Обучение и воспитание детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды
материал по теме

Шахова Елена Викторовна

 

Цель моей работы - сохранение, укрепление и коррекция здоровья детей, как на занятиях, так и свободной деятельности, в играх. Среда, окружающая ребенка и непосредственно влияющая на его развитие, должна быть, прежде всего безопасной и способствовать укреплению его здоровья. Важная задача - полготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необхожимые знаия, умения и навыки.

       

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

        С 2009 года начался новый этап развития моего профессионального мастерства в рамках регионального эксперимента «Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учетом их самобытности и региональных условий» (приказ № 1508 от 29 августа 2008 г. Департамента социальной политики Орловской области.)

        В нашем детском саду используется целенаправленная программа по оздоровлению детей. Дети дошкольного возраста испытывают острую потребность в движении,  в перемещении. В случае двигательной недостаточности они быстро возбуждаются, капризничают, становятся непослушными.                                                                                        

        В группе была создана активная сенсорно развивающая среда (АРС), как потенциально здоровье сберегающее педагогическая технология, которая укрепляет детское физическое и психическое здоровье, процесс обучения становится более доступным и увлекательным.

Основными структурными компонентами АРС являются:

  1. Определенная предметная среда
  2. Выстроенное в соответствие с определенными режимами деятельности образовательное поле.

В нашей группе активная предметная среда представлена:

  1. Пейзажное панно (экологическое панно)
  2. сенсорно-дидактическая подвеска (сенсорный крест)
  3. Сенсорно-дидактический держатель (специальная держалочка)
  4. сенсорно-координаторные тренажеры 4 угла)
  5. Офтальмотренажер

1. «Пейзажное панно» (экологическое панно) у нас оно представлено в виде сюжетной композиции и обозначены передний, средний план.. Пейзаж выполнен с учетом закона воздушной и линейной перспективы. Пано в первую очередь – место для образного моделирования, и поэтому дидактический материал съемный и достаточно обширен. Это и фигурки людей, животных, птиц, деревьев и целые сюжетные композиции многофункционально Оно прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, для создания и решения проблемных ситуаций, для индивидуальной работы, у детей активнее развиваются пространственные представления, логическое мышление, творческое воображение, мелкая моторика. Работа с пейзажным панно позволяет переключить зрение детей с ближнего расстояние на дальнее

2. «Сенсорный крест» или сенсорно-дидактическая подвеска. «Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в групповой комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские геометрические фигуры, буквы, изображения предметов и т.д.). По ходу занятия воспитатель периодически обращает внимание на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз, помогает предотвратить мышечную утомляемость,   укрепляется мелкая моторика.

3. Сенсорно-дидактический держатель или специальная держалочка.

Дети следят за картинкой, прикрепленной к «специальной держалочке». Это позволяет переключать зрение детей с ближнего расстояния на дальнее и наоборот, вправо-влево, вверх-вниз, переключение зрения в режим поиска.

Воспитатель держа в руке этот предмет демонстрирует наглядный материал, плавно передвигая его вверх-вниз, справа-налево и т.д. и тем самым оказывается дополнительная активность для всех групп глазных мышц и привлекается внимание воспитанников.

4. Офтальмотренажер

Данный тренаж чаще выполняют после работы, которая требовала от детей приложения усилий, так как она прекрасно снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Используем лазерную указку и дети следят глазами за движением точки по направлению стрелок. Детям нравится такой вариант: стоя с вытянутыми вперед руками (можно под музыку) дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ними органом зрения, туловищем, руками. А затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.

5.Сенсорно-моторный тренаж.

. Методика выполняется следующим образом: на полки ставим картинки, с четким контуром, под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр. Дети, находясь в свободном состоянии начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей картинке, цифре, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 сек. Общая продолжительность тренажа 1,5мин. Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация.

 - Прием «Дотронься рукой на расстоянии».

Этот прием можно широко  использовать в разных видах учебной деятельности. Здесь помогают подручные средства: окна, двери, выключатели, цветочные горшки. Профилактика зрительного утомления помогает предотвратить мышечную утомляемость. Все упражнения используются в позе свободного стояния, дети совершают координированные движения глазами, рукой, головой, туловищем.

       Четко представляя себе цель работы, воспитателю важно определить тот необходимый объем элементов активной среды, который нужен именно на конкретном занятии. Поэтому, использование вышеперечисленных элементов предметной среды осуществляется в определенных режимах деятельности, которые являются, как уже было сказано, вторым компонентом АРС:

 - режим смены рабочих поз

 - режим образного моделирования

 - режим поиска

 - режим смены зрительной рабочей дистанции

Что такое режим смены рабочих поз – режим деятельности детей, при котором статичная поза ребенка за столом чередуется, сменяется вариантом обучения, предлагающем работу стоя, повернувшись, потянувшись и тд.

          Основная здоровьесберегающая функция режима смены рабочих поз – возможность предотвратить мышечную утомляемость. Ребенок выбирает картинку, тянется, отстёгивает прищепку, при этом работают мышцы спины, уменьшается нагрузка на позвоночник (работа с сенсорным крестом, у пейзажного панно, прием «дотронься рукой на расстоянии»).

          Режим образного моделирования. Известно, что моделирование один из универсальных методов научного познания. Основной здоровьесберегающей функцией данного является ориентация на улучшение организации зрительного восприятия материала, двигательную активность а так же активизация продуктивного воображения дошкольников, развивается пальцевая моторика (пейзажное панно, сенсорный крест)

          Режим смены зрительной рабочей дистанции: помогают подручные средства такие как: окна, простенки, свободные площади стен, двери. Основная функция: профилактика зрительного утомления, развитие логического мышления и творческого воображения детей, преодоление эффекта замкнутого пространства ( дотронься рукой на расстоянии, специальная держалочка).

         Режим поиска – режим деятельности, при котором получение, анализ информации, принятие решений детьми осуществляется в условиях постоянного сравнения, узнавая учебно-методического наглядного материала (используется при работе с пейзажным панно, сенсорным крестом, держалочкой, при использованинию является поддержание познавательного интереса к учебному материалу, развитие и реализация индивидуальных способностей

Применение технологии Базарного В. Ф благоприятно влияет на здоровье дошкольников, приводит к улучшению зрения и исправлению осанки у детей. Режим динамических поз способствует повышению эффективности произвольно-моторной деятельности детей и снижению за счет этого мышечного напряжения. Уменьшается утомляемость детей в ходе учебной деятельности и повышается мотивация за счет систематического использования здоровьесберегающих технологий.

        Использование технологий здоровья воспитывают у детей умение работать над собой, развивают самооценку, формируют культуру здоровья, вырабатывают привычку трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями, способствуют настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности (трудолюбия, доброты, активности, силы воли и т. д. )      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активная сенсорно- развивающая среда в ДОУ.

Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь для здоровья, а также улучшить фи...

Активная сенсорно-развивающая среда логопедического кабинета в создании творческого продукта речевой деятельности дошкольников с ОНР.

      Активная сенсорно- развивающая среда логопедического кабинета, состоит из ряда центров, оформленных в виде тематических макетов, позволяет создать комфортные условия, исклю...

Чудеса в осенней корзине» с использованием технологии активной сенсорно-развивающей среды

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...

«Образовательное событие как одна из технологий проблемного обучения и воспитания в организации активной деятельности детей младшего возраста в образовательной среде»

laquo;Образовательное событие как одна из технологий проблемного обучения и воспитания в организации активной деятельности детей младшего возраста в образовательной среде»...