Доклад на тему "Музыкальные игры, как средство развития взаимодействия между сверстниками" (младшие группы)
методическая разработка (младшая группа) по теме

Алексеева Маргарита Васильевна

"Музыкальные игры, как средство развития взаимодействия между сверстниками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_igry.doc53 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     На современном этапе развития нашего общества жизненный уровень большинства населения понизился, обострились межнациональные противоречия, усилился темп жизни. В связи с этими, а также другими причинами повысилась агрессивность людей, отчего особенно страдает молодое и подрастающее поколения. В нашей стране немало деградирующих семей – это с одной стороны, с другой – многие родители так заняты своей работой, что дети остаются без присмотра, испытывают дефицит общения с близкими взрослыми. И в том и в другом случаях дети переживают постоянные стрессы, прежде всего потому, что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищенности. В результате у них нарастает агрессивность и озлобленность – сначала на родителей, потом на всех окружающих.

     Каждый родитель должен знать и понимать, что изначально он является основным источником информации для маленького ребенка, посредником между ним и окружающим миром. Под его влиянием малыш усваивает культурные нормы и правила поведения, накапливает опыт социальных отношений. По мере взросления у каждого ребенка появляется потребность в общении со сверстниками и задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу обрести друга.

     В воспитании и развитии ребенка необходимо тесное, непосредственное общение со взрослыми и со сверстниками. Одним из средств, создающих эмоциональную основу для такого общения, может стать музыка, музыкальные игры.

     Взаимодействие со сверстниками очень важно для маленького ребенка: оно дает массу новых, дополнительных впечатлений, сильных эмоциональных переживаний, развивает подражательные способности. Кроме того, контакты с детьми ложатся в копилку социального поведения ребенка, влияют на развитие его отношений с окружающими людьми в дальнейшем.

     Обычно в двухлетнем возрасте дети начинают посещать дошкольное учреждение и, наиболее важной задачей является успешная адаптация ребенка в детском саду.  В соответствии с этим занятия в первой младшей группе, в том числе и музыкальные, направлены на развитие коммуникативных качеств: умение общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки и т.д.

     Для того, чтобы попытки маленького ребенка вступить во взаимодействие со сверстниками не заканчивались неудачей, целесообразно использование коммуникативных музыкальных игр, которые помогут организовать общение ребенка со сверстниками. В коммуникативных играх (помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве и т.д.) реализуются следующие направления воспитательной работы:

  1. развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
  2. развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  3. развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия своей значимости в детском коллективе, что впоследствии формирует положительную самооценку.

     Тактильный контакт, осуществляемый в играх, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым, нормализации социального климата в детской группе.

     Для примера я хочу представить следующие коммуникативные музыкальные игры, которые непосредственно использую на музыкальных занятиях с детьми первой младшей группы.

Игры, формирующие интерес к сверстнику и эмоционально – положительные действия, направленные на него.

Игра «Ладошечка».

     Эту игру мы использовали в начале учебного года, на первых занятиях. Воспитатель предлагает детям показать свои ладошки, дети протягивают их. Воспитатель на первый куплет гладит ладошки детей, напевая:

-Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя, по ладошечке.

     На второй куплет воспитатель протягивает свои ладошки детям и предлагает погладить их. Дети гладят ладошки воспитателя, воспитатель поет:

-На ладошечку, моя крошечка,

Ты погладь меня, по ладошечке.

     Эта игра способствует установлению теплых, доверительных отношений между воспитателем и ребенком.

     Важно отметить, что за первым разом проведения этой игры, не все дети дали погладить свои ладошки, зато в следующий раз они приняли активное участие в игре и на протяжении всего занятия были активными, эмоционально отзывчивыми.

Игры «Хлоп-хлоп, по ладошечке», «Качели», «Подружились».

     В этих играх происходит уже непосредственный контакт между сверстниками. Дети встают парами, один ребенок, при помощи взрослого, протягивает к сверстнику ручки ладошками вверх, а другой хлопает по ним.  Игра сопровождается пением взрослого:

-Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

По ладошечке,

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп

Моя крошечка.

     Далее дети под веселую музыку, как на качелях, взявшись за руки, покачиваются из стороны в сторону, кружатся как карусели и снова качаются.

     Во время игр необходимо приговаривать: «Вот как дружат наши детки, Вот как любят друг друга наши детки».

     Эти игры вызывают у детей очень эмоциональное восприятие, видно, что детям нравится, они радуются, смеются. Это благоприятно влияет на взаимоотношения между ними и само занятие проходит в непринужденной, естественной, радостной обстановке. Также эти игры учат детей смотреть друг на друга, улыбаться, испытывать радость от общей дружной игры, от общения.

     Необходимо хвалить детей за то, что они играют вместе, радуются, поют. Если ребенок стесняется или не может самостоятельно выполнить движение, помогите ему: обхватите его руки своими и пробуйте действовать вместе с ним.

     В конце этих игр желательно, чтобы дети обнимали друг друга, как в благодарность за общение, за игру, за радость. Обнимая друг друга дети невольно заряжаются энергией, теплом, добротой другого, формируется интерес и эмоционально-положительные действия, направленные друг на друга.

Игры, привлекающие внимание к действиям сверстника с предметами, стимулирующие  товарищеские проявления.

Игра «Послушный мячик».

     Для игры необходимо приготовить мяч среднего размера. Малышей посадить по кругу, вытянув и широко раздвинув ноги, чтобы мячик не укатывался. Дети под пение взрослого, или под музыку разного характера, катают мячик друг другу.

-Вот какой послушный мячик,

Не шалит он и не скачет.

Будем в мячик мы играть,

Станем мы его катать!

     Играя в эту игру, малыши улыбаются друг другу, запоминают имя сверстника, учатся попеременно выполнять определенные действия, делить игрушку со сверстником.

     Игровые музыкально-двигательные упражнения для детей раннего возраста также имеют особую значимость, так как являются не только универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребенка, но и служат незаменимым инструментом общения детей и взрослых, инструментом их эмоционального взаимодействия.

      В музыкально-ритмическом воспитании реализуются такие направления воспитательной работы:

  1. воспитание интереса к музыке и движениям;
  2. развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений;
  3. развитие музыкального слуха;
  4. развитие двигательной сферы, выразительности движений;
  5. воспитание общительности, умения входить в контакт со взрослым и ребенком.

     Главная задача музыкально-ритмического воспитания – использование игровых двигательных упражнений как средства эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого.

     Примерами музыкально-двигательных игр могут послужить:

Игра «Прятки».

     Игра также проходит под пение взрослого. В этой игре дети смотрят друг на друга, подражают друг другу, радуются общению, тому, что играют вместе.

     Игра способствует повышению эмоционального тонуса, созданию хорошего настроения. Помимо всего, в этой игре развивается координация движений, чувство ритма.

Игра «Ноги и ножки».

     В Этой игре дети парами двигаются по залу. Целью игры является формирование основных двигательных навыков: ходьбы и бега, развитие чувства ритма.

     В этой игре, чередуя движения ходьбы и бега, дети двигаются парами, что позволяет им чувствовать друг друга, понимать телесные движения другого, сопоставлять и согласовывать свои движения с движениями товарища.

     Вообще музыка оказывает положительное воздействие на малышей: стимулирует двигательную, певческую активность, развивает восприятие. Музыка является прекрасной эмоциональной основой для развития взаимодействия маленьких детей друг с другом.

     Я предлагаю воспитателям включать такие игры во все занятия. Играя, учите детей прикасаться друг к другу, гладить друг друга по голове, смотреть в глаза, обниматься, подражать плясовым движениям и пению ровесника, формируя таким образом интерес и эмоционально-положительные действия, направленные друг на друга. И однажды вы с удовлетворением заметите, что дети выражают радость при встрече с другими детьми и с удовольствием играют с ними.



Предварительный просмотр:

Игры, формирующие интерес к сверстнику и эмоционально-положительные действия, направленные на него

Игра: «Хлоп, хлоп по ладошечке».

     Для игры необходимо участие двух взрослых. Малыши могут сидеть на полу, стоять, находиться на коленях у взрослых. Пусть один ребенок, с помощью взрослого, протянет к сверстнику ручки ладонями вверх, а другой хлопнет по ним. Сопровождайте игру пением, стимулируя детей к протяжному произнесению слов.

-Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп

По ладошечке,

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп

Моя крошечка.

     Учите детей смотреть друг на друга, улыбаться, испытывать радость от общей дружной игры. Повторите игру, только теперь малыши должны поменяться ролями. Хвалите их за то, что они играют вместе, радуются, поют. Играйте, пока всем интересно.

Игра: «Мишка с куклой».

     Встаньте так, чтобы малыши имели возможность наблюдать за действиями сверстника и взрослых, подражать им. Пойте песенку весело, с настроением, стимулируя детей к подражанию.

Топайте.

Мишка с куклой бойко топают,

Бойко топают, посмотри!

Хлопайте в ладоши.

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают: раз, два, три!

Качайте головой.

Мишке весело, Мишке весело,

Вертит Мишенька головой,

Кукле весело, тоже весело,

Ой как весело, ой, ой, ой!

Топайте.

Мишка с куклой бойко топают,

Бойко топают, посмотри!

Хлопайте в ладоши.

И в ладоши звонко хлопают,

Звонко хлопают: раз, два, три!

Выполняйте пружинные движения ногами.

Мы попробуем, мы попробуем

Эту полечку все сплясать,

Разве можем мы, разве можем мы,

Разве можем мы отставать!

     Обращайте внимание малышей друг на друга, чаще повторяйте: «Петя и Ваня играют вместе, поэтому всем так весело».

Игра: «Качели».

     Пусть сначала каждый ребенок по очереди поиграет в эту игру со своей мамой. После этого дети смогут начать совместную игру: стоя лицом друг к другу, взявшись за обе руки, под пение взрослого покачиваться из стороны в сторону, перенося вес тела с одной ноги на другую.

Ой да, ой да, на качели сели.

Ой да, ой да, песенку запели.

А потом еще раз быстро раскачались,

Все у нас, все у нас весело смеялись.

     Помогите малышам: обхватите кисти их рук своими руками, задавайте ритм, темп и направление движений. Хвалите детей, делая акцент на том, что они играют вместе; напоминайте, чтобы они смотрели в глаза друг другу и не расцепляли рук. Стимулируйте крох к подпеванию.

Игра: «Догонялки».

     Дети, держась за руки, шагают парами друг за другом, взрослый напевает.

Раз, два, раз!

Раз, два, раз!

Весело, весело мы идем!

Раз, два, раз!

Раз, два, раз!

Песенку, песенку мы поем!

     Постепенно ускоряя темп движения, дети пытаются догнать впереди бегущих малышей.

А теперь бегом, бегом

И по комнате кругом,

Вот как быстро мы бежали

И нисколько не устали!

Вот как быстро мы бежали

И устали – да, да, да!

     Пусть малыши, догнав сверстников, крепко обнимут их. Поддержите успех радостными возгласами: «Ваня догнал Сашу и обнял его. Молодцы, дети!». Повторите игру, поменяв местами убегающих и догоняющих. Поощряйте попытки детей к самостоятельным действиям и подпеванию.

Игра: «Подружились».

     Предложите малышам показать, как они дружат, любят друг друга: стоя напротив, гладят друг друга по голове под пение взрослого.

Вот как дружат наши детки,

Наши детки малолетки.

Дружат, дружат наши детки,

Дружат наши малолетки!

     Малыши берутся за обе руки и не спеша передвигаются: один идет вперед, другой пятится, или оба двигаются боковым шагом. С окончанием песни предложите малышам обняться.

Закружились наши детки,

Закружились малолетки!

Вот как пляшут наши детки,

Вот как пляшут малолетки!

     Если ребенок стесняется или не может самостоятельно выполнить движение, помогите ему: действуйте его рукой, обхватив ее в запястье.

Игра: «Не кружись на лугу».

     Устройте маленький хоровод. Взявшись за руки, двигайтесь по кругу, напевая потешку.

Ой гу-гу, ой гу-гу,

Не кружись на лугу.

На лугу то лужица,

Голова закружится.

Прямо в лужу упадешь,

Мокрый к ужину придешь.

     В конце, расцепив руки, осторожно «упадите» (сядьте на пол), эмоционально воскликнув: «Ой, упали в лужу! Теперь все мокрые! Надо отряхнуться». Встаньте, «отряхнитесь» и снова водите хоровод. Постепенно малыши должны научиться играть в эту игру вдвоем: взявшись за руки, спокойно передвигаться по комнате под пение взрослого, вставать и «отряхивать» друг друга после «падения в лужу». Стимулируйте детей к подпеванию. Учите заботиться друг о друге.

Игра: «День рождения».

     Эта игра по случаю дня рождения малыша, но в нее можно играть и в обычные дни, устраивая день рождения любимому мишке, кукле, другу и себе. Возьмитесь за руки, образовав круг. «Виновник» торжества должен находиться в середине. Водите хоровод, напевая песню. Стимулируйте детей к подпеванию.

А у Тани день рожденья,

А у Тани день рожденья,

Люли, люли, день рожденья,

Люли, люли, день рожденья!

Таню все мы поздравляем,

Таню все мы поздравляем,

Люли, люли, поздравляем,

Люли, люли, поздравляем!

     В конце предложить имениннику пригласить друга и поплясать с ним под веселое пение гостей и хлопки в ладоши.

Таня, Таня, попляши,

Твои ножки хороши.

Так, так и вот так,

И вот эдак, и вот так!

     Повторите игру, только теперь сделайте условно именинником другого ребенка, поставив его в круг и объяснив, что у Саши тоже скоро будет день рождения. Обычно малышам нравится быть в центре внимания, да и настоящий именинник бывает не против. Если в центре круга находится любимая игрушка, то малыши по очереди пляшут с ней в кругу, передавая друг другу.

Игры, привлекающие внимание к действиям сверстника с предметами, стимулирующие товарищеские проявления

Игра: «Погремушки».

     Приготовьте корзину с погремушками. Высыпьте игрушки на середину комнаты, привлекая внимание детей, предложите взять их. Следите за тем, чтобы дети не толкались, не отнимали игрушки друг у друга, хвалите за то, что они играют вместе. Пойте веселую песенку и звените погремушкой, стимулируя малышей к подражанию взрослому и друг другу.

Погремушки, погремушки,

Вот веселые игрушки.

Звонко, звонко так гремят

И ребяток веселят.

     В конце с возгласом «Ай» заведите руку с погремушкой за спину. Старайтесь вызывать звукоподражание. Несколько раз повторив игру, положите погремушку в корзину, воскликнув: «Нет погремушки!». Делайте это эмоционально, так, чтобы малыши последовали вашему примеру. Собрав все игрушки, потрясите корзину, а затем высыпьте их снова, стимулируя детей к активным действиям. Играйте, пока у малышей сохраняется интерес. В процессе игры обращайте внимание детей на действия друг друга, поощряйте желание делиться игрушками.

Игра: «Вышли дети в сад».

     Для игры вам понадобится кукла-мальчик Ваня. Покажите Ваню детям и скажите, что он хочет плясать и петь вместе со всеми. Встаньте свободно, чтобы дети в пляске не толкали и не задевали друг друга. Пойте песню и приплясывайте, держа куклу перед собой. Стимулируйте малышей к выполнению знакомых плясовых движений – пружинка, топотушки, хлопки в ладоши и по коленкам, повороты кистей рук.

Вышли дети в сад зеленый танцевать, танцевать.

Стали гуси удивленно гоготать: «Га, га, га!».

И корова удивилась: «Му-му-му, му-му-му!

Что вы так развеселились? Не пойму, не пойму!».

Серый конь заржал в конюшне: «И-го-го, и-го-го!

Для чего плясать так нужно, для чего, для чего?».

Ваня лихо приседает, да-да-да, да-да-да!

Он второй башмак теряет – не беда, не беда!

     В конце сделайте так, чтобы у куклы упал башмачок. Наверняка малыши сразу подберут его. Если этого не произойдет, воскликните: «Ай, Ваня так расплясался, что потерял башмак. Кто поднимет башмачок? Саша поднял! А кто наденет Ване башмачок? Алеша надел! Вот какие молодцы детки: пели и плясали вместе с Ваней. Башмак его нашли и надели. Все вместе!».

Игра: «Послушный мячик».

      Для игры необходимо приготовить мяч среднего размера. Малышей посадить по кругу, вытянув и широко раздвинув ноги, чтобы мячик не укатывался. Дети под пение взрослого, или под музыку разного характера, катают мячик друг другу.

-Вот какой послушный мячик,

Не шалит он и не скачет.

Будем в мячик мы играть,

Станем мы его катать!

Будем в мячик мы играть,

Станем мы его катать!

Покатился мяч к Алеше,

А потом назад к Сереже,

Будем в мячик мы играть,

Станем мы его катать!

Будем в мячик мы играть,

Станем мы его катать!

     Помогайте малышам, подталкивайте мячик, старайтесь, чтобы он катился плавно, под темп вашего пения, стимулируйте детей к подпеванию. Играя в эту игру, малыши обычно улыбаются друг другу, запоминают имя сверстника; учатся попеременно выполнять определенное действие, делить игрушку со сверстниками.

Игра: «Звонкие бубны».

     Приготовьте несколько маленьких одинаковых бубнов и большую куклу. Положите бубны в красивую коробку с крышкой, а куклу накройте покрывалом. Малыши не должны видеть ваших приготовлений. Предложите детям веселую игру. Пусть один из них откроет коробку, а другой раздаст бубны. Объясните им, что кукла Катя потерялась и ее надо найти. Звеня бубнами, вместе ходите по комнате, ищите куклу. Сопровождайте действия пением русской народной песни.

Как пошли наши подружки

В лес по ягоды гулять.

Дело, дело, дело, дело

В лес по ягоды гулять.

Они ягод не набрали,

А подружку потеряли.

Жалко, жалко, жалко, жалко,

А подружку потеряли.

     Сделайте остановку, напомните детям о том, что они ищут куклу Катю, потому что она потерялась. Продолжите поиск.

Ты ау, ау, Катюшка,

Наша милая подружка.

Где ты, где ты, где ты, где ты.

Наша милая подружка?

     Допев песню, позвольте малышам сдернуть покрывало с куклы. Эмоционально воскликните, изображая удивление: «Ой! Нашли Катю, вот она!». Пусть дети обнимут куклу одновременно. Хвалите малышей за то, что они нашли Катю вместе. Обращайте внимание на достоинства сверстника, например: «Какой ты у меня молодец, как замечательно играешь! А посмотри, как Саша здорово ударяет в бубен. Вот как весело играли вместе, искали Катю!». В конце предложите детям поплясать вокруг куклы под музыку.

Игра: «Зайка к деткам подбежал».

     Приготовьте зайчика на резинке. Пусть малыши сядут рядом, а вы встаньте напротив. Напевайте песенку и дергайте зайчика за резинку.

Зайка к деткам подбежал,

Возле деток прыгать стал:

Прыг-скок, прыг-скок,

Догони меня, дружок!

     Со словами «Детки, догоните зайку!» бегайте по комнате, а малыши с помощью второго взрослого пусть догоняют зайку. Догнав, обнимают, гладят его. Если кто-то из малышей выделяется активностью и опережает другого, не давая ему возможности «поймать зайку», погладить и т.п., взрослые должны тактично выравнивать ситуацию, слегка «притормаживая» лидера.

     Далее пусть дети догоняют зайчика по очереди. Взрослый, обращаясь к конкретному ребенку, говорит: «Саша, догони зайку». Саша догоняет, а остальные дети в это время находятся на своих местах и наблюдают за сверстником. Затем зайку догоняет другой малыш. Таким образом, у детей активизируется внимание, развивается выдержка и терпение, ведь нужно услышать, к кому зайка подбежал, кто его будет догонять – все вместе или только один участник игры. Игру можно усложнить следующим образом: один малыш управляет зайкой с помощью взрослого, а другой догоняет его, потом они меняются ролями. Взрослые помогают детям, но постепенно стараются предоставлять им больше самостоятельности. Передавая игрушку, подчеркивайте каждый раз, что малыши играют вместе.

Игра: «Мотылек».

     Для этой игры нужно много места, поэтому играть лучше в большой комнате, а летом – на улице. Вырежьте из плотного картона двух бабочек примерно 15*20 см, раскрасьте красиво. Чтобы они служили дольше, покройте их лаком для волос. Привяжите к бабочкам веревочки так, чтобы они висели ровно. Возьмите в каждую руку по мотыльку. Пойте и выполняйте движения, а малыши пусть бегают за мотыльками, широко распахнув руки.

Летал мотылек, порхал мотылек,

Ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля,

Летал мотылек, порхал мотылек.

Присядьте на корточки, стимулируя детей к подражанию.

Присел отдохнуть

На душистый цветок.

Бегайте, широко распахнув руки.

Летал мотылек, порхал мотылек,

Ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля,

Летал мотылек, порхал мотылек.

Присядьте на корточки.

Присел подремать

На прохладный пенек!
Стоя на месте, спускайте мотыльков и приподнимайте вверх так, чтобы каждый малыш тянулся, подпрыгивал и, наконец, поймал мотылька.

Раз, два, три, четыре, пять –

Мотылька пора поймать!

     Пусть дети рассмотрят каждый своего мотылька, потом поменяются и рассмотрят чужого, вернут друг с другом с благодарностью. Повторяйте игру. Учите детей сначала выполнять движения, подражая взрослому, а затем играть с небольшой подсказкой, ориентируясь на текст. Учите держать мотылька тремя пальцами за веревочку, присаживаться на корточки, не толкаться, меняться мотыльками, благодарить друг друга. Подчеркивайте каждый раз, что они играют вместе, поэтому так весело. Чтобы детям было легче удерживать бабочку, сделайте на конце каждой веревочки петельку, которую можно надеть на указательный палец или прикрепите к концу веревочки большую пуговицу.

Игра: «Огород».

     В эту игру лучше играть летом на улице. Положите на траву большой гимнастический обруч, внутрь которого сложите знакомые детям овощи: несколько крупных морковок и кочан капусты. Встаньте в круг импровизированного огорода так, чтобы между малышами находились взрослые, возьмитесь за руки. Стоя на месте, раскачивайте руками вперед-назад, напевайте песню.

Есть у нас огород,

Там своя морковь растет.

Поднимите руки верх.

Вот такой вышины,

Вот такой вышины!

Постепенно разведите руки в стороны, отходя назад.

Вот такой ширины,

Вот такой ширины!

Не спеша двигайтесь вперед, сужая круг.

Есть у нас огород,

Там капуста растет.

Поднимите руки верх.

Вот такой вышины,

Вот такой вышины!

Разведите руки в стороны, отходя назад.

Вот такой ширины,

Вот такой ширины!

     Следите, чтобы дети не наступали на обруч и не заходили в него. После игры предложите помыть овощи и угостить друг друга. Заранее поставьте на траву большой таз и ведро с теплой водой. Пусть дети по очереди черпают из ведра воду, наливают ее в таз, затем моют морковку, каждый свою. Учите не толкаться, не брызгать друг на друга водой. Помытую морковь малышам обязательно захочется попробовать. Объясните, что морковку нужно почистить, нарезать и положить на тарелку. Угостите детей заранее приготовленными и нарезанными овощами. Если у вас есть животные, предложите детям покормить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: Спортивная игра как средство развития взаимоотношений и сотрудничества детей группы компенсирующей направленности

С первых дней пребывания в детском саду каждый педагог стремится придать отношениям детей со взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал себя ком...

Игры, направленные на развитие взаимодействия между воспитанниками.

Игры, направленные на развитие взаимодействия между  воспитанниками....

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"...

Доклад "Музыкально – дидактические игры как средство развития музыкального слуха детей среднего дошкольного возраста"

Музыкально – дидактические игры как средство развития музыкального слуха детей среднего дошкольного возраста...

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников"

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников"...