Истоки способностей и дарований на кончиках пальцев
статья по теме

 

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев»

Жизнь ребёнка – это игра, в которой, он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Но как возможно осуществление всех этих функций без развития речи. Ведь, прежде всего благодаря речи, люди получают очень широкие возможности в общении. Велико и значение речи для развития психики ребёнка. Дети, которые владеют речью, образно мыслят, легко находят контакт друг с другом и умело согласовывают свои действия

В чём же причина задержки речи? Раньше считалось, что это нехватка речевого общения со взрослыми людьми, но речевая способность ребёнка зависит, не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшим и к письму.

С народными пальчиковыми играми ребёнок встречается уже в колыбели, вернее на коленях бабушек и мам. Это были не игры, а потешки и пестушки забавы взрослого с ребёнком. Мало кто знает, что любимая сорока-ворона не заканчивается покачиванием бездельника-мизинца.

·       Ты дров не носил, воды не носил

Игра имела продолжение: Знай наперёд

                                                    Здесь водичка холодненька

                                                    /поглаживания запястья/

                                                   Здесь тёпленька/поглаживание

локтя/

                                            Здесь горяченька /поглаживание плеча/

                                  А здесь кипяток-кипяток /щекотка под мышками/         Такая игра-потешка даёт ребёнку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо, сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение неврозов в дальнейшим, даёт человеку чувство самообладания.

Прелесть пальчиковых игр, в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов и нервозности на телесные ощущения и успокаивают их. Это прекрасное занятие, когда ребёнка больше нечем занять (в дороге, в очереди).Просто прикоснитесь к пальчику ребёнка и говорите!

Здравствуй, пальчик, выходи

На Никиту (имя ребёнка) погляди

Вот твоя ладошка наклоняйся крошка

(пальчик коснуться ладошки)

Вот твоя ладошка поднимайся крошка

(выпрямить пальчик)

Затем возьмите следующий пальчик и повторяйте тоже самое. И так со всеми. Вскоре вы заметите, что ребёнок начнёт вам «помогать» подавая сам пальчик. Это значит , что пальчики «умнеют» и активизируется речевой центр улучшается развитие речи.

В системе воспитания и обучения дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. Этот вопрос является проблемным, потому что ему не уделяют должного внимания.

     Учитывая особую значимость в данном направлении я постаралась создать в своей группе предметно-развивающую среду, которую наполнила: пособиями со шнуровкой, счетными палочками для выкладывания по образцу, головоломки, пальчиковые театры, мелкая и крупная мозайка, коробочки с леской и бусинками для нанизывания, выкладывание узоров на бархатной бумаге нитками, конструкторы, так же использую  в своей работе саммомассаж (растирание, поглаживание), катание грецкого ореха, ребристого карандаша, сжимание резиновых игрушек разной плотности. Больше уделяю времени работе с бумагой, пластилином, крупной фасолью и горохом. При этом всегда придерживаюсь 3х правил

-пальцы ребёнка нагружаю равномерно как на левой так и на правой руке

-после каждого упражнения дети расслабляют пальцы рук

-пальчиковую гимнастику использую на всех занятиях в ДОУ

Но вся эта работа не достигнет нужного результата без тесного сотрудничества с родителями. В помощь родителям я изготовила * книжку – раздвижку ( где пальчиковые игры обновляются по мере изучения), рекомендую детям давать больше самостоятельности при одевании, т к застёгивание пуговиц, кнопок, молний формируют ручную умелость. Выпустила памятку для родителей «пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»…. и т д.

В результате моей работы пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети стали овладевать более сложными упражнениями, речь значительно улучшилась. Дети стали больше проявлять творчество, фантазию Научились сдерживать себя, когда это необходимо. Стали более внимательными.

Савельева Ольга Александровна

Воспитатель МБДОУ д/с №9

«Снежинка» комбинированного вида. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев»

Жизнь ребёнка – это игра, в которой, он познаёт мир, учится, развивается, растёт. Но как возможно осуществление всех этих функций без развития речи. Ведь, прежде всего благодаря речи, люди получают очень широкие возможности в общении. Велико и значение речи для развития психики ребёнка. Дети, которые владеют речью, образно мыслят, легко находят контакт друг с другом и умело согласовывают свои действия

В чём же причина задержки речи? Раньше считалось, что это нехватка речевого общения со взрослыми людьми, но речевая способность ребёнка зависит, не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшим и к письму.

С народными пальчиковыми играми ребёнок встречается уже в колыбели, вернее на коленях бабушек и мам. Это были не игры, а потешки и пестушки забавы взрослого с ребёнком. Мало кто знает, что любимая сорока-ворона не заканчивается покачиванием бездельника-мизинца.

  1. Ты дров не носил, воды не носил

Игра имела продолжение: Знай наперёд

                                                    Здесь водичка холодненька

                                                    /поглаживания запястья/

                                                   Здесь тёпленька/поглаживание

локтя/

                                            Здесь горяченька /поглаживание плеча/

                                  А здесь кипяток-кипяток /щекотка под мышками/         Такая игра-потешка даёт ребёнку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо, сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение неврозов в дальнейшим, даёт человеку чувство самообладания.

Прелесть пальчиковых игр, в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов и нервозности на телесные ощущения и успокаивают их. Это прекрасное занятие, когда ребёнка больше нечем занять (в дороге, в очереди).Просто прикоснитесь к пальчику ребёнка и говорите!

Здравствуй, пальчик, выходи

На Никиту (имя ребёнка) погляди

Вот твоя ладошка наклоняйся крошка

(пальчик коснуться ладошки)

Вот твоя ладошка поднимайся крошка

(выпрямить пальчик)

Затем возьмите следующий пальчик и повторяйте тоже самое. И так со всеми. Вскоре вы заметите, что ребёнок начнёт вам «помогать» подавая сам пальчик. Это значит , что пальчики «умнеют» и активизируется речевой центр улучшается развитие речи.

В системе воспитания и обучения дошкольников важнейшую роль играет развитие рук. Этот вопрос является проблемным, потому что ему не уделяют должного внимания.

     Учитывая особую значимость в данном направлении я постаралась создать в своей группе предметно-развивающую среду, которую наполнила: пособиями со шнуровкой, счетными палочками для выкладывания по образцу, головоломки, пальчиковые театры, мелкая и крупная мозайка, коробочки с леской и бусинками для нанизывания, выкладывание узоров на бархатной бумаге нитками, конструкторы, так же использую  в своей работе саммомассаж (растирание, поглаживание), катание грецкого ореха, ребристого карандаша, сжимание резиновых игрушек разной плотности. Больше уделяю времени работе с бумагой, пластилином, крупной фасолью и горохом. При этом всегда придерживаюсь 3х правил

-пальцы ребёнка нагружаю равномерно как на левой так и на правой руке

-после каждого упражнения дети расслабляют пальцы рук

-пальчиковую гимнастику использую на всех занятиях в ДОУ

Но вся эта работа не достигнет нужного результата без тесного сотрудничества с родителями. В помощь родителям я изготовила * книжку – раздвижку ( где пальчиковые игры обновляются по мере изучения), рекомендую детям давать больше самостоятельности при одевании, т к застёгивание пуговиц, кнопок, молний формируют ручную умелость. Выпустила памятку для родителей «пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»…. и т д.

В результате моей работы пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети стали овладевать более сложными упражнениями, речь значительно улучшилась. Дети стали больше проявлять творчество, фантазию Научились сдерживать себя, когда это необходимо. Стали более внимательными.

Савельева Ольга Александровна

Воспитатель МБДОУ д/с №9

«Снежинка» комбинированного вида.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

" Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев"

Доклад на методическом обединении о создании условий для творческого самовыражения,организации работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования, экспериментирования с различными художе...

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев

Данная методическая разработка содержит игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, которые стимулируют умственную деятельность детей, повышают общий тонус, сни...

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев

Развитие мелкой моторики и её влияние на речь ребёнка...

Презентация по кружковой работе "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев"

Из опыта работы по художественно – эстетическому воспитанию кружка «Волшебная бумага»...

СПОСОБНОСТИ И ДАРОВАНИЯ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие  движений  пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие н...

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинс

Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тон...