Психологический практикум для педагогов "Стрессу - нет"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Липатова Елена Дмитриевна

Педагогическая  деятельность часто связана с различного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов. Это могут быть конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ; трудности во взаимодействии с родителями ребенка; непонимание, непослушание, игнорирование со стороны детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 9 «Черепашка»

муниципального образования Ханты-Мансийского автономного

округа-Югры городской округ город Радужный

Психологический практикум для педагогов

«Стрессу – нет!»

                                                Педагог-психолог

    Липатова Е.Д.

г. Радужный, 2011г.

       Педагогическая  деятельность часто связана с различного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов. Это могут быть конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ; трудности во взаимодействии с родителями ребенка; непонимание, непослушание, игнорирование со стороны детей. Их неблагоприятное воздействие может вызывать у педагогов сильные стрессы. Для того чтобы противостоять излишнему эмоциональному напряжению, работники педагогических учреждений должны обладать высоким уровнем эмоциональной культуры, который складывается из эмоциональной устойчивости; эмпатии (умение сопереживать и принимать окружающих); эмоциональной чуткости, отзывчивости, подвижности, артистизма и экспрессивности. Кроме того. педагогу необходимо знать и использовать различные психозащитные техники в сложных ситуациях, которые помогут снять рост эмоционального напряжения,  дискомфорта и привести к конструктивным механизмам в педагогическом общении.

     Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние сотрудников, уровень профессионального и личностного развития. В этом помогают различные диагностические  методики, в частности, тесты Люшера, Роршара, Томаса, методика «САН» (самочувствие, активность, настроение), тест-опросник Айзенка, шкала оценки эмоций Б.И. Додонова и многие другие. Затем основываясь на результатах, строится поэтапная тренинговая работа, где мы с педагогами шаг за шагом учимся самопознанию, позитивному самовосприятию и самораскрытию, развиваем коммуникативные навыки и умения, ищем выходы из конфликтных ситуаций и эффективные способы педагогического взаимодействия. Используем различные методы  саморегуляции и снятия эмоционального напряжения.

Психологический практикум на развитие эмоциональной устойчивости и

способов преодоления трудных ситуаций

Цель: Профилактика психического здоровья педагогов  и обучение способам снятия психоэмоционального напряжения, усталости.

     Практикум состоит из ряда упражнений, каждое из которых направлено на достижение конкретной цели.

«Нетрадиционное приветствие»

Цели: выработка свободного,  раскованного общения; сплочение группы.

 

     Психолог предлагает отойти от стереотипов и поприветствовать друг друга в нетрадиционной форме. Например, можно поздороваться тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, лбами и т.д. Далее педагоги придумывают свои варианты приветствий.

«Комплимент»

Цели: снятие напряжения; развитие позитивного восприятия себя и других.

     Участники практикума садятся в круг. Каждый из них должен сделать комплимент партнеру: какая черта характера, привычка того ему нравится. Тот, кому сделан комплимент, должен поблагодарить и сказать: «Я знаю, что я…(повторить комплимент, сделанный ему), но,  кроме того, я еще умею (добавить к сказанному что-то хорошее о себе)».

«Передача эмоций»

Цели: выплеск отрицательных эмоций; умение устанавливать контакт с собеседником.

     Участники практикума передают по кругу накопившиеся отрицательные эмоции: первый участник «выплескивает» весь негативный запас переживаний на соседа с максимумом темперамента; тот же, никак не ответив, «вымещает зло» на другом (как это обычно бывает в коллективе) и т.д. по кругу.

     Затем первый участник, чувствуя, что был «не прав», пытается «оправдаться»

приветливыми фразами, делится своим хорошим настроением с соседом, который, получив заряд положительных эмоций, передает их дальше.

     После проводится обсуждение по следующим моментам:

какие эмоции было легче передать, какие труднее и почему?

какие слова способствуют быстрому установлению контакта с собеседником?

Научившись распознавать свои эмоции и оценивать их силу, мы можем научиться управлять ими. Как приручить свои эмоции?

Способы избавления от отрицательных эмоций:

смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках;

набрать в стакан воды и медленно, сосредоточенно ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях;

провести дыхательное упражнение: 3-4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться);

посчитать зубы, дотрагиваясь до них языком с внутренней стороны;

слегка помассировать кончик мизинца;

делая вдох, спокойно, не торопясь, сжать с усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; затем, ослабляя сжатие, сделать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение с закрытыми глазами – это удвоит эффект;

применить формулы самоубеждения ( «сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «я совершенно спокойна», «я раскованна», «мое тело легкое», «я уверенна в себе!» самовнушения («я хочу…», «я могу…», «я буду…»).

   

 Кроме того, существуют очень простые способы, позволяющие снять    отрицательные эмоции, которые каждый может опробовать на собственном опыте:

спортивные занятия (полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта);

физический труд (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.д.);

отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях);

созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака);

контрастный душ (заставляет мышцы попеременно напрягаться и расслабляться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ для снятия психического напряжения);

проекция негативных эмоций на посторонние предметы (можно выразить свой гнев, скомкав или порвав в  мелкие клочья газету, поколотив подушку (боксерскую «грушу») или выжав полотенце, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и пальцах);

танцы под музыку (причем как спокойную, так и ритмичную);

крики (то громко, то тихо, можно громко спеть любимую песню);

высказывания (озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют);

смех и плач – отличные средства защиты нашего мозга от психических перегрузок (смех является своеобразной защитой нервной системы; его можно рассматривать как серию коротких выдохов, которые дробят опасный поток импульсов).

«Подарок»

Цель: развитие доброжелательного отношения к партнеру, эмпатии.

     Участники дарят друг другу подарок, но не реальный, а гипотетический. Самое главное – преподнести его от всей души и, исходя из личных особенностей каждого участника, его увлечений и привязанностей. После этого собеседник должен выразить свое отношение к подарку: если понравился, то чем, если нет, то что бы хотел получить именно от этого человека.

Способы релаксации

(упражнения выполняются под спокойную музыку)

«Пресс»

Цель: нейтрализация и подавление отрицательных эмоций (гнева, раздражения), повышенной тревожности.

     

Представьте, что у вас в  груди находится мощный пресс который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. Важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести пресса. Упражнение можно повторить несколько раз.

«Внутренний луч»

Цель: снятие напряжения, расслабление.

     Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз, освещая лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка и глаз, расправляется складка на лбу, расслабляются мышцы в нижней части лица, плеч, шеи, груди. Внутренний луч как бы формирует новый образ спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой, своей жизнью, профессией, окружающими людьми.

«Руки»

Цель: снятие усталости, установление психического равновесия.

     Вытяните ноги, опустите расслабленные руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости.

«Бодрость за одну минуту»

Цель: восстановить бодрость, снять усталость за небольшой промежуток времени.

     Существуют определенные способы мышечной релаксации. Упражнения выполняются в строгой последовательности.

Быстро потрите друг о друга пальцы рук (5сек.)

Быстро потрите теплыми пальцами щеки движениями вверх-вниз (5 сек.)

Часто постучите пальчиками по макушке головы (5 сек.)

Сожмите расслабленную руку в кулак; энергично поглаживайте им внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (3раза).

Осторожно надавите на щитовидную железу (ниже кадыка) большим и указательным пальцами (3 раза).

Найдите на шее пульсацию сонной артерии, осторожно нажмите на нее, сосчитайте до пяти. Затем освободите и дышите глубоко; снова нажмите, но уже с другой стороны.

Большим пальцем нащупайте впадинку у основания черепа (в месте соединения головы с позвоночником), нажмите, сосчитав до трех, отпустите (3раза).

Массаж рефлекторных зон ног:

сожмите руками кончик большого пальца ноги, затем подушечку большого пальца; если заметите болезненную точку, разотрите ее до исчезновения боли;

плотно захватите большим и указательным пальцами руки ахиллесово сухожилие, сдавите, отпустите (по 3 раза на каждой ноге);

быстро потрите верх ступни рукой или пяткой другой ноги.

     9.   Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни      

                паха (если нет варикозного расширения вен).

           В результате по телу разольется приятная теплота, в тонус придут все      

           основные системы организма.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ»

В силу своей профессии воспитателю необходимо налаживать контакт и общаться, взаимодействовать с большим количеством людей: дети, их родители, коллеги и другие. И эффективность такого взаимодейс...

Психологический практикум «Обучение педагогов бесконфликтному общению как средство профилактики эмоционального выгорания»

Конфликты правомерно рассматривать как факторы стрессогенного порядка.Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между коллегами, между педагогами и родителями. В...

Психологический практикум «Эффективное общение и взаимодействие педагогов ДОО с родителями дошкольников»

Практикум предназначен для вывления основным проблем в сфере общения педагогов и родителей и выработки оптимальной стратегии взаимодействия....

Психологический практикум «Снятие эмоционального напряжения»

практикум предназначен для работы спедагогами по профилактике эмоционального выгорания....

Психологический практикум «Играем дома - развлечение и развитие»

Игровой материал предназначен для установления и развития продуктивных отношений и взаимодействия родителя с ребеноком....

Психологический практикум "Вместе мы сила"

Цель практикума: способствование развитию "чувства сплоченности" и эффективного взаимодействия. Практикум проводится с элементами тренинг, что позволяет достить более высоких результатов деятельности....

Психологический практикум «Самоповреждающее поведение. Психологическая помощь обучающимся.»

Психологический практикум для психологов ОУ «Самоповреждающее поведение.Психологическая помощь обучающимся.»...