Методическая разработка
методическая разработка (старшая группа) по теме

методическая разработка НОД младшего и старшего дошкольного возраста по теме духовно- нравственное воспмитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_hritonova.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа пос. Новоспасский

муниципального района Приволжский Самарской области

Степняковский филиал

Методическая разработка на тему: «Реализация духовно- нравственного воспитания дошкольников в непосредственно- образовательной деятельности»

Подготовила : Харитонова Оксана Николаевна, воспитатель

        АКТУАЛЬНОСТЬ:

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Систематическое духовно- нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в дошкольном образовательном учреждении, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом жизни.

Ребёнок дошкольного возраста восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Именно в этом возрасте складываются основные черты личности и характера человека.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.

В Степняковском филиале ГБОУ СОШ пос. Новоспасский ведется активная  работа по духовно-нравственному воспитанию. В детском саду проводятся народные праздники, занятия по знакомству детей с культурой, традициями, укладом благочестивой жизни на Руси. Проводимые традиционные Пасхальные праздники, праздники «Рождество Христово», «Масленица», дают возможность детям соприкоснуться с духовным смыслом главных праздников, их глубоким нравственным содержанием.


В духовно - нравственном воспитании дошкольников нам большую помощь  оказывает библиотека, которая  может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего, нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно.  

Думается, что путь, на который мы становимся в стремлении усилить нравственную компоненту воспитательной работы – достойный:  главное - действовать сообща в достижении единых целей духовно-нравственного становления детей в воспитании современного, но при этом благородного человека, несущего добро, свет и все то, что называют добродетелями в свою жизнь и в жизнь окружающих его людей.

КОНСПЕКТ

Непосредственно- образовательной деятельности

детей  младшего и старшего дошкольного возраста

по теме : «Яичко к светлому дню»

подготовила и провела: Харитонова Оксана Николаевна, воспитатель

I Интеграция образовательных областей

- коммуникация

- чтение художественной литературы

- социализация

- познание

- безопасность

- музыка

- художественное творчество

Образовательная область «Коммуникация»

- продолжать развивать речь как средство общения

- совершенствовать диалогическую речь

- формировать доброжелательные отношения между детьми старшего и младшего возраста

- обогащать знания детей о празднике Пасха

Образовательная область «Познание»

- развитие познавательно- исследовательской продуктивной деятельности

- совершенствовать умение работать коллективно, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять

- формировать у старших детей чувство заботы о маленьких, умение оказать помощь и поддержку

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

- продолжать развивать интерес детей к познавательной литературе

- учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы из библии для детей

- помочь выразительно, с естественными интонациями читать стихи

Образовательная область «Социализация»

- продолжать знакомить детей с народными играми

Образовательная область «Музыка»

- продолжать развивать интерес к музыке

- формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой

- учить водить хороводы

Образовательная область «Безопасность»

-приобщение детей к правилам поведения в группе

Образовательная область «Художественное творчество»

- развивать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно- прикладного искусства

- формировать умение украшать узорами предметы декоративного искусства

- развивать воображение и творческую активность

II Методы и приемы работы

Наглядный метод:

- рассматривание весенних пейзажей; иллюстраций из библии для детей

- посещение выставки рисунков- раскрашенных пасхальных яиц

Словесный метод:

- беседа о Весне

- чтение отрывков из книг «Библии для детей», «Закон Божий для самых маленьких»

- разучивание стихов о Пасхе, весенних хороводных игр

Практический метод:

- работа с разрезными картинками

- подвижная игра «Солнечные зайчики»

- украшение узором пасхальных яиц

- работа с бусинами, мелкими пуговицами, бисером

III Материал

Книга «Закон Божий для самых маленьких», «Библия для детей»; подборка аудиозаписи «Колокольный перезвон», «Пойду ль я, выйду ль я»; разрезные картинки с изображением весеннего пейзажа, бусины, мелкие пуговицы, покрытое  пластилином плоскостное изображение яйца- на каждую пару детей.

Последовательность работы:

В зале воссоздана обстановка русской избы. На лавках, расставленных вдоль стены, сидят родители.Звучит аудиозапись праздничного колокольного перезвона. В зал входит женщина в русском народном костюме- хозяйка избы.

Хозяйка: Христос воскрес!

Гости: Воистину воскрес!

Хозяйка: В эту светлую седьмицу, вас сюда, в свою светлицу

                Рада пригласить, друзья! Будем мы, одна семья

                Пасху светлую встречать, только надо вот позвать

                Деток, чтоб звучал их смех, и больших, и малых- всех!

Звучит аудиозапись русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я». Входит воспитатель, за ним идут дети парами: старший держит за руку младшего. Старший ребенок встает за младшим.

Воспитатель: Дети, скоро праздник Пасхи. Познакомьтесь,это хозяйка избы. Что нужно сделать, когда входишь в дом? (дети здороваются). Нас ждут игры, забавы. Старшие дети, я прошу вас заботиться о младших, помогать им, постараться сделать так, чтобы им было весело .

  Хозяйка: Вот теперь мы как одна большая семья. А знаете ли вы, дети, что это за праздник такой- Пасха? Расскажу о нем по подробнее. Праздник это не простой, а христианский, будем вспоминать об Иисусе Христе, Сыне Божьем.( далее книга В.В. Малова «Конспекты занятий по духовно- нравственному воспитанию дошкольников», стр.236)

 Воспитатель: Хозяюшка, наши дети- большие и маленькие- подготовили стихи об этом светлом празднике.

Дети читают стихи парами: первое двустишие- старший ребенок, второе- младший.

1-ая пара: Воскресение Христа!

                 Все полны любви и ласки

                 Мы пришли сейчас сюда

                 Чтоб отметить праздник Пасхи

2-ая пара: Бог нас учит совершать

                  Добрые дела для близких

                  Никого не обижать

                  Даже маленькую киску

3-я пара: Солнышко сильнее греет

                Птичьи песенки слышны

                И листочки зеленеют:

                Праздник Пасхи- день весны!

  Хозяйка: Очень хорошие стихи, спасибо, детушки. У меня была красивая картинка про весну. Да вот беда, она упала и рассыпалась на части.

Воспитатель: Дети, поможем хозяйке собрать картинку, сделаем доброе дело! Картинка не простая, хитрая. Она состоит из нескольких изображений, и каждое поделено на половинки. Сначала вам нужно сложить свое изображение из половинок, а потом поместить его на общую картинку.

Хозяйка приглашает детей к столу, где разложены части картинки, тихо говорит каждой паре, что они должны собрать: солнышко, облако, птичку, травку, пасхальный кулич на тарелке. Старшие дети помогают младшим отыскать нужную половину и складывают на столе изображения. Тех, кто справился с заданием, воспитатель приглашает к фланелеграфу и помогает разместить изображения.

Воспитатель: Вот, хозяюшка, готово!

Хозяйка: Спасибо, получилась замечательная пасхальная открытка. Теперь можно и праздник встречать, весну славить.

Дети исполняют хоровод «Солнышко»

Хозяйка: Скажите мне, детушки, какое самое главное угощение на Пасху? (кулич и расписные яйца). Посмотрите, сколько сегодня в моей избе расписных яиц.

Обращает внимание детей на выставку пасхальных яиц. Дети подходят, рассматривают.

Хозяйка: Вот эти расписывал художник, а эти разрисовали дети. А вы хотите украсить узором пасхальные яйца? Тогда садитесь за стол, старший пусть сядет около младшего да помогает ему.

Дети садятся на лавки за один длинный стол. Перед каждой парой лежит покрытое пластилином плоскостное изображение яйца, разноцветные крупные бусины и мелкие пуговицы, влажные салфетки.

Воспитатель: Узор пусть придумывают старшие дети. Тихонько расскажут малышам, как будут украшать яйцо и какую часть работы нужно выполнить младшим. Потом вместе они украсят яйцо.

Звучит спокойная музыка, воспитатель помогает детям в работе, следит, чтобы задание выполнялось вместе старшими и младшими. По окончании просит старших вытереть руки младшим. Готовые аппликации хозяйка помещает на выставочный стенд.

Хозяйка: Поглядите-ка, люди добрые, гости дорогие, какая красота получилась! Вместе любое дело спорится. Хорошо вы, дети, вместе работаете, а играть дружно умеете?

Воспитатель: Сейчас мы это покажем, поиграем.

Проводится подвижная игра «Солнечные зайчики»

Старшие дети стоят у стен зала. Младшие образуют круг, в центре которого- старший ребенок. Он выполняет роль ловишки- Солнышка. Малыши берутся за руки, водят хоровод, произнося стихотворение:

Мы солнечные зайчики, нас просто не унять

Ты, солнышко- веселнышко, попробуй нас догнать- 2раза

После этих слов младший ребенок бежит к старшему, который обнимает его, как бы принимая в домик. Ловишка пытается поймать малышей. При повторе игры дети меняются ролями: младшие становятся домиками, а старшие- солнечными зайчиками

Хозяйка: Понравилось ли вам, детушки, у меня в избе Пасху праздновать? Что было самое интересное? (ответы детей). Вижу я , что у вас в детском саду дружно все живут, старшие о младших заботятся. Так и дальше живите: друг друга не обижайте. А я  вас яйцами угощу, не простыми, расписными- крашенками.

Подносит блюдо с яйцами каждому, дети берут, благодарят.

Воспитатель: Спасибо тебе, хозяюшка. Долго будем помнить этот праздник. Попрощайтесь, дети. Большие, возьмите за руку маленьких. Отправляемся в детский сад!

Под аудиозапись праздничного колокольного перезвона дети выходят из зала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...