статья
статья по теме
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕВОЧЕК И МАЛЬЧИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Ширинских Н.И.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Необходимым условием решения данной проблемы является проведение гендерного воспитания, начиная с дошкольного возраста.
Воспитание детей с учетом гендерного подхода целесообразно начинать с трех летнего возраста, так как именно в этом возрасте ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка. Гендерная принадлежность особенно интенсивно формируется в игровой деятельности, а усвоение детьми гендерного поведения происходит в сюжетной игре.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Организация самостоятельной игровой деятельности детей обеспечивает реализацию субъективной позиции девочек и мальчиков в совместной деятельности. Позиция субъекта способствует углублению понимания половой принадлежности “Я -- девочка”, “Я -- мальчик”, развитию представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида игровой деятельности, соответствующей полу ребенка и самостоятельном его осуществлении, эмоционально-положительной направленности общения со сверстниками своего и противоположного пола.
Педагогическим воздействием к сюжетной игре является ненавязчивое, тонкое сопровождение сюжета, где воспитатель может принимать на себя роль, задавать детям вопросы с целью формирования у мальчиков и девочек положительного отношения к их будущей социальной роли в обществе, а также отношения к себе и другим, как к мальчику или девочке.
Мальчики и девочки не умеют организовывать совместную деятельность, которая должна быть взаимодополняющей, а не дублирующей, они не умеют вместе играть. Дети нередко проявляют, особенно девочки, настороженность к другому полу, беспокойство в случае необходимости контактов. Цель сопровождения сюжетно-ролевой игры - это формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которой мальчики и девочки по собственному желанию реализуют свои полоролевые представления и предпочтения, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.
В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам (шофер, пожарник, мама и т.д.)
Так, к играм в «семью» проявляют интерес абсолютно все девочки и только незначительная часть мальчиков. Играми в «летчиков», в «пароход», в «строителей» интересуются только мальчики.
Отражая в игре общественное разделение труда, дети подражают взрослым: девочки — женщинам (чаще матери), мальчики — мужчинам. Преобладание интереса к бытовым играм, к ролям «мамы», «врача» объясняется недостаточной точностью представлений девочек о труде женщин в различных отраслях народного хозяйства, непониманием важности и полезности их труда.
Наличие дифференциации интересов мальчиков и девочек свидетельствует о том, что мы не можем навязать детям игру, которая их вовсе не интересует, а должны учитывать реальные интересы и направлять их развитие.
Участие мальчиков в бытовых играх очень полезно в воспитательном отношении. Играя, они упражняются в добрых поступках, учатся помогать маме, заботиться о младших братьях или сестрах. Все это имеет немаловажное значение для воспитания в будущем чувства ответственности перед семьей, качеств хорошего семьянина, заботливого сына, отца, мужа.
В дошкольном учреждении мальчики и девочки воспитываются совместно. Чтобы преодолеть разобщенность между ними, надо организовывать совместные игры, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Мною созданы сюжетно-ролевые игры, такие как «Семья», «Больница», «Шоферы», «Парикмахерская», «Магазин», «Моряки», «Милиционер», «Детский сад», «Прачечная» и т.д. Эти игры помогают детям развивать в себе мужские и женские качества: девочки учатся быть более мягкими, женственными, учатся проявлять заботу по отношению к другим, а мальчики в играх проявляют себя как настоящие мужчины, они учатся быть смелыми, сильными, быть защитниками слабых.
Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) -- у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) -- у девочек.
Одним из ведущих условий для формирования и закрепления у девочек и мальчиков положительных стереотипов маскулинных и фемининных качеств выступает предметно-развивающая среда. Анализ характера выпускаемых для детей игрушек указывает на то, что игрушки, в основном, направлены на удовлетворение типичных игровых наклонностей отдельно мальчиков и девочек. Для мальчиков выпускаются различные машины, технические конструкторы, оружие. Для девочек – разнообразные куклы и предметы ухода за ними, фигурки животных, человечки и т.д. Хороших конструкторов для девочек нет. Наборы мебели для кукол воспроизводят лишь отдельные предметы обстановки, но не позволяют конструировать хозяйство. Так называемые настольные игры имеют соревновательный характер. Однако не встречается игр, в которых девочки и мальчики могли бы участвовать не на основе соперничества, а на основе разделения ролей в интересах достижения общего результата.
Поэтому, в моей группе необходимыми элементами предметно-развивающей среды являются:
• оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (наборы простых инструментов, фрагменты кухонного блока, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой и др.);
• куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами;
• уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде;
• уголок ряженья, где имеются костюмы, шляпки, "бабочки", галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.
Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.
В работе с родителями в целях повышения их компетентности в вопросах гендерного воспитания проводятся следующие мероприятия: анкетирование по вопросам воспитания девочек и мальчиков; информационный уголок, в котором раскрываются проблемы гендерного воспитания; тематические гостиные. Совместно с родителями создается и постоянно пополняется предметно-развивающая среда. Особое внимание уделяется уголку сюжетно-ролевых игр, в частности ролевым атрибутам для игр мальчиков и девочек.
Таким образом, педагогически правильно организованная в детском саду, семье игровая деятельность детей способствует развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли, освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе, умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения, а также оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...