Современные подходы к пониманию темпо-ритмических нарушений речи.
статья по логопедии

                                   Современные подходы к пониманию   темпо-ритмических нарушений речи.                                                                

 

                                                                                                                         Основа всей жизни человека - ритм,

                                                                                                               данный каждому его природой, дыханием.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             К.Станиславский.

  

         Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Исследование онтогенеза детской речи показывает её большую значимость в психическом развитии ребёнка, поскольку развитие мышления, когнитивных функций и формирование личности тесно связаны с появлением и развитием речевой деятельности. Речь, как и каждая другая функциональная система, оказывается наиболее восприимчивой к воздействию негативных условий в период активного формирования. Коррекция нарушения темпо-ритмической стороны речи уделяется большой интерес в рамках работы по устранению заикания. Однако при обследовании дошкольников имеющих диагноз ОНР можно обнаружить, что просодические элементы речи и в частности темпо-ритмической стороны речи, содержат нарушения. Темп речи принято определять как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Темпо—ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_8.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

              Современные подходы к пониманию

           темпо-ритмических нарушений речи.                                                                 

                                                                        Основа всей жизни человека-ритм,

                                                                                  данный каждому его природой, дыханием.                      

                                                                                                                            К.Станиславский.

   

         Речь занимает особую роль в системе психических функций человека. Незаменимым условием эффективного обучения в школе считается полноценная речь ребёнка. Исследование онтогенеза детской речи показывает её большую значимость в психическом развитии ребёнка, поскольку развитие мышления, когнитивных функций и формирование личности тесно связаны с появлением и развитием речевой деятельности. Речь, как и каждая другая функциональная система, оказывается наиболее восприимчивой к воздействию негативных условий в период активного формирования. Коррекция нарушения темпо-ритмической стороны речи уделяется большой интерес в рамках работы по устранению заикания. Однако при обследовании дошкольников имеющих диагноз ОНР можно обнаружить, что просодические элементы речи и в частности темпо-ритмической стороны речи, содержат нарушения. Темп речи принято определять как скорость её протекания во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Темпо—ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастной норме.

Зарубежные исследователи (R.F. Curlee, 1993; П. Ине, 1995) считают, что неплавности речи детей дошкольного возраста являются фактором риска в возникновении заикания. В современной литературе (И.М. Аксарина, 1978; Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, 1998; С.Р. Асланова, 2001) существуют данные, указывающие на неплавности детской речи как на этап становления речевой функции в целом (дискоординация темпо-ритмической организации речи в возрасте 1 — 6 лет). Устная речь в этом возрасте характеризуется наличием онтогенетических пауз, которые возникают именно в период формирования фразовой речи, физиологическими итерациями (повторами звуков и частей слова), дыхательными итерациями и восклицаниями внутри слова и фразы. Поэтому проблема профилактики нарушения темпо-ритмической организации речи особенно актуальна.

В настоящее время комплекс профилактических мер по предотвращению заикания недостаточно развит. В дошкольном воспитании учитываются не все возрастные особенности ребенка, а именно гиперсензитивный период развития речевой функции в 2,5 — 3,5 года. В то же время целенаправленное развитие темпо-ритмической организации двигательной сферы (в нее входят и музыкальный и речевой компоненты) способствует профилактике онтогенетической неплавности речи и судорожных запинок, гармонизирует развитие ребенка: развивает двигательную одаренность, помогает в овладении пением, позволяет оптимизировать обучение музыке и основам грамоты, избежать нарушения слоговой структуры слова и др.

Представляю вашему вниманию ряд рекомендаций, которые будут способствовать профилактике недостатков темпо-ритмической организации речи. В обучении и воспитании дошкольников в любой форме (в семейном воспитании или детском учреждении) следует выбирать наиболее оптимальную модель коммуникации взрослого и ребенка, которая на высоком уровне использовала бы паралингвистические средства вербального и невербального общения.

Образец речи взрослого должен быть совершенным с точки зрения правильного — неторопливого — темпа, четкой артикуляции, уменьшения редукции гласных, четкости, напевности, звучности голоса, ритмизации в различных ее проявлениях — колыбельных и других детских песнях, потешках, присказках, стихотворениях классиков, русских народных сказках. Особенно это важно в период младенчества, когда ритмизированная речь матери сочетается с движением (например, покачивание ребенка), а также в гиперсензитивный период развития речи. Желательно использовать образцы речи актеров, чтецов, дикторов, сказительниц. Материалы для чтения, рассказывания и пересказа должны быть доступны по возрасту и уровню речевого развития и известны как классические произведения высочайшего художественного уровня (особенно поэтические тексты). Средства вербальной коммуникации, связанные с развитием темпо-ритмической организации речи, можно развивать и с помощью невербальных средств, в том числе игровой коммуникации с музыкой и движением, например, занятий по ритмике и танцам, пению. Пению должна отводиться особая роль в системах воспитания дошкольника, так как оно объединяет музыкальные и речевые средства выразительности, направленные на воспитание ритмического чувства.

 Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурообразование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик. У детей наблюдается ускоренный темп речи (тахилалия), наряду с искажением звуко-слоговой структуры или наоборот, темп замедленный (брадилалия), с множеством необоснованных пауз, междометий, эмболофразий. Исходя из вышесказанного, возникает потребность уделить внимание темпу и ритму. Работа по коррекции темпо-ритмической стороны речи проводится в определенной последовательности. На первом этапе важно научить ребенка сначала восприятию и только лишь затем воспроизведению различных ритмических структур. Сначала отрабатывается ритм повтора, а далее ритм чередования.                                           На занятиях можно применять следующие игры и упражнения первого этапа: 1. «Послушай и скажи, сколько раз я постучу в барабан» (предъявляются изолированные удары и серии ударов).

2. Прохлопать — протопать (повторить за педагогом).

3. Прохлопать по схеме со слогом «та» (Хххх, хХхх, ххХх, хххХ).

4. Педагог отстукивает ритм на бубне, ребёнок повторяет на барабане.

5. Послушай, как стучит «дятел», повтори так же.

6. «Эхо» Повторить заданный ритм хлопками, различными предметами, топотом.

 Далее переход на воспроизведение ритма речевых фраз.

7. Отстукивание и отхлопывание речевых фраз.

8. «Продирижировать» в такт со стихотворением, чистоговоркой.

9. Протопать ножками под ритм стихотворения.

            Второй этап начинается с формирования представлений о темпе речи, формируется темповая организация высказывания:

  1. Привести примеры, когда надо говорить медленно (быстро).
  2. Определить подходящий ритм для высказывания, например:

 Ух-ух-ух, мчится поезд во весь дух (быстро).

 Еле-еле, еле-еле, закружились карусели (медленно).

  1. Определить темп произнесенной фразы при этом поднять соответствующий знак (картинку, флажок и т. п.).
  2. Определить изменение темпа во время прослушивания рассказа, стихотворения и др.

Когда представления о темпе речи усвоены детьми, переходим к работе над использованием темповых характеристик, как средства выразительности собственной речи.

  1. Повторение фраз за педагогом в заданном темпе.
  2. Заучивание скороговорок и произнесение их сначала в медленном, а затем в быстром темпе.
  3. Произнесение фраз по сигналу педагога (например, после взмаха флажком или удара в бубен).
  4. Разучивание стихов, содержание которых требует ускорения или замедления темпа.
  5. Выполнение действий под произнесение педагогом одного и того же текста с различным темпом:
  1. Чух, чух, чух, пыхчу, ворчу (Дети делают круговые движения согнутыми в локтях руками.).

     Стоять на месте не хочу (Стоя на месте попеременно поднимают    ноги).

     Колесами стучу, стучу (Топают ногами).

     Колесами верчу, верчу (Дети выполняют вращательные движения руками).

    Садись, скорее, прокачу. Чу-чу-чу-чу!

  1. Маме надо отдыхать,

 Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу.

 Я ее не разбужу.

  1. Тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук, тук.

Моих пяток слышен стук.

Мои пяточки идут,

Меня к мамочке ведут.

  1. Проговаривание фраз под музыку, чтение стихов.
  2. Использование сюжетно-ролевых игр, где текст   произносится в определенном темпе.

Эту работу уместно дополнять занятиями по логопедической ритмике, которые содержат в себе различные речевые игры с разной степенью подвижности.
        И в завершение: коррекция нарушений темпо-ритма иными словами звучит как упорядочивание, т.е. приведение в порядок: если неравномерно растянутая во времени, значит чётко определять необходимые паузы и постепенно предлагая всё более нарастающий темп, предлагать повторять слова, фразы отражённо, затем самостоятельно не менее 2 раз, чтобы дать возможность прислушаться к своему новому звучанию и запомнить этот образ правильной речи. То же самое с ускоренной речью, только наоборот, даём образцы правильной слегка замедленной, чёткой, внятной, со всеми флексиями (началом, основой и окончанием) в каждом слове, если надо то и по слогам, постепенно сливая в слова, затем в норме. Очень важно с самого начала обучить ребёнка приёмам рефлекторной регуляции: дыхание должно быть не слишком глубоким, спокойным и плавным; если произошёл рецидив, реагировать спокойно, восстановив дыхание соблюдать правила речи, которые по мере возрастания речевых возможностей, подобно аффирмациям, расширяются и углубляются: говорить надо на выдохе / я говорю на выдохе / у меня получается красиво говорить на выдохе и т.д. Также очень помогает такой действенный приём как «голова баса» с использованием наклона головы немного вниз и вперёд, с мягкой придыхательной подачей голоса. Ну и, наконец, о психологической устойчивости речи в критических эмоционально значимых и трудно контролируемых ситуациях как успеха так и неудачи. Важными оказываются тренинги на проявление доверия, моделируемые ситуации, диалоги в театрализации, интервьюирование, сочинение сказок с хорошим концом, рассказы о сбывшихся мечтах и ещё очень много всего.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическо-практический семинар"современные подходы в организации работы по развитию речи детей"

Разработан план семинара, выделены цель и задачи, дано содержание семинарских занятий: форма проведения,тема, время, цель и ход занятия....

Современные подходы в формированию и развитию связной речи у детей с нарушением речи.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой  нед...

Современные подходы к пониманию и оценке качества дошкольного образования

Современные подходы к пониманию и оценке качества дошкольного образования....

Современный подход к формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Инновационные методы воздействия в деятельности педагога являются перспективным средством воспитания и обучения детей. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств обучения и помогают достигать ...

Семинар - практикум «Современные подходы в обучении дошкольников связной диалогической речи»

Семинар-практикум для педагого дошкольного учреждения содержит основные понятия по теме "Развитие диалогической речи дошкольников"; правила ведения диалога; цель и задачи обучения детей диал...

Современные подходы к организации занятий по развитию речи детей дошкольного возраста.

Сегодняшнее время требует от нас, педагогов, новых технологий в обучении воспитании и образовании детей. Введение новых образовательных стандартов ставит серьезные задачи, заставляет нас искать новые ...

«Современные подходы к организации работы по развитию речи старших дошкольников»

консультация для педагогов дошкольных учреждений по организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста....