Статья: "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей"
статья по теме

Карепанова Марина Алексеевна

"Театральная деятельность как средство развития творческих способностей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел по образованию администрации города Заринска Алтайского края

Карепанова М.А., воспитатель Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения детского сада

общеразвивающего  вида №14 «Родничок» города Заринска

Театральная деятельность как средство развития творческих

способностей дошкольников

                                                                                 «Главные задачи современной школы –

                                                                                       раскрытие способностей каждого ученика,

                                                                                       воспитание порядочного и патриотичного

                                                                                 человека, личности, готовой к жизни в

       высокотехнологичном, конкурентном мире.

                                                                                        …инициатива "Наша новая школа" должна

                                                                            стать делом всего нашего общества»

Д.А. Медведев  «Наша новая школа» 2010 г.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей  дошкольного возраста. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

 Медведевым Д.А.  в 2010 году был представлен новый проект развития системы образования «Наша новая школа», в котором  поставлена цель преобразовать школу в  «школу будущего».   Для достижения цели выделены главные задачи:

-   развитие творческой среды для выявления особо одарённых  детей с раннего возраста;

-   развитие творческих способностей у детей.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. По утверждению выдающихся психологов Л.С.Выготского, Л.А.Венгера, Б.М.Теплова, Д.Б. Эльконина и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Дошкольный  возраст даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Психологи советуют начинать развитие творческих способностей с раннего возраста, так как мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" именно в первые годы жизни. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать талантливым и гениальным. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблемы принадлежит учреждениям дошкольного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей воспитанников. Выявление и развитие творческих способностей у детей считается  актуальной задачей на сегодняшний день и каждый педагог должен найти пути ее решения.

Современная педагогическая наука,  смотрящая на  образование  как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию  социально-эстетической  активности личности.   По мнению  современных  ученых,  исследующих  проблемы  дошкольного образования,  раскрытию  внутренних  качеств  личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот  взгляд  на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания  дошкольников средствами  театрального искусства  и  позволил   обратиться  к  театральной  деятельности  в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но  и  как  к  мощному  синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства  выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Таким образом,  приходим  к выводу, что выявлять и развивать творческие способности дошкольников лучше именно через театральную деятельность, так как театральная деятельность ориентирована  на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.  Театральная  деятельность не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Целью дальнейшей работы явилось  развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность. Исходя  из  поставленной  цели,  определились следующие  задачи:

Создавать условия  в ДОУ и группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.

 Последовательно знакомить детей с видами театров.

 Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией.

 Развивать пластическую выразительность и музыкальность.

Учить детей планировать процесс создания спектакля,  следовать плану, используя различные творческие способности.

 Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Деятельность  с детьми строится на следующих принципах

Принцип создания развивающей среды – создание в ДОУ  и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.

Принцип психологической комфортности – создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.

Принцип активности и свободы самовыражения – создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.

Принцип наглядности – имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно – образный характер.

 Принцип индивидуального подхода к детям – педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.

 Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения  и в семье.

Организация работы  по данной теме осуществлялась в три этапа.

I этап.   Подготовительный.

II этап.  Практический.

III этап. Аналитико-обобщающий.

Iэтап.

Была изучена психолого-педагогическая и методическая  литература по данной теме.

Изучение литературы показало, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой и Т. Шишовой, Н. Сорокиной, Л. Миланович, М. Маханевой и др.  Анализ методической литературы и опыта работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали большое внимание на развитие детского творчества.

Для осуществления работы по развитию творческих способностей  за основу  была взята  программа «Театр – творчество – дети» (автор Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович), т.к. именно в ней  авторы впервые систематизировали средства и методы театрально-игровой деятельности, а также научно обосновали поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения. Авторы данной программы выдвинули и подтвердили гипотезу о том, что театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной, т.е. важнейшим в детском творческом театре есть процесс репетиций, процесс творческого проживания и воплощения, а не конечный результат. Именно в процессе работы над образом происходит развитие творческих способностей и личности ребенка.  

С целью выявления интереса к театру и для отслеживания творческой активности детей в процессе театрально-игровой деятельности были проведены  наблюдения, беседы, опросы родителей.

II этап.

Для успешной работы создана предметно-пространственная среда:                

в группе руками воспитателей и родителей оборудован театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, простые декорации. Изготовлены куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, подобраны карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.

Составлен  перспективный план кружковых занятий, которые организуются систематически 1 раз в неделю, по подгруппам, состав подгруппы 10-12 детей, длительность занятий  20  минут. Данной работой охвачено 100% детей группы.

Занятия кружка проходят  в двух направлениях:

1.Освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;

2.Освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

 Строятся   по единой схеме:

1часть – «Вводная» – введение в тему, создание эмоционального настроения;

2 часть – «Рабочая» - театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый  ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

3 часть – «Завершающая» - эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность  театрализованной деятельности. 

Для выполнения поставленных задач используем такие методы и приемы обучения.

Игровая деятельность

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. В игре есть все для полноценного развития личности. В игре ребенок пробует свои силы и возможности, учится преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия. Именно в игре дошкольник получает возможность непосредственного жизненного опыта, который может отобразить в театральной деятельности.

Моделирование

Освоение детьми метода моделирования, положительным  образом влияет на развитие абстрактного мышления, умения соотносить схематический  образ с реальным. В качестве модели используются: схемы, карты, пиктограммы, макеты, графические изображения, «подвижные аппликации».

Использование произведений художественной литературы

Благодаря сказке ребенок познает жизнь, мир не только умом, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Ведь литературные произведения для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность / дружба, доброта, честность, смелость и др./

Наглядность

Наглядность один из основных наиболее значимых методов обучения дошкольников, так как у них преобладает наглядно – образное мышление.

Беседа – обсуждение

Метод направлен на развитие коммуникативных навыков, на развитие речи, развивает умение выслушивать друг друга, поддерживать общую беседу, обсуждать возникшие идеи по очереди, четко и ясно выражать свое мнение. В процессе коллективного обсуждения дети раскрываются для себя и друг для друга с самых неожиданных сторон.

Проблемные ситуации

Метод направлен на развитие умения искать и находить выходы из различных ситуаций. Позволяет услышать многообразие мнений других детей, мотивирует на активность в разных видак детской деятельности, в том числе и в театрализованной.

Изобразительная деятельность

Само рисование несет множество развивающих функций: развивает чувственно – двигательную координацию, способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различных рода эмоций.

Наблюдения

Метод помогающий проследить за эмоциональными проявлениями людей в определенных жизненных ситуациях для более легкого воспроизведения в спектаклях, этюдах, играх каких либо эмоциональных состояний.

Этюды

Целенаправленное использование  этюдов помогает детям  развивать выразительность жеста, уметь воспроизводить отдельные черты характера, тренировать определенные группы мышц, развивать память. Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки.

На занятиях использовали различные упражнения, игры с целью помощи детям в овладении средствами образной выразительности. Знакомили детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т.п.), анализировали средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их, затем предлагали различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство. Например, ситуация «заблудились в лесу» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т.п.). Здесь были задействованы разные средства выразительности (мимика, жест, пантомимика). Например, предлагали детям отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Идём со мной» и т.д.) подобрать картинку (или выразить мимически), соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Для этого использовали карточки с изображением животных, находящихся в различных эмоциональных состояниях. В дальнейшем использовали графические модели различных эмоций, разыгрывали  мини-сценки, этюды.  Также  предлагали детям следующие задания: а) Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, стог сена, костёр и т.д.; б) Передать друг другу книгу, как будто это – огонь, кирпич, хрустальная ваза, цветок созревшего  одуванчика; в) Взять со стола нитку, как будто это – змея, горячая картошка, пирожное; г) Пройти по нарисованной мелом линии, как будто это – канат, широкая дорога, узкий мостик; д) Прогуляться по  многолюдной улице, как солдат, как старый человек.

Дети моментально включались в «предполагаемые обстоятельства» и действовали в них активно, правдоподобно и самозабвенно.

Работая над темой, столкнулись с определенными трудностями. Одна из них тесно связана с формированием мимических и двигательных проявлений, необходимых для активизации театрализованной деятельности. Дети часто не владеют способами выражения эмоционального состояния с помощью мимики и жестов, их творческая фантазия не может выразить или придумать какой либо образ. У тревожных, замкнутых детей мимика бедная, движения не выразительные. С такими детьми работу строим по –  другому – для начала такие дети являются зрителями на спектаклях, также им отводятся такие роли, как кассир, гример, костюмер, художник и т. д. На занятиях они участвуют в небольших этюдах, сценках, играх, направленных на расслабление мышц; работают с пиктограммами.  В результате дети начинают лучше понимать разнообразные эмоциональные проявления и могут их изобразить. Постепенно пропадает скованность и   они с большим удовольствием и интересом сочиняют элементы  движений, могут увлеченно импровизировать, используя при этом мимику, жесты, перевоплощаться в образы различных героев сказок, зверей. Еще одна проблема, с которой столкнулись в ходе работы – это нехватка костюмов, кукол, декораций. Решить проблему помогли  родители. Многие из них участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Например, для спектакля «Мешок яблок», родители совместно с детьми подготовили костюмы  вороны, крота, белочки и др.

В сотрудничестве   с родителями стремимся  достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно – речевой деятельности.  Одной из интересных форм является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Например, на литературной викторине родители совместно с детьми с удовольствием поиграли в сказку «Теремок». Видя веселую игру родителей, дети с еще большим интересом  относятся к театрализации. Также мамы и папы  привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций. Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

III этап

Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Путаница» и «Теремок» в средней группе»; «Коза и семеро козлят на новый лад», «Мешок яблок» в старшей группе;  «Происшествие в лесу» и «Кошкин дом» в подготовительной группе. Кроме того, ребята выступали в инсценировках на утренниках, в фольклорных праздниках, на родительских собраниях, фестивалях детского творчества дошкольного учреждения. В скором будущем надеемся на показ спектаклей в других детских садах. Элементы  театрализации используются в непосредственно – образовательной деятельности, самостоятельной и совместной деятельности с детьми.  

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах:

большинство  детей умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации;

владеют техникой кукловождения;

владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях;

с удовольствием выполняют творческие задания;

стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу;

дети самостоятельно импровизируют, с удовольствием перевоплощаются в образы разных героев, соотносят восприятие со своим опытом, чувствами и представлениями;

дети  проявляют интерес к истории театра. В самостоятельной театрализованной деятельности дети свободно применяют полученные знания и умения;

у дошкольников появилось желание самостоятельно организовывать небольшие театрализованные постановки со сверстниками и малышами;

дети владеют приемами нанесения  театрального грима;

у детей появился интерес к подготовке театрализованного показа;

к 6-7 годам дети свободно, без принуждения передают настроение, характер героев пластикой своего тела, создают яркие и незабываемые образы.

По окончании детского сада, выпускники продолжают заниматься в кружках дополнительного образования. Многие дети учатся в музыкальной школе, посещают театральные, танцевальные кружки. Выступают на школьных и городских мероприятиях. В конкурсах  получают призовые места.

Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень развития творческих способностей детей посредством театрально-игровой деятельности достиг значительного подъема и соответствует поставленным целям и задачам.  Театрализованная    деятельность всесторонне развивает личность. Дети имеют возможность проявить свой талант, умеют творчески мыслить, самостоятельно принимать  решения и находить выход  из сложившихся ситуаций. Формируется  нравственная позиция по отношению к сверстникам и старшим, а значит, ребенок легче входит в сложный социальный мир.

Перспективу  мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении  с опытом работы других педагогов – практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады.

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!

В. Сухомлинский.

 Список используемой литературы:

Антипина А.Е.  ««Театрализованная деятельность в детском саду», М., «ТЦ Сфера», 2006 г.

Артемова Л.В.  «Театральные игры дошкольников», М., просвещение, 1991г.

Буренина А.И.  «Театр всевозможного», С.-Петербург, 2002 г.

Губанова Н.Ф.  «Театрализованная деятельность дошкольников», М., «Вако», 2007г.

Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театра: Программа «Театр - творчество - дети», М., АРКТИ, 2004 г.

«Фольклор-музыка-театр» под редакцией С.И. Мерзляковой, М., Линка-пресс, 1999г.

Царенко Л.  «От потешек к Пушкинскому балу», М., Линка-пресс, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"

Театральная деятельность - это самый распространненый вид детского творчество. Она близка и понятна  ребенку. Всякую свою выдумку, впечетление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живы...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

«Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников»

Проект - это комплекс действий, специально организованный педагогами и выполняемый детьми и взрослыми участниками проекта. В проектной деятельности в ДОУ принимают участие дети, педагоги, семья....

Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"

Статья "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников" Театраллизованная деятельность-это не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи ...