Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) по теме

Андреева Анна Викторовна

Материалы для работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_dlya_sayta.2012.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

по теме «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Эмоции – это реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

Чувство – это своеобразное выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

Функции: регулятивная, сигнальная (основные); мотивационная; оценочная, стимулирующая;  защитная; коммуникативная.

Эмоции и чувства:

Астенические - переживания, снижающие активность личности

Стенические – переживания, повышающие активность личности

Положительные

Отрицательные

Эмоции носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент

Чувства человека носят социальный характер

-моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, обществу);

-интеллектуальные (связанные с познавательной деятельностью);

-эстетические (относительно событий общественной жизни);

-практические (связанные с деятельностью человека).

Страсти

Аффекты

Настроение

Формы протекания чувств и эмоциональные состояния: настроение, аффект, амбивалентность, апатия, вдохновение, депрессия, страсть , стресс, эмпатия.

Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонации и тембра голоса – возникновение и проявление эмоций и чувств всегда связано со сложной комплексной работой коры головного мозга, подкорки и вегетативной нервной системы.

                             Фундаментальные  эмоции  человека

                                               ( по  К.Е. Изард )

Обозначение

Эмоций

                Содержательная  характеристика

          1

                                                      2

Радость

Положительное  эмоциональное  состояние , которое  связано  с  возникновением  возможности  в  достаточно  полной  мере  удовлетворить  актуальную  потребность , вероятность  чего  до  настоящего  момента  была  либо  невозможной , либо неопределённой. Одна  из  максимально  желаемых  человеком . По  своей  сути  является  в  большей  степени  продуктом  событий  и  явлений , чем  непосредственным  устремлением.

Удивление

В  зависимости  от  ситуации  может  характеризоваться  как  положительная , так  и  отрицательная  эмоциональная  реакция. Возникает  в  ответ  на  внезапно  возникшие  обстоятельства , вызывая  торможение  всех  предыдущих  эмоций  и  направляя  всё  внимание  человека  на  объект , вызвавший  его . При  определённых  обстоятельствах  может  переходить  в  интерес .

Страдание

Отрицательно  окрашенное  эмоциональное  состояние . Появление  связано  с  получением  достоверной ( или  недостоверной ) информации  о  невозможности  удовлетворения  жизненно  важной  потребности , которое  до  настоящего  момента  представлялось  в  той  или  иной  степени  возможным .Характеризуется  появлением  чувства  одиночества , опустошения , снижением  активности , жалостью  к  себе .

Гнев

Отрицательно  окрашенное  эмоциональное  состояние , которое  может  быть  вызвано  внезапно  возникшим  большим  препятствием  на  пути  удовлетворения  исключительно  важной  для  человека  потребности .Проявляется  в  виде  сильной  внешне  выраженной  реакции ( покраснение , учащение  пульса) , сопровождается  появлением  чувства  силы , часто  неконтролируемой   агрессии  по  отношению  к  препятствию  или  объекту , его  воплощающему.

Отвращение

Отрицательное  эмоциональное  состояние . Вызывается  определённым  объектом (предметом , человеком , обстоятельством) , непосредственное  взаимодействие  с  которым( физический  контакт , наблюдение 0 резко  противоречит  с  принципами   (идеологическими , нравственными или  эстетическим ) установками  человека. Способствует  возникновению  непреодолимого  желания  избавиться  от  объекта , его  вызвавшего .В сочетании  с  гневом  может  выступать  мотивирующим  фактором  для  агрессивного  поведения.

Презрение

Отрицательное  эмоциональное  состояние , вызываемое  взглядами , жизненной  позицией  и  поведением  объекта  в  процессе  общения  с  ним , которые  представляют  субъекту  общения  не  соответствующими  принятым  нормам  и  правилам  , его  собственным  установкам  и  ценностям . Приводят  к  деперсонализации  объекта ,  вызвавшего  данное  эмоциональное  состояние .

Страх

Отрицательное  эмоциональное  состояние . Может  быть  вызвано  получением  информации  о  реальной  или  предполагаемой  угрозе  жизненному  благополучию , целостности  субъекта . Стимулирует  развитие  неуверенности  человека  в  своих  силах  и  возможностях , может  парализовать  волю  к  действию . Но  в  других  случаях, в  зависимости  от  личностных  особенностей  человека  и  конкретных  обстоятельств , может  способствовать  повышению  активности.

Стыд

Отрицательное  эмоциональное  состояние , вызываемое  осознанием  человеком  несовпадения  собственных  мыслей  , желаний , поступков, внешности  с  ожиданиями  окружающих  и  своим  собственными.

Вина

Отрицательно  окрашенное  эмоциональное  состояние , появляющееся  при  нарушении  моральных  и ( или ) этических  норм  субъектом  в  ситуации , за  которую  он  несёт  личную  ответственность.

Интерес

Положительное  эмоциональное  состояние , которое  стимулирует  развитие  навыков  и  умений , способствует  приобретению  знаний ,  выступает  мотивом  обучения , побуждает  к  творческим  устремлениям . Интерес, проявляемый  по  отношению  к  другим  людям , способствует  развитию  эмоционально  насыщенных  межличностных  отношений.

Шкала дифференцированных эмоций К. Изарда

(модификация С.И. Калинина)

Основная эмоция

Градация основной эмоции

Синонимы

Радость

Удовольствие-радость-ликование

Отрада, удовлетворение, наслаждение, блаженство, веселье, счастье, восторг, упоение.

Удивление

Удивление-изумление-поражение

Интерес

Внимательность-интерес-увлеченность

Заинтересованность, собранность, концентрированность; занимательный, любопытный; фиксировать, вникать, сосредоточиться.

Горе

Печаль-уныние-горе

Подавленность, скука, страдание, скорбь, горесть, тоска, грусть.

Гнев

Раздражение-гнев-ярость

Злоба, недовольство, возмущение, бешенство; сердитый.

Страх

Испуг-страх-ужас

Боязнь, трепет, жуть, тревога, беспокойство, опасение.

Стыд

Застенчивость-робость-стыд

Сожаление, раскаяние; смущаться, конфузиться, стыдиться, стесняться.

Отвращение

Неприязнь-отвращение-омерзение

Чувство брезгливости, гадливость; скверный.

Презрение

Презрение-пренебрежение-надменность

Напыщенность, спесь, чванство, заносчивость, кичливость.

Спокойствие

Тихий, безмятежный, невозмутимый.

Основные характеристики формирования эмоциональной сферы детей раннего возраста от1года до 3 лет:

-отсутствие эмпатии;

-характерные эмоциональные реакции отсутствует соподчинение мотивов,

связанные, с непосредственными желаниями;

-эмоциональная обусловленность конкретной ситуацией: может ли получить предмет, успешно ли действует с игрушками, помогает ли ему взрослый;

-отсутствие соподчинения мотивов;

-ребенок не в состоянии принять решение, сделать выбор;

-присутствует эгоцентризм;

-зарождается самосознание (узнавание себя в зеркале, называние себя по имени, переживание кризиса 3-лет «Я сам», употребление в речи местоимения «Я»);

-появляется первичная самооценка «Я хороший», как правило, в этом возрасте она максимально завышена;

-восприятие аффективно окрашено;

-включаясь в действия, ребенок не предвидит последствий и не переживает по поводу поступка и его последствий;

-важна оценка взрослого (похвала – отрицание);

-реакция на оценку взрослого, аффект - последнее звено в цепочке реакций.

Особенности формирования эмоциональной сферы у детей от 3 до 7 лет:

-более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;

-эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание - представление - действия – эмоция;

-эмоциональные процессы более управляемые;

-развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым). При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку  взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;

-аффект – первое звено в цепочке реакций;

-происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;

-самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается;

-соподчинение мотивов (мотивы приобретают разную силу и значимость), появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности);

-появляется способность оценивать свое поведение.

Изучение эмоциональной сферы ребенка.

Задание 1

Изучение особенностей использования детьми мимики, пантомимики при демонстрации заданной эмоции (проводится индивидуально).

Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 1.

Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.

В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком «+» обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.

Обработка данных.

Анализируют использование детьми выразительных средств при  показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.

Задание 2

Изучение выразительности речи (проводится индивидуально).

Ребенку предлагают произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно. Испуганно, сердито, удивленно.

Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 3.

Обработка данных.

Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний

Задание 3

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций (проводится индивидуально).

Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: «какое это лицо?»

Ответы записывают в таблицу 4.

Обработка данных.

Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.

Задание 4

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (проводится индивидуально).

Первая серия. Ребенку предлагается ответить на вопросы:

-Когда бывает интересно?

-Когда человек удивляется?

-Когда человек получает удовольствие?

-Когда бывает стыдно?

-Когда бывает страшно?

-Когда человек злиться?

-Когда бывает радостно?

-Когда у человека горе?

Ответы заносят в таблицу 5.

Вторая серия. Ребенку предлагается ответить на вопросы:

-Как ты думаешь, почему детям больше нравится книги с картинками?

-Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

-Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

-Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

-Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

-Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?

-Что чувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?

-Что почувствует человек, если него пропадет любимая собака?

Ответы заносят в таблицу 6.

Обработка данных

Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.

Задание 5

Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния (проводится индивидуально).

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.

Обработка данных

Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.

Страх:

-приход в детский сад;

-незнакомая, удивительная игрушка;

-поломка игрушки;

-плач, крик, сверстника, друга;

-нападение сверстника, друга;

-неуспешность в деятельности;

-незнакомые звуки;

-запрет, ругань, крик со стороны взрослого;

-незнакомое помещение;

-появление и приближение незнакомых взрослых или детей.

Гнев:

-уход матери, близкого человека;

-желание иметь что-то, чем обладает сверстник;

-желание иметь что-то, чем обладает взрослый;

-желание иметь что-то, что нельзя взять;

-сложная в использовании игрушка, поломка игрушки;

-внимание близкого обращенного на другого ребенка;

-другой ребенок забирает игрушку, нападает, дразниться, прячет игрушку;

-сверстники не принимают в игру;

-неуспешность на занятиях;

-воспитатель забирает игрушку, обижает, ругает;

физическое наказание;

-наличие препятствия.

Радость:

-приход в детский сад/домой;

-выполнение задания, действия;

-восприятие собственного отражения в зеркале;

-восприятие отражения другого ребенка, друга в зеркале;

-сверстник дурачится;

-внимание, похвала другого человека при взаимодействии и общении;

-совместная игра;

-смешные незнакомые звуки;

-воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

Печаль:

-приход в детский сад;

-уход матери, близкого взрослого;

-игра, общение со сверстниками;

-невнимание со стороны взрослого;

-наказание, порицание взрослого;

-трудности при выполнении задания;

-сверстники не принимают в игру.

Интерес:

-приход в группу, прогулка;

-незнакомый взрослый;

-незнакомый сверстник;

-новая игрушка;

-незнакомая игра;

-рассказ взрослого или показ чего-либо;

-проявление интереса на прогулке, во время занятий к предметам окружающей среды, явлениям природы;

-подготовка к праздникам.

Удивление:

- появление чего-либо/кого-либо в группе.

-незнакомая игрушка;

-на занятиях (на прогулке) услышал или увидел что-то новое;

-новая игра;

-знакомый сверстник, друг ведет себя по другому;

-близкий взрослый общается иначе.

                                Психологические методы:

1 Сказкотерапия – это самый древний психологический и педагогический метод. Он оказывается эффективный в работе не только с маленькими детьми, но и со взрослыми. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки даёт удивительный эффект и помогает преодолевать жизненные трудности

Современному ребёнку мало просто прочитать сказку, поговорить о её сюжете, о героях. Сказку необходимо осмыслить, вместе с детьми искать и находить скрытый смысл – уроки. Сказкатерапия – суть её в процессе образований связей между сказочными событиями, героями и поведением в реальной жизни, т.е. это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказках можно найти полный перечень всех жизненных проблем и ситуаций, которых ребёнок усваивает. Слушая сказки ребёнок накапливает в своём подсознании и при необходимости применяет в жизни.

В процессе сказкотерапии можно использовать разные жанры: притчи, былины, мифы, анекдоты и др. Типы сказок использующиеся в сказкотерапии: Художественные – народные, авторские – дидактические, психотерапевтические, медитативные, психологические.

Художественные сказки – их древняя основа – единство человека и природы несут в себе важные идеи мироустройства: 1) окружающий нас мир – живой. 2) все имеют право на собственную жизнь. 3) разделение добра и зла и победа добра. 4) всё самое ценное даётся через испытание, а что далось даром быстро теряется. 5) вокруг много помощников.

Дидактические сказки – они создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. В роли героев – цифры, буквы. В них раскрывается смысл и важность определённых знаний.

Психологические сказки – создаются для мягкого влияния на поведения ребёнка. Коррекционный смысл их в том, что происходит замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснения ребёнку смысла происходящего. Их создают сами психологи.

Психотерапевтические – это сказки врачующие душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, помогающий увидеть жизнь с другой, скрытой стороны. Многие из них посвящены проблемам жизни и смерти и т.д.

Медитативные – они создаются для снятия психо-эмоционального напряжения для накопления положительного опыта, положительных моделей взаимоотношений и т.д. В них нет конфликтов и злых героев. 1 вид. Они строятся по типу путешествия. И 2 вид сказки в которых отражены идеальные отношения между родителями и т.д.

Игротерапия – это использование игры для коррекции тех или иных выражения «Я». В дошкольном возрасте это направление занимает одно из ведущих средств, поскольку игра в данном возрасте является ведущим видом деятельности. Игротерапия – индивидуальная, – коллективная, – директивная – взрослый руководит игрой. Педагог выступает в качестве организатора и транслятора её символического значения, – не директивная – спонтанные игры самих детей Ролевая гимнастика. Уже в 3–4 года дети осваивают ролевые действия: походить как кошка, помяукать и т.д. Пальчиковые игры. Происходит обучение элементарной техники, выразительных движений, управление своим телом. 5–6 лет используют ролевые образцы т.е. ребёнок полностью принимает роль сказочных героев, животных, неодушевлённых предметов. При этом он использует голос, мимика, жесты, движения.

б) Психодрама. – это разыгрывание по ролям каких либо сюжетов. Пальчиковая драмматизация – разыгрывание сюжетов с помощью пальцев.

Игры направленные на развитие произвольности – умение управлятьсобой. Дети знакомятся с понятием «Сила», «Воля», хозяин своих чувств. Самоконтроль – догонялки, соревнования – эстафета.

Игры на развитие коммуникативных навыков. Они обучают умению сотрудничать, развивают вербальные и невербальные средства общения и т.д.

4 Игры на развитие воображения и творческого мышления.

3 Музыкатерапия. Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде.. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая, народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Все виды роковой музыки действуют угнетающе. Резко уменьшают объём памяти, внимания. В мозгу образуются вспышки, аналогичные приступам эпилепсии. Низкие звуки – стабилизируют психику. Высокие звуки – дестабилизируют психику. Сейчас активно начинают применять колоколотерапию. Сегодня разработаны целые пакеты программ, в которых подобраны определённые музыкальные произведения для лечения болезней. «Музыка гармонии» Гайден – хорошее чувства и др.

Возможности музыкатерапии.

а) Активизировать ребёнка, поднять настроение.

б) Улучшения эмоционального настроения.

в) Мышечная релаксация.

г) Успокоение.

д) Обогащение эмоционального мира.

Формы использования музыкотерапии.

а) На занятии в качестве фона.

б) При засыпании.

в) Для выплеска энергии.

Самостоятельные упражнения с музыкальными инструментами – выразить свои чувства, музыку радости, музыка страха.

Телесно-ориентированная терапия

Это методы работы с психикой, через тело. В происхождение большинства болезней и расстройств большую роль играет ненормально повышенное эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом нарушения гармонии между человеком и окружающим миром. Когда баланс нарушен, организм начинает искать выходы из трудной ситуации путём напряжения. Если стресс затягивается, напряжённость нарастает – возникает болезнь.

Цели этой терапии:

Снятие психологического напряжения

Снятие заторможенности, скованности.

Осознание своего тела, его возможности. Принять его, научиться им управлять.

Форма – релаксация приводит к снятию усталости, напряжения.

Форма работы с детьми:

1 Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.

2 Мышечная релаксация по представлению. Дети принимают позу покоя, включается приятная музыка, воспитатель задаёт какую то картинку.

Саморегуляция – научить ребёнка помогать самому себе, познакомить с методами саморегуляции.

Дыхательные упражнения. Задачи таких упражнений: успокаивает нервную систему, гасит эмоции, избавляет от тревожных мыслей, учит ощущать и контролировать свои мысли

Йоговские техники. В детском учреждении применяется адаптированный, специальный комплекс под названием «Баба Яга». Цели: Развивает умение управлять своим телом, дыханием. Освобождает от стресса или напряжения, приносит расслабление, умиротворённость, открытость к внешнему миру. Мышечная и психологическая релаксация.

Танцевальная терапия. Средство самовыражения. В основе танцевальной терапии лежит убеждение в том, что наша манера двигаться отражает наши личностные особенности, т.е. существует прямая связь между состоянием нашей души, разумом и движениями. Основной акцент делается на спантанность, техника танцевальных движений не учитывается и не важна, главное здесь самовыражение. Приводит к свободе выразительности движений. Так же укрепляет силы как на психическом, так и на физическом уровне. Даёт заряд бодрости и энергии.

Формы, виды Упражнений.

1 Сочинить свой танец.

2 Танец на тему: «Течение воды», «Полёт бабочки».

3 Свободный танец с закрытыми глазами и др.

Библиотерапия

Она включает в себя сочинения литературных произведений и чтение

1 форма. Создать чьё-либо в жизни описание.

2 форма. Письмо некоторым частям своего тела. Письмо от части тела к тебе

3 форма. Описать сильное переживание своей жизни в 5 строках, в рифме.

4 форма. Придумать сказку на любую тему.

6 Арт-терапия – лечение искусством. Искусство всегда являлось для людей источником наслаждения и удовольствия. Методика арт-терапии базируется на убеждении. Что внутреннее «Я» человека отражается в его рисунках всякий раз, когда он об этом не думает, т.е. рисует спонтанно. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов: страхи, внутренние конфликты, сны и т.д.

Существует два направления арт-терапии. 1) Восприятие готового произведения искусства. Здесь важно побуждать ребёнка выражать свои чувства возникшие при рассматривании. Это даёт развитие и обогащение эмоционального мира ребёнка. 2) Самостоятельное рисование, в котором ребёнок выражает мироощущения и свои эмоции.

Арт-терапия может способствовать достижению следующих целей:

Дать социально приемлемый выход агрессии и других негативных чувств.

Получить богатый материал для диагностики.

Проработать мысли и чувства, которые находятся под запретом или подавлены. Сконцентрировать внимание на своих чувствах, ощущениях.

Существуют определённые формы работы.

Спонтанное рисование. Выдаются бумага и средства рисования. Специального задания не даётся. Можно включить спокойную музыку. Глаза слегка прикрыты и рука сама водит по бумаги так, как ей хочется. Это учит вслушиваться в себя, выражать свои чувства, посмотреть на свой мир со стороны. Умение понимать мир другого через рисунки.

Ассоциативное рисование – это рисунки на тему: «Моя болезнь», «Мой дом» и т.д. Берутся темы из области чувств и взаимоотношений.

Рисование чувства. Берётся секундомер или песочные часы, в течении минуты смотрим на цветок, а потом рисуем не цветок, а свои эмоции и ощущения, которые вы испытывали глядя на него.

Рисование пальцами рук и ног. Такое рисование даёт чувство наслаждения, понятия настроения, снятия скованности

Рисование музыки.

Пословицы и поговорки.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Не так страшен черт,  как его малюют.

Боится его,  как черт ладана.

Боится,  как черт попа.

Бояться  волков — быть без грибков.

На трусливого  много  собак.

Бояться несчастья — и счастья не будет.

На трусливого и уж — змея.

В располохе и медведь труслив.

Он  сам своей тени боится.

Волка боятся — и от белки бежать.

В баню идти — пару не бояться.

Волков бояться — в лес не ходить.

Пуганая  ворона куста боится.

Грозит  мышь  кошке,  да  издалека.

Пуганый зверь далеко бежит.

Дай бог нашему теляте да волка поймати.

Кто назад бежит   тот честью не дорожит.

Дрожит,  как  лист  на  осине.

Молодец — на овец, а на молодца — сам овца.

Душа в пятки ушла.

Страх по пятам за неправдой ходит.

Кого медведь драл,  тот и пенька в лесу боится.

Страхов много,   а жизнь  одна.

Бодливую корову  из стада вон.

На чужой сторонушке рад своей коровушке.

Бранись, а на мир слово оставляй!

Сердце  веселится — и лицо  цветет.

Браниться бранись — а рукам волю не давай!

Весело поется,  весело и прядется.

Всякая  ссора красна мировою.

За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Гнев — плохой советчик.

Кончил дело — гуляй смело.

Гневлив с горшками не ездит.

Гость доволен - хозяин рад.

Господин гневу своему — господин всему.

Не спеши карать — спеши миловать.

Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь.

Не торопись казнить, дай слово вымолвить.

С людьми браниться -      никуда не годится.

Криком изба не рубится.

Видна печаль по ясным очам, а кручина —    по белу лицу.

Горе -  море, не переедешь.

С ребятами горе, а без них — вдвое.

Горе не горе, лишь бы не было боле.

Час в добре поживешь — все горе забудешь.

Горе не задавит, а с ног свалит.

Вперед да вперед — так меньше горе берет.

               

Сказ-ка

            Эмо-        

        ция


Ра-дость



Удив-ление


Страда-ние


гнев


дружба


През-рение


страх


стыд


вина


Инте-рес

«Котик и Петушок»

+

 

 +

+

+

«Рукавичка»

+

+

+

«Лисичка-сестричка»

+

+

+

«Колосок»

+

+

+

«Колобок»

+

+

«Зайчик и лисичка»

+

+

«Лисичка  и  кувшин»

+

+

+

«Зимовка  зверей»

+

+

+

+

«Ивасик-Телесик»

+

+

+

+

+

+

+

Упражнения по развитию мимической выразительности.

Упражнение 1

Определите, какое у меня (или у клоуна) лицо?

Педагог показывает детям различные эмоциональные состояния (веселое, грустное, злое, строгое, радостное и т.д.).

Упражнение 2  

Мимическая гимнастика

Предварительный показ педагога. Надуть щеки, втянуть щеки. Закрыть глаза поочередно. Поднять брови, опустить. Сдвинуть, раздвинуть.

Наиболее легкими заданиями, помимо вводных, являются такие, где ребенку предлагается выразить мимикой и жестом одно эмоциональное состояние (радость, удивление, страх и т.д.). Например:

Упражнение 3

Представьте себе, что сейчас (в сентябре) к нам вошел Дед Мороз. Мы все очень удивились (брови подняли, глаз широко открыты).

Упражнение 4

Представьте себе, что у вас на коленях пушистый котенок, он мурлычет, а вы его гладите.

Упражнение5

Дед и баба слепили снегурочку, и она постепенно оживает.

Упражнение 6

Покажите,  как Аленушка сидит на берегу и зовет братца Иванушку.

Упражнение 7

Покажите, как сестры золушки собираются на бал.

Упражнение 8

Ребенок «показывает лицом», какое у него настроение, а педагог должен отгадать (или отгадывают дети). Если не отгадают, то ребенок сам должен рассказать о том, что он задумал.

Следующими являются задания, в которых ребенку предлагается отразить два оттеночных эмоциональных состояния.

Упражнение 9

Откусили яблоко, оно очень кислое. А теперь у вас во рту вкусная конфета.

Упражнение 10

Представьте себе, что вы потеряли любимую игрушку, ищете ее и нашли.

Упражнение11

Тебе больно, но боль постепенно проходит.

Упражнение 12

Вдруг выскочила большая собака, ты испугался, а собака завиляла хвостом, пробежала мимо – ты успокоился.

Упражнение 13

Поссорился с товарищем, помирился. (Показать парой)

Упражнение 14

Царевна – Несмеяна, а потом ее рассмешили Емеля. Покажите Несмеяну.

Упражнение 15

Комар кружится над сватьей бабой Бабарихой, а  потом укусил ее. Покажите Бабариху.

Упражнение 16

Педагог напоминает канву рассказа Носова «Живая шляпа», дети  показывают его героев: мальчики сначала испугались, затем удивились, обрадовались

Упражнение 17

Педагог напоминает канву сказки «Заячья избушка», и просит детей показать, как лиса просилась в домик, как выгнала зайчика, пугала всех зверей, потом сама испугалась.

Упражнение 18

Та же сказка: показать эмоциональные переживания зайчика

Упражнение 19

Педагог напоминает канву сказки Маршака «Кошкин дом». Кошка весела, любезна с гостями, надменна с племянниками, жалкая после пожара, виноватая, а затем счастливая, заботливая по отношению к котам.

Упражнение 20

Покажите Машу из сказки «Три медведя». Сначала она веселая – пошла с подружками в лес, заблудилась – растерялась. Попала в избушку – любопытно. Пришли медведи- испугалась, прибежала домой, счастливая.

Упражнение 21

Один ребенок «насос», другой ребенок – «резиновая игрушка» (затем меняются ролями).

Индивидуальные задания или коллективные этюды – это творческое выражение каждым ребенком по-своему заданного эмоционального состояния. Это задания типа: «Представь, что ты...»

Упражнение 22

Представь, что ты в цирке (театре, музее, храме).

Упражнение 23

Ты спортсмен, чемпион.

Упражнение 24

Ты капитан корабля.

Упражнение 25

Ты учитель.

Упражнение 26

Ты поднялся высоко на воздушном шаре.

Упражнение 27

Ты на берегу ловишь рыбу.

Упражнение 28

Ты попал в страну чудес.

Психогимнастические упражнения (этюды).

Радость

1. «Золотые капельки» (радость, 4-5 лет)

Педагог говорит: «представьте, что пошел теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. И вот из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Вы подставляете лицо золотым каплям дождя. Как приятен теплый летний дождь!

(Выразительные движения: голову запрокинуть, плечи опустить, нежная улыбка.)

2. «Цветок» (радость, 4-5 лет)

Педагог говорит: «Представьте, что вы превращаетесь в цветочки. Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету свои лепестки».

3. «Ласка» (радость, 5-6 лет)

Мальчику подарили котенка. Мальчик ус улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого малыша. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется головой о его руки.

4. «Первый снег» (радость, 5-6 лет)

Много дней шел холодный дождь. Дул противный ветер. В саду было уныло и грязно мальчика не выпускали на улицу. Вот и сегодня мальчик проснулся и подумал, что опять не пойдет гулять. Он подошел к окну и замер от радостного изумления. Все вокруг было покрыто белым-белым снегом.

Утром глянул я чуть свет:

Двор по-зимнему одет.

Распахнул настежь двери.

В сад гляжу, глазам не верю.

Эй! Смотрите. Чудеса –

Опустились облака!

Было облако над нами,

Оказалось под ногами.

(А Гунули)  

5. «Встреча с другом» (радость, 6-7 лет)

У мальчик был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе. А его друг с родителями уехал на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды шел мальчик по улице и вдруг увидел, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!

(Выразительные движения: объятия, улыбка.)

6. «Про Таню» (горе-радость)

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

Тише Танечка не плачь

Не утонет в речке мяч.

7. «Новая кукла» (радость)

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело

скачет, кружится, играет с куклой.

8. «В лесу» (внимание, страх, радость)

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал,

оглянулся, нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно

голосов. Вроде слышит он какой-то шорох, потрескивание

веток, а вдруг это волк или медведь (страх). Но тут ветки

раздвинулись, и он увидел своих друзей. Они тоже искали его.

Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой. (радость)

9. «Кто как радуется» (радость)

Дети встают в круг. Педагог предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются -при встречи с мамой;

- когда они встречают гостей в свой день рождения;

-при совместных прогулках с родителями;

-при походе в зоопарк, цирк, парк.

(Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.)

10. «Новые игрушки» (радость)

Девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Сереже – новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся. Играют с новыми игрушками. Звучит веселая музыка. Детям раздаются игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.

11. «После дождя» (радость)

Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

12. «На лесной полянке» (радость)

На полянке собрались

Лисы. Белки, звери.

Песни, пляски завели

У зеленой ели.

Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке, и поводить хоровод.

13. «Бабушка приехала» (радость)

Ваня живет в городе с мамой и папой. Каждое лето он ездит отдыхать в деревню к бабушке. Зимой, когда Ваня ходит в детский сад, он сильно скучает по бабушке и ждет, когда наступит лето.

Однажды вечером в квартире раздался звонок. «Кто бы это мог быть?» — подумал Ваня и побежал открывать дверь. Он распахнул ее и увидел свою бабушку, которая приехала из деревни. Это был настоящий сюрприз! 

14. «Солнышко» (радость)

Ведущий распределяет детям роли птичек, зайчат, букашек из стихотворения К. Чуковского «Краденое солнце». Дети изображают радость солнышку.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать,

За букашками летать.

Стали зайки на лужайке

Кувыркаться и скакать.

15. «Чунга-чанга»(радость)

Путешественник пристал на своем корабле к острову, где все радостны и беззаботны. Это сказочный остров Чунга-чанга. Как только он сошел на берег, его тут же окружили жители этого чудесного острова — маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках были надеты одинаковые пестрые юбочки, а на руках и ногах у них звенели браслеты с крошечными колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее яркие бусы, а в волосах красивые перья и цветы. С веселой улыбкой они пританцовывают под музыку В. Шаинского «Чунга-чанга» вокруг путешественника и напевают:

Чудо-остров, чудо-остров,

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто,

Чунга-чанга

16. «Вкусные конфетки» (радость)

У девочки в руках воображаемый кулек или коробка с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

17. «Нежность» (радость)

Девочка с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и трется головой о ее руки.

18. «Угощение» (радость)

У  мальчика — день рождения. Ему подарили коробку с конфетами. Он предлагает детям угоститься. Они берут по одной конфете, благодарят и кладут её в рот. По их лицам видно, что угощение вкусное. Дети жуют и улыбаются.

19. «Хорошее настроение (радость)

Мама послала сына в магазин: «купи, пожалуйста, печенье и конфеты, - сказала она, - мы попьем чаю и пойдем в зоопарк». Мальчик взял у мамы деньги и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.

(выразительные движения: походка - быстрый шаг, улыбка.)

Горе

1. «Про Таню» (горе-радость)

Наша Таня громко плачет

Уронила в речку мячик

Тише Танечка не плачь

Не утонет в речке мяч.

2. «Стрекоза замерзла» (горе, 4-5 лет)

Пришла зима, а стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода.

Холодно, холодно.

Ой – ей - ей-ей!

Голодно, голодно,

Жутко зимой!

Мне не куда деться.

Сугробов не счесть.

Пустите погреться.

И дайте поесть.

3. «Северный полюс» (горе, 5-6 лет)

У девочки Жени был волшебный цветик - семицветик. Захотела она попасть на Северный полюс. Достала Женя заветный цветик - семицветик, оторвала один из его лепестков, подбросила его вверх и сказала:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была на Северном полюсе!

И Женя тут же как была в летнем платьице, с голыми ногами, одна-одинешенька, оказалась на Северном полюсе, а мороз там 100 градусов.

(Выразительные движения: колени сдвинуты так, что одно колено прикрывает другое; руки около рта; дышать нужно на пальцы. Мимика: брови сдвинуты к переносице, внешние уголки опущены вниз; уголки рта тоже опущены вниз.)

4. «Золушка» (горе, 6-7 лет)

Жила когда-то Золушка. Жила она с отцом и мачехой и двумя сестрами. Мачеха невзлюбила ее, заставляла много работать, обижала. И даже не взяла на бал. Но добрая фея, крестная Золушки, помогла ей: подарила платье, карету, хрустальные туфельки. И Золушка отправилась на бал. Принцу она сразу же понравилась, они танцевали и не заметили, как наступила ночь, часы стали бить 12 раз. Золушка испугалась, так как знала, что и красивое платье, и карета с лошадьми исчезнут после последнего удара часов. Она побежала и в спешке обронила туфельку. Печальная возвращалась Золушка домой. Таким же грустным был Принц: ему очень понравилась эта девочка, а он даже не спросил е имени.

Злость

1. «Гневная гиена» (злость, 5-6 лет)

Гиена стоит возле пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждет, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость. Если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке, и все время повторяет:

Я странная Гиена,

Я гневная Гиена,

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена.

2. «Битва» (злость)

Ребенок играет роль Ивана-царевича, который борется с трехглавым Змеем Горынычем и побеждает его. Очень горд и рад Иван-царевич своей победе.

Выразительные движения: у исполнителя роли Змея Горыныча голова и кисти рук — это головы Змея. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, «нападают» и никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые), а Иван-царевич с большим усилием машет воображаемым мечом.

(Поза и мимика: у победителя ноги слегка расставлены, голова чуть откинута, плечи расправлены, брови приподняты, на лице улыбка.)

3. «Сердитый дедушка» (злость)

К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, потому что Петя ушел гулять за калитку без предупреждения. Куда он пошел? Вдруг с ним что-нибудь случится?

Гнев

1. «Баба-Яга» (гнев)

Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку,

чтоб потом съесть Аленушку, а сама уснула. Проснулась,

а Аленушки нет – сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без

ужина осталась, бегает по избе, топает ногами,

кулаками размахивает.

2. «Дуремар и Тортила» (презрение, гнев)

Пришел Дуремар к пруду и встретил там черепаху

 Тартилу. Захотел он ее поймать, а черепаха просит:

 «Отпусти меня!  Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий

чемодан, глупая тетка Тартила, чем ты можешь от меня

откупиться? Разве своей костлявой крышкой, куда прячешь

лапы и голову. Я бы продал ее на гребешки». Рассердилась

черепаха на такие грубые слова и говорит: « Клянусь – ни

ты и никто другой не получит волшебного ключика! Его

получит только тот, кто заставит все население пруда

просить меня об этом!»

3. «Дюймовочка и майский жук» (отвращение и гнев)

Майский жук перенес Дюймовочку с листка кувшинки

на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил

на ней жениться. Но Дюймовочке совсем не понравился

жук: он был таким толстым, блестящим и очень неприятным.

Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился

не нее за это, затопал всеми 6 лапами и, слетев с дерева,

посадил ее на ромашку.

4. Хмурый орел (гнев, 6-7 лет)

Вот за решеткой, хмур и зол,

Сидит орел.

Могучих крыльев гордый взмах

Внушает страх.

Давно ль громады грозных шкал

Он облетал

И камнем падал свысока

На врага.

Он был свободный властелин

Седых вершин.

Теперь в неволе, хмур и зол

Сидит орел. (В. Викторов)

5. «Король боровик не в духе» (гнев, злость)

Цель: развитие умения распознавать эмоциональное состояние.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи. (В. Приходько)

Стыд

1. «Кот Васька» (стыд)

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла

наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог.

Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську.

Ваське стало стыдно.

2. «Стыд»

Дети разыгрывают поведение и мимику братьев из сказки П. Ершова «Конек-горбунок».

Братья сильно испугались,

Зачесались и замялись.

А Иван им стал кричать:

«Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас коней не брал».

Старший, покраснев, сказал:

«Дорогой наш брат Иваша,

Что переться — дело наше,

Но возьми же ты в почет

Некорыстный наш расчет».

Важно, чтобы каждый участник почувствовал испуг и  стыд в роли братьев.

Интерес

1. «Лисичка прислушивается» (интерес)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик

с петушком и прислушивается, о чем они говорят.  

2. «Кузнечик» (4-5 лет)

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стал она к нему подкрадываться. Только протянула руку, чтобы прикрыть его ладошкой, а он прыг – и вот уде стрекочет совсем в другом месте.

Педагог предлагает детям встать свободно, разбиться на пары: мальчик и девочка. Мальчики будут играть роль кузнечиков, а девочки должны постараться поймать их, но сначала внимательно и с интересом рассмотреть.

(выразительные движения: шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцах.)

3. «Что там происходит?» (интерес, 5-6 лет)

Мальчики стояли в тесном кружке, и что-то делали, наклонив голову вниз. А в нескольких шагах от них стояла девочка. «Что там происходит?»- думала она, но ближе подойти не решалась.

(Выразительные движения: голова повернута в сторону происходящего действия, взгляд пристальный. Поза: одна нога выдвинута вперед, на нее перенесен вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль туловища.)

4. «Любопытный (интерес, 6-7 лет)

По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик заметил это, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в сумке. Мужчина шел широкими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки «прилип» к прохожему: то с одной стороны подбегал к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывал в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился. Поставил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь. Там лежали всего-навсего 2 обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша, пошел к своему дому.

5. «Облака» (интерес)

Мальчик лежит на травке и наблюдает, как облака плывут по небу. Одно похоже на белого пушистого зайчика, другое — на дракона с огромным хвостом, а третье — на большой красивый цветок.

(Поза: ребенок лежит, руки сцеплены в «замок» и положены под голову. Мимика: нижняя губа закушена, глаза смотрят чуть вверх.)

6. «Сосредоточенность» (интерес)

Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте.

(Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.)

7. «Жучка принюхивается» (интерес)

Собака Жучка увидела косточку и застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились. Жучка с интересом смотрит на косточку и принюхивается.

8. «Машенька прислушивается» (интерес)

Машенька (из сказки «Три медведя») уснула на кроватке маленького медвежонка. В это время домой вернулись медведи. Машенька проснулась и прислушивается, о чем они говорят.

9. «Бабочка» (интерес)

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большую красивую бабочку. Только протянула руки, чтобы прикрыть ее ладошками, а та крылышками замахала и улетела.

Удивление

1. «Фокус» (удивление)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.

2. «Кто съел варенье?» (удивление – стыд)

Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома.

Мальчику очень хотелось попробовать вишневого  варенье…и он не заметил, как съел все варенье. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье».

Мальчику стало стыдно за свой обман.

3. «Удивление» (4-5 лет)

Мальчик со своей мамой отправился в цирк. Там выступало много артистов – людей и животных. Но вдруг он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл, кошки там не было…, а из чемодана выпрыгнула собака. Мальчик очень удивился.

(Мимика: рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.)

4. «Живая шляпа» (удивление 5-6 лет)

Мальчик гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у открытого окна:

-Дима, пора домой, обед уже на столе.

Дима попрощался приятелями и пошел к дому. На дороге он увидел шляпу и решил ее поднять, но шляпа, как - будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в  сторону. Дима очень удивился.

5. «Круглые глаза» (удивление, 6-7 лет)

Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что там бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что под ней сидит котенок».

6. «Усталость» (удивление)

Мальчик Петя весь день помогал своей бабушке поливать огород. И вот, когда все было полито, Петя почувствовал, как же он все-таки устал.

(Выразительные движения: руки висят вдоль тела, плечи опущены, голова чуть-чуть опущена.)

7. «Вожатый удивился» (удивление)

Педагог читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный!

Однажды на трамвае

Он ехал на вокзал.

И, двери открывая,

Вожатому сказал:

-Глубоко уважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить?

Вожатый удивился-

Трамвай остановился.

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Выбирается ребенок на роль вагоновожатого. К нему со странной просьбой обратился человек рассеянный с улицы Бассейной.

(Выразительные движения: Ребенок смотрит на говорящего. Руки бессильно падают вниз или одна прикрывает рот, как бы с целью сдерживания восклицания. Мимика: Брови и верхние веки приподнимаются.)

Печаль

1. «Золушка» (печаль)

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше

не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

2. «Гадкий утенок» (презрение-печаль)

На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были

обычными, а один какой-то неуклюжий, с длинной шеей.

Все птицы невзлюбили гадкого утенка, они надменно говорили:

«Какой он гадкий!» Даже его мать утка часто повторяла: «Глаза

бы мои на тебя не глядели!»

Из группы детей выбирается «гадкий утенок», а остальные дети – это птичий двор. Все дети демонстрируют свое отвращение, брезгливость к утенку, который на них не похож.

(Выразительные движения: неприязнь, отвращение - голова слегка откинута назад, брови нахмурены, глаза слегка прищурены, верхняя губа подтянута вверх. Униженность — голова опущена вниз, плечи сведены вперед, глаза смотрят в пол.

Далее разыгрывается сценка после превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя, когда он с гордым видом пролетает над птичьим двором и все птицы восхищаются его грацией и красотой.

Выразительные движения: гордость — голова приподнята и повернута слегка в сторону, глаза смотрят прямо, спина прямая.

Восхищение - рот слегка приоткрыт, глаза расширены и смотрят вверх, руки ладонями на груди.)

3. «Остров плакс» (печаль)

Путешественник попал на Волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают реветь.

(Мимика: брови приподняты и сдвинуты, рот полуоткрыт, уголки рта опущены.)

4. «До встречи!» (печаль)

От вокзала отходит поезд — бабушка уезжает в деревню. Девочка с мамой и папой провожают ее. Они машут ей поднятыми руками: «До свидания! До встречи!»

5. «Потерял(а) варежку» (ленточку из косы, брошку и т.д.)

Девочка приходит с прогулки домой печальная, она потеряла варежку( ленточку...)

Страх

1. «Про Галю» (страх)

Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, рвала цветы, пела песенки и услышала, что позади нее, что-то зашипело: «Ш-ш-ш». Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «я испугалась гуся. Он громко шипел и хотел меня ущипнуть».

Бабушка успокоила Галю.

2. «Ваза» (страх)

Девочка Маша стояла у раскрытого окна и смотрела, что происходит на улице. На столе рядом с окном стояла ваза. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, ваза упала. Девочка очень испугалась. И тут в комнату вошла мама.

Что она сказала  и сделала девочке?

3. «Котенок потерялся» (страх)

Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел бабочку и побежал за ней. Отстал от Васи и теперь не знал, куда идти. Стало ему страшно.

Он сжался в комочек и жалобно замяукал. Мимо шла девочка Катя. Увидела она котенка и спрашивает: «Что с тобой? Ты испугался? Тебе страшно?»

Котенок ей отвечает: «Я потерялся. Мне страшно. Я не знаю, как найти мой дом и Васю».

Девочка приласкала котенка и проводила его домой.

4. «Один дома» (страх)

Мама - енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался

один дома. Вокруг темно, слышны разные шорохи.

 Крошки- еноту страшно- а вдруг на него кто-нибудь нападет,

 а мама не успеет прийти на помощь?

5. «Лисенок боится» (страх, 4-5 лет)

Однажды лисенок гулял со своей мамой по лесу. Он погнался за разноцветной бабочкой. Бабочка улетела. Лисенок оглянулся, чтобы посмотреть, где мама. Он увидел свою маму на другом берегу ручья, но теперь он никак не может решиться войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.

6. «Момент отчаяния» (страх, 5-6 лет)

Мальчик с родителями приехал в незнакомый город. Они только сошли с поезда и идут по перрону. Мальчик отстал от родителей. Он не знает, что делать: мамы и папы нигде нет.

(Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.)

7. «Что в углу» (страх, 6-7 лет)

Что виднеется в углу

С черной тенью на полу.

Непонятное, немое,

Не пойму и сам какое,

Человек или предмет?

Ах, скорей зажгите свет!

Вдруг оно сейчас подскочит,

Утащить меня захочет?

Вдруг, издав ужасный стон,

Побежит за мной вдогон?

Схватит? Стащит одеяло?

Свет зажгли – мне стыдно стало.

Я ошибся. Виноват.

Это – дедушкин халат! (А. Кушнир)

8. «Ночные звуки» (страх)

Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застает его в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь, поднялся ветер. Деревья громко скрипели и гнули ветки под напором ветра почти до земли, а утенку казалось, что его хватают большие темные мокрые лапы. Перекликались филины, а утенок думал, что это кто-то кричит от боли. Долго метался утенок по лесу, пока нашел себе местечко, где можно было спрятаться.

Оформление. В комнате минимальное освещение. Все дети, кроме ребенка-утенка, изображают деревья и пеньки, принимая угрожающие позы и издавая громкие, пугающие звуки: завывают, ухают и т. п. Утенок прячется в маленькой пещере (под столом). Он сжимается в комочек и дрожит.

Презрение и отвращение

1. «Новая девочка» (презрение)

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье,

а в руках держала красивую куклу,  а на голове у нее был

завязан большой бант. Она считала себя самой красивой,

а остальных детей – недостойными ее внимания. Она смотрела

на всех свысока, презрительно, поджав губы.

2. Соленый чай (отвращение)

Мальчик во – время еды смотрел телевизор. Он налил себе чай

и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку

2 ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же

противно стало у него во рту!

3. «Грязь» (отвращение)

Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо было перейти дорогу, где шли ремонтные работы и было все раскопано. Недавно прошел дождь, и на дороге было грязно и скользко. Мальчик шел осторожно, стараясь не пачкать ботинки.

(выразительные движения: походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, ступая на кончиках пальцев, как бы нехотя и делая вид, что он выбирает более чистое место.)

4. «Разные настроения» (4-5 лет)

Ох, как плачет малыш –

Что медведь рычит.

А смеется малыш –

Что ручей журчит.

А уж слезы текут –

Будто дождик льет.

Улыбается малыш –

Будто солнце взойдет.

Вот такой малыш

Подбор и систематизация подвижных игр для развития эмоциональной сферы

Подвижные игры со словесным сопровождением

Подвижные игры со звуковыми сигналами

Подвижные игры со зрительными ориентирами

Гуси и волк

Цель: развитие воображения, жалости, тревоги, групповой сплоченности.



Гуси – гуси

Цель: развитие воображения, выразительность движения и речи.

Игра: «Ежик топал по тропинке»

Цель: Выполнение движений в соответствии с текстом, выражая эмоциональные состояния героев.

Мышеловка

Цель: развитие выразительности речи и мимических движений.


Кошка и мышка

Цель: развитие выразительности движений, способность определять эмоции по мимике.

Горелки

Цель: развитие выразительности речи, групповой сплоченности.

Краски

Цель: развитие эмоционального состояния: радости, удивления.

Мыши и кот

Цель: развитие эмоций: удивление, злость, обида.

Тропинка

Цель: учить детей сообща подчиняться определенным игровым правилам. Показывать с помощью мимики разные эмоциональные состояния.

Пустое место

Цель: формирование партнерских отношений в игре.


«Если нравится тебе.»

Цель: развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.



Земля, огонь, вода, воздух

(пантомима)

Цель: развитие выразительности движения, пластики, воображения.

Затейники

Цель: развитие выразительности движений, раскованности, воображения, чувства юмора.


Лисы и зайцы

Цель: развитие таких эмоций как: радость, горе, удивление.


Тух – тиби – дух

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Тренируем эмоции

Цель: развитие воображения, наблюдательность, выразительности движений (радость, страх, удивление.)

Игрушки

Цель: передать движения и эмоции разных животных.




Бездомный заяц

Цель: развитие выразительности эмоций: удовольствие, счастье, веселье, удивления.

Карусель

Цель: развитие чувства темпа, эмоции: грусть, обида, уныние.




Тише едешь, дальше будешь.

Цель: учить детей передавать заданное эмоциональное состояние.


Встречные перебежки (эстафета)

Цель: Чувство товарищества.



Перенеси предметы

Цель: развитие сплоченности.



Эстафета парами

Цель: развитие сплоченности и дружелюбия.


Прыжки через веревку: Удочка

Цель: воспитание положительного отношения к успеху товарища.


Упражнение с обручем


Игра с мячом: «Штандер»

«Мяч вдогонку»

Цель: Восприятие положительного отношения к успеху товарища.


Ключи

Цель: воспитание сопереживания, оказание помощи.


Кто сделает меньше шагов?

Игры-забавы

Перетягивание каната; задом наперед; перекатывание с боку на бок;

Цель: дружелюбие и поднятие настроения, чувство гордости.

Описание особенностей проявления эмоциональной сферы в движении.

1.Осанка.

а) Общий вид. Распрямленный, сутулый, сгорбленный, напряженный, расслабленный, пообобранный, скованный, естественный, свободный, непринужденный, величественный, принужденный, подавленный. Осанка без резких особенностей.

Б) Голова поставлена прямо, склонена набок, откинута назад, опущена, втянута в плечи.

В) Плечи распрямлены, сдвинуты вперед, назад, приподняты, опущены, одно плечо выше другого. Ребенок передвигает плечами.

г) Корпус )туловище) прямой; искривление позвоночника (лордоз, кифоз, сколиоз). Живот втянутый, вздутый, отвислый. Ребенок ходит корпусом вперед, откинув корпус назад, склонив корпус в сторону, качает при ходьбе бедрами, корпусом из стороны в сторону; стоит (сидит) и двигается бочком.

д) Руки прижаты к корпусу; локти не прижаты к корпусу; локти торчат в стороны; ребенок размахивает руками сильно, средне, слабо; скрещивает руки, переплетает пальцы; ладони повернуты внутрь, наружу вперед, назад; пальцы сжаты в кулаки, растопырены, выпрямлены, скрючены (полусогнуты), чрезмерно разогнуты.

е) Ноги выпрямлены, подогнуты в коленях; в положении стоя или сидя: перекрещиваются, плотно сжаты, расставлены широко, узко. Ребенок ходит, не сгибая ног, подогнув ноги в коленях, естественно сгибая-разгибая колени; на цыпочках, с пятки, стучит пятками при ходьбе, ставит стопы носками наружу, параллельно друг к другу.

2.Походка. Ребенок спотыкается, падает, задевает нога за ногу, волочит ноги, шаркает, топает, разбрасывает ноги в стороны, семенит, подпрыгивает на ходу, ходит, как на пружинках. Походка быстрая, медленная, ровная, порывистая, плавная, угловатая, неуверенная, неуклюжая, грациозная, скользящая, эластичная, скованная, размеренная; походка манекена.

3.Поза. Однообразие, разнообразие поз. Естественность, искусственность, напряженность, скованность позы; вычурные позы. Резкость, быстрота, постепенность, медленность, порывистость, плавность в перемене позы. «излюбленные» позы (какие?).

4 Мимика. Живая, вялая, бедная, богатая, маловыразительная, выразительная, естественная, наигранная, свободная, рассчитанная. Напряженная, спокойная. Плавность, порывистость, резкость, постепенность, быстрота, медленность перехода от одного выражения лица к другому; внезапное, постепенное, длительное, короткое застывание на одном выражении. Гримасничание. Амимичное (неподвижное) лицо. Разобщение отдельных участков мимики. Дифференцированная мимика.

5.Выражение лица. Взгляд прямой, открытый, потупленный, хмурый, исподлобья, лукавый, заинтересованный, невыразительный, отсутствующий, затуманенный, застывший, блуждающий. Выражение лица спокойное, тупое, грустное, несчастное, веселое, напряженное, спокойное, лукавое, хитрое, угрюмое, брезгливое, надменное, самодовольное.

6.Жестикуляция. Живая, вялая, бедная, богатая, маловыразительная, выразительная, естественная. Наигранная, рассчитанная, напряженная, спокойная, связная. Порывистая, резкая, закругленная. Преобладающие жесты (какие?).

7.Речь: голос тихий, громкий, глухой, резкий, пронзительный, визгливый, дрожащий, срывающийся, хриплый, надтреснутый, гнусавый, ломающийся. Звукопроизношение правильное, неправильное: картавость, шепелявость, смягчение согласных (после гласных). Перестановка слогов, букв. Заикание. Темп речи ускоренный, замедленный, прерывистый, меняющийся, постоянный. Речь выразительная, невыразительная, монотонная, отрывистая, протяжная. Неотчетливая, четкая, бормочущая, с придыханием, певучая, мелодичная, скандированная, смазанная.

8. Нарушекние психо-моторного поведения.

А) Психомоторное беспокойство: непоседливость, перебирание в руках предметов, разбрасывание предметов, беготня, хватание, лазание и т.п. богатство, бедность, неутомимость, непродуктивность, бесцельность движений, ограниченность, отсутствие целесообразных движений.

Б) Психомоторная заторможенность: ступор, автоматическая подчиняемость, малоподвижность, вялость, застывание в одной позе, сохранение подолгу одного и того же выражения лица.

Периодичность, нерегулярность в смене психомоторного беспокойства и заторможенности; отсутствие смены. Тики. Тремор (трясение, дрожание).

9.Сведения о моторике со слов лиц, наблюдающих ребенка в повседневной жизни (родители, педагоги).

А. Общая характеристика двигательной сферы ребенка: неуклюжесть, ловкость, мешковатость, грациозность, нерасторопность, отчеканенность, порывистость, плавность, суетливость, размеренность, развинченность, подобранность, живость, вялость, возбужденность, заторможенность, скованность, естественность, искусственность, легкость. тяжеловатость, эластичность, угловатость, точность, быстрота, замедленность, сила, слабость, обилие, бедность, резкость, размашистость движений.

Б.Способность к трудной и продолжительной работе: быстрота, медленно проявляются признаки утомления.

В. В чем обнаруживаются успехи: физкультуре, ритмике, танцах, ручном труде (в каком?), рисовании, лепке, музыке (какой инструмент?).

Оценка:

1. Признаки психомоторного неблагополучия: сгорбленность, приниженность. подавленность, напряженность (втянутая в плечи голова, приподнятые плечи, или одно выше другого; руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки); походка на цыпочках, неуверенная. Вялая, спотыкающаяся или как у манекена; позы застывшие, скованные, однообразные; бесцельность, непродуктивность движений при обилии или психомоторная заторможенность; жестикуляция и мимика вялая, бедная маловыразительная; гримасничание, амимичное  (неподвижное) лицо, недифференцированность, разобщенность отдельных участков мимики; речь невнятная. невыразительная. монотонная; заикание и т.п.

2 Признаки психомоторного благополучия: естественность, свобода, непринужденность; осанка прямая (без напряжения) или без резких особенностей; голова поставлена прямо, плечи расправлены, корпус прямой, живот втянут; походка естественная, упругая; естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, их смене; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; выражение лица осмысленное, радостное («светлое»); мимика живая, выразительная, естественная, свободная, спокойная; речь внятная (после 5-ти лет),  выразительная, певучая, мелодичная и т.п.

3 Признаки отражающие индивидуальные черты характера: голова склонена набок, откинута назад, опущена; ребенок падает корпус вперед или отклоняется назад, при ходьбе качает корпусом из стороны в сторону; расставляет локти в стороны, размахивает руками, сильно, средне, слабо; ладони повернуты внутрь, вперед, назад («открытие» или «закрытие»); позы с перекрещенными руками и ногами; ходит, не сгибая ног, подогнув ноги в коленях, с пятки, стучит пятками при ходьбе, ставит стопы носками наружу, внутрь, параллельно друг другу; волочит ноги, шаркает, топает, разбрасывает ноги в стороны, семенит, подпрыгивает на ходу, ходи как на пружинках; движения и жесты быстрые, медленные, порывистые, плавные, угловатые, неуклюжие, грациозные, эластичные, размеренные; взгляд потупленный, хмурый, томный, лукавый, затуманенный, блуждающий; выражение лица хитрое, брезгливое, надменное, самодовольное, добродушное; голос тихий,  громкий, глухой, резкий, пронзительный, визгливый, дрожащий, хриплый; темп речи ускоренный, замедленный, прерывистый, меняющийся, постоянный; речь отрывистая, протяжная, бормочущая, скандированная, с придыханием  и т.д.

                             Анкета для педагогов

                                «Психическое выгорание»

               (методика разработана Водопьяновой Н.Е.  и  Старченковой  К.С.)

1.Я чувствую себя эмоционально опустошённым.

2.К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.

3.Я чувствую себя уставшей, когда встаю утром и должна идти на работу.

4.Я хорошо понимаю ,что чувствуют мои воспитанники ,и использую это в интересах дела.

5.Я общаюсь со своими воспитанниками без лишних эмоций.

6.Я чувствую себя энергичной и воодушевлённой.

7.Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

8.Я чувствую угнетённость и апатию.

9.Я могу позитивно влиять на продуктивность деятельности своих воспитанников.

10.В последнее время я стала более равнодушной по отношению к тем ,с кем работаю.

11.Окружающие скорее утомляют меня ,чем радуют.

12.У меня много планов , и я верю в их осуществление.

13.Я испытываю всё больше жизненных разочарований.

14.Я чувствую равнодушие  и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

15.Бывает ,что мне не безразлично ,что происходит с моими коллегами .

16.Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех.

17.Я легко могу создать атмосферу  доброжелательности и сотрудничества при общении.

18.Я легко общаюсь с людьми  независимо от их  статуса  и  характера.

19.Я многое успеваю сделать.

20.Я чувствую себя на пределе возможностей .

21.Я многого смогу ещё  достичь в своей жизни.

22.Бывает ,что  начальство и коллеги  перекладывают  на  меня  груз  своих  проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика "Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста"

Диагностика«Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественно...

Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"

Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели.  В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая  она бывает...

Сказкотерапия, как средство социального и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Сказкотерапия способствует социальному и эмоциональному  развитию ребенка, так как наделяет его мощным орудием адекватного сущностного познания окружающей действительности, в наиболее сообр...

«Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА курсы повышения квалификации по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»(модуль инвариантной части по...

Конспект открытого музыкального занятия по формированию эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста «Зимняя сказка»

                              ГБДОУ детский сад № 25 Петродворцового района г Санкт - Петербург...

СОЦИАЛЬНО - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Современная социальная среда (как макрообщества, так и семейного окружения) сложна и нестабильна: постоянные катаклизмы в экономике, рост неравенства, бе...

"Роль дидактической игры в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста"

доклад для выступления на пед. совещании в ДОУ или семинаре....