабораторию. Материал, находящийся в лаборатории, был распределен по разделам:

«Песок и глина»,

«Звуки»,

«Магниты»,

«Бумага»,

«Стекло»,

«Свет»,

«Резина».

Заготовили много разнообразного природного материала. Все необходимое расположили в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве. Собрали большую библиотеку детской научно-познавательной литературы по темам;

-  космос,

- география,

- организм человека,

- животный мир, приобрели различные географические карты, атласы, глобусы, микроскоп, магнитофон и много другое оборудование, необходимое для исследовательской деятельности. Также в группе разместили живой уголок, огород на окне. На территории д/с разместили учебные, специально оборудованные маршруты в природу ( лес, поле, луг, сад, огород). Эта непосредственная близость детей к природе позволила формировать умение видеть, слышать, всматриваться, удивляться.

В группе организовали кружок «Маленький исследователь»,девиз которого «Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделал сам», разработали план работы на учебный год, составили конспекты с учетом опытнической работы по программе «Детство». Были проведены опыты с песком, глиной, магнитом, водой, воздухом, тканью, стеклом, звуком, светом, растениями. Все рабочие моменты кружка фиксировали в педагогическом дневнике наблюдений. Изначально работа планировалась с подгруппой, но мы не стали отбирать детей, а решили дать им возможность выбрать самим по желанию заниматься в кружке. Но работа настолько нравилась им, что никто не остался в стороне, а присутствие родителей в кружке делало эти занятия наиболее плодотворными, так как всегда была возможность повторить опыты дома, что усиливало интерес детей и родителей, делал их союзниками в нашей деятельности.

Два раза в неделю мы занимались в тетрадях под ред. Савенкова А.И. «Развитие творческого мышления», «Развитие познавательных способностей». Эта работа развивала у детей такие исследовательские умения и навыки, как: умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезу, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, доказывать свои цели, подбирать материалы для исследований.

Также ребята занимались с «Папкой исследователя» по методике Савенкова А.И.. Сначала мы сделали карточки с символическими изображениями, затем оформили для каждого ребенка папку, провели тренировочные занятия, на которых мы познакомили детей с этапами самостоятельных исследований. В дальнейшем дети самостоятельно выбирали тему, ставили перед собой задачи, выдвигали гипотезу, собирали всевозможную информацию и выступали с готовыми исследовательскими работами. Для помощи в выборе темы исследования мы оформили папку с тематическими рисунками, также изготовили атрибуты для игровой ситуации «Защита исследовательских проектов». Большую помощь в этом нам оказывали родители. Совместно с ними дети подготовили и выступили на детских конференции в рамках д/с перед своими сверстниками, которые очень активно задавали выступающим свои вопросы, на которые получали ответы.

Также проводилась активная работа на экологической тропе д/с, работа в экологических тетрадях, в которых дети фиксировали свои наблюдения, особенности сезонных явлений, познакомились с различными моделями. Этой работой занимались в свободное время индивидуально и по подгруппам: на прогулках, в утреннее и вечернее время.

Воспитанники нашей группы  стали победителями городских фестивалей и региональных конкурсов «Я - исследователь».  

В ходе исследовательской деятельности мы развивали и творческий потенциал детей. Они совместно с родителями сочиняли экологические сказки, которые были оформлены в альбом «В мире сказок». Эта работа позволила повысить экологические знания детей, любовь и бережное отношение к природе, окружающему миру. Также с помощью родителей изготовили альбом «Расскажи про себя», где дети делились впечатлениями о себе и своей семье.

Психологическое сопровождение всей работы осуществляла педагог – психолог. Она проводила:

входную, промежуточную и итоговую диагностику детей;

групповые занятия по развитию логического мышления, используя тетради под ред. Савенкова А.И. «Маленький исследователь».

Таким образом, мы неоднократно убеждаемся, что    приобретенные умения и навыки в исследовательской деятельности оказывают большое благотворное влияние на формирование личности ребенка. Некоторые дети с низким уровнем развития добились высоких результатов, сумели раскрыться и активно проявить себя в этой деятельности. У детей повысился интерес к учебной деятельности, желание пойти в школу.

Также существенным итогом работы можно считать усиление интереса и исследовательской деятельности. Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

Они оказываются на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. Ребенку интереснее и легче познавать мир, находясь в положении исследователя, так как природа снабдила его инстинктом накопления разнообразных сведений о мире. И надо сказать, что этот инстинкт очень силен: он все старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, разобрать-удержать его практически невозможно, без этого ребенка начинает страдать, то есть он познает обьект в ходе практической деятельности с ним.

Из всего сказанного видно, что стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно  искать новые сведения о мире – важнейшие  черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние всякого здорового ребенка, так как уже с рождения он – исследователь.

Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы дошкольных учреждений.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность»

Данный материал предназначен для воспитателей детского сада, а также для всех тех, кто интересуется вопросами современного дошкольного образования....

Методическая разработка по теме "Развитие познавательной активности детей с ОНР через поисково-исследовательскую деятельность"

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обит...

"Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"

На этапе дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формируются первоосновы его мышления, сознания, закладываютс...

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности (проектной деятельности, экологического образования.)»

Целью экологического образования в моей работе с дошкольниками является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской, проектной деятельности, а также...

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...