Сенсомоторное развитие детей с ОНР
статья (старшая группа) по теме

Потапова Людмила Анатольевна

Опыт работы по сенсомоторному развитию детей с ОНР на занятиях по изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensomotornoe_razvitie.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

СТАТЬЯ

По теме: Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по        изобразительной деятельности.

Выполнила:

 Воспитатель I категории ГБДОУ №64

Красносельского района

Потапова Людмила Анатольевна

Подпись   _______________

        

Санкт-Петербург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Значение изобразительной деятельности для умственного воспитания дошкольников

  1. Современные подходы в воспитании и обучении детей изобразительной деятельности

  1. Причины низкой способности дошкольников к изобразительной деятельности

  1. Особенности развития детей с тяжёлыми нарушениями речи

  1. Характиристика системы работы в сенсомоторном развитии детей старшей и подготовительной группы

  1. Результаты работы

  1. Вывод

  1. Список использованной литературы

 

 

Дети с тяжелыми речевыми нарушениями имеют специфические особенности моторно-двигательного, сенсорного, эмоционального, речевого, умственного, эстетического и социально-личностного развития.

Учитывая важность работы с такими детьми в полном взаимодействии всего педагогического коллектива группы: учителя-логопеда, психолога, воспитателей и других педагогов, имея большое желание помочь детям, я стала работать в этом направлении, чтобы максимально дополнять друг друга, и таким образом гармонично развивать детей во всех видах деятельности.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного развития детей.

Зрительно воспринимаемая в процессе изобразительной деятельности форму предметов, их пропорции, цвет, человек анализирует, сравнивает, обобщает увиденное, т.е. во время творчества активизируется процесс мышления. Развитие способностей изображения зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное.

Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия  (наблюдения). Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-нибудь предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположения частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм, пространственном расположении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменение форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет, рыбки плавают в разных направлениях), детали конструкции также могут быть расположены по-разному. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети знакомятся с материалами, их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

Кроме того, на занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей:

- усвоение и название форм, цветов и их оттенков;

- пространственных обозначений, способствующих обогащению словаря;

- высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов.

Также рассматривание иллюстраций, репродукций с картин художников, положительно влияет на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения  знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, т.е. производят умственные действия.

Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнавали.

В процессе занятия изобразительной деятельностью в ребенке воспитывается нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность учит преодолевать  трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения разнообразных работ, приобретают ручную умелость, развиваются волевые качества личности: внимание, упорство, выдержка.

Но основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.  В процессе изобразительной деятельности  создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства,  содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации.

Постепенно у детей развивается художественный вкус.

В современном западном мире многие педагоги и психологи придерживаются теории свободного воспитания, требующей невмешательства в детское творчество. Интересы детей к изобразительной деятельности  удерживаются в пределах манипулирования  с разнообразными материалами. В большинстве случаев задача создания образов и не ставится. Считается, что дети сами придут к этому. Отечественной педагогикой и психологией доказано, что полноценное развитие ребенка возможно только в условиях его планомерного воспитания и развития. Усвоение одних и тех же навыков и умений всеми детьми  не препятствует индивидуальным проявлениям в творческом решении изобразительной задачи. Более того, овладение графическими навыками позволяет детям свободно применять их при создании изображения. Мой личный опыт  работы с проблемными детьми подтверждает необходимость активного руководства детской  изобразительной деятельностью. Работая с данными детьми и наблюдая за процессом рисования, я обратила внимание, что дети испытывают большие затруднения в создании изображения, если не владеют графическими навыками. Положительного результата в работах достигают редко. Рисование превращается в элементарное черкание на бумаге, не проявляют интереса к этому виду деятельности. А когда они не могут  изобразить то, что им хочется – это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. «Я не люблю рисовать, потому что у меня не получается,» - часто говорят они.

Исследованиями немецкого психолога Э.Меймана установлены причины низкой способности к изобразительной деятельности. Они сводятся в основном к 2 вариантам: первый – отсутствие правильного видения (сюда включается неспособность к анализирующему видению, отсутствие видения цветов, отчетливых представлений и зрительных образов в памяти и др.), второй – недостаточная искусность руки (ручная умелость).

Анализируя различные квалификации способностей детей к изобразительной деятельности, пришла к выводу, что овладение рисованием требует:

  1. развития способности восприятия предметов и явлений окружающей дейст-

вительности, их основных свойств: формы, цвета, цветовых отношений, величины и пропорций.

Сюда же относится и восприятие иллюстрации. При этом восприятие должно быть эмоционально окрашено, вызвать у детей яркие чувства и образы.

  1. развитие двигательных способностей или умелость руки, включающая и

координацию движений руки под контролем зрения. Эта группа способностей формируется достаточно рано и успешно при условии овладения детьми различными персептивными действиями.

3)    развитие образного мышления.

4)    развитие воображения.

Все эти выделенные группы успешнее формируются при условии их взаимосвязи. Эффективное развитие каждой из названных групп способностей к изобразительной деятельности может быть обеспечено при условии создания положительного эмоционального отношения ребенка к изобразительной деятельности, при предоставлении им возможности отражать в рисунках, лепке, такие предметы и явления, которые им хорошо знакомы, вызывают желание изобразить их.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется планомерно и систематически.

Существует определенная последовательность и взаимосвязь формирования компонентов ручной умелости. Начинается ее формирование с технических навыков и умений в том объеме, который установлен на первом этапе (2-3 года –7 лет).  Затем, когда самые основные знания о способах действий с карандашом и кистью образовались и формируются технические навыки, приступают к обучению формообразующим движениям руки, позволяющим передавать форму предметов в рисунке (3-5 лет). С этого момента обучение детей технике рисования идет параллельно с обучением формообразующим движениям. Формирование сенсомоторных способностей целесообразно начинать тогда, когда дети овладевают основными формообразующими движениями (4-6 лет). Регуляция основных рисовальных движений возможна в том случае, если сформировано представление о движении. Это происходит на основе опыта движений (5-5,5 лет).

Овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу действия, усваивают разнообразные способы рисования разными изобразительными материалами, получают возможность изображать различные предметы, явления окружающей жизни, которые вызвали их интерес. Дети овладевают такими средствами выразительности, как линия (разной направленности, протяженности, интенсивности), форма разной величины, конфигурации.

Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно не только развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. Процессы восприятия, представлении (зрительные и двигательные), движения рук взаимосвязаны между собой и должны развиваться в единстве. Т.е. необходимо единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения. Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер.

Классификация технических навыков и умений

Группы классификации

Навыки

Умения

1 группа

Навыки и умения владения инструментом













2 группа

Навыки, связанные с выработкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке











3 группа

Навыки и умения, обеспечивающие передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций)

1.Навык держания карандаша и кисти (исходное положение)

2.Навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий.

3.Навык ведения линий кистью

4.Навык держания кисти при рисовании широких и тонких линий



1.Навык произвольной регуляции силы нажима.

2.Навык произвольного изменения амплитуды (размаха движений).

3.Навык произвольного изменения скорости движения (замедление и ускорение).

4.Навык прекращения движения в нужной точке.

5.Навык ритмичного поведения повторных, однородных движений.


Навык удержания направленности движения (по прямой, по дуге, по окружности и т.д.).

Умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования.












Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения













1.Умение изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге).

2.Умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине .

3.Умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине.

В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося изображения под руководством воспитателя у детей формируются обобщенные представления движений, заключающиеся в том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений.  Обобщенные представления связаны с обобщенными умениями. Это очень важный момент в обучении движениям: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.

Дети нашей группы имеют недостаточное моторно-двигательное развитие. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений. У них долго и с большим трудом формируются серии движений, существенно страдает координация движений обеих рук и зрительный контроль (зрительно-двигательная координация),  снижена двигательная память, имеется сенсорное недоразвитие, страдает зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Все это отрицательно отражается на овладении изобразительной деятельностью. Без обучения рисование у них находится на уровне хаотического чиркания. Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребенком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а в последствии – чтением и письмом. Дети, у которых наблюдается слабость межсенсорных, в том числе зрительно-двигательных координаций, обращают на себя внимание не только на занятиях, но и в быту. Они не ловки, у них все падает, разрушается, они плохо рисуют, не замыкают линии, неловко выполняют работы по аппликации, недостаточно соединяют части в целое, не совмещают поверхности деталей в конструировании и прочее. Именно поэтому в коррекционно-педагогической работе сенсорному воспитанию уделяется особое внимание.

Оно осуществляется по нескольким направлениям:

- в процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия, пространственных и качественных свойств предметов и формирование персептивных действий;

- в ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия;

- в продуктивной деятельности: аппликации, рисовании, лепке, конструировании, ручном труде;

- в повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком;

- на других видах занятий;

- в процессе индивидуальной коррекционной работы.

Таким образом, для нормального формирования способностей к рисованию, большое значение наряду со способностью восприятия имеет моторное развитие ребенка и особенно развитие движений его рук, координация руки и глаза.

Считаю, что обучать детей рисованию лучше всего с 2-3 лет, но ввиду того, что дети приходят к нам в группу в 5 лет, разработала систему обучения детей изобразительной деятельности на два года (старшая и подготовительная группы).

Начинала работу в старшей группе со знакомством с детьми, выявления их уровня изобразительных способностей. Провела диагностику, на основании которой получила следующие результаты: все дети имеют низкий и средний уровень развития в изобразительной деятельности. На основании своих наблюдений и исследований, а также на основании индивидуальных особенностей детей, разделила их на две подгруппы. Разработала план работы, исходя из навыков, умений и способностей детей в изобразительной деятельности. Всегда помнила о широких  развивающих возможностях игры, игровых упражнений. Старалась широко применять их в своей работе

При обучении детей я использовала разные методы и приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсии, образец воспитателя, показ воспитателя с объяснением, беседа, рассказ, искусствоведческий рассказ, художественное слово, игровые действия, сюрпризный момент, широко применяла наглядность (картинки, иллюстрации, репродукции). Также учитывала особенности в развитии детей, использовала игры-упражнения, игры-тренинги, многократные повторения необходимого движения, пассивные действия (проводила нужные действия рукой ребенка). Для поддержания интереса детей к изобразительной деятельности я вводила разные материалы: карандаши, гуашь, акварельные краски, восковые мелки, фломастеры; также использовала современные нетрадиционные изображения - рисование пальчиками, ладошками, печатание листьями, мхом, комочком смятой бумаги, лепили из соленого теста; использовала различные материалы в аппликационных работах (шерстяные нити, веревочки, ткань и др.), обучала детей технике оригами, бумагопластики. Необходимые формообразующие движения закреплялись в свободное от занятий время с помощью обводок, шаблонов, игровых заданий, упражнений. Для более успешного обучения изготовила дидактические игры (на ковролине и настольные), панно для развития мелкой моторики, закрепления цветов и формы, некоторые из них разработала самостоятельно. Тематику занятий подбирала в полной взаимосвязи с занятиями учителя-логопеда (изображали предметы и явления окружающей жизни, хорошо знакомые детям; украшали группу детскими работами, изготовляли афишу к нашему спектаклю, билеты в театр и т.п.). Всячески стимулировала детское творчество. Старалась использовать в работе материалы с различной фактурой: бумагу, ткань, пластилин, веревочки, соленое тесто, природный материал (шишки, желуди, семена, листья и т.д.), чтобы способствовать большему развитию сенсорики. Давала практические советы родителям: куда сходить в выходные дни, на что обратить внимание ребенка, какие упражнения делать для развития мелкой моторики.

В результате такой работы появилась положительная динамика в развитии изобразительных способностей. С середины старшей группы заметно повысился интерес детей к изобразительной деятельности, они стали самостоятельно рисовать в свободное время, применяя полученные навыки и умения.

На конец года диагностика показала, что у детей заметно улучшились изобразительные способности. Они научились владеть карандашом и кистью, рисовать округлые и прямоугольные формы, рисовать всей кистью и ее концом, используют для рисования контура и основных частей простой карандаш, аккуратно  закрашивают изображение не выходя за контур, знают цвета и оттенки, отмечается повышение темпа графической деятельности.

Анализируя работу с детьми предыдущего выпуска, отмечаю, что к концу подготовительной группы дети имели хорошую положительную динамику в развитии изобразительных способностей, а так же и в других видах деятельности. Все дети были выпущены в школу с чистой речью. Таким образом, в результате систематической изобразительной деятельности развиваются моторная и сенсорная функции, а сенсомоторное развитие влияет на познавательные функции, ускоряет речевое развитие. Все это в процессе социализации ребенка позволяет ему успешнее осваивать разные виды деятельности.

Список использованной литературы:

1. Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. И др. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству — М.: Гуманит. Изд. Центр Владос 2001, - Здоровье сберегающая педагогика

2. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение 1982

3. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования — Изд-е перераб. и доп. М. Просвещение 1976


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития

В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном  процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии....

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Материал  для консультации родителям. Может использоваться для папки - раскладушки....

Развитие тактильного восприятия как основа сенсомоторного развития детей с ОВЗ

Тактильная и кожная чувствительность и восприятие у умственно отсталых детей как способ познания окружающего мира...

Мяч-как средство сенсомоторного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Вследствие специфического развития дети со сложной стру...

Система игр и игровых упражнений, по сенсомоторному развитию детей, направленных на подготовку детей к занятиям на лечебно-диагностической аппаратуре

Данный материал поможет воспитателям правильно планировать коррекционную работу с детьми с нарушением зрения  течении дня....

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста-фундамент речевого развития ребёнка          Речь - великий дар природы, благодаря которому люди...

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста, как фундамент речевого развития.

Ранний возраст - это период наиболее интенствного развития организма, период, когда у ребёнка происходит становление и развитие всех сторон речи. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является и...