Виды НОД ОО "Музыка"
методическая разработка по теме

Храмцова Вера Александровна

Разнообразные виды непосредственной образовательной деятельности - типовые, доминантные, тематические и другие...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_zanyatiya.doc101 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Виды

непосредственной образовательной деятельности

ОО «Музыка».

 

                                                                         Музыкальный руководитель

                                                         высшей категории

                                                                            Петрова Вера Александровна

                                                                           МБДОУ «Детский сад № 50»

«Музыкальное воспитание дошкольников»

                                                                       

                                                                       Н.А.Ветлугина

                                                                       О.П.Радынова,

                                                                    Э.П.Костина

                                                                       А.И.Катинене,

                                                                                    М.Л.Палавандишвили

                                                                   А.Н.Зимина


НОД

Фронтальная

По подгруппам

Индивидуальная

Типовая

Доминантная

Тематическая

Комплексная


Типовая (ранний и младший возраст)


Доминантная


Тематическая

Типовая (ранний возраст)

Доминантная

Тематическая


Фронтальная НОД.


Возраст


Виды

НОД

Ранний

(2 –3 г.)

Младший

(3-4 г.)

Средний

(4-5 лет)

Старший

(5-6 лет)

Подготовительный

(6-7 лет)

Типовая НОД

         

Типовая НОД включает в себя все виды музыкальной деятельности: восприятие (слушание), пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах (по традиционной структуре).                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Тематическая НОД – применяются в каждой возрастной группе.

Различны лишь содержание,  репертуара, сведения о музыке.

        1.тематическая

                                 2.музыкально – тематическая

  3.сюжетная


1. Тематическая НОД –

с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать её с жизнью.


Игровая


Учебно-познавательная


Темы НОД

«Наш поезд», «Музыкальное дерево»,

«Любимые игрушки»,

«Поездка в гости к бабушке»,

«Музыкальный магазин»,

«Осень», «Музыкальная шкатулка» и т.д.

«Музыкальные жанры»

«О чём нам рассказывает музыка»

«Танцы разных народов»

«Что и как рисует музыка»

«Природа и музыка» и т.д.


2. Музыкально-тематическая –

тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях муз.языка, познакомить их с инструментами и т.д.

Ранний

(2-3 г.)

Младший

(3-4 г.)

Средний

(4-5 лет)

Старший

(5-6 лет)

Подготовительный

(6-7 лет).


Темы НОД.

«Темп в музыке и его выразительное значение»

«Тембр в музыке»

«Регистр»

«Динамика»

«Интонация в музыке и речи»

«Народные музыкальные инструменты»

«Инструменты симфонического оркестра»

«Русская народная песня» и т.д.


3. Сюжетная НОД –

не только объединена общей темой, но и имеет единую сюжетную линию.

Сказочный и игровой сюжет -

имеет увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии (сочинить марш, песенки, танцы).

Предлагаются творческие задания, в которых необходимо не только сочинить мелодию, но и передать в ней определенное (заданное) настроение: «Спой свой марш, чтобы нас не услышали злые волшебники, но так, чтобы нам было не страшно выбираться из темной пещеры» и т.д.

Комплексная НОД –

проводятся один раз в месяц.


Возраст

Ранний

(2-3 г.)

Младший

(3-4 г.)

Средний

(4-5 лет)

Старший

(5-6 лет)

Подготовительный

(6-7 лет)

Цель – дать детям представления о специфике различных видов искусства

(музыка, живопись, поэзия, театр, хореография).

Комплексная НОДе имеет те же разновидности, что и тематическая.


Темы НОД.

«Времена года»

«Сказочные персонажи» и т.д.

«Торжественное настроение» (от радости до скорби).

«Радостное настроение» (от светлого, нежного до восторженного или торжественного) и т.д.

Доминантная НОД - проводятся

от 3 до 12 раз в квартал (применяют их, начиная со 2 младшей группы).


Доминантная НОД может иметь определённую тему или сюжет.


Возраст

Младший

(3-4 г.)

Средний

(4-5 лет)

Старший

(5-6 лет)

Подготовительный

(6-7 лет)


Восприятие музыки:

- могут применяться  все остальные виды муз. деятельности, образное и поэтическое слово, иллюстративный материал: картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного искусства и т.д.

Цель: привлечь детей к звучанию музыки, чтобы они смогли выразить её характер различными способами, с помощью других видов деятельности.

         Дети могут передать характер музыки по-разному: движениями, выбрать выразительный тембр муз.инструментов, соответствующих настроению произведений, и оркестровать пьесу (на детских муз.инструментах).


Формы проведения доминантной НОД

по слушанию музыкальных произведений.

1.













Беседа – концерт

«Музыкальная гостиная»












Проводить 1 раз в месяц, когда начинается новая тема.

Задачи 

(расширение эмоционального словаря):

- расширение интонационного опыта восприятия, накопление муз. впечатлений и муз. эстет. знаний;

- развитие эмоциональной отзывчивости на

музыку;

- формирование представлений об эталонах красоты как критериях оценки.


Знакомство: с муз. культурой через все виды муз. деятельности (с опорой на основной вид - восприятие); с биографией композитора, с его портретом, с музыкальными отрывками из его сочинений, (репродукций картин; художественное слово).

     















































































































2.

Диалог-драматизация

«Встреча с королём Жанром»

Проводится 2 раза в месяц (или фрагмент НОД традиционной структуры «Слушание музыки»).

В основе лежит  игровой метод.

Задачи:

- познакомить детей с многообразием музыкальных жанров;

- научить их пользоваться «жанровыми критериями подобия»;

- дать последовательность.


В гостях у детей игровой персонаж – король Жанр (кукла би-ба-бо, например). Дети беседуют с ним на основе проблемных вопросов.

Как правило, от него получают домашнее задание: нарисовать музыку.

3.

Игротека «Музыкальная палитра» - практически действенная.

Игротеку как форму муз. деятельности можно использовать в трёх вариантах:

- отдельная подгрупповая НОД (1 раз в месяц);

- развлечение (1 раз месяц);

разделы других типов НОД.

Цель: освоение элементарных музыкальных

терминов.

Задачи:

- вовлечение детей в практическое освоение выразительных средств музыкального языка через музыкально – дидактические игры, с применением наглядных оценочных эталонов.


Особенность: обилие раздаточного материала (карточек с моделированием), игровых-творческих

этюдов, упражнений (двигательных, вокальных, оркестровых).

4.

Викторина

«Музыкальный ринг»,

«Поле чудес»,

«Угадай мелодию» и т.п.

Проводится не чаще 1 раза в 1,5 – 2 месяца

(как итоговая).

Задачи:

- закрепление и углубление музыкально - интонационного опыта;

- активизация интеллектуально – оценочной деятельности;

- коррекция уровня музыкально – эстетических знаний каждого ребенка.


Дети делятся на 2 команды (вымпелы хранятся до следующей викторины).

5.







Совместные  с родителями музыкальные НОД


«Музыкальная Лада».




Цель: привлечение родителей к формированию музыкально – оценочных интересов и запросов детей.


НОД можно провести циклом как «Музыкальный абонемент».

Родители на НОД сидят рядом с детьми и

включаются во все виды музыкальной деятельности (родители выполняют те же задания что и дети).

Используется опыт семейного воспитания.

6.





Вариант сюжетной

комплексной НОД

«В гостях у феи

Красоты».

Проводятся 1-2  раза в месяц (сдвоенная НОД - не более 40 минут).

                                    Задачи:

- актуализация многообразных творческих прояв-

  лений ребёнка через художественно – эстетичес-            

  кое развивающее пространство;

- развитие оценочного отношения к музыке через    

  привлечение содержания произведений других

  видов искусств;

- формирование ценностных ориентиров в

   искусстве и в жизни.


В отличие от другой НОД ребёнок сам здесь читает стихи, участвует в драматизации и рисует (лепит).

Тема никогда не связана с музыкой:

«Моя Россия», «Мой город», «Зимняя фантазия», «Моя семья», «Сказочный мир» и др.

Другие виды НОД с использованием активного слушания музыкальных произведений:

- Тематический;

- Музыкальный

   творческий проект.







Если доминантная НОД посвящена развитию одной из музыкальных способностей и все задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально – дидактические игры и упражнения.

На доминантных НОД необязательно привлекать все виды музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

викторина "Зимние виды спорта" (смотри презентацию для детей "Зимние виды спорта")

Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста. Смотри презентацию "Зимние виды спорта"....

Проект в подготовительной группе «Открывая Красную Книгу». Цель проекта: познакомить детей с Красной Книгой РФ, с видами редких (исчезающих) животных, птиц, растений, рыб; с исчезающими видами в Николаевском районе Хабаровского края; с работой заповедник

Воспитатель МБДОУ №44 «Огонёк» г. Николаевска-на-Амуре: Хазиева С.И.Проект в подготовительной  группе «Открывая Красную Книгу».Цель проекта: познакомить детей с Красной Книгой РФ, с видами р...

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»

«Развитие художественно-эстетической деятельности через интеграцию  разных видов искусства и видов художественно-творческой деятельности детей среднего дошкольного возраста»...

Анализ организации продуктивных видов деятельности. Диагностика сформированности дошкольников по продуктивным видам деятельности.

              Диагностика изодеятельности детей 6 – 7 лет.Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуа...