ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ
статья (младшая группа) по теме

Байдикова Галина Васильевна

 

В данном материале раскрыты сущность и содержание адаптации  ребенка к ДОУ, факторы  дошкольного образовательного учреждения, существенно влияющие на адаптацию ребенка к этим условиям,а также выявлены специфические особенности деятельности     воспитателя по стимулированию адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctatya_3.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

                            ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

            ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ      

                      РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ

В настоящее время проблема адаптации ребенка  раннего возраста к ДОУ приобретает особое значение. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям.

        Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период как для ребенка, так и для взрослых, воспитателей и родителей. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиями со стороны взрослых, режимных моментам. Поступление в дошкольное учреждение - стресс для нормально развивающихся  детей.  От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.

         Для успешной адаптации ребенка  к  условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.

          Большой вклад в изучение проблем адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения сделан в отечественной и зарубежной литературе. В последние годы проблемы адаптации ребенка  раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению были рассмотрены в работах  М.Н.Аксарина, Н.Д.Ватутина,  В.Л.Костина  и   др.

          Н.Д. Ватутина в своём пособии раскрывает  особенности адаптации ребенка к ДОУ, рассматривает требования к подготовке ребенка в семье к ДОУ.   В.Л. Костина определяет факторы психологического благополучия ребенка и основные   закономерности   его   психического   развития  в  дошкольном  возрасте,   раскрывает особенности психологической адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ.                

         Авторы пришли к выводу, что в период адаптации необходимо учитывать факторы дошкольного образовательного учреждения, большая роль отводится воспитателю, его  работе с семьёй ребёнка.  

Оcновная задача воспитателя в период адаптации – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.

Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

В  дошкольном образовательном учреждении  необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания: соблюдение режима дня в семье, сформированность необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми.

До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста.

  Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день.   Но если у ребенка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

В таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая тетя хорошая, добрая, как она любит детей. Воспитатель подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку и т.п. [8, 240].

 На характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, формирование  опыта общения, а также степень родительской опеки. Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые  «Программой воспитания в детском саду», научно обоснованы, все же возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша [5,236].

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. В этом возрасте влияние семьи особенно показательно.

Для стимулирования процесса адаптации к  дошкольному  учреждению    воспитателю необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важные условия, облегчающее и стимулирующее его адаптацию.

 До приема детей в группу воспитателю необходимо провести родительское собрание,   организовать знакомство детей друг с  другом  и с сотрудниками детского сада.  Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. Сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, его навыков, интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям  привыкнуть к новым для них условиям.

        Для детей эмоционально напряженных воспитатель использует несколько игр и упражнений, направленных на эмоциональную разрядку. Эти игры способствуют более тесному знакомству детей друг с другом и сплочению группы. Например, игра «Приветствие». Дети, подражая взрослому, приветствуют друг друга словами - здравствуй, привет; мимикой и пантомимой - кивок головы, улыбка, рукопожатие, обнимание. Другая игра «Узнай по описанию». Воспитатель или водящий описывает ребенка  из группы - дети догадываются, кто это.

     Для  наиболее   полного  изучения  особенностей  ребенка  в период адаптации   воспитатель  может   использовать  в   своей    работе    индивидуальный

подход. Прежде всего, воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребенка:  одни дети не могут сосредоточиться на выполнении заданий, они несдержанны, нетерпеливы, суетливы. Другие  дети медлительны, не сразу включаются  в занятия, игру.

          Однако определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детям в быту, игре, труде, учебной деятельности. Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что для того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно складывать бумагу, ровно смазывать сгибы клеем. Не всегда воспитатели поддерживают необходимую познавательную активность детей. Многие занятия проводятся при сниженном эмоционально-познавательном фоне, нередко, по одной и той же схеме.

Воспитатель  рекомендует родителям для более успешной адаптации неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой), гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни), сохранение  в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек, ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Воспитатель использует разнообразные направления работы:  консультации для родителей, памятки, дидактические игры, подвижные игры, которые способствующие возникновению положительных эмоций у детей. Педагогические приемы и формы организации детей могут использоваться  как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

Необходимо следовать  рекомендациям для воспитателей и родителей.

Рекомендации для воспитателей:

- любите детей и относитесь к ним как к своим;

- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;

- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;

- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;

- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

- по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей;

- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.

Рекомендации для родителей:

- любите своего ребенка таким, какой он есть;

- радуйтесь своему ребенку;

-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

- слушайте ребенка, не перебивая;

- установите четкие и определенные требования к ребенку;

- не устраивайте для ребенка множество правил;

- будьте терпеливы;

- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;

- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;

- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

- чаще хвалите ребенка;

- поощряйте игры с другими детьми;

- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;

- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;

- посещайте групповые собрания.

В своей работе воспитатель для наиболее полного изучения ребенка, его семьи использует папки-передвижки,  посещает ребенка на дому, проводит консультации для родителей,  в некоторых случаях посещает ребенка на дому.

Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, значит и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.

Поэтому необходима целенаправленная организация жизни детей раннего возраста в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Для успешной адаптации детей раннего возраста  к дошкольному учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием.

Дети успешно прошедшие период адаптации с удовольствием посещают дошкольное  учреждение  и  общаются  с  воспитателем  и  с  другими   детьми.

У ребенка раннего возраста  процесс адаптации происходит намного лучше и быстрее при участии родителей. Также процесс адаптации дошкольников к условиям детского сада зависит  от детско-родительских отношений, от того в какой обстановке он воспитывался до прихода в детский сад.  

 Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Таким образом, личность воспитателя, его совместная работа с родителями является залогом успешной деятельности по  стимулированию адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ.

 

Список литературы

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176 с.

2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 2007. – 304 с.

3. Айсина Р.В.,  Дедкова В.С.,  Хачатурова Е.  Социализация и  адаптация   детей раннего возраста.  Ребенок  в  детском  саду.  -  М.:  Педобщество,   2003.  –  49 с.
4. Баркан   А. И.   Практическая  психология  для  родителей,  или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.
5. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. –  Воронеж: Учитель, 2006. - 236с.

6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2003. – 104 с.

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003. – 240 с.

8.  Костина   В.Л.    Новые   подходы   к   адаптации  детей   раннего       возраста: Дошкольное воспитание.– М.: Просвещение, 2006. – 34–37 с.
9. Лютова Е.К. Монина  Г.Б.  Тренинг общения с   ребенком    (период   раннего детства). – СПб: Речь,  2006. – 77 с.  
10. Маленкова  Л.И.    Педагоги,    родители,    дети    (воспитателю,    классному руководителю   о   работе   с   родителями).  -  М.: ТОО “ИнтелТех”, 2004. – 39 с.
11. Монина  Г.Б.,  Лютова Е.К.   Проблемы   маленького   ребенка  -  СПб:  Речь,  2002. – 171 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Важной задачей ДОУ является организация специалистами адаптационного периода, создание системы занятий, сценариев, призванных облегчить адаптацию детей на первоначальном этапе. Важными целями такой р...

Консультация для воспитателей «Сопровождение семьи при поступлении ребенка раннего возраста в ДОУ и процесса адаптации ребенка»

Консультация для воспитателей «Сопровождение семьи при поступлении ребенка раннего возраста в ДОУ и процесса адаптации ребенка»...

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...

Особенности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный перехо...

Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей раннего возраста

Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей раннего возраста...

Статья на тему: "Роль воспитателя в процессе адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению".

Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как этот период требует от ребенка огромных усилий....