Развитие детского творчества в музыкальных играх-драматизациях
статья на тему

Бордовская Елена Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorchestva_v_muzykalnyh_igrah.docx25.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творчества в музыкальных играх-драматизациях

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.)

Современная и отечественная педагогика относит к творческим играм сюжетно-ролевые, творческие и  игры-драматизации.

    К классификации игр - драматизаций существует несколько подходов. Так, ряд ученых определяют игру-драматизацию как разновидность сюжетно-ролевой игры. По мнению Д.В.Менджерицкой, эти игры представляют собой разыгрывание сказок  и рассказов. Н. С. Карпинская поясняет, что драматизировать — значит представить, разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность эпизодов. Другие ученые относят игру-драматизацию к театрализованным играм. По мнению Л. С. Фурминой, игры-драматизации являются играми-представлениями, где в лицах разыгрывается определенное литературное произведение. С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, поза и походка, воссоздаются конкретные образы.

 Таким образом, мы видим, что в игре-драматизации, как и в сюжетно-ролевой игре, есть сюжет, роли, игровые действия, исполнители ролей. Ей также присущи атрибуты, игровые предметы, маски, декорации, развернутая система реальных взаимоотношений между играющими, сочетание ролевых и реальных действий и отношений, самостоятельность и самоорганизация детей.  В ходе игры дети эмоционально осваивают проблемные ситуации, проникают во внутренний смысл поступков героев, у них формируется воображаемый образ и оценочное отношение к персонажу.

 Характерными особенностями театрализованных игр является наличие зрителей и литературная или фольклорная основа их содержания (Л.В.Артемова, Л.В.Воронина, Л.С.Фурмина и др.). Их можно разделить на две основные группы:

  1. Драматизация (игры имитации образов животных и людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектакля по произведению; игры - импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки). Ребенок исполняет роль «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности
  2. Режиссерская игра  (настольные театр игрушек, картинок, стендовые игры - стенд-игрушка, теневой театр, театр на фланелеграфе) Здесь ребенок выступает в качестве режиссера: создает сцены, играет роль игрушечного персонажа; средствами выражения являются интонация и мимика, а пантомимика ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой.

Включение музыки  в театрализованные игры помогает ребенку передать характерные черты образа, побуждает к развертыванию сюжета.

Музыкальная игра-драматизация - это воплощение детей в музыкальный образ. Такая игра создает уникальные возможности для художественного развития детей, так как объединяет в себе музыкальное движение, пение, художественное слово, мимику и пантомиму, подчиняя их главной  задаче - созданию художественного образа. Важно, что игра-драматизация - это коллективное действие, в котором непременно участвует вся группа детей и в котором возможна большая свобода для проявления индивидуальности и творчества.

Участвуя в музыкальных играх-драматизациях, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь  готовый литературный материал.  Игра-драматизация интегративна и может найти применение в любой образовательной области.

В музыкальных играх-драматизациях действия не даются в готовом виде. Эти действия подсказывает ребенку музыкальное содержание, заложенное в основе игры. Если музыкальная игра-драматизация возникает на основе литературного произведения, то оно лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, иногда репродуцирует их, перенимает их от старших.

В таких играх ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств  вербальной  и невербальной выразительности.

Дошкольники, как правило, с удовольствием участвуют в импровизациях, инсценировках, спектаклях. Для дошкольников спектакль - это изображение некоторого действия, рассчитанное на многочисленных зрителей.  В процессе работы над спектаклем, дети знакомятся  с театральным искусством и осваивают игровые позиции в музыкальных играх-драматизациях.

Исследователями А.Г.Гогоберидзе, С.Г.Машевской была предпринята попытка классификации игровых позиций в игре-драматизации, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников.

  1. Ребенокрежиссер».
  2. Ребенокактер» 
  3. Ребенокзритель».
  4. Ребенокдекоратор» 

        Каждая из этих позиций позволяет каждому ребенку реализоваться творчески в соответствии  со своими индивидуальными особенностями и логикой развития.

Включение музыки в спектакли стало обычным явлением.  Движение и музыка в спектакле сливаются и создают положительную атмосферу спектакля, его эмоциональным звучанием.

Так, например, в детском театре музыкальным сопровождением помогает детям воспринять героя: при выходе положительного героя звучит нежная, мелодичная мелодия, а при отрицательном - музыка тревожная.

Таким образом, мы видим, что музыкальная игра-драматизация  нравится детям. Они живут одной жизнью с героями инсценировок, любимых сказок, выражают свое одобрение или негодование, восклицаниями нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, которые благодаря этому становятся более выразительными и интересными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Развитие детского творчества средствами музыкального фольклора

статья Развитие детского творчества средствами музыкального фольклора...

Музыкальная игра-драматизация на противопожарную тематику по произведениям С.Я. Маршака

Музыкальная сказкана тему пожарная безопасность по произведению С.Я.Маршака....

"Музыкальные игры и упражнения,направленные на развитие детского творчества"

Из опыта работы музыкального руководителя детского сада комбинированного вида....

Развитие детского творчества на основе музыкального материала

Развитие детского творчества на основе музыкального материала...

музыкальные игры и упражнения (для развития детского творчества)

Игры и упражнения  для развития  творчества дошкольников.Даны в помощь воспитателям  и музыкальным работникам по возрастным  группам....

Педагогическая статья « Музыкальная одарённость детей дошкольного возраста – как путь детского творчества в музыкальной деятельности»

Одарённость – это системное развивающее в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижение человека, более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах.О...

«Современные подходы к развитию детского творчества в старшем дошкольном возрасте посредством музыкально - ритмической деятельности»

Использование современных технологий музыкального развития даёт возможность раскрыть личность, инициативу, познавательные и творческие способности ребёнка. Благодаря современным технологиям...