Проект "Путешествие в мир куклы"
материал (младшая группа) по теме

Травушкина Надежда Владимировна

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД № 665

Проект

« Путешествие в мир куклы»

Материалы подготовили:

Воспитатели 2-ой младшей группы:

Травушкина Н.В.

Бусарова Н.В.

2012г

Тема проекта: «Путешествие в мир куклы»

Актуальность:

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу взята модель взаимодействия педагог - дети – родители.

Постановка проблемы:

Кукла для дошкольников играет особую роль. Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились первые куклы, какие куклы были у русского народа, в какие куклы играли наши бабушки, какое значение имела каждая кукла, из чего делали раньше кукол.

Цель проекта:

систематизация знаний детей, педагогов и родителей об игрушке.

Задачи проекта:

  1. разработать положение о смотре-конкурсе уголков «Народная игрушка»;
  2. пробудить в детях уважение к традициям и обычаям своего народа;
  3. воспитывать уважение к культуре других народов;
  4. познакомить с детской игрушкой как наследницей и хранительницей тайн и легенд культуры взрослых;
  5. формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам;
  6. организовать более тесное сотрудничество детского сада, ребёнка и семьи.

Объект исследования:      игрушки

Участники проекта:

  1. педагоги: воспитатели 2-ой младшей группы, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, педагоги других групп;
  2. дети 2-ой младшей группы.
  3. родители и другие члены семьи.

Тип проекта:

  1. по методу – исследовательский - творческий;
  2. по содержанию – ребёнок – семья – культурные ценности;
  3. краткосрочный – 1 месяц.

 Формы работы:

  1. непосредственно образовательная деятельность;
  2. беседы;
  3. игры;
  4. развлечения;
  5. музыкальные досуги.

     

Основные принципы работы:

● принцип систематичности и последовательности (перспективное      планирование работы);

● принцип активности,  творчества;

● принцип гуманизации (ориентация на любовь к семье, к краю, воспитание гражданских качеств дошкольника;

● принцип интеграции (взаимодействие с родителями, с общественными организациями).

        

Этапы работы над проектом

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей










1 этап

Подготовительный



1.Анкетирование педагогов и родителей. Цель: выявить знания о народной игрушке, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов и родителей к проблеме.


2.Создание творческой группы

( включаются родители, педагоги, заинтересованные в данной теме).


3. Разработка положения о смотре конкурсе, определение критериев, этапов; порядок представления материала.


4. Донести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого родителя и педагога темой проекта.


5. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.


6. Совместное составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех родителей и педагогов.


1. Вхождение в проблему.












2 этап

Практический


1.Формы и методы работы с родителями:

  1. анкетирование родителей;
  2. привлечение родителей к пополнению уголков по знакомству с русским народным творчеством;
  3. помощь родителей в изготовлении альбома «Моя любимая игрушка»;
  4.  заинтересовать родителей в оформлении папки-передвижки «Народная игрушка».


2. Формы и методы работы с детьми:


Игровая деятельность:


  1. дидактические игры «Узнай элемент узора», «Народные промыслы», «Закончи узор» и др.;
  2. народные подвижные игры, хороводные игры;
  3. сюжетно-ролевая игра «В гости к Маше».

Познавательное развитие:


  1. рассматривание иллюстраций с народными игрушками;
  2. непосредственно образовательная деятельность «Путешествие в прошлое куклы»;
  3. обследование игрушек, составление описательных рассказов.

Конструирование, изодеятельность:


  1. Аппликация «Русская матрёшка»;
  2. Лепка «Весёлая неваляшка»;
  3. Рисование «Весёлая неваляшка»;
  4. Изготовление куклы Пеленашки;
  5. Лепка дымковской игрушки «Птичка»;
  6. Роспись дымковской игрушки «Птичка»

Развитие речи:


  1. Заучивание народных песенок, потешек, пословиц о народной игрушке;
  2. Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;
  3. Беседы с детьми «Как выглядели куклы раньше», «Какое значение имеет каждая кукла», «В какие куклы играли наши бабушки», беседа о дымковской игрушке, о матрёшке.

Музыкальный досуг:


  1. «Петрушка – русская игрушка»;
  2. «День рождения Степашки».


1. Участие детей в подготовке к выставке.

2. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

3. Приобретение детьми специфических знаний, умений, навыков.





3 этап

Итоговый



  1. Отслеживание результатов работы;
  2. Организация выставки;
  3. Оформление альбома «Моя любимая игрушка»;
  4. Оформление папки-передвижки.



1. Накопление детьми нравственного, морального, гражданского опыта.

2. Разрешение проблемы.

Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта:

Дети:

  1. устойчивый интерес к игрушкам, куклам;
  2. изготовление кукол своими руками;
  3. проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;
  4. возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
  5. знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с игрушками;
  6. создание выставок из детских работ.

Родители:

  1. обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  2. повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

 В ходе реализации совместного проекта « Путешествие в мир куклы » достигнуты определённые результаты:

  1. создана предметно – развивающая зона «Наши игрушки»;
  2. сформированы устойчивые знания и интерес  к  происхождению куклы;
  3. создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;
  4. сделаны игрушки для обыгрывания в театре своими руками;
  5. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта « Путешествие в мир куклы».

Практическая значимость  заключается в том, что проанализировав работу по проекту путешествие в мир куклы, можно утвердительно сказать, что перед педагогами открывается возможность попробовать свои силы в личностно-ориентированном подходе в организации воспитательно-образовательного процесса, который позволяет решить следующие задачи по развитию и воспитанию детей:

  1. умение творчески подойти к любому делу;
  2. развитие познавательной активности;
  3. знакомство детей с народным декоративным творчеством, с национальным изобразительным и музыкальным искусством;
  4. приобщение детей к народным праздникам и традициям.

Также считаем, что воспитание патриотических чувств ребёнка, введение в традицию невозможно без поддержки семьи. И нам удалось установить тесное сотрудничество с родителями. Во время организации совместных мероприятий родители воспитанников выступали уже не только как зрители и слушатели, но и как активные участники, а в некоторых случаях и как организаторы.

 И напоследок замечательное стихотворение:

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Литература:

  1. Голдовский  Б.П. Куклы: энциклопедия. – М.: Айрис-Пресс,2004. – 495с.
  2. Морозова Е.Ю. Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании: Методическое пособие. – М.: Школьная Пресса, 2011. – 48с.
  3. Новосёлова С.Л. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений \ С.Л.Новосёлова, Н.А.Реуцкая. – М.: Просвещение, 1997. – 64с.
  4. Романова А.Л. Образная игрушка как носитель социокультурных ценностей: сравнительный анализ советских и современных кукол\\ Психологическая наука и образование. – 2008. - №3 – С. 91-99.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки \ Сост. Н.Г.Юрина. – М.: АСТ,1998. – 496с.
  6. Информация взятая из Интернета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детям о куклах-оберегах: презентация "Куклы мартинички - весны заклички"

В презентации говорится об одной из кукол-оберегов, а именно о "мартиничках". Дается пошаговая инструкция по изготовлению таких куколю Данный вид деятельности абсолютно доступен дошколдникам, изготовл...

Дидактические игры "Соберем кукле бусы", "Оденем кукле сарафан"

Задачи: Формировать представление о форме, цвете предметов. Знакомить с шестью цветами спектра (желтый, зеленый, синий, красный, оранжевый и фиолетовый), белым и черными цветами.  Развитие мелкой...

Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"

Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....

Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы "Пеленашки".

Цели:1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.2. Приобщать детей к традиционной культуре России.3. Активизировать словарный запас дошкольников. 4. Учить ма...

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»

План проведения мастер-класса по изготовлению обереговой куклы «Вепсская кукла»или кукла «Капустка»Цель мастер-класса:-систематезировать знания о народной кукле-научить изготавливать одну из раз...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ОБЕРЕГОВОЙ КУКЛЫ «ВЕПССКАЯ КУКЛА» ИЛИ КУКЛА «КАПУСТКА»

Цель мастер-класса: создание условий для развития творческого потенциала педагогов дошкольных учреждений....


 

Комментарии

Травушкина Надежда Владимировна

Кукла для дошкольников играет особую роль. Она может выступать в качестве заместителя друга, который все понимает и не помнит зла. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия.

Забродская Наталья Юрьевна

Фея знала своё дело, и, летая в небесах,
Днём и ночью, то и дело совершая чудеса,
Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,
Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.
И в её руках послушно обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.
А потом свои трофеи раздавала людям фея.
Потому что это средство, чтобы вечно помнить детство.
Лариса Рубальская

ЗАВГОРОДНЯЯ  АННА  ПЕТРОВНА

Прекрасный проект. До сих пор люблю сама играть в куклы. Обязательно возьму себе в копилку. Вам творческих успехов.