Ребенок раннего возраста
план-конспект урока по теме

Ковенькова Валентина Ивановна

 

  1. Закономерности развития ребенка раннего возраста
  2. Воспитание детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakteristika_rannego_vozrasta.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Ребенок раннего возраста

План:

  1. Закономерности развития ребенка раннего возраста
  2. Воспитание детей раннего возраста.

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

Своевременное начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Своеобразие периода раннего возраста:

  1. Быстрый темп физического и нервно – психического развития детей первых двух лет жизни (увеличивается рост и вес ребенка, усиленно развиваются все функции организма; к 1 году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой; к 2 – 3 годам у ребенка совершенствуются движения, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими);
  2. Взаимосвязь и взаимовлияние физического и психического развития (плохое питание приводит к  ухудшению умственного развития ребенка); ограничение сдерживания движений (тугое пеленание новорожденного) вредит развитию ребенка;
  3. Овладение речью (активный словарь годовалого ребенка насчитывается  10 – 15 слов, то к 2 годам – 200 – 300 слов, а к 3 – 1500 слов);
  4. Развитие речи тесно связано с мышлением (Жан Пиаже, Леонид Абрамович Венгер, Светлана Леонидовна Новоселова и другие), они считают, что начальное проявление мышления у ребенка относятся к концу 1 – 2 года жизни. Мышление в этом возрасте наглядно – действенное и развивается оно на основе  действий с предметами;
  5. Ребенок познает мир через ощущение и восприятие – сенсорное развитие (ребенок узнает о свойствах и качествах предмета; к концу раннего возраста дети уже способны различать звуки по высоте, по тембру, силе; узнают несколько цветов (красный, синий, желтый, зеленый); различают геометрические фигуры, цвета спектра и их оттенки);
  6. У ребенка раннего возраста развивается образная память («эйдетизм» от греч. «образ»), т.е.  способность сохранять образы предметов долгое время спустя после исчезновения их из поля зрения. Это благоприятно влияет на умственное и эмоциональное развитие ребенка;
  7. Важным механизмом развития ребенка в этом  возрасте преобладает подражание (Т.И. Горбатенко). Ребенок подражает взрослому в способах действия, в речи, а позже – в оценках (подражание  лежит в основе зарождения  игры), также у ребенка преобладает потребность в индивидуальном общении со взрослым;
  8. Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, которая тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления ведущей деятельности детей – игры;
  9. Ребенок приобретает социальный опыт ( при общении со взрослым, ребенок сопереживает , сочувствует, реагирует на характер взаимоотношений между взрослыми – начинает плакать или смеяться, также у ребенка складывается  представления о возможном характере взаимоотношений с окружающими людьми);
  10. Ребенок раннего возраста тесно связан со своей матерью - эта связь позволяет ребенку сохранять эмоциональную устойчивость, эмоциональный комфорт по Эриксону. Щелованов Н.М. установил явление «госпитализма» - задержка в развитии детей раннего возраста в случае дефицита внимания, со стороны воспитания: ребенок становится вялым, безразличным, снижается любознательность, эмоцитональность. Такое явление Щелованов наблюдал в Домах ребенка в 30 годы. Затем он доказал, что  причиной является недолжное воспитательное воздействие и организация эмоциональной насыщенной среды);
  11. Ребенок подвержен заболеваниям, нарушениям в костной и мышечной системах (недостаток кальция в пище приводит к образованию в костной ткани пустот  - лоозеровские зоны);
  12. В обучении детей раннего возраста огромную роль играет опосредованное обучение (подбор игрушек, картинок, предметов быта). Воспитатель учит взаимодействовать с предметами: называть предмет, определять его свойства (мяч большой). К 2 годам дети дети учатся различать и называть  предметы ближайшего окружения, некоторых животных, части их тела, знакомятся с их действиями (бегает, летает, прыгает…).

Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста:

  1. Соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня (четкая последовательность сна, кормления, смена разных видов деятельности…);
  2. Правильное проведение режимных процессов (гигиенический уход, закаливание, прогулка…);
  3. Проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
  4. Создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей;
  5. Правильная организация жизни детей зависит от педагогически подобранных форм и методов воспитательной работы;
  6. Обеспечение умственного, нравственного, физического и эстетического развития детей;
  7. Правильная организация детей жизни детей в период адаптации  к ДОУ (совместная работа родителей и ДОУ).

Таким образом, можно выделить некоторые закономерности в развитии детей раннего возраста:

  1.  быстрый темп физического и психического развития;  
  2. взаимосвязь психического и физического развития;
  3. высокая обучаемость;
  4.  приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения;
  5. эмоциональность как ведущая характеристика возраста;
  6. потребность в индивидуальном контакте со взрослым;  
  7.  зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие с педагогами групп детей раннего возраста «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период»

практическое занятие с воспитателями младшей группы, с целью обучить педагогов использованию нетрадиционных способов поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста. Воспитатель Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста.Воспитатель Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин...

Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».

Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...

Примерный индивидуальный план развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями в Службе ранней помощи.

Аннотация: ранний возраст- самый важный этап в развитии ребенка. Это связано с тем, что он является сензитивным для развития многих функций. В данном возрасте активно формируются моторные функции, ори...

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем  возрасте своеобразие деятельности и особе...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста.

Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста....