Сценарий занятия
методическая разработка (средняя группа) по теме

Епифанова Светлана Николаевна

сценарий занятия по формированию способности понимания. Для педагогов, работающих в режиме развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия

 по формированию способности понимания литературного текста

                                                                             Составила:

                                                                                воспитатель

                                                                                      Епифанова С.Н.

Тема: М. Пляцковский «Урок дружбы»

Возраст: средняя группа «Б» (4-5 лет)

Задачи:

1. Метапредметные:

Формирование у детей среднего дошкольного возраста основ понимания логики текста (определение предмета текста и развитие его содержания, построение смысловых версий на предмет понимания)

2. Предметные:

Развитие лексической стороны речи: понимать и объяснять переносное значение слов и выражений, пословиц.

Развитие связной речи: применение правил ведения диалога (не перебивать товарища во время разговора)

Воспитывать дружеское отношение друг к другу, умение оценивать поведение другого.

Деятельность

Актуализация знаний:

а) чтение воспитателем текста

- Сегодня я хочу вам прочитать один рассказ, который написал детский писатель Михаил Пляцковский. Рассказ называется «Урок дружбы».

(воспитатель читает рассказ до слов: «…- Ты, наверное, прав, - ответил Чик.»)

б) работа с первичным пониманием предмета: домысливание скрытого окончания текста.

- Как вы думаете, ребята, чем закончилась эта история? (версии детей)

- Почему ты так думаешь?

(разбивка версий детей, группировка идентичных)

в) чтение авторской концовки текста:

- Послушайте ребята, как закончилась на самом деле эта история.

- У кого были сходные версии? Кто думал также, как автор?

     2. Рефлексивный анализ предмета понимания:

а) восстановление представления воспитанников о предмете понимания.

- О чем рассказ? (дети выдвигают свои версии, направленные на понимание текста).

- Очень много мнений. Что нам нужно сделать, чтобы понять, чье мнение точнее? (обсудить, поработать, поразмышлять и т.д.)

б) активизация мыслительной деятельности воспитанника с помощью вопросов, выходящих за рамки текста (текст разделен на смысловые части, к каждой части простроена схема-рисунок).

1 часть: - Как вы понимаете такое выражение: «Дружили так, что водой не разольешь?»

- Это значит как?

2 часть: Бабушка Чику прислала ящик с пшеном. Но Чик ни словечка не  сказал своему приятелю. Почему?

3часть: - Что предложил Чирик своему другу, когда нашел зернышки пшена? Почему?

- А как вы понимаете такое выражение – «друзья все должны делить пополам?»

4 часть: Отчего стало стыдно Чику?

в) выдвижение «обобщенной» версии:

-   Я сейчас снова вам задам вопрос, который завала в начале нашей беседы: так о чем же этот рассказ? (Вторичное выдвижение версии по исходной теме и обозначение приращения знаний об исходном предмете).

г) выдвижение дополнительных знаний, в ходе занятия, и подтверждение их педагогом:

- Рассказ называется «Урок дружбы». Как вы думаете, какой урок  дружбы преподала нам эта история?

- А кого мы можем назвать другом?

- А что значит дружить?

3. Итог занятия (занятие закончить, основываясь на впечатлениях детей).

                                                                                                   

  М. Пляцковский.

«Урок дружбы»

     Жили два воробья, два друга – Чик и Чирик. Крепко дружили воробьи – так дружили, что водой не разольешь.

      Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

       «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.

        Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.

        - Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

        - Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел – ты и клюй!

        - Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так?

        - Ты, наверное, прав, - ответил Чик.

        Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зернышек.

        И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия в подготовительной к школе группе

Сценарий занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Изобразилию» Цель: Приобщать детей к  миру изобразительного искусства, развивать у них фантазию, творчество, воо...

Сценарий занятия детского оркестра "Праздник для птички"

ЦЕЛЬ:  Развитие у детей чувства ритма ЗАДАЧИ: Закрепить знания детей о празднике Продолжить работу над пением  каноном. Способствовать развитию мелкой моторики Развивать слуховое вос...

Сценарий занятия Семейного клуба в форме КВН

«Радуга на ладошке»,  сценарий занятия Семейного клуба в форме КВН для детей и родителей старшей группы...

«Восприятие живописи детьми дошкольного возраста», сценарий занятия Семейного клуба

«Восприятие живописи детьми дошкольного возраста»,  сценарий занятия Семейного клуба  для детей и родителей подготовительной к школе группы...

сценарий занятия на аттестацию

Сценарий мультимедийной разработки  непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы  Тема: «Космическое путешествие на планету профессора Всезна...

сценарий занятия "Путешествие в зоопарк"

занятие было показано на районном конкурсе "Лучший педагог детского сада-2011"...