"Толерантная личность".
методическая разработка по теме

Сидорова Светлана Анатольевна

 

Социальная ситуация в обществе 21века зачастую превращает людей в субъекты интолерантности по отношению к представителям разных этнических групп. Одним из приоритетных направлений нашего МАДОУ детского сада №25 является социально – личностное развитие дошкольника. В рамках этого направления разработан и реализуется инновационный проект этническая социализация детей в дошкольном учреждении.

   Наиболее значимой, считаю работу с педагогами в форме тренингов, которые направлены на формирование коммуникативной культуры и этнической толерантности педагогов. Это позволяет принимать и правильно понимать богатство многообразия культур нашего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_tolerantnaya_lichnost1.docx27.02 КБ
Файл foto_k_treningu.docx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

             Социальная ситуация в обществе 21века зачастую превращает людей в субъекты интолерантности по отношению к представителям разных этнических групп. Одним из приоритетных направлений нашего МАДОУ детского сада №25 является социально – личностное развитие дошкольника. В рамках этого направления разработан и реализуется инновационный проект этническая социализация детей в дошкольном учреждении.

   Наиболее значимой, считаю работу с педагогами в форме тренингов, которые направлены на формирование коммуникативной культуры и этнической толерантности педагогов. Это позволяет принимать и правильно понимать богатство многообразия культур нашего мира.

Занятие с элементами тренинга для педагогов

"Толерантная личность".

Цель: формирование толерантной  культуры личности.

Задачи:

- ознакомить с понятиями "толерантность" и "интолерантность";

- повышения уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в группе;

- показать, как отношение к себе связанно с толерантностью к другим;

- развитие способности к рефлексии;

- осознание многообразие мира и проявлений личности в этом мире.

План проведения:

1. Вступление.

    Психологическая настройка на работу.  Приветствие “Смысл моего имени”
 
Ведущий предлагает познакомиться и сделать это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: придумать “перевод” своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно “переводится”. Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений. Главная идея этого упражнения — дать возможность при знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.

2. Теоретическая часть. 

Ведущий тренинга рассказывает участникам группы о том, что такое толерантность и интолерантность.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения  к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются  по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.

Интолерантность – это непринятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, агрессивное поведение.

(Декларация принципов толерантности, утверждённая резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г., провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности.)

 Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.

Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. М., 2011.

 

3. Практическая часть.  

 Упражнение "Эмблема толерантности"

Каждый  участник рисуют эмблему толерантности. После ознакомления с результатами творчества участники разбиваются на подгруппы на основе сходства между рисунками, объясняя, что общего в этих рисунках, и выдвигая лозунг, который отражал бы сущность эмблем.

Упражнение "Собственное "Я"

Ведущий предлагает каждому участнику группы написать на карточке по 5 ответов на следующие вопросы: "Кто я?" и "Какой я?" и указывая свою изюминку, свою индивидуальность, которая присуще только ему. После выполнения задания участники сдают ведущему свои ответы, не указывая своего имени. Ведущий, перемешивает карточки, по очереди читает написанное, группа пытается понять, о ком идет речь. Главная идея этого упражнения — дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.

Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе» Психологические игры и упражнения»- М, Генезис, 2001.

 Психотехническое упражнение «Давление»

Это упражнение поможет осознать разные модели в общении  во взаимодействии с партнёром и установка на равноправное общение.

Встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнёра. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнёра по игре. Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

            Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнёра по общению, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.

Релаксация  «Посылай и воспринимай уверенность».

Упражнение  проводится под релаксационную музыку.

– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале.… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три

«Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г.

Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

Памятка

"Рекомендации для активного слушания".

  1. Молча выслушай собеседника, ведь невозможно слушать собеседника, когда сам говоришь.
  2. Облегчи ситуацию говорящему: помоги, чтобы он почувствовал себя раскованным, показывай, что  можешь помочь ему или завершить свою мысль.
  3. Покажи говорящему, что хочешь его выслушать -  твой взгляд и поведение должны выражать интерес. Не читай заметки, корреспонденцию или газету в то время, когда кто – то говорит; слушай, чтобы понять, а не возражай.
  4. Избегай жестов, которые отвлекают внимание; не чёркай, не барабань пальцами, не возись бумагами.
  5. Будь терпеливым, удели достаточно времени, постарайся не прерывать и не уходи, пока говорить собеседник.
  6. Войди в положение говорящего, постарайся посмотреть на вещи с его точки зрения.
  7. Не раздражайся по поводу ошибочного толкования.

Старайся во время слушания не критиковать и не представляйся всезнайкой – это позиция делает людей более скованными, молчаливыми или вспыльчивыми.

Мастерство психологического консультирования / Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. — СПб.: Речь, 2010.

Литература

  1. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. Санкт – Петербург, 2007.
  2. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.
  3. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). – 2-е изд., стер. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК 2011.
  4. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл. 2008.
  5. Мастерство психологического консультирования / Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. — СПб.: Речь, 2010.
  6. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.
  7. Фопель К. «Сплоченность и толерантность в группе» Психологические игры и упражнения»- М, Генезис, 2001.
  8. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. М., 2011.
  9. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание толерантной личности в условиях современного общества

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и поним...

Сценарий родительского собрания с элементами тренинга на тему « Семья - за толерантную личность»

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,Плавать под водой как рыбы,Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.            ...

Сценарий родительского собрания с элементами тренинга на тему « Семья - за толерантную личность»

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,Плавать под водой как рыбы,Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.            ...

«Толерантная личность»

Конспекты занятий.Описание методик....

Формирование культурно-толерантной личности в современном детском саду в условиях перехода от ФГТ к ФГОС ДО

Выступление на МО "Формирование культурно-толерантной личности в современном детском саду в  условиях перехода от ФГТ к ФГОС ДО"...

Сценарий деловой игры на педагогическом совете «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач нравственно – патриотического воспитания».

Сценарий  деловой игры  на педагогическом совете  «Воспитание толерантной личности каждого ребенка и взрослого одна из задач  нравственно – патриотического воспитания»....

Толерантная личность

Толерантная личность....