Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Елена Витальевна Яковлева

Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления педагогической деятельности для успешного процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Предупреждение нарушений адаптации детей к пребыванию в ДОУ является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участии в этой работе администрации ДОУ, медицинского и педагогического персонала, а также родителей.

До приема детей в группу с родителями общаются специалисты ДОУ: заведующий, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

При поступлении в детский сад малыш не только расстаётся на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Всё это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и даже серьёзных заболеваний. Чтобы этого не произошло, и адаптация детей к режиму дошкольного учреждения прошла успешно, проводится соответствующая подготовка.  

          На первом этапе ведется сбор информации. При первом посещении дошкольного учреждения родители знакомятся с Уставом   детского сада, родительским договором, им вручается Памятка, в основе которой – информация рекомендательного характера о пребывании в детском учреждении. Так же проводится экскурсия по детскому саду, происходит первое знакомство с воспитателями и группой, которую будет посещать ребенок.  

На втором этапе проводится «пробный день» пребывания малышей в детском саду.

На следующий день предлагается маме вместе с малышом посетить групповую комнату. В течение двух часов ребенку предоставляется возможность познакомиться с расположением помещений в группе, пообщаться со сверстниками, поиграть.

На следующем этапе ребенок находится в детском саду 2-3 часа без мамы в течение недели. В этот период продолжается эмоциональный контакт с малышом (он сам идет на руки, на колени, принимает ласку), закладываются основы доброжелательного отношения к сверстникам, закрепляется умение ориентироваться в пространстве, способствуйте развитию игры «рядом», побуждайте к самостоятельным действиям в группе. Время пребывания детей в группе увеличивается до 4 часов.

К концу недели малыш по желанию остаётся на дневной сон. И только после этого дети посещают детский сад в течение всего дня.

        Для оптимизации процесса успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ используется модель организации адаптационного периода, разработан режим дня.

Мероприятия, проводимые в период подготовки к поступлению в детское учреждение

Мероприятие

В семье

В детском саду

Введение в адаптацию

Поступление детей в соответствии с графиком приема детей.

Укороченное время пребывания в детском саду.

Соблюдение рекомендаций по адаптации

Ведение адаптационных листов.

Ежедневное наблюдение медсестры.

Режим         дня

По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду.

Соблюдение гибкого режима. Время пребывания в детском саду с постепенным увеличением количества часов.

Питание

Сбалансированное и рациональное питание.

Привитие навыков самостоятельности

При необходимости сохранять привычный способ питания на период адаптации. Привитие навыков самостоятельного приема пищи.

Индивидуализация питания.

Физические навыки

Знакомить родителей с элементарными приемами развития движений детей, закреплять движения дома.

Проводить занятия в соответственно возрасту детей

Гигиенические процедуры

Научить ребенка самостоятельно выполнять гигиенические процедуры

Продолжать формировать и закреплять навыки  самообслуживания.

Закаливание

Закаливать малыша с учётом группы злоровья.

Постепенно вводить малыша в систему закаливания в детском саду.

Воспитательное воздействие

Совместная деятельность с детьми по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя.

На период адаптации - игровая деятельность .

Направления работы с детьми раннего возраста в адаптационный период

        1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

        Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский

сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу, т.е. правильно организовать предметно-развивающую среду.

         В процессе адаптации ребенка используются такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, исполнение колыбельных песен перед сном, релаксационные игры с песком и водой, музыкальные игры и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком.

       2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости).

         Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д.

        Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам

и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости).

    В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных

взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.

 4. Охрана и укрепление здоровья детей.

        Оздоровление малышей, культивирование здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков – именно эти задачи являются приоритетными в Программе.   Дети, находящиеся в адаптационном режиме постепенно знакомятся с здоровьесберегающими мероприятиями и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.

Модель взаимодействия с детьми в адаптационный период

Направление

Формы работы

Индивидуальный подход к ребенку

а) использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;

б) учет домашних привычек;

в) использование колыбельных при укладывании детей спать.

г) учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения;

д) контроль за физическим состоянием ребенка.

Игровое взаимодействие

а)формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю.

б)установление тактильного контакта с ребенком, снятие эмоционального напряжения.

3) развитие коммуникации.

4) привлечение внимания к игровым действиям взрослого, стимулирование к подражанию действиям с игрушкой.

Игры с воспитателем

  1. а) сюжетно-отобразительные игры;
  2. б) пальчиковые игры;
  3. в) игры с дидактическими игрушками; (игры-занятия)
  4. г) игры-забавы.

Формируем эмоциональную отзывчивость

а) чтение стишков;

б) рассказывание сказок;

в) пение песенок;

г) слушание музыки;

д) рассматривание игрушек, книжек, картинок;

е) рисование картинок для детей.

Развиваем движение

а) игровые упражнения;

б) подвижные игры;

в) музыкальные игры.

Побуждение ребенка к общению со сверстниками

а) игры ребенка рядом со сверстниками;

б) приучение к объединению в игре с другим ребенком;

в) ситуации, общение;

г) использование фольклора;

д) элементы театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛПояснительная запискаАктуальность. Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни...

Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего в...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста 2-3 года к условиям ДОУ» на 2019-2020 уч.г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста  2-3 годак условиям ДОУ»      Автор:воспитатель ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ...