"Музыкальные игры и упражнения,направленные на развитие детского творчества"
статья ( группа) на тему

Киселёва  Елена Владиленовна

Из опыта работы музыкального руководителя детского сада комбинированного вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_5.docx18.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   «Музыкальные  игры и упражнения, направленные на
развитие  детского творчества»

                    Из опыта работы  Киселевой Елены Владиленовны, музыкального
руководителя МБДОУ детский сад комбинированного вида № 4 ст. Отрадной

С внедрением
ФГОС проблема развития детского творчества  становится все более
актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в
неординарной творческой личности.

Творчество
детей — естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте, когда
наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных
стереотипов, возникновение вариативного мышления, ребёнок обнаруживает и
раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант
творческого продукта за другим.

Творчество для
ребенка – это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше
расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.

Работая
много лет музыкальным руководителем в детском саду, я стараюсь   каждое занятие построить так, чтобы  дети не просто сидели и  послушно выполняли задания педагога, а
стремлюсь обеспечить им радость творчества. С этой целью широко использую  театрализованные этюды, творческие задания, творческие  головоломки, коллажи эмоций, чувств и
настроений.

Нравятся детям творческие задания
«Рисование музыки руками». Например , прослушав Э. Грига « Утро», дети
отражают  картину утра в движении,
двигаясь по кругу, не расцепляя рук, или, подняв руки, делают ими  большие круги.  Так утром встает большое, яркое, круглое
солнышко. Или пластические этюды: «На птичьем
дворе», «Собачка», «Цветок», «По небу плыли облака», «На болоте», «Росток»,
«Как кошечка проснулась», «Лиса на охоте», «Три медведя». Какие красивые
движения  придумывают дети: кошечка
просыпается медленно, потягивается,
изгибается, мурлычет;
«облака  плывут» плавно,  медленно,
пластично…

А какие интересные истории придумывают, как  «солнечный зайчик отразился в зеркале» -
повернулся,  потянулся, широко открыл
глаза и улыбнулся

Стимулировать детей к новой для
них деятельности, помогают специально написанные детские  песни. В них поется о каком – либо жизненном
явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит пчела и т.д.
Детям исполняется песня и предлагается придумать в соответствии с текстом песни
свои интонации звукоподражания. При этом необходимо напомнить, что каждый
должен придумать по – своему.

Например, в песне-образце «Пароход гудит» гудок
парохода выражен определенной интонацией, дети придумывают  гудок с другим ритмическим рисунком, с другой
интонацией. После объяснения вторично играю фортепианное вступление, затем пою
песню без фортепианного сопровождения, и предлагаю ребенку закончить песню
по-своему, импровизируя гудок парохода. После детского исполнения
проигрываю  последние такты песни, чтобы
ребенок вновь почувствовал заданную тональность.

Так, дети поют, как маленькая  или большая кукушка, мяукают, как котенок или
взрослая кошка, поют свои имена на двух-трех звуках, передавая разные
интонации; импровизируют  мотив из двух-трех звуков на слоги «ля-ля», или
придумывают  свой мотив (дети
соревнуются, кто больше придумает попевок). Помогает  в выполнении этих заданий  муз. Т. Ломовой, сл. А. Гангова «Пароход гудит», муз. Т. Ломовой, сл. Ю. Островского «Играй,
сверчок и др.

Привлекает внимание детей к
характеру музыки литературный текст, музыка, которые создают поэты и
композиторы в качестве образцов для творческих заданий. Предлагается детям  музыкальная загадка – узнать песню только по
фортепианному сопровождению, в какой из двух пьес можно услышать, например,
грустный рассказ об осени и радостный - о весне. Таким образом, дети сами по
характеру музыки различают, какие музыкальные произведения подходят к тому или
иному литературному тексту.

После этого педагог нужно спеть
и сыграть  повторно уже обе песни.

Далее на
каждом занятии я ввожу минутку творчества, например «Волшебный сад».

Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками
и изображая цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыка «оживляет» цветы
«волшебной палочкой». Цветы «распускаются», качаются, кружатся на месте,
танцуют друг с другом и «волшебником» - музыкальным руководителем, в
соответствии со звучащей музыкой. В завершении произведения цветы снова
«закрываются»» в бутоны. Другое упражнение
«Мышки на зарядке». Дети стоят
в кругу по одному, повернувшись лицом в центр круга. Рассказываю  детям сказку про дружную мышиную семью,
которая по утрам в полном составе обязательно делала зарядку

Детям предлагается вспомнить, какие
движения делают во время зарядки, пофантазировать, как эти движения делали бы
мышки. Дети делают движения по кругу, передавая роль ведущего друг другу.
Игра  «Тропинка». В
начале игры задаю эмоционально – образную ситуацию: «Мы заблудились в сказочном
лесу, в котором живут добрые и злые сказки. Мы будем выходить из этого леса по
узкой извилистой тропинке друг за другом, двигаясь очень тихо, чтобы не
разбудить злые сказки. А помогать нам будет звучащая музыка. Тот, кто идёт
впереди – ведущий. Ведущий будет подбирать характер шагов и делать движения
руками, показывающие, что он слышит музыку помощницу, а те, кто идут за ним,
будут копировать его движения. Задачи упражнения:

- движение в спокойном, умеренном темпе и
импровизация несложных движений, соответствующих мягким и плавным, закругленным
линиям интонации мелодии;

- соблюдение тишины и внимательное
вслушивание в музыку.

Эти игры цены тем, что в них  дети – участники творческого процесса, в
котором они   сами открывают что-то
новое, раннее не известное им в мире музыки. Так, творческая деятельность
способствует разрушению стены равнодушия, вызывая  у детей положительные
эмоции и стимулируя увлеченность дошкольника.

Интересны творческие этюды: «Маленькая
история про медведя»,  «Как заяц стал храбрым»
муз. Т. Ломовой.

По лесным чащобам рыщет

И у речки пищу ищет

Неуклюжий мишка.

Мишенька – топтыжка…

Дети изображают  неуклюжие, тяжелые шаги лесного зверя,  мимикой , жестами, походкой  передавая характер музыки и импровизируя
движения.

Или
изображают зайчика,  передавая
переживания персонажа, то  бедного,
несчастного, то пляшущего, радостного. Разнообразие в характеристике одного и
того же образа способствует развитию воображения и творческих проявлений детей.

Часто на занятии с помощью волшебных слов
«Брекс- фекс-пекс» дети превращаются  в
художников, играют с бумагой и рисуют понравившуюся музыку или ее героя, а
после занятия организуют выставку детских работ в музыкальном зале.

Задания «Отгадай мой танец» или «Конкурс
артистов» активизируют танцевальное творчество детей, участие их в обсуждении
выступлений, заставляют ребенка внимательно наблюдать за выступающими,
сравнивая с ними свои возможности.

Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские
находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная,

- вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает
человечность, стимулирует развитие созидательных способностей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры и упражнения направленные на развитие доброго микроклимата в группе детского сада"

"Игры и упражнения направленные на развитие доброго микроклимата в группе детского сада"...

музыкальные игры и упражнения (для развития детского творчества)

Игры и упражнения  для развития  творчества дошкольников.Даны в помощь воспитателям  и музыкальным работникам по возрастным  группам....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ » (Игры и упражнения, направленные на познавательное развитие детей с задержкой психического развития)

Цель:обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах  развития и образования, охраны и укрепления здоровья дошкольни...

«Игры и упражнения, направленные на развитие доброго микроклимата в группе детского сада»

laquo;Я и мои чувства».Цель: Учить детей передавать различные эмоциональные состояния, развивать способность определять эмоции по внешнему виду, обогащать словарь детей за счёт слов, обозн...

Игры и упражнения направленные на развитие доброго микроклимата группе детского сада

Игры и упражнения направленные на развитие доброго микроклимата  группе детского сада...

«Картотека музыкальных игр и упражнений, направленных на развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста».

Учить определять характер музыки. учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию....