Статья.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Наглядные пособия в экологическом воспитании
Экологическое образование стало неотъемлемой частью образовательного пространства многих дошкольных учреждений.
Цель экологического воспитания – формирование в ребенке отношения к животному, которое базируется на его глубинном чувственно-эмоциональном опыте, основанное на биологических и социокультурных источниках. Дети дошкольного возраста получают эти знания получают при эмоциональном общении с животными, тактичном контакте, прямом взаимодействии. Их содержание: информация о внешнем виде, особенности строения и поведения, переживания и возможность как партнера для общения и игр.
Специфические качества животным (теплота, мягкость, упругость, пушистость, определенного тембра и ритма звуки, наличие «лица») вызывает положительно-эмоциональную реакцию у детей; способность к общению создает оптимальные условия для удержания внимания. Животные – прекрасные «тренажеры» для развития восприятия и моторики, партнеры для игр. Они активно принимают и отдают любовь и ласку, не судят и не оценивают действия ребенка, что определяет их «психотерапевтические» свойства.
Ознакомление детей с природой осуществляется на основе интегрированного подхода (взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, литературы, компьютерно-игрового комплекса) и с использованием различных видов работ (беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение природоведческой литературы, целевые прогулки и экскурсии, экспериментальная работа).
В детском саду должен быть кабинет экологии, позволяющий в течение года проводить интересные наблюдения за животными и растениями, приучать детей ухаживать за ними, формировать бережное, заботливое отношение ко всему живому.
По возможности необходимо организовывать на территории детского сада альпийские горки, цветники, которые являлись бы местом как познавательной, так и трудовой деятельности детей в природе.
Для проведения занятий нужны наглядные пособия: специальные картины о природе, произведения живописи, коллекции камней, ракушек, семян, игровой материал. При недостаточности наглядных пособий, которые выпускаются, возможно их изготовление самостоятельно воспитателями, с привлечением родителей..
Что представляют собой эти наглядные пособия? Это рулонные магнитные пластиковые плакаты (100x80 см) с изображением природных сообществ (лес, луг, поле, приусадебный участок, водоем и т.п.), магнитные карточки с иллюстрациями и пояснительным текстом. На оборотной стороне карточек помещены краткие пояснения и указания на возможность их сочетания с другими иллюстрированными или текстовыми карточками.
Наглядные пособия предназначены, прежде всего, для школьников, но, как показывает практика, их можно использовать и в детском саду.
Рассмотрим комплект наглядных пособий по теме «Водоем». Основной задачей экологического воспитания является формирование представления о взаимозависимостях между всеми организмами, связанными с водоемом, об их отношениях с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определенным условиям). Дети должны также познакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы позволяет логически подвести детей к пониманию того, как человек влияет на окружающую среду. При этом одно дело, если ребенку просто сказать, что рвать кувшинки плохо, и совсем другое, если ребенок знает, сколько живых существ связано с кувшинкой, и сам может объяснить, что произойдет с ними после ее исчезновения.
Комплект учебного пособия «Водоем» состоит из магнитного плаката, 90 магнитных карточек с изображениями водных растений, животных, обитающих в воде и у воды, стадий развития лягушки, специальных карточек, отображающих пищевые цепочки.
Сначала дети приобретают базовые познания о живой природе - знакомятся с растениями и животными, обитающими в воде и у воды, учатся распознавать обитателей водоема, называть и описывать их.
На следующем этапе дети узнают об условиях существования и способах питания отдельных животных, учатся составлять из карточек ряд последовательных стадий развития лягушки (икра, головастики, молодые лягушки) и пищевые цепочки. Карточки целесообразно использовать для наглядного иллюстрирования последствий воздействия деятельности человека на природное сообщество. Для этого к карточке, изображающей лежащую на тарелке рыбу, можно положить карточку с изображением, например, бочки с бензином. Увидев их рядом, ребенок самостоятельно приходит к выводу о том, какое воздействие человек оказывает на пищевые цепочки.
Наглядное пособие «Водоем» целесообразно использовать в работе по программе «Наш дом - природа» в рамках темы «Волшебница вода». Это могут быть занятия на следующие темы.
1. «Что растет в воде» (цель - знакомство с некоторыми видами водных растений, их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; в пособии «Водоем» представлены магнитные карточки и описания таких растений, как тростник, болотная калужница, рдест плавающий, кувшинка, кубышка, рогоз и др.).
2. «Лягушка» (используя комплект карточек, можно показать детям развитие лягушки от икринки до взрослой особи, рассмотреть связь лягушки с окружающей средой, объяснить сезонные изменения в ее жизни, обратить внимание на внешний вид, строение лягушки как на отражение ее приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни).
3. «Кто живет в реке» - ознакомление с представителями речных животных, их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде, необходимостью охраны этих животных и среды их обитания; для этого представлены карточки с изображением речных рыб - линя, колюшки, щуки, карпа, речного окуня; насекомых - стрекозы и жука-плывунца; птиц - серой цапли, зимородка, камышовки, утки кряквы и зверей - ондатры).
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI в.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...
Комментарии
Очень интересно.
Очень интересно.