Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с творчеством С.Г.Писахова
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных. Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре своей страны.  Только тот человек может считать себя гражданином и патриотом земли Русского Севера, кто знает истоки, свою родословную, свои корни. Дети должны знать, что каждый край знаменит людьми, которые стали известны всей стране. Мы, Северяне, гордимся тем, что на нашей северной земле жил такой великий человек как: Степан Григорьевич Писахов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие по сказкам С.Г.Писахова

Задачи: 1.Знакомить детей с творчеством писателя-земляка С.Г.Писахова выборочно, с учетом возраста детей, через чтение сказок, рассматривание иллюстраций, книг, проговаривание непривычно звучащих слов.

              2.Учить понимать особенности сказок Писахова: правда-небылица, шутка-всерьез, самобытность языка, опираясь на имеющийся опыт и знания детей.

               3.Учить размышлять, думать, выражать свои мысли, четко формируя предложения.

Ход занятия:

- Когда я была маленькой, я очень любила слушать сказки. Раскрою вам секрет, что я и сейчас – уже взрослая – люблю сказки.

Думаю, что и вы их любите?!

- И вот я все размышляю, почему мы все так любим сказки?!

( ответы детей)

- Правильно, потому что они добрые, смешные, там добро побеждает зло, там храбрые герои и т.д. Вот как много можно сказать о том, почему мы любим сказки. А сами пробовали сочинять сказки? Я пробовала, но у меня ничего не получилось. Оказывается, это очень сложно! А вот у писателя-сказочника Степана Григорьевича Писахова сочинять сказки получилось! (Показать фотографии Писахова, дом Писахова, иллюстрации к сказкам)

- Мальчик Степа, так его звали в детстве, очень любил слушать сказки. И все что видел вокруг себя в окружающем мире и что слышал – Степа запоминал. Когда он стал взрослым – это ему все пригодилось. И стал Степан Григорьевич Писахов писать сказки.

А сказки-то у Писахова особенные: то ли быль – то ли небылица, то ли правда – то ли нет, то ли шутка – то ли всерьез. И такие сказки  у него смешные! Вот послушайте отрывок из сказки «Звездный дождь»:

«По осени звездный дождь быват. Как только он зачастит, мы его собирам, стараемся. Чашки, поварешки, ушаты, горшки, ну и всяку к делу подходящу посуду вытащим под звездный дождь. Дождь в посудах устоится, стихнет. Мы его в бочки сольем и пьем…»

(показать иллюстрации) Что звезды есть – это правда! И звездопад бывает – это правда! Но в бочки сливать звезды – это  уже сказки! А слова-то, какие в сказке: быват, собирам, всяка посуда, подходяща! Как будто старый старичок сказку рассказывает. Ребята, а кто попробует сказать эти слова? Быват – не быват, собирам – не собирам, подходяща – не подходяща и т.д. Молодцы! Здорово у вас получается!

- А вы знаете, ребята, в детстве у меня была мечта! Я мечтала прокатиться с радуги, как с горки! Но разве это возможно? А сказочник Степан Писахов придумал сказку, как он катался по радуге. Вот здорово! Послушайте отрывок из сказки «Своя радуга»: «Смотрю, а впереди радуга. Я на радугу скочил, в радугу вцепился, уселся покрепче и поехал вниз. Еду не тороплюсь, не в частом быванье ехать в радужном сверканье. Еду, песню пою,- это от удовольствия: очень разноцветно вокруг меня. Радугу под собой сгинаю да конец в нашу Уйму правлю, к своему дому да в окошко. И с песней на радуге в избу и вкатился!»

Вот так, дети! Моя мечта сбылась в сказке Писахова. Он, наверно, тоже мечтал, вот и придумал такую сказку.

- Ребята, посмотрите! А что это за овощ? (иллюстрация)

- Правильно, дети! Это редька! Какая она по форме? (круглая) По цвету? (черная) А по вкусу? (горькая) А у сказочника Степана Писахова – она сладкая! Сказка называется «Сахарная редька». И с этой сказкой можно поиграть. Давайте встанем в круг. Слушайте внимательно! «Заболели у меня зубы от редьки. И то сказать – редька больно сахарна выросла в то лето. Уж мы и принялись ее ись». А теперь, дети, повторяйте за мной!

   - Ели редьку кусками,

     ели редьку ломтями,     (руки вверх-вниз)

     ели редьку с солью,

     ели редьку голью,         (наклоны в стороны)

     ели редьку с квасом,

     ели редьку с маслом,     (наклоны вперед)

     ели редьку мочену,

     ели редьку сушену,        (приседания)

     ели редьку с хлебом,      (правая рука в сторону)

     ели редьку с кашей,        (левая рука в сторону)

     ели редьку с блинами,

     из редьки кисель варили,

     с редькой чай пили!        (развести руками 3раза)

- Вот так здорово! Вот так редька! Садитесь на стульчики и послушайте, что же было дальше.

«А я до того навалился на сахарну редьку, что от сладкого зубы заболели и так заболели, что свету не взвидел! Побежал к железной дороге на станцию. Поезд отходить собирался. Я за второй вагон с конца веревку привязал, а другой конец прицепил к зубу больному. Поезд все свистки проделал и пошел. И я пошел. Поезд шибче, я – бегом. Поезд полным ходом. Я упал, за землю ухватился. И знаешь что? Два вагона оторвало!»

- Правда, смешно?!

- А сейчас, ребята, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Морожены песни», снятый по сказкам Писахова «Северное сияние» и «Морожены песни». Это исключительно северные сказки. Ведь только у нас на Севере бывает северное сияние и сильные морозы.   (просмотр мультфильма)

- Как красиво! Как необычно!  Посмотрите, какие наряды у девушек, а какие головные уборы! Называются они кокошники.

Кокошники русские девицы украшали бусами, как будто это звезды, и лентами разноцветными, как будто это северное сияние!

(показать иллюстрации)

- Я предлагаю девочкам сделать кокошники.(показать образец) Садитесь за стол. На столе у вас лежат заготовки кокошников. Нам нужно их украсить. А украшать мы их будем косичками – это будут морозные узоры на кокошниках, звездочками-паетками и лентами – это будет северное сияние.  ( После выполненной работы девочки надевают сарафаны и свои кокошники).

- А сейчас, мальчики, мы будем любоваться девочками. (девочки выходят) Какие они у нас красавицы! Девочки приготовили для вас хороводную песню. Смотрим! (девочки заводят хоровод и поют песню).

- Молодцы, девочки! Мальчики вам понравилось?

Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня мы с вами путешествовали по сказкам Степана Григорьевича Писахова. Какие сказки Писахова мы узнали? На наших следующих занятиях мы познакомимся с другими интересными сказками Степана Писахова.

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам»

«Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувственное отношение к родственникам».        Родина…, Отечество... В корня...

Рабочая программа Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

Создавать условия для формирования гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города....

Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...

Опыт духовно нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом

laquo;Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого –  любвик  своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постоянно расширяясь,эта любовь пере...


 

Комментарии

Выбор познакомить детей с выдающимся человеком Поморского края С.Г.Писаховым был сделан не случайно, так как нельзя ни удивляться, ни восхищаться его талантом.