Воспитание основ толерантности в музыкально-художественной деятельности дошкольников
статья по теме

Бобкова Ольга Владимировна

Формирование установок толерантного сознания и навыков толерантного взаимодействия, развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya._bobkova.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Реализация в ОУ Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности

в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (Программа «Толерантность»)

Воспитание у дошкольников основ толерантности

в музыкально-художественной деятельности

 Бобкова О.В., музыкальный руководитель

ГБДОУ д/с № 88 присмотра и оздоровления

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

e-mail: gdouDS88@yandex.ru

        В настоящее время тенденции глобализации современного мира не могут не сказаться на системе образования и воспитания, как в мире, так и в нашей стране. Происходящие преобразования в экономической, политической, религиозной и культурной сферах заставляют пересмотреть роль образования и воспитания как необходимого условия дальнейшего развития.

        Сегодня возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов и племен. Но если мы представим себе маленького ребенка, входящего в современный мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его заботой и вниманием в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Однако, традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже использование напевов, пестушек и потешек, игр. Поэтому задача родителей и педагогов должна заключаться в том, чтобы дать ребенку почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем. Ведь только в этом случае мы сможем рассчитывать на гармоничное восприятие ребенком мира в целом.

        Сейчас, когда стираются границы между государствами и многие наши соотечественники могут свободно путешествовать по всему миру, мы имеем возможность приобщиться к культуре других народов. Но формирование толерантности в российском обществе требует особого такта, поскольку Россия издавна является многонациональной страной, где переплелось множество культур, традиций, религий.

        Начиная уже с дошкольного возраста, когда происходит углубление социальных контактов, необходимо активно формировать у детей толерантное сознание и навыки толерантного взаимодействия, развивать коммуникативные умения, т.е. воспитать толерантную личность. Основными чертами толерантной личности являются терпимость к инакомыслию, умение понимать  себя и с пониманием относиться к другим, ответственность, доброжелательность, умение не осуждать других, слушать собеседника, любознательность и высокие нравственные человеческие качества.

        У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Каждый народ имеет свою национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека, развивая у молодого поколения чувство прекрасного, воспитывая такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку и всему живому на Земле.

        Опираясь на вышеперечисленные доводы, наше образовательное учреждение пришло к заключению, что толерантное сознание является непременным условием эффективного взаимодействия личности с социальным окружением и оказывает благотворное влияние на развитие и адаптацию маленького человека в большом мире. В работе по воспитанию основ толерантности мы используем разные формы. Одной из таких форм является проведение праздников.

        Праздники являются частью культуры, и у каждого народа они свои. Некоторые из них корнями уходят в далекое историческое прошлое, некоторые носят чисто национальный и культовый характер. Все праздники имеют эстетическую ценность и несут в себе нравственный заряд. Значение праздников огромно: они дают возможность выразить внимание и уважение к другим людям, познакомить детей с традициями и обычаями разных стран и народов, воспитать гуманность, толерантность, сформировать коммуникативные умения, чувство общности, снизить конфликтность.

        Праздник – это простор для творчества. Он рождает в душе благородные чувства, воспитывает умение взаимодействовать с окружающими людьми, содействует накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельной деятельности.

        В нашем детском саду мы знакомим воспитанников с праздниками народов мира. Педагоги увлекают детей рассказами об известных и неизвестных странах, их культурном наследии, традициях, знакомят с детским мировым фольклором и, конечно, неотъемлемой частью каждого виртуального путешествия в другие страны является  праздник или досуг, в котором вместе с современными героями участвуют персонажи легенд и сказок, тесно переплетаются  народные и современные игры и песни. Мы используем разнообразные по содержанию и форме игровые программы, спортивные развлечения, театрализованные представления, вечера семейного отдыха, кукольные спектакли. Такое варьирование форм проведения позволяет детям получить незабываемый праздник и надолго сохранить о нем яркие впечатления. Праздники выстраиваются в соответствии с годичным календарем и включают в себя помимо детского мирового фольклора (игр, прибауток, песен, закличек, хороводов) стихи и песни современных авторов, танцы и игры, которые можно использовать для проведения календарных утренников. В ряде досугов используются традиционные обрядовые действия (угощение детей, состязания в силе и ловкости и другие). Музыкальное приложение составляется из авторских и малоизвестных произведений народного фольклора.

        Всё это позволяет расширить кругозор детей, обогатить их новыми яркими впечатлениями, получить радость от необычного действия и от участия в нем. Ведь для ребенка праздник – это всплеск положительных эмоций.

        По нашему мнению, именно в дошкольном возрасте важна активная работа по формированию установок толерантного сознания и навыков толерантного взаимодействия, развитию коммуникативных умений. Поэтому в своей работе мы стремимся сформировать толерантное сознание у подрастающего поколения, а в результате – воспитать толерантную личность, способную принять окружающее в его разнообразии, помочь непохожим людям дружно жить рядом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ толерантности у дошкольников (Статья)

Воспитание основ толерантности у дошкольников....

Консультация "Воспитание основ толерантности у дошкольников"

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человече...

Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников

Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников....

Воспитание основ толерантности у дошкольников

В презентации освещается тематика - воспитание толерантности у дошкольников через различные спектры мероприятий и разные виды деятельности....

Воспитание основ толерантности у дошкольников

К сожалению, в современном мире существуют войны, вооружённые столкновения, расовая и половая дискриминация. Люди не всегда доброжелательно относятся к старикам, немощным, тяжелобольным, не могут спок...

Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния  и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительны...