ДОКЛАД На тему : «Теория о правах ребенка»
материал (средняя группа) по теме

Шашкова Елена Алексеевна

Теория о правах ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_prava_rebenka.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:




МОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №5»









ДОКЛАД



На тему : «Теория о правах ребенка»









Воспитатель 2-й младшей



«А» группы



Шашкова Елена Алексеевна















2012 г



Г.Пугачев







Права ребенка и их защита



ПРАВА РЕБЕНКА (Rights of children) – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.



Важное направление работы с семьей – защита прав ребенка и его достоинства. В соответствии с действующими в настоящее время нормативными документами (Конвенцией ООН «О правах ребенка», Семейным кодексом РФ, Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом «Об образовании») работа по защите ребенка от всех форм насилия рассматривается как должностная обязанность сотрудников образовательных учреждений; конкретизированы понятия о механизмах защиты прав и законных интересов детей, введен запрет на ущемление прав ребенка в семье и образовательном учреждении.



Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса.



Конвенция о правах ребенка



В многоплановой работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив образовательного учреждения, но особая роль принадлежит руководителю детского учреждения, методисту, психологу и педагогу.



В задачи администрации по выявлению и предотвращению жестокого обращения с детьми входят:



принятие решения об организации работы по выявлению случаев оказания помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;



выяснение того, какие службы в городе (специальные службы защиты детей от жестокого обращения, телефоны доверия и др.) занимаются данными вопросами и как с ними можно установить контакт.



Основная задача методиста – обучение воспитателя грамотной и профессиональной работе по предотвращению нарушения прав ребенка; подбор литературы по проблеме предотвращения жестокого обращения с детьми; одна из задач – информирование коллектива о проблеме жестокого с ними обращения, видах такого обращения, факторах, обусловливающих его.



Психолог проводит наблюдения за поведением детей в группах, анкетирование родителей, обработку и анализ полученных данных; осуществляет диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями.



Педагог – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка, принимает меры по защите детей от жестокого обращения родителей. В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:





• информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;





• трансляция родителям положительного образа ребенка;





• работа по коррекции детско-родительских отношений.





Жестокое обращение с детьми: что это такое?





Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.



Формы жестокого обращения с детьми



Различают в основном четыре формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.



1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.



2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.



3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.



К психологической форме насилия относятся:



• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;



• угрозы в его адрес в словесной форме;



• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;



• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;



• ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;



• однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.





4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.



К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:



• отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;



• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.



Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например,  вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.



Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.



Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:



• признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;



• индивидуальный подход, т.е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;



• использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;



• определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.



Для изучения воспитателем, психологом семейного климата рекомендуются традиционные методы: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, интервью, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности и др.



В процессе наблюдения педагогу необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жесткая), употребление уменьшительно-ласкательных или грубых слов, реакции родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения: силу голоса родителей, его тон (спокойный, резкий, ироничный и др.), мимику, контакт глаз, телесные контакты – касания, ласковые поглаживания или жесткие толчки. Особое внимание надо обратить на реакцию детей (их настроение, содержание обращений и др.).



Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей, принятию мер по защите их от жестокого обращения. При выявлении таких случаев следует обращаться за помощью в различные инстанции: в милицию, юридические консультации, службы здравоохранения, медико-социально-психологические центры, телефоны доверия, специальные службы защиты от насилия.



Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в интересы друг друга.



Подведем итоги



Цель совместной работы педагогов и родителей – обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье. Перед педагогами стоят следующие задачи: обеспечение родителей полной информацией о работе детского учреждения; получение информации о запросах родителей, условиях жизни ребенка в семье и его индивидуальных особенностях; наличие свободного доступа родителей к образовательному процессу; просвещение родителей; вовлечение семьи в совместную работу с педагогами.



Особой задачей является защита прав и достоинства маленького ребенка. Педагог должен вести работу по своевременному выявлению нарушения прав детей и принятию мер по защите детей от жестокого обращения.



В основе возможных разногласий в подходах к воспитанию детей у педагогов и родителей чаще всего лежат разные ценности воспитания и неосведомленность о закономерностях развития ребенка. Поэтому очень важно выявить различия в точках зрения педагогов и родителей, достигнуть взаимопонимания.



Совместная работа с родителями может осуществляться в разных формах: беседы, консультирование, родительские собрания, тренинги, кружки, родительские клубы, семейные вечера, совместные праздники.



















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ (НОД) в старшей группе Тема: «Знакомство с правами ребенка»

Познакомить детей с правами ребёнка.Уточнить знания детей об именах и отчествах своих родителей, бабушек, дедушек, об их фамилии.Упражнять детей участвовать в беседе.Помочь запомнить русские пословицы...

ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ТЕМУ: «КОНСТИТУЦИЯ И ПРАВА РЕБЕНКА».

Досуг способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста понятий об основном законе нашей страны, расширяет знания о правах ребенка....

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка».

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по правовому воспитанию в старшей группе на тему: «Конвенция о правах ребенка»....

Тема: «Конвенция по правам ребенка. Право на жизнь» (старше-подготовительная группа)

Программное содержание: познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка», показать значимость документа ребенку: каждый человек имеет право на жизнь, семью, образование, индивидуальность. Развивать с...

Консультация на тему: "Семейный кодекс. Права ребенка"

Консультация на тему: "Семейный кодекс. Права ребенка"...

Беседа в старшей группе на тему " День Конституции. Права ребенка"

Конституция была принята народом России 12 декабря 1993 года, поэтому праздник, посвященный важнейшему документу страны, День Конституции Российской Федерации, отмечается 12 декабря....