Современное понимание УО
статья по теме

В данной статье расскрываются особенности памяти, восприятия , мышления детей с умственной отсталостью .А также даются основные рекомендации при обучении детей с УО 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современное понимание умственной отсталости

 В соответствии с  Международной классификацией психических и поведенческих расстройств (МКБ 10) дается несколько иное, отличающееся от традиционно принятого в отечественной науке, видоизмененное определение УО.

«  Состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей, отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него, однако у УО может наблюдаться весь диапазон психических расстройств, частота которых среди них, по меньшей мере в 3 – 4 раза выше, чем в общей популяции.»

С.Я. Рубинштейн  характеризует УО в монографии «психология умственно отсталого ребенка»:

«Умственная отсталость  как стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга».

Особенности мышления умственно отсталого ребенка.  

    Как показывают исследования В.Г. Петровой, М. С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн и др. у детей с УО мыслительные операции недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. Так, в процессе анализа УО дети выделяют незначительное количество существенных признаков явлений или предметов, вычленяя лишь наиболее заметные части, дети не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Нарушения анализа и синтеза во многом обусловливает своеобразия протекания операции сравнения. УО проводят сравнения по несущественным признакам, затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Операция обобщения характеризуется ситуационностью, основывается на случайных, а не существенных признаках, поэтому приводит к непониманию переносного смысла пословиц, метафор, загадок.

 Кроме того, для детей с УО характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия при слабом самоконтроле.

       У детей с отклонениями в умственном развитии отмечается низкий уровень протекания всех видов мышления: наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно – логического.

Дети многократно повторяют нерезультативные пробы. Имеет место недостаточная связь практических действий со словесными высказываниями.

         При изучении уровня развития наглядно – образного мышления наблюдается несоотнесенность речи и восприятия. Поэтому ребенок с отклонениями в умственном развитии не может перейти к оперированию образами в уме, затрудняется объяснить причинно – следственную сущность явления.

 

 Особенности восприятия умственно отсталого ребенка.

    Результаты мониторинга обнаруживают узость и замедленность восприятия у детей с олигофренией. Дети воспринимают меньшее количество объектов, чем их нормальные сверстники. Замедленность восприятия усугубляется неумением умственно отсталых детей выделить главное. Они не понимают внутренних связей между частями, поэтому процесс восприятия   УО ребенка протекает с меньшей дифференцированностью.

    При обследовании восприятия УО ребенка установлено, что  развитие у этих детей идет неравномерно. Усвоение детьми сенсорных эталонов зачастую оказываются нестойкими, расплывчатыми. Дети могут выделить свойства предмета на занятии, но в быту, в самостоятельной деятельности они не ориентируются.

   Для ребенка с интеллектуальной недостаточностью характерно большое отставание в сроках развития восприятия, его замедленный темп, позднее и часто неполноценное соединение восприятия со словом, что в итоге задерживает формирование представлений.

Такие дети имеют нормальное зрение, но не умеют  видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Они расплывчато представляют себе окружающие предметы, плохо различают основные их свойства, недостаточно ориентируются в пространстве.

Особенности памяти умственно отсталого ребенка.

    Одним из важных условий, определяющих развитие умственно отсталого ребенка, его коммуникативные функции и следовательно, успешность в социальной, а в последующем и школьной адаптации детей , является память.

Память позволяет фиксировать, обобщать прошлый опыт, приобретать новые знания и умения.

          У детей с УО основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение информации имеют специфические особенности, Так как формируются в условиях аномального развития.

Как  показали исследования А.Н. Леонтьева, УО дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и главное – не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Воспроизведенный материал искажается, характерны отождествления, неполнота содержания, нарушения  последовательности.

       По словам Л.С. Выготского, такие свойства памяти, как замедленный темп усвоения всего нового, непрочность сохранения, неточность воспроизведения, являются «ядерными» свойствами памяти детей с интеллектуальной недостаточностью.

       Помимо перечисленных недостатков памяти, детям с УО свойственна плохая переработка воспринимаемого материала. У детей с отклонениями в умственном развитии произвольное запоминание не сформировано, ребенок не может сознательно, по своей воле запоминать, предложенный ему программный материал. Однако, это не значит, что ребенок ничего не запоминает. Он непроизвольно запоминает то, что случайно произвело на него впечатление.

  Особенности внимания умственно отсталого ребенка.       

    Следующим психологическим условием, определяющим развитие умственно отсталых детей, является внимание.  Оно характеризует степень сосредоточенности и направленности различных психических процессов: восприятия, мышления, речи.

         Отмечается, что внимание умственно отсталых детей почти не бывает нормальным.

Оно или быстро ослабевает, или настолько отвлекаемо, что невозможна его концентрация.

В своих работах Г.Е. Сухарева указывала, что «…Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью, всегда трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается».

Активность внимания, вызванная тем или иным способом, через некоторое время после включения в работу ослабевает и полностью исчезает. Дальнейшее выполнение работы осуществляется на низком уровне активности. Следствием этого являются стереотипные ответы и пассивная, инертная, формальная деятельность.

           Уровень развития внимания крайне низок. Дети обычно не удерживают взгляда на объектах, не рассматривают их, плохо выделяют отдельные предметы, не умеют следить за действиями взрослых.

           Поэтому для аномальных детей особенно важной становится задача обучения сосредоточению внимания на речи и развития слухового внимания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ НАСЫЩЕННОСИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ НАСЫЩЕННОСИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

презентация мастер-класса "Понимание позиции" - как один из способов формирования способности понимания у старших дошкольников

Данный мастер-класс был проведен на декаде профессионального мастерства. Цель мастер - класса: продемонстрировать педагогам приемы работы с детьми по развитию способности понимания за счет способа &qu...

музыка композиторов ХХ века для детей, как путь к пониманию современной музыкальной культуры

В статье я выражаю свой взгляд на проблемы восприятия музыки дошкольниками и предлагаю обратить внимание на детские пьесы композиторов ХХ века. На мой взгляд, эти произведения могут повлиять на формир...

«Формирование у старших дошкольников понимания ценности здоровья с помощью системы современных здоровьесберегающих технологий» (из опыта работы по реализации программы дополнительного образования «Быть здоровыми хотим»)

АКТУАЛЬНОСТЬ. Здоровье - бесценное достояние и великая ценность. Одно из неотъемлемых прав человека. И оно может сделать человека счастливым! В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права...

Современное понимание школьной зрелости

Быть готовым к школе - не значит уметь считать, писать и читать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. В данной статье подробно рассказывается о  понимании школьной зр...

Современные подходы к пониманию и оценке качества дошкольного образования

Современные подходы к пониманию и оценке качества дошкольного образования....

Современные подходы к пониманию темпо-ритмических нарушений речи.

                                 Современные подходы к пониманию   темпо-ритмических нарушений реч...


 

Комментарии

Особенности восприятия , памяти и мышления УО детей