Духовно-нраственное воспитание
статья на тему

Баулина Светлана Николаевна

Духовно-нраственное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikacii.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Выступление на республиканском семинаре

 

Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Подготовила: Баулина С. Н

Воспитатель высшей квалификационной категории

2010год.


Ссылка на публикацию в интернете: http://nsportal.ru/node/468415

«Воспитание - самое святое из всех святых дел»

                                                                                      Святитель Феофан Затворник

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставила перед собой основную цель, воспитать ребёнка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Поэтому в Концепции модернизации Российского образования на период до 2012г. Воспитание рассматривается как нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей воспитания заявлено формитрование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности.

      Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

        В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; её, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

       Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, её острота не ослабевали никогда.

        На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально-экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребёнка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной чистотой.

А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо заполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. Каким мы хотим видеть будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

         «Культура», «религия», «духовность», «нравственность» - вот базовые понятия для определения духовно-нравственного воспитания.  Эту проблему необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели».

Известно, что основой ДНВ является культура общества, семьи, образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит становление  и развитие. В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, школа и церковь. Только все вместе путём целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к окружающим, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько «брать от жизни всё» и «действовать ради цели обогащения любым способом».

        В наше время особенно, очевидно, что без духовности, которую несёт с собой православие нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно от того, что из душ наших исчезают сострадание, сочувствие – вечные ценности, и поэтому, в настоящее время идёт поиск духовного возрождения страны, обращение к опыту православного воспитания – к традициям отечественного образования, укладу жизни, форм национального опыта.

      Начиная с 2010 года в нашем детском саду проводится работа по ДНВ детей и приобщению их к основам православной культуры.  Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех участников: педагогов, детей и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от церковной жизни. Дети, а порой и родители, не имеют, или имеют смутное представление о Боге, о Церкви. Мы не можем игнорировать такую особенность детской аудитории, и поэтому в нашу задачу входит знакомить детей  с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

  Для этого мы используем такие формы работы с детьми, как занятия, беседы нравственного содержания, церковные праздники и др.

  Учитывая, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности при ознакомлении детей с основами православной культуры, необходимо широко использовать игры для развития умения выражать свои эмоции, направленные на сплочение коллектива. Используя игровые ситуации, определённые сюжеты, в ходе игры  можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие для этого – моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Необходимо использовать любые моменты в играх, общении, чтобы формировались в характере, уме, душе, сердце ребёнка доброта, послушание, внимание, скромность, дружелюбие и самое главное – любовь.

  С чего же началась наша работа по данному направлению? А началась она с выездного семинара по духовно-нравственному воспитанию в п. Комсомольский Чамзинского района. Посещение детского сада  «Сказка», где трудятся одухотворённые люди, которые не только прививают детям азы православной культуры, но и делятся опытом своей работы. Они нашли такие слова, которые проникли в наши души, и неслучайно мы сегодня собрались здесь. Большое вам за это спасибо!

   Первым нашим шагом в работе стало анкетирование среди родителей, цель которого выявить осведомлённость родителей по теме ДНВ детей, их отношение к данному вопросу. Выяснить, существует ли социальный запрос семьи на изучение основ православной культуры в нашем детском саду.

   В анкетировании приняли участие 134 человека: разного возраста, семейного положения, социального статуса. Результаты показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение, нечасто бывают в Храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают , в основном, только через традиции и национальную культуру. Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Также мы побеседовали с детьми и с педагогами. Вопросы носили индивидуальный характер, что позволило выразить своё мнение. Были опрошены дети старшей и подготовительных групп. Проанализировав ответы мы пришли к выводу, что в системе общечеловеческих ценностей на первом месте и у детей и взрослых стоит любовь и доброта.

Второй шаг  - это создание программы развития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Для её реализации необходимо было объединить усилия всех участников педагогического процесса. В работу включилась творческая группа  из числа лучших педагогов и родителей.

   С целью повышения социально-психологической, педагогической и духовной культуры всех сторон у на с в саду открыта небольшая православная библиотека, созданная благодаря Благочинному церквей Ромодановского района иерея Владимиру Кугушеву (Отцу Владимиру). Он безвозмездно подарил нашему детскому саду иллюстрированные книги о православии. Большое Вам спасибо!

Цель  нашей дальнейшей работы мы определили как знакомство родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

    В октябре, в канун праздника Казанской иконы Божьей матери в нашем саду состоялось родительское собрание на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», на котором присутствовал отец Николай, помощник благочинного, где главной задачей было помочь родителям осознать,  что в первую очередь , в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные обычаи и ценности, созданные предками что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом, ведь семья играет центральную роль в сознании ребенка.

  Сотрудничая с родителями мы проводим православные праздники, развлечения, такие как «Рождество Христово», «Пасха», «Казанская», «Троица» (сегодня вы сможете посмотреть театрализованное представление «Сказание о Казанской иконе Божьей Матери». Все мероприятия сопровождаются выставками совместного детского взрослого творчества. Сегодня у нас так же действует выставка на тему «В этом доме пребудет любовь…»

 В детском саду функционирует театральный кружок «Золотой ключик». Со своим импровизированным спектаклем «Пасхальный колобок» В День театра наши кружковцы участвовали в районном конкурсе «Нам поёт пасхальный звон песнь о жизни вечной…», где заняли первое место в номинации «Инсценирование». Под руководством музыкального руководителя на базе детского сада создан ансамбль духовного песнопения «Серебряный колокольчик»

В каждой группе воспитателями при помощи родителей созданы православные уголки.

  Выстраивая систему по ДНВ для работы с педагогами проводятся педагогические советы, консультации.

23 ноября 2010г.  под эгидой «Доброта спасёт мир» в пансионате Октябрьский Ичалковского района  состоялся выездной благотворительный концерт. Старики, оставшись без поддержки близких , со слезами на глазах слушали выступления детей, которые порадовали их музыкальной композицией «Шумбрат, Мордовия», молитвенным песнопением, а воспитатель Базаркина Л. Н. со своей трогательной песней никого не оставила равнодушным. На этой встрече присутствовал Благочинный Ичалковского района отец Владимир.  В завершении каждому ребёнку он подарил иконку Блаженного Старца монаха Филарета, а администрация пансионата угостила детей сладостями. Отец Владимир пригласил посетить вновь построенную церковь, где дети и взрослые прикоснулись к иконе и сфотографировались на память.

  9 ноября2010г. Делегация Ромодановского муниципального района в составе: Благочинного церквей Ромодановского района, священника Владимира Кугушева, помощника Благочинного, священника Николая Бябина, учителей общеобразовательных школ, заведующих дошкольными образовательными учреждениями, приняли участие в выездном семинаре «Воспитание у детей православной веры», который состоялся на базе Жуковской сельской школы, Торбеевского района, республики Мордовия.

    Участники семинара посетили храм в с. Дракино, действующую и вновь строящуюся воскресные школы.

   Продолжая работу в этом направлении мы надеемся на то, что нам удастся возродить духовно-нравственные традиции семейного воспитания, повысить уровень нравственного детей , активизировать духовное и культурное сознание педагогов и родителей. Очень приятно, что благодаря данной деятельности между детским садом  «Сказка» и нашим детским садом установились тесное сотрудничество. « ноября наши педагоги с представителями церкви, вновь побывали  вэтом прекрасном саду. Цель поездки в изучении методов работы педагогов по духовному образованию.

Свойственная детям дошкольного возраста эмоциональная отзывчивость, любознательность и вместе с тем способнлсть овладевать определёнными знаниями делает детский сад тем важным звеном , в котором возможно наиболееуспешно реализуются поставленные задачи. Мы педагоги, имея дело с детскими душами, должны постоянно совершенствовать свой духовный мир, чтобы всегда и во всём быть «идеалами человечности»  для своих воспитанников , созидателями важнейших ценностей жизни: ИСТИНЫ, ДОБРА и КРАСОТЫ».

Хочется закончить своё выступление словами выдающегося педагога и священника

 А. Ельчанинова:

                                «Нельзя врачевать чужие души, не излечив себя,

 приводить в порядок чужое душевное  хозяйство с хаосом в собственной душе,

нести мир другим, не имея его в себе…»    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)

Доклад к педсовету Понятие культуры поведения (гигиеническое воспитание, воспитание культуры общения, воспитание культуры деятельности)...

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».

Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека»....

Ш.А.Амонашвили Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Баллада о воспитании Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя...

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия» «Воспитание у детей чувства доброты и милосердия» «О воспитании милосердия» «Воспитание сердца» «Зорко одно лишь сердце»

Консультации для родителей «Уроки милосердия в современной семье» «Воспитание чувства милосердия»«Воспитание у детей чувства доброты и милосердия»«О...

Анкета для родителей 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? воспитание любви к Родине; воспитание уважения к старшему поколению; воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; знание истории своей стра

Анкета по патриотическому воспитанию для родителей в детском саду, дает ориентировочно понятия  об отношении самих родителей к к патриотическому воспитанию, насколько актуальна это направление в ...