Главные вкладки

    Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей раннего возраста
    статья (младшая группа)

    Елена Витальевна Яковлева

    Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей раннего возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    Предупреждение нарушений адаптации детей к пребыванию в ДОУ является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участии в этой работе администрации ДОУ, медицинского и педагогического персонала, а также родителей.

    До приема детей в группу с родителями общаются специалисты ДОУ: заведующий, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

    При поступлении в детский сад малыш не только расстаётся на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Всё это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и даже серьёзных заболеваний. Чтобы этого не произошло, и адаптация детей к режиму дошкольного учреждения прошла успешно, проводится соответствующая подготовка.  

              На первом этапе ведется сбор информации. При первом посещении дошкольного учреждения родители знакомятся с Уставом   детского сада, родительским договором, им вручается Памятка, в основе которой – информация рекомендательного характера о пребывании в детском учреждении. Так же проводится экскурсия по детскому саду, происходит первое знакомство с воспитателями и группой, которую будет посещать ребенок.  

    На втором этапе проводится «пробный день» пребывания малышей в детском саду.

    На следующий день предлагается маме вместе с малышом посетить групповую комнату. В течение двух часов ребенку предоставляется возможность познакомиться с расположением помещений в группе, пообщаться со сверстниками, поиграть.

    На следующем этапе ребенок находится в детском саду 2-3 часа без мамы в течение недели. В этот период продолжается эмоциональный контакт с малышом (он сам идет на руки, на колени, принимает ласку), закладываются основы доброжелательного отношения к сверстникам, закрепляется умение ориентироваться в пространстве, способствуйте развитию игры «рядом», побуждайте к самостоятельным действиям в группе. Время пребывания детей в группе увеличивается до 4 часов.

    К концу недели малыш по желанию остаётся на дневной сон. И только после этого дети посещают детский сад в течение всего дня.

            Для оптимизации процесса успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ используется модель организации адаптационного периода, разработан режим дня.

    Мероприятия, проводимые в период подготовки к поступлению в детское учреждение

    Мероприятие

    В семье

    В детском саду

    Введение в адаптацию

    Поступление детей в соответствии с графиком приема детей.

    Укороченное время пребывания в детском саду.

    Соблюдение рекомендаций по адаптации

    Ведение адаптационных листов.

    Ежедневное наблюдение медсестры.

    Режим         дня

    По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.

    Соблюдение гибкого режима. Время пребывания в детском саду с постепенным увеличением количества часов.

    Питание

    Сбалансированное и рациональное питание.

    Привитие навыков самостоятельности

    При необходимости сохранять привычный способ питания на период адаптации. Привитие навыков самостоятельного приема пищи.

    Индивидуализация питания.

    Физические навыки

    Знакомить родителей с элементарными приемами развития движений детей, закреплять движения дома.

    Проводить занятия в соответственно возрасту детей

    Гигиенические процедуры

    Научить ребенка самостоятельно выполнять гигиенические процедуры

    Продолжать формировать и закреплять навыки  самообслуживания.

    Закаливание

    Закаливать малыша с учётом группы злоровья.

    Постепенно вводить малыша в систему закаливания в детском саду.

    Воспитательное воздействие

    Совместная деятельность с детьми по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя.

    На период адаптации - игровая деятельность .

    Направления работы с детьми раннего возраста в адаптационный период

            1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

            Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский

    сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т.е. правильно организовать предметно-развивающую среду.

             В процессе адаптации ребенка используются такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры с песком и водой, музыкальные игры и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком.

           2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости).

             Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.

            Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

    3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам

    и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).

        В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных

    взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

     4. Охрана и укрепление здоровья детей.

            Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в Программе.   Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с здоровьесберегающими мероприятиями и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.

    Модель взаимодействия с детьми в адаптационный период

    Направление

    Формы работы

    Индивидуальный подход к ребенку

    а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;

    б) учет домашних привычек;

    в) использование колыбельных при укладывании детей спать.

    г) учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения;

    д) контроль за физическим состоянием ребенка.

    Игровое взаимодействие

    а)формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю.

    б)установление тактильного контакта с ребенком, снятие эмоционального напряжения.

    3) развитие коммуникации.

    4) привлечение внимания к игровым действиям взрослого, стимулирование к подражанию действиям с игрушкой.

    Игры с воспитателем

    1. а) сюжетно-отобразительные игры;
    2. б) пальчиковые игры;
    3. в) игры с дидактическими игрушками; (игры-занятия)
    4. г) игры-забавы.

    Формируем эмоциональную отзывчивость

    а) чтение стишков;

    б) рассказывание сказок;

    в) пение песенок;

    г) слушание музыки;

    д) рассматривание игрушек, книжек, картинок;

    е) рисование картинок для детей.

    Развиваем движение

    а) игровые упражнения;

    б) подвижные игры;

    в) музыкальные игры.

    Побуждение ребенка к общению со сверстниками

    а) игры ребенка рядом со сверстниками;

    б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

    в) ситуации, общение;

    г) использование фольклора;

    д) элементы театрализованной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

    Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

    Организация и проведение мероприятий по обеспечению успешного прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ

    Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предс...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

    I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...

    Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего в...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста  2-3 годак условиям ДОУ»      Автор:воспитатель ...