Консультация для педагогов Тема «Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников»
статья (старшая группа) по теме

Материал предназначен для педагогов детских садов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fevr_2_lar_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 26»

Консультация для педагогов

Тема «Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников»

Подготовила и провела Козлова Л А.

Привода своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных пережирают. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать многие положительные качества личности, такие как жизнерадостность, чуткое отношение ко всему живому.

Наблюдение — основное средство познания природы. Оно дает возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Именно наблюдение помогает дошкольникам увидеть изменения, которые происходят с растениями в зависимости от условий внешней среды или созданных человеком. Наблюдение за растениями можно проводить с детьми, начиная с младшей группы, так как уже в этом возрасте они учатся устанавливать взаимосвязи в природе, замечают зависимость роста и развития растения от разных условий.

В результате наблюдения дети учатся анализировать и сопоставлять. Сопоставление имеет место лишь при условии, что образ, отражающий предыдущее состояние объекта, достаточно отчетлив, чтобы его можно было сравнить с особенностями объекта, имеющимися в данный момент. Учитывая, что процесс наблюдения растянут во времени (наблюдать можно 1 раз в неделю), образ предыдущего объекта в представлении ребенка может оказаться нечетким, и это не позволит осуществить на должном уровне сопоставление и выявить характер произошедших изменений. В результате наблюдений необходимо фиксировать объект природы (рисовать или фотографировать). В процессе сопоставления рисунков или фотографий у детей формируется динамическое представление о росте и развитии растении.

Чтобы увидеть изменения, происходящие с растением, необходимо проводить наблюдения регулярно. Это одно из условий наблюдений. Важным также является выбор объекта и содержание наблюдения. Объектом для нашего наблюдения мы выбрали растения и проследили за ними с детьми разного возраста.

Во 2-й младшей группе объектом для наблюдения можно выбрать овощные культуры. Они быстро растут и набирают массу, и эти изменения хорошо видны детям. Наблюдение проводятся в течение февраля, марта. Первым овощем можно взять лук, который легко прорастает в комнатных условиях.

Задача этого наблюдения состоит в том, чтобы показать детям влияние света, тепла, влаги и питательных веществ на рост овощей. Наблюдения проходит в 4 этапа.

В средней группе можно проводить наблюдения за картошкой, свеклой, морковью и кабачками по этапам. Дать Детям понятие о том, что всем растениям для роста необходимы три условия: влага, свет и тепло, За всеми овощами наблюдали одновременно. Начать работу в феврале. 1-й этап. Рассмотреть клубни картофеля, корнеплод свеклы и моркови, семена кабачков. Обратить внимание детей на форму, размеры, цвет каждого из овощей. 2-й этап. В заранее подготовленную почву посадить овощи. Воспитатель обращает внимание детей на то, что клубень картофеля нужно засыпать полностью почвой, а у моркови и свеклы верхушки оставить не засыпанными, семена кабачков (уже проросшие) тоже полностью накрыть землей. После посадки хорошо поливали растения и поставили ящик с посажеными овощами на подоконник. На этом этапе педагог подводит детей к выводу о том, что для растений созданы все необходимые для роста условия.

3-й этап. Через 12 дней после посадки появятся зеленые листочки у свеклы и моркови и росточки у картофеля. У кабачков первые росточки с двумя листочками появились через пять дней.

. 4-й этап. Затем наблюдения проводятся один раз в четыре дня, чтобы лучше были видны изменения в росте. Дети замечают, что у картофеля стебли подросли и появились листочки, листья у моркови и свеклы увеличились в размере. Каждый раз после наблюдения с детьми проводятся беседы о том, что овощи так быстро растут потому, что они их поливали, рыхлили землю, в группе тепло и светло.

  1. й        этап. Появление бутонов и цветов. Появление цветов — качественно новое изменение.
  2. й        этап. Заключительный этап наблюдения — это сравнение фотографий растений на разных этапах. В процессе наблюдения дети не только понимают взаимосвязь роста растении и природных условий (или условий, созданных человеком), но и начинают более оережно относиться к растениям.

Аналогичную работу проводим по наблюдению за кабачками. Разница заключается в том, что семена кабачков сначала проращивали, а потом сажали в землю.

Для проведения наблюдений за ростом и развитием растений в старшей и подготовительной' группах кроме картофеля берем и другие растения: петрушку, фасоль, свеклу, морковку, капусту, настурцию, бархатцы. Наблюдения ведутся в течение трех месяцев: февраль, март, апрель.

Задача данного эксперимента состоит в том, чтобы показать детям, что семя живое, из него вырастает новое подобное растение с такими же семенами, и показать влияние условий (тепло, свет, влага, питательные вещества, воздух) на рост и развитие растений.

С детьми старшей группы мы проводили также циклические наблюдения в течение года. Так, например, можно наблюдать за изменениями, происходящими с рябинои в разные времена года (весной, летом, осенью, зимой) в зависимости от условий внешней среды.

Цикл наблюдений за рябиной начинается весной, в конце апреля и проводится в четыре этапа. На первом этапе дети рассматривают почки, когда они только начинают набухать. Через 10 дней почки лопаются и появляются маленькие зеленые листочки. Еще через неделю листья становятся большими и на рябине появляются бутоны. Через 9 дней бутоны раскрываются и появляются цветы. На каждом этапе наблюдения фотографировать растение. Перед началом следующего наблюдения рассматривать предыдущие фотографии, уточнять условия, которые необходимы для набухания почек, роста листьев и появления бутонов у рябины весной. Обращать внимание детей на красоту соцветий рябины — сочетание зеленого и белого цвета.

Летом, перед началом наблюдения, дети рассматривают фотографии весенних этапов, а потом отмечают, какие изменения произошли за это время. Наблюдения проводятся в июне в два этапа. В начале июня дети следят за появлением ягод, рассматривают их: они маленькие, зеленого цвета. В конце июня (второй этап наблюдения) ягоды увеличиваются в размере и становятся оранжевого цвета. Начинается этап созревания ягод. Воспитатель беседует с детьми, почему произошли такие изменения. Потому что летом стало жарко, было достаточное количество влаги и солнечного света.

Осенью, в начале сентября, дети рассматривают в группе весенние и летние фотографии рябины. Во время прогулки отмечают, какие изменения произошли с ней. У дерева изменился цвет листьев: они стали желтеть и краснеть. Ягоды стали ярко-красного цвета. Наступила осень, и рябина, как и другие деревья и кустарники, готовится к зиме. Меньше поступает питательных веществ к листьям, поэтому они изменили цвет. Педагогу необходимо обратить внимание детей на красоту осенней рябины, на яркость ее наряда.

Заключительное наблюдение в этом цикле проводится зимой, в середине декабря. Дети отрмечают следующие изменения: на рябине нет листьев, остались только грозди ярко-красных ягод. Ствол стал более темным. Это произошло потому, что прекратилось сокодвижение. Рябина находится в состоянии зимнего покоя. Дерево спит — так оно переносит неблагоприятные условия (сильные морозы).Зимой можно наблюдать как к рябине прилетают снегири. К концу зимы ягод на рябине почти не осталось. Они стали темного цвета и сморщились от мороза. Весной можно предложить провести цикл наблюдений за мать-и-мачехой.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что при правильной организации наблюдение становится не только фактором умственного воспитания: у ребенка формируются отчетливые представления о закономерностях в росте и развитии растений, понимание взаимосвязи развития растения и факторов внешней среды, обеспечивающих его выживание, но и нравственного воспитания. Полученные знания позволяют дошкольникам лучше понимать свойства живого организма, вырабатывать правильное отношение к растениям и животным, самостоятельно проектировать свое поведение по отношению к живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы в экологическом центре группы. Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое...

Консультация для педагогов " Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников"

Консультация для педагогов "наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников" представлена в виде презентации.  Использовались яркие и красочные фото, иллюстрации из сети Ин...

Развитие представлений о воде, в рамках экологического воспитания дошкольников в разных возрастных группах.

В данном материале систематизировано содержание и формы экологического воспитания дошкольников по теме "Вода"....

Презентация из опыта работы «Наблюдения в природе, как часть экологического воспитания детей»

        Экологическое воспитание – это необходимость нашего времени: детям необходимо раскрывать связь человека с природой. Сформировать любовь к природе, родному краю...

Семинар-практикум "Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания"

Природа своим разнообразием, красочностью, динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. У ребенка восприятие природы острее, чем у взросло...

Наблюдение за природой организуемые в рамках экологического воспитания дошкольников. (Из опыта работы с детьми 2-3 лет)

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной, т.к. человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому в экологическом воспитании так важен начальный этап дошколь...