Воспитательные мероприятия
статья (подготовительная группа)

Шабалина Ирина Петровна

Доклад раскрывает формы и методы коррекции девиантного поведения гиперопекаемых и гипоопекаемых детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

доклад по теме «Коррекционно-педагогическая работа с гиперопекаемыми и гипоопекаемыми детьми дошкольного возраста».

В нашей стране забота о воспитании детей является одной из главных задач. В Конституции нашей страны в статье 66 записано обращение к каждому отцу, каждой матери: «Граждане России обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества». Воспитание детей — обязанность родителей. Но обязанность самая счастливая, так как приносит человеку чувство радости и удовлетворения.

Ребенка воспитывает все то, что его окружает: люди, вещи, природа, искусство, книги.  Но особое место в его воспитании принадлежит родителям. Семья закладывает начала начал в маленьком человеке, оказывая  воздействие на весь его внутренний мир. А если родители не осознают значимость семейного воспитания, если сильно опекают ребенка или, наоборот, не придают внимания воспитанию ребенка, у детей формируется неадекватное поведение, проблемы в общении с людьми, в формировании целей и взглядов, которые приведут к нежелательным последствиям. Поэтому очевидна значимость коррекции такого поведения. И чем раньше это произойдет, тем лучше будет самому ребенку.

Для выявления девиантного поведения у детей мною применялись различные методики:

анкетирование, диагностика, наблюдение. В исследованиях мы опирались на работы В.К. Лосевой (тест «Моя семья»), Т.А. Репина (методика «Секрет»), Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (Методика изучения самооценки), И.М. Панфилова (проекционный рисуночный тест «Кактус»), Р.В. Овчаровой (тест «Ваш стиль отношений с ребенком).

По результатам анкетирования родителей (тест по Овчаровой) 22% опрошенных – имеют высокий уровень взаимопонимания с детьми, 52% недостаточный и у 26 % родителей отмечается отсутствие взаимопонимания с детьми.  

Проведенная диагностическая работа выявила следующие результаты:

6 детей имеют  отклонения в поведении, из которых 3 ребенка гиперопекаемых и 3 ребенка гипоопекаемых. На основании этого я определила методы и приемы коррекции девиантного поведения детей этих категорий.

Методы и приемы коррекционно-педагогической работы

С детьми: проводилась

  1. сказкотерапия
  2. музыкотерапия
  3. психогимнастики
  4. совместные мероприятия родителей с детьми
  5. телесная терапия
  6. драмотерапия
  7. игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

С родителями:

  1. консультации
  2. индивидуальные беседы по конкретным ситуациям
  3. совместные мероприятия родителей с детьми
  4. круглые столы

В коррекции девиантного поведения помогает сказкотерапия. Сказочная история часто бывает самой короткой дорожкой к внутреннему миру ребенка. Работа со сказкой создают невидимый мост между ребенком и взрослым. Результаты своих наблюдений я описывала  в таблице качественного анализа по сказкотерапии. В третьей графе записана характеристика, которую ребенок давал своему герою, а в последней реакции ребенка в процессе работы над сказкой.

В результате проведенной работы удалось скорректировать поведение 3 детей: 1 гиперопекаемого и 2 гипоопекаемых.

 Результаты коррекционно-педагогической работы на примере гиперопекаемого ребенка:

По данным наблюдений, бесед и анкетирования родителей ребенка выявили, что  гиперопекаемый мальчик:

  1. слабохарактерный,
  2. безволевой
  3. вялый
  4. зависит во всем от мнения отца
  5. нерешительный
  6. изгой в обществе сверстников
  7. несамостоятельный
  8. боится сделать ошибку в чем-либо.

В течение года нами применялись методы и приемы:

  1. игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе («Стул любви и дружбы», «Яша»)
  1. телесная терапия («Рыбаки и  рыбки», «Соломинка на ветру»)
  2. Сказкотерапия «Муравьишки»
  3. психогимнастика («Зеркало», «Зайчики и слоники»)
  4. драмотерапия («Три поросенка» - Наф-Наф, «Репка» - мышка, «Под грибом» - гриб)
  5. музыкотерапия (маршевые, веселые, быстрые мелодии)

В результате нам удалось преодолеть некоторые отклонения в его поведении. Мальчик стал:

  1. более активно участвовать в совместных подвижных играх,
  2. стал соглашаться на роли в сюжетных играх «Поездка в транспорте», «Моряки» и т.д.
  3. стал пытаться самостоятельно принимать решения.

Теперь остановлюсь на коррекционной работе с гипоопекаемым ребенком.

По данным наблюдений, бесед и анкетирования родителей ребенка выявили, что  гипоопекаемая девочка:

  1. Избегает контакта со сверстниками
  2. Боится телесных контактов со взрослыми и детьми
  3. Предпочитает играть одна, либо заниматься художественной деятельностью - рисовать, лепить, клеить
  4. Из сюжетных игр выбирает только «Парикмахерскую» (роль парикмахера)
  5. Пытается доказать всем, что она хорошая, лучше чем другие.
  6. Инфантильная
  7. Когда остается наедине со взрослыми, то требует к себе повышенного внимания, путем капризов и упрямства
  8. Иногда ворует игрушки из группы

В течение года нами применялись методы и приемы:

  1. Сюжетная игра «Семья», «День рождения Насти», «Поездка в гости к бабушке»
  2. Драмотерапия («Красная Шапочка» - Красная Шапочка, «Под грибом» - гриб, «Маша и медведь» - Маша, «Гуси-лебеди» - сестра, «Волк и семеро козлят» - мама Коза)
  3. Сказкотерапия «Муравьишки»
  4. Организация личной художественной выставки ребенка  (рисунки, поделки, лепка и т.д.) Девочка выступала в роли экскурсовода для детей и их родителей.
  5. Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе («Стул любви и дружбы», «Змейка»,
  6. Телесная терапия («Соломинка на ветру», «Гармоничный танец»)

В результате девочка:

  1. стала более ласковой
  2. принимает участие в коллективных играх – подвижных, сюжетных
  3. В подвижных играх некоторые дети стали ее выбирать в партнеры
  4. Перестала брать игрушки
  5. Выбирает те виды деятельности, где она успешна

С родителями этих категорий детей проводилась работа  в виде:

  1. Консультаций «Неоправданные родительские ожидания. К чему это приведет?», «Любить детей не «за что-то», а за то, что они просто есть», «Если ваш ребенок ворует…», «Рекомендации родителям гиперопекаемых и гипоопекаемых детей».
  2. Круглого стола «Семейные традиции»
  3. Совместных праздников «День Матери», «Мама, папа, я – экологическая семья!»
  4. Акция «Мы помним и гордимся».

Результаты свидетельствуют о положительной динамике коррекции поведения гипер- и гипоопекаемых детей. Стала очевидной тесная зависимость воспитания ребенка в дошкольном учреждении от семейного воспитания. Если педагоги и родители будут слышать друг друга, сотрудничать, можно будет с уверенностью говорить об эффективности коррекционно-педагогической работы. 

Таким образом, после определения причин отклонения в поведении детей и правильном подборе методов и приемов его  коррекции удается исправить девиантное поведение детей этих категорий.

        



Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников через воспитание любви к природе

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные поля. Торжественная сверкающая красота зимы, мягкая прелесть весенних дней. Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. Человек учится у нее всему: красоте, чувству любви к Родине, доброте, справедливости.

        Как приобщить ребенка к окружающей его природе?

        Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой.

        Дети учатся устанавливать связи между живой и неживой природой, связь живого организма со средой обитания, приспособленность к ней. При изучении природы открываются возможности для патриотического воспитания детей. Природа обогащает человека духовно. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее красоту, Уметь ценить и пользоваться увиденным. Взрослый должен быть подготовлен сам к восприятию красивого.

        Чтобы увидеть красоту природы, необходимо быть к ней ближе. Для этого проводятся экскурсии в лес по экологической тропе. Эти экскурсии дают возможность обобщить знания детей о том, что лес – наше богатство, а деревья, кустарники и травы – частица родной природы. Например, всюду растет белоствольная береза, так ласково воспетая народом. С детьми можно вспомнить стихи, песни о березе, загадки о лесе, пословицы, поговорки – кто больше знает. Можно сравнить березу с другими деревьями, обратить внимание на яркую белизну ствола, придумать, о чем могут шептаться березки.

        В зимнее время провести экскурсию по экологической тропе для того, чтобы дети сравнивали лес зимой и осенью.

        Воспитание любви к родной природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Если дети принимают участие в озеленении участка, группы, то они не будут рвать и топтать цветы на клумбах, не будут ломать деревья и кустарники, за которыми сами ухаживают. Слушая красоту пения птиц, зная какую пользу, приносят они в народном хозяйстве, дети полюбят, и будут охранять пернатых друзей, а в зимнее время подкармливать их.

        Чтобы «наполнить головы» детей интересным содержанием, нужно проводит различные опыты, в частности, Наблюдая за луком, растущим в разных условиях. Такие наблюдения позволяют детям сделать вывод. Выявление простейших связей, доступных понимания дошкольников, создает благоприятные условия для умственного и трудового воспитания.         Во-первых, это привлечение дошкольников к общественно-полезной работе: озеленению группы, уходу за комнатными растениями, сбору семян и т.д. Во-вторых, созданию живого уголка в группе позволяет ближе общаться со всеми живыми существами.

        Дежурство в уголке природы пробуждает в детях инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, с которыми они вступают в контакт.

На литературных примерах раскрываются перед детьми, что бывают добрые и злые поступки, хорошие и плохие дела.(р.н.с. «Лиса, заяц, петух»). Русская народная сказка с изумительным богатством ее красок, описание, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами, раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человеком. Воспитанию нравственных чувств любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Прочитав один из рассказов, обсудив его, затем предложить детям изобразить это в рисунке, затем рисунки собирать вместе, к ним добавить пересказ детьми рассказа и вот получилась книга, созданная руками детьми. Для поддержания интереса предлагается разный материал. Например, рисование мелками на асфальте, акварелью и гуашью на разном материале (бумага мокрая, мятая, шероховатая, ткань).

         Все живое связано с жизнью человека и несет в себе эстетическое, познавательное, нравственное отношение к растениям и животным. Познание мира природы может научить людей жить в согласии и гармонии с окружающей средой, чтоб сохранить планету пригодной для жизни в будущем.

        В заключении мне хочется привести слова академика Б. Соколова: «Экологическая нравственность должна стать категорией всеобщей. Если ее не будет, то не будет и никаких сдвигов в решении экологических проблем. По существу, мы паразитируем на дарах природы, по - купечески прожигаем ее»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательные мероприятия в школе раннего развития "АБВГДейка"

Включены сценарии праздников  для детей дошкольного вознаста....

Воспитательные мероприятия

Материал можно использовать  в старшей группе...

Воспитательное мероприятие, посвященное Международному Дню семьи

Задачи:- знакомство детей с бытом, культурой, трудом коренных народов Севера;- знакомство с природными условиями родного края;-развитие кругозора детей;- развитие мышления, речи, воображения, тв...

Разработка воспитательного мероприятия во второй группе раннего возраста "В гости к Петушку"

Разработка воспитательного мероприятияПознавательно-речевое направлениеОбразовательная область «Познание»во второй группе раннего возрастаТема: «В гости к петушку»...

Конспект воспитательного мероприятия для воспитанников объединения "Знайка" «Познакомьтесь: белый мишка»

Конспект воспитательного мероприятия для воспитанников  5 - 6 лет. Подойдет и для начальной школы«Познакомьтесь: белый мишка»...

Организация воспитательных мероприятий с дошкольниками по сказкотерапии, сюжетно-ролевым играм.

Не бойся сказок. Бойся лжи.А сказка? Сказка не обманет.Ребенку сказку расскажи –На свете правды больше станет. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в об...

Физкультурно-воспитательное мероприятий «Сильные, ловкие, смелые»

Физкультурный праздник, который можно провести в рамках "Дня защитника Отечества"...