Методическая разработка
статья по теме

Латышева Римма Александровна

ИГРА_ЭТО СЕРЬЕЗНО............

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Игра – это серьёзно!»

- Мамочка, разреши мне сегодня надеть в детский сад новое розовое платье с вышивкой.

- Нет, я не хрюша, не хрюша! А платье можно выстирать!

- И будет оно уже не новое, а старое.

- Мамуля! А можно я сегодня не пойду в детский сад?

- Нельзя! Разве сегодня выходной? Живо одевайся, а то я из-за тебя на работу опоздаю… Ты где? Опять фокусничаешь? Сейчас возьму ремень… Считаю до пяти…

Не правда ли знакомая всем картина. Наверняка, каждый из присутствующих хотя бы раз наблюдал её в жизни и, конечно, считая себя образцом, осуждал нерадивую маму. Но эта зарисовка не из взрослой жизни. Это диалог маленькой девочки со своей дочкой-куклой. Не будем спешить с осуждениями. Давайте попробуем ответить на вопрос: почему мы, культурные и образованные люди не можем предложить нашим детям примеров поведения, достойных подражанию?

В своё оправдание каждый из нас поспешит сослаться на действительно объективные причины. В последние десятилетия произошли коренные изменения в нашем обществе. Перед нами остро встала проблема материального обеспечения. Мы много работаем, всё меньше внимания уделяя нашим детям. Большинство родителей считает, что детям предстоит жить в обществе более жестоком, требующем высокой квалификации, и менее гуманном, основанном на борьбе за выживание. В таких условиях игра, по мнению большинства, - бесполезная деятельность, которая не пригодится в будущем. В отличие от письма и счёта она не имеет жизненно необходимого результата.

Другие родители говорят: «Нас никто не учил играть, и наши дети сами определятся с этой деятельностью». Неправда! Мы учились играть у старших сестёр и братьев, у соседских мальчишек и девчонок в шумных детских ватагах. Сегодня мы обрекаем наших детей на одиночество. Теперь редкостью становятся не только многодетные семьи, но и семьи с двумя детьми. А если повезло с братом и сестрой, то они отгораживаются от младших наушниками с «убойной музыкой». Цепь преемственности прервана.

В погоне за ранним всесторонним развитием ребёнка мы рьяно заполняем время игры занятиями в разных кружках и школах. Английский, бальные танцы, спортивная секция, снова английский, танцы, секция… И так всю неделю. А в выходные мы стараемся, чтобы наши чада находили себе «тихие» занятия, перепоручаем свих детей телевизору или компьютеру, действуя в основном по принципу «лишь бы не мешали».

А как, научиться девочке готовить пельмени, если мама не разрешает повозиться с мукой; как научиться стирать, если даже носовые платочки отправляются в стиральную машину? Как мальчику стать умелым, если папа взамен любимой машины со сломанным колесом покупает новую машину? Так облегчая жизнь себе, мы сужаем круг ярких эмоциональных впечатлений о труде взрослых и о способах проявления заботы о детях.

Существует меткая народная поговорка: «Бюрократ в жизни, значит, не доиграл в детстве». Если дошкольник не наиграется вволю, значит, многое мы ему не додадим, много ему будет не хватать во всей его последующей жизни. Игре принадлежит важная роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества личности ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

От игры - к работе

Игра имеет большое значение в жизни ребенка - то же, что для взрослого его работа. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Этот переход совершается очень медленно. В самом младшем возрасте ребенок, в основном, играет, его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надевать штанишки. Но даже и в эту работу он еще вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребенку поручают все более сложную работу: сначала исключительно в целях самообслуживания, потом и имеющую значение для всей семьи.

В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связана с более серьезной ответственностью и с более определенными и ясными представлениями о будущей жизни ребенка. Но и в это время ребенок еще очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные ситуации, когда игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить работу и поиграть. Если такое происходит, это значит, что воспитание ребенка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно, что родители допустили какие-то перегибы. Отсюда уже видно, насколько большое значение имеет руководство игрой ребенка. В жизни мы встречаем много взрослых людей, давно окончивших школу, у которых любовь к игре преобладает над любовью к работе. Это люди, которые слишком активно гоняются за удовольствиями, забывают о работе ради хорошей, веселой компании, позирующие, важничающие, фиглярничающие, лгущие без всякой цели. Они принесли из детства в серьезную жизнь игровые установки, которые не были правильно преобразованы в рабочие, а это значит, что они плохо воспитаны и это воспитание явилось в известной степени результатом неправильно организованной игры.

Что делать? Как вернуть игру детям?

Сначала нам взрослым нужно остановиться и вспомнить своё детство. Что любили, чем и во что играли. Меня, например, в детстве привлекали лужи. Как хотелось прошлёпать по этому «морю разливному», найти в нём самое глубокое место! И как я обижалась на маму, когда она оттаскивала меня за руку от зеркальной тайны лужи! Поэтому я всегда надеваю на своих детей непромокаемые штаны, обувю резиновые сапоги и отпускаю в необыкновенное путешествие по лужам двора.

Мы взрослые привыкли к своей воспитательной и обучающей роли. А, может стоит от неё отказаться? Попробуйте! Только не спешите проявлять инициативу, дайте возможность ребёнку выступить осведомлённым и знающим человеком.

Представьте, ребёнок сажает вам на колени игрушку и говорит:

- Ты теперь медвежонок!

- Хорошо, - соглашаетесь вы. – Я медвежонок.

- Ты есть хочешь? – Хочу!

_ Нет, - говорит ребёнок. – Скажи: «Не хочу!»

Не стесняйтесь, покапризничайте: «Не хочу!»

И вам повезёт! В ответ вы обязательно услышите длинный монолог. Примерно такой:

- Как это не хочу?! Не будешь есть – не вырастешь. Ручки и ножки будут как палочки тоненькие. Тебя будет ветер уносить.

Такая игра кроме удовольствия от общения с ребёнком даст вам сведения о ваших взаимоотношениях, о семейных ритуалах, о мерах поощрения и наказаниях, применяемых вами к малышу. Эта информация бесценна, так как поможет лучше понять ребёнка, найти золотой ключик к детской душе.

Ребенок-это большой маленький исследователь. Ему все интересно ,все что можно увидеть ,услышать,  попробовать   на вкус ,пощупать, а желательно еще порвать и сломать, -всецело  привлекает его внимание .Он узнает жизнь ,а родители сетуют. Им кажется странным, что  ребенок залез в лужу, повис на дверце кухонного шкафчика, порвал книжку, которая ему так нравилась .Но на самом деле ,ничего странного в этом нет .Как ты узнаешь ,что книжка рвется ,а дверца , действительно, закрывает шкафчик, если не изучишь этот вопрос на собственном опыте?

Я прекрасно помню(лет мне было, наверное ,шесть или семь), что первая моя попытка использовать настоящий утюг  по назначению сопровождалась четкой инструкцией со стороны  моей мамы- что делать, как делать  и так далее.   Мне было однозначно  сказано ,что  утюг может сжечь то, что я глажу. И мне казалось ,что я все это прекрасно поняла! Однако ,что к чему  на самом деле .я по- настоящему осознала только в тот момент, когда увидела  дымящееся темно-коричневое пятно на отцовском галстуке. А до этого ,видимо, в  моей  детской голове просто не укладывалось , что металлический предмет ,пусть даже и горячий, может вот так произвести открытое пламя.

Мы с вами уже хорошо понимаем ,что теоретические знания- это вовсе не самая сильная сторона детской психики .при этом ,мы сами -родители- уже давно   миновали  период эмпирического познания мира . и нам кажется странной такая страсть ребенка к разного рода небезопасным и накладным для семейного бюджета  экпериментам  . Но без них не обойтись, теорию ребенок не услышит ,но она не станет его опытом ,а следовательно, и его полноценным знанием о жизни ,и слава богу .что ребенку все интересно делать самому.

А вот пример другого рода. Две сестрички, Люда и Валя, и соседка Танечка играют в дочки-матери. Кубиками девочки отгородили себе комнату, украсили ее, сделали дверь. Девочки играли дружно, им было интересно. Но вот в игру вмешивается отец: «Какой же это папа? Это же наша Валечка, и стены ваши совсем не стены, а просто кубики». Девочки обижены. Для них такое грубое вмешательство в мир детской игры — кощунство.

Между тем игры на бытовые темы очень важны, формируют такие чувства, как забота о товарище, внимание к нему, воспитывает нежность и ласку. «Мама, не надо сюда становиться! Здесь глубокая речка» — просит девочка 5-летнего возраста. «Какая еще речка? Не выдумывай.» — слышит она в ответ. И мир игры снова разрушен. Девочка обижена нежеланием матери разделить ее замысел, понять игру. Зато как радуются дети, когда взрослые принимают участие в их играх.

Важно, играя с детьми, разделить их чувства, мысли, восторг, без которых настоящая игра невозможна. Вместе с тем в игре взрослые не должны подменять детскую инициативу и вымысел.

С самого раннего возраста родителям необходимо воспитывать у детей дружеские чувства, умение действовать вместе, согласованно. Лучшая помощница в этом — игра. —

В дошкольном возрасте формируется психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Большое место в этом отводится играм. Они воспитывают в детях целенаправленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца — все то, что так необходимо в будущем.

Уважаемые взрослые! Хочется напомнить, что ни один ребёнок не просился на этот свет. Дети нужны нам. Но мы забываем, что даже младенец имеет право на свою жизнь. Ребёнок – тоже личность, только маленькая. У него своё право на тайну, своё право на желание, право на любовь и внимание. И это право признано мировым сообществом взрослых в Международной конвенции о правах ребёнка. Давайте всегда будем помнить об этом и сделаем всё, чтобы среди океанов и материков планеты «Детство» громадный остров, называемый Игрой, не стал затопленной Атлантидой. Нужно не только распахнуть Игре двери, но и понять её, принять в игру вместе с нашими детьми.

Пусть наши дети играют в банкиров, но помыслы будут направлены на благо всех, на благо России. И этому игра может научить.

«Я пришел из детства, как из страны,- писал Антуан де Сент-Экзюперн. – Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну дошкольного детства для пришедших туда наших малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по-настоящему в ответе. За оригинал - не за отражение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...