"Воспитание ребёнка в русских традициях"
методическая разработка по теме

Выступление на краевом семинаре по духовно-нравственному воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

из опыта работы старшего воспитателя МБДОУ№30

станицы Крыловской Краснодарского края

Козловой Натальи Владимировны

В настоящее  время  в жизни общества  происходят  глубочайшие  изменения, утрачиваются  народные традиции. Потеря  народных  корней  приводит  к появлению  бездуховности  у подрастающего  поколения.

     В поворотные  моменты  истории, на   стыке  эпох  и  в периоды  переоценки  того, что  еще  недавно  считалось   незыблемым  и  правильным, появляется  необходимость  оглянуться  назад, чтобы  понять  себя, своё  прошлое.

Традиционное земледельческое общество – русское крестьянство – в течение веков выработало оптимальную систему воспитания и обучения детей. Апробированная и «узаконенная» многими поколениями система представляла собой пёстрое, многослойное, сложное, и  в чём - то противоречивое целое. Она должна была обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью неписанной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, общины, семьи.  Ребёнка постепенно, целенаправленно и органично приобщали не только к труду, хозяйству в рамках традиционной культуры, но и к принятым нормам поведения, ко всему комплексу духовной культуры данного сообщества.

 Основанная на многовековой традиции народная педагогика была направлена прежде всего на воспитание ЧЕЛОВЕКА. Это была единая педагогическая система, по комплексности воздействий на ребёнка, по многоплановости и высокой эффективности результатов не имеющая аналогов в современных педагогических новациях.

     К сожалению, когда-то  мощный  слой  традиционной культуры  давно  уже  размыт  или  вовсе смыт, так  что обратиться  к этому  кладезю  мудрости,  хранителю  национального  сознания  можно  только  опосредованно.

  Понятно, что  невозможно  полностью  возродить  традиционную  культуру, восстановить  естественные  связи  и  способы  передачи  наследия. Время  идёт, общество  меняется,  и значительная  часть  того, что  принадлежало  народному  быту  и  мировоззрению, изжило  себя.

    И всё  же  есть  целый  ряд  обычаев  и  обрядов, которые  необходимо  знать, учитывать, не  грех  их  восстановить, воскресить  для  новой  жизни.

 Поэтому  наша  задача - выбрать  и  представить  то, что составляет  непреходящую  ценность, что сохранилось, считалось  ценным.

   Патриотическое  воспитание  стало  опять  занимать  центральное  направление  в  работе  с  детьми  дошкольного  возраста. И прививать  эти  чувства  необходимо  именно  в  дошкольном  детстве, когда  закладываются  основы  центрального  отношения  личности  к  миру. По  сути, ребёнка  надо  не  столько  учить, сколько  раскрывать  перед  ним  мир, заразить  желанием  познать  этот  мир  и  найти  в  нём  место, наиболее  соответствующее  каждой  индивидуальности. Кто-то  из  мудрецов  сказал « Ребёнок - не  пустой   сосуд, который  надо  заполнить, а факел, который  надо  зажечь».

 Сохранение, передача и степень  восприятия  русских  традиций  во  многом  зависят  от  принятого  в  обществе  стиля  воспитания  подрастающего  поколения. 

          Чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо понять духовную жизнь русского народа, принять историю и культуру Родины, как свои собственные.

           В дошкольном возрасте происходит накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Начиная с 1992 года, в России появилась возможность создания православно ориентированных дошкольных учреждений. В большинстве регионов ныне открыты православные группы и детские сады. Есть таковые и на Кубани.

         В детском саду  основными направлениями православного воспитания детей являются:

- возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи;

- воспитание доброты,  милосердия, справедливости, гражданской ответственности и патриотизма.

С одной  стороны, дети – творение Божье. В силу своей малости, неразумности они чисты, безгрешны, сохраняют небесные свойства души, они не обременены греховностью земного мира. Не зря существовала вера в то, что детские слёзы, молитвы всегда доходят до Бога; что детские благопожелания и угрозы особенно сильны и непременно реализуются. Детям дано видеть и ведать то, что заказано взрослым.

Разрушается связь с миром окружающим его,  всё это свидетельствует о кризисе в образовании и воспитании.

Что предпринять в данной ситуации? Как уберечь дошкольников от всего этого? Что в воспитании поставить на первое место: умственное развитие, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое?

     Наши педагоги считают, что мы должны  воспитывать всесторонне-развитую личность и работать по всем этим направлениям.

     Мы стараемся  воспитать детей милосердными, совестливыми, добродетельными, думающими, честными,  трудолюбивыми, ответственными, скромными, уважительными.

   Уже стало традицией посещать церковь в праздник святой великомученицы Екатерины – 7 декабря, ведь наша станица раньше называлась Екатериновская.

Интересно и торжественно проходят праздники (Масленица, Пасха, Ивана Купала, Троица, Рождество Христово и т. д.). Ведь наибольший эмоциональный отклик в душе ребенка, дающий духовные ростки, вызывают именно православные праздники.

Один из самых важных и любимых народом зимних праздников является Рождество Христово. В детском саду  его проводят  после окончания зимних каникул. В этот день дети наряжаются, взрослые готовят им угощения.

А ещё один   из любимых детских праздников – это Пасха.

Звон колокола оповещает о начале праздника (дети знают, что по народному поверью, колокольный звон, обладает очистительным свойством, и способен отпугивать нечистую силу). На праздник собираются все дети, сотрудники детского сада, родители, приходит к нам и отец Василий со своими помощниками. С утра в детском саду стоит ванильный запах куличей и пасочек, принесенных детьми, в музыкальном зале на столах разложены крашенки и куличи,

      Коллектив старается, чтобы все эти мероприятия благотворно влияли на все стороны и формы взаимоотношений детей с миром, на мировоззрение дошкольников. Мы не призываем всех верить в Бога, но считаем, что сейчас очень актуально духовно-нравственное образование и воспитание детей. Наша работа содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры.

         Мы должны помочь нашим воспитанникам стать порядочными людьми, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит вся наша дальнейшая жизнь, будущее всего людского рода.

 На протяжении многих лет, я была руководителем творческого проекта по духовно-нравственному воспитанию детей через приобщение их к истории родного края.

  В  связи  с  этим, при  выборе  данной  тематики, хотелось  в определённой  мере  восстановить  утраченный  пласт  нашей  отечественной  истории  и  культуры. Одним  из  направлений патриотического  воспитания  я  выделила  знакомство дошкольников  с  историческим  прошлым  и  настоящим  Кубани.

   В  ходе работы  решаются  задачи:

  1. Ознакомление с историческим прошлым и настоящим края, его географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями.
  2. Ознакомление с городами и станицами Кубани, их достопримечательностями, историей развития, традициями, обрядами, играми.
  3. Развитие   познавательных  способностей, интереса  к  жизни  народа  Кубани, к  природе  и людям  труда, творческих  и интеллектуальных  способностей, речевую  культуру.
  4. Воспитание  патриотических  чувств: любовь  к  местам, в  которых  ребёнок  живёт, к Родине,  родному краю,  чувство сопереживания, гордости  за  свой  народ.
  5. Осуществление нравственного воспитания ( воспитание чувства любви к родному краю, бережного отношения к историческим ценностям, доброты, умение приходить на помощь другому человеку, созидать новое и прекрасное).

  Работа  в  этом  направлении во  многом  затруднена  из-за  отсутствия  систематизированного  методического  обеспечения. Поэтому  возникла  необходимость разработки  методического  пособия, с  включением  в него перспективных  планов  воспитания  любви  к  родному  краю  и  подбора   методического  обеспечения,  которое  поможет  педагогу  раскрыть  ребёнку  окружающий  мир, понять  неразрывную  связь (прошлое-настоящее), активизировать  познавательную  сферу  дошкольника.

  В своей  работе  использую  материалы  из  опыта  работы  районных  служб, дошкольных  образовательных  учреждений,  педагогов д/с, информацию  в журнальных и  газетных печатях. Большую  помощь  оказывает  книга  под  редакцией Л.Соколовой и А. Некрыловой  « Воспитание  ребёнка  в  русских  традициях». Ведётся  сотрудничество  с местным  музеем.

   Изучив  значимость  и  необходимость  регионального  вопроса,    был  составлен перспективный  план  по  возрастам  и блокам:

                           1. Блок  «История  Кубани»

                           2. Блок «Родная  станица»

                           3. Блок  «Возрождение культуры»

                           4. Блок « Мир  природы»

                           5. Блок  «Кубань  в  стихах  и прозе»

Реализация  содержания  данного  опыта  осуществляется  на  специальных  занятиях, в   повседневном  общении, во время  экскурсий, прогулок, походов  в  музей.

Большое внимание  уделяется  фольклору, музыкальному  творчеству, а  так же   народным  играм, обрядам. В нашем  детском  саду  проводятся  развлечения, праздники, уличные  гуляния. В групповой  комнате создан  маленький  музей, в котором представлены  предметы  старины казачьего  быта. Экспонаты  горницы предоставлены  жителями  нашей станицы, а  так  же  воспитателями  нашего  сада.

   Игровому  фольклору  уделяется   недостаточное  внимание, и  нельзя допустить, чтобы  замечательные   народные  игры  забылись, затерялись. Ведь  игры  не  просто  детские  забавы – это животворный  источник  мышления. Благородных  чувств  и  стремлений. Казачьи  игры  отличаются  историческим  и  бытовым  содержанием, юмором, находчивостью, добродушием  и смекалкой.

   Соприкосновение  ребёнка  с народным  искусством, традициями, участие  в  народных  праздниках  помогут  духовно  обогатить  ребёнка.

  Родившись  на Кубани, человек  должен   знать  свои корни, историю  прошлого и  настоящего, бережно  относиться  к  природе родного  края, воспитывать  чувства  гордости   и  сопереживания  за  свой  народ.



Предварительный просмотр:

 

                                                   

Программа

по духовно-нравственному

воспитанию дошкольников

               

Эксперты:

Методист по дошкольному воспитанию Управления образования:

                                              ______________           О.С.Никитченко                                                  

Заведующая МАДОУ№20 ______________                   Н.П.Резник

Воспитатель МАДОУ№20 ______________                   Е.В.Шемет

                                                      Старший воспитатель:

                                                               Козлова Н.В.

Актуальность.

В поворотные моменты истории, на стыке эпох и в периоды переоценки того, что ещё недавно считалось незыблемым и правильным, появляется необходимость оглянуться назад, чтобы понять своё прошлое, обрести некую точку отчёта, от которой можно идти вперёд.

 Проблемы взаимоотношения поколений, повышения роли семьи в общественной жизни как никогда остро стоят сегодня перед нашим обществом. В числе основных факторов, пагубно влияющих на нормальное психическое и личностное развитие ребёнка, следует отметить разрушение культуры семьи и потерю навыков материнского (родительского) поведения. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались нравственные развивающие и воспитательные функции действующей системы образования.

В связи с этим задача нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Время идёт, общество меняется, и значительная часть того, что принадлежало народному быту  и мировоззрению, изжило себя. И всё же есть целый ряд обычаев и обрядов, которые необходимо знать, учитывать, не грех их восстановить, воскресить для новой жизни.

 Поэтому моя  задача – выбрать и представить то, что составляет непреходящую ценность, что  сохранилось, считалось ценным. Духовно-нравственное воспитание стало опять занимать центральное направление в работе с детьми дошкольного возраста. И прививать эти чувства необходимо именно в дошкольном детстве, когда закладываются основы центрального отношения личности к миру. По сути, ребёнка надо не столько учить, сколько раскрывать перед ним мир, заразить желанием познать этот мир и найти место, наиболее соответствующее каждой индивидуальности. Кто-то из мудрецов сказал «Ребёнок - не пустой сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Сохранение, передача и степень восприятия русских традиций во многом зависят от принятого в обществе стиля воспитания подрастающего поколения. В связи с этим, при выборе данной тематики, хотелось в определённой мере восстановить утраченный пласт нашей отечественной истории и  культуры.

Актуальность проблемы нравственного воспитания  дошкольников связана, по крайней мере, со следующими положениями.

  1. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке высоконравственных людей, обладающих прекрасными чертами  личности.
  1. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  1. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
  2. В-четвертых, вооружение духовно-нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Мы пришли к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  1. нравственных чувств                                                                                                         (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  2. нравственного облика                                                                                              (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  3. нравственной позиции                                                          
  4.   (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  5. нравственного поведения 

(готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Для России нет другого пути выхода из кризиса в нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой» духовно-нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности, поэтому реализация задач нравственного воспитания предусмотрена во всех разделах программы.

Одним из направлений духовно-нравственного и патриотического воспитания я выделила знакомство дошкольников с историческим прошлым и настоящим Кубани.         В ходе работы решаются следующие задачи:

  1. Познакомить  детей с историческим прошлым и настоящим края;
  2. развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани, знакомить с достоянием предков, которое поможет детям,  вырасти личностями, сознающими свою причастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа, впитать высокие этические законы, научиться любить и ценить духовное богатство и мудрость народа.
  3. возрождать народные традиции.
  4. воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребёнок живёт, к Родине, родному краю, чувство сопереживания, гордости за свой народ.

Работа в этом направлении во многом затруднена из-за отсутствия систематизированного методического обеспечения. Поэтому  возникла  необходимость разработки  методического  пособия, с  включением  в него перспективных  планов  воспитания  любви  к  родному  краю  и  подбора   методического  материала, которое  поможет  педагогу  раскрыть  ребёнку  окружающий  мир, понять  неразрывную  связь (прошлое-настоящее), активизировать  познавательную  сферу  дошкольника. Изучив  значимость  и  необходимость  регионального  вопроса,  мною  был  составлен  план  по  возрастам  и блокам:

  1. Блок  «История  Кубани»
  2. Блок «Родная  станица»
  3. Блок «Воспитание ребёнка в русских традициях»
  4. Блок  «Возрождение культуры»
  5. Блок « Православие для дошкольников»
  6. Блок  «Кубань  в  стихах  и прозе»
  7. Блок «праздники и развлечения»                  

Реализация  содержания  данного  опыта  осуществляется  на  специальных  занятиях, в   повседневном  общении,  во время  экскурсий, прогулок, походов  в  музей.

Целесообразность работы:

Знакомство с культурой своего народа,                                    

  1. так как обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь;

Знакомство с историей своего народа                                    

  1. через познание культуры своих предков;

Знакомство с культурой других народов.     

  1. знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

. Разрабатывая программу по духовно-нравственному воспитанию, я обратила внимание на:

  1. развивающую функцию образования, обеспечивающую становление личности ребенка и ориентирующую на его индивидуальные особенности;
  2. обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  3. личностно-ориентированный подход в развитии и воспитании (развитие духовных и общечеловеческих ценностей). Отсутствие жесткой регламентации знаний детей;
  4. комплексно-тематическое построение образовательного процесса;
  5. решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
  6. взаимодействие образовательного учреждения с семьей.

Основные принципы

I. Принципы духовно-нравственного воспитания:

  1. принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  2. принцип научной обоснованности и практической применимости;
  3. принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
  4. принцип культуросообразности (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).

II. Принципы организации образовательной деятельности.

  1. Наглядность;
  2. Сознательность.
  3. Активность.
  4. Доступность.
  5. Научность.
  6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  7. Систематичность.
  8. Последовательность.
  9. Связь теории с практикой обучения и жизнью.
  10. Воспитание в процессе обучения.
  11. Вариативный подход.

Формы работы с детьми.

Воспитательно-образовательный процесс условно поделен на:

  1. непосредственно образовательную деятельность,

которая осуществляется  в  процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

  1. образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов ;
  2. самостоятельную деятельность детей ;
  3. взаимодействие с семьями детей.

  Образовательная  деятельность

  1. игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации, подвижные);
  2. занятия ( комплексные, интегрированные);
  3. чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг; детских иллюстрированных энциклопедий;
  4. создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы духовно-нравственного содержания, специальные рассказы детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
  5. наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
  6. изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, сувениров;
  7. оформление выставок работ народных мастеров, произведений народно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года и др.), выставок детского творчества;
  8. викторины;
  9. инсценирование и драматизация;
  10. рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного);
  11.  продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) на темы народных произведений;
  12. слушание и обсуждение народной, классической музыки;

Мероприятия: тематические досуги, праздники, театрализованные     представления, конкурсы, экскурсии.

Образовательная деятельность

при проведении режимных моментов

  1. социально – личностное развитие: ситуативные беседы, дежурства, помощь взрослым;
  2. познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций; ситуативные разговоры с детьми;
  3. художественно-эстетическое развитие.

Самостоятельная деятельность детей

  1. Индивидуальные и совместные игры;
  2. игры в горнице;
  3. рассматривание книг, иллюстраций,  репродукций и  др.

Методы:

Наглядные:

показ предметов, образца, использование дидактических пособий, наблюдение 

используются во время:

  1. чтения педагогом;
  2. наблюдений;
  3. рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  4. проведения дидактических игр;
  5. экскурсий по станице, целевых прогулок;
  6. моделирования сказок.

Словесные:

пояснение, рассказ, чтение, беседа

представляются наиболее эффективными в процессе:

  1. чтения литературных произведений воспитателем;
  2. бесед с элементами диалога;
  3. ответов на вопросы педагога, детей;
  4. проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  5. сообщения дополнительного материала воспитателем;
  6. загадывания загадок;
  7. рассматривания наглядного материала;
  8. рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  9. проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические:

упражнения, игровые, проблемно-исследовательские

используются, когда необходимо:

  1. организовывать продуктивную деятельность;
  2. провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  3. оформить коллекцию семян для занятия;
  4. организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  5. провести экскурсии различной направленности;
  6. организовать вечера с родителями, для родителей ;
  7. изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Основные программные направления

по духовно-нравственному развитию детей

  1. Физическое развитие
  1. - формирование представлений о здоровом образе жизни;
  2. - воспитание потребностей в физическом самосовершенствовании.

  1. Социально-личностное развитие
  1. - ознакомление с культурными ценностями Кубани;
  2. - формирование интереса к ознакомлению с родной станицей, краем, их географией, историей и культурой;
  3. - формирование качеств социальной зрелости личности ребенка, т.е. усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности.

  1. Познавательно-речевое развитие
  1. - способствование овладению детьми элементарными сведениями истории, географии и культуры Родины
  2. - формирование культуры быта;
  3. - воспитание потребностей в труде как способе обеспечения потребностей человека;
  4. - формирование навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций;
  5. - формирование начал экологической культуры, осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
  1. Художественно-эстетическое развитие
  1. - формирование эстетического отношения к миру и способствование художественному развитию ребенка средствами искусства.

Проектирование

воспитательно-образовательного процесса

Воспитательно-образовательный процесс следует строить, учитывая:

  1. Индивидуальные и возрастные особенности детей;
  2. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
  3. недопустимость перегрузки детей;
  4. использование необходимого и достаточного материала, максимально приближенного к «разумному» минимуму;
  5. комплексно-тематический принцип с учетом интеграции образовательных областей;
  6. введение культурных и региональных компонентов;
  7. развивающую среду.

Взаимодействие образовательного учреждения с семьей.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи.

Формы работы с семьей:

  1. Родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  2. открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  3. вечера вопросов и ответов;
  4. проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
  5. индивидуальные консультации специалистов;
  6. наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  7. экскурсии;
  8. совместные с родителями праздники, развлечения, именины детей.

   Соприкосновение  ребёнка  с народным  искусством, традициями , участие  в  народных  праздниках  помогут  духовно  обогатить  ребёнка.

Предполагаемый результат

Технология духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:

  1. Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества;
  2. приобщение к опыту культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах;
  3. ответственность за свои дела и поступки;
  4. формирование начал  межличностных отношений, экологической культуры и здорового образа жизни;
  5. повышение познавательной активности детей;
  6. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Предполагается, что в результате работы по духовно-нравственному развитию дети будут смотреть на жизнь с большим оптимизмом, который в них желательно поддерживать дальнейшим знакомством с миром классического искусства и классической русской литературы, адресованной детям, а также живым человеческим общением и ограничением времяпрепровождения у телевизора и компьютера. Оптимизм, как известно, порождает хорошее настроение, являющееся лучшим лекарством, необходимым компонентом стабилизации нервно-психического состояния.

В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах  историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.

  В дальнейшем  я  планирую  продолжать  эту тему,  так  как считаю, что  родившись  на Кубани, человек  должен   знать  свои корни, историю  прошлого и  настоящего, бережно  относиться  к  природе родного  края, воспитывать  чувства  гордости   и  сопереживания  за  свой  народ .  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание детей в русских народных традициях"

Консультация для воспитателей...

Конспект занятия по познавательному развитию (нравственно-духовное воспитание) средняя группа «Русские обычаи, традиции и народное творчество»

Знакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме.Познакомить с историей игрушки формировать интерес и бережное отношение к ней.Расширять кругозор детей, развивать...

«Воспитание детей в русских традициях»

Сменяют друг друга эпохи, возникают и распадаются великие державы, меняются традиции. Всегда ли новое лучше старого? Нужно ли отрицать прежний опыт, забывать уроки прошлого? Традиции воспитания на Рус...

"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.

Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...

«Воспитание патриотизма через русские традиции»

Выступление на педагогическом совете на тему...

Конспект занятия для детей второй группы раннего возраста «Пчёлки» по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Дорога в волшебный мир русских традиций» Приобщение к истокам русской культуры.

Цель: Знакомство с русскими народными играми и потешками, через русскую сказку «Репка».Задачи:Обучающие: обогащать кругозор детей и развивать их эмоциональный потенциал;Развивающие: развив...