Тренинговое занятие "Семейные традиции"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Коссаковская Светлана Александровна

Тренинговое занятие помогающее отследить семейные традиции в семье ребенка и помочь осознанию детей, что праздник можно творить самим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon treningovoe_zanyatie_semeynye_tradicii.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ детский сад № 430

Педагог – психолог,  Радостева Светлана Александровна.

Тренинговое занятие «Семейные традиции»

«Праздники – это проверенный веками способ вспомнить, что жизнь хороша».

Дети – большие специалисты по праздникам. Они – ревностные блюстители традиций: не забыли ли про подарки? Не пропустили ли дату? У большинства детей образ хорошей жизни формируется в детстве. В богатстве или в бедности, не важно, при какой политической системе, с надежной или ненадежной матерью, ребенок все же имеет шансы пережить праздничную сторону жизни: Пасха ли это и Рождество, или 1 мая и 7 ноября. Потому что во всех культурах существует система праздников, экзистенциальный смысл которых можно обозначить как ухаживание за главной ценностью. Именно поэтому праздники разных народов, такие непохожие друг на друга внешне, демонстрирует необыкновенную внутреннюю схожесть.

Психолог: Какие праздники Вы знаете? (рассказывают, какие праздники они знают).

- новый год;

- день рождения;

- пасха;

- день защиты детей;

- день матери;

- день пожилого человека;

- день победы;

- день народного единства;

- день инвалида и.т.д.

- Как у Вас проходили детские праздники?

- Есть ли у Вас семейные традиции?

Упражнение «Поиграем в семью».

Оборудование: листы бумаги и цветные карандаши или фломастеры.

Выполнение упражнения. Группа делится на «семьи» (они могут быть неодинаковыми по количеству человек). Семьи располагаются за столами в различных частях комнаты. Задача участников – определить состав семьи, распределить возраст членов семьи, семейные роли. Каждый обдумывает, чем он занимается, где работает, чем увлекается, какую носит одежду, что любит, есть на завтрак и т.д. Члены семьи решают, как проходят их будни и выходные дни, где и как они проводят свой отпуск, как распределяют семейные обязанности, какие у них отношения в семье, решают они семейные вопросы коллегиально или главой семьи. Подгруппа придумывает отличительные черты своей семьи, которые отражаются в фамилии. Семья создает свой герб, выбирает девиз, фамильную реликвию или историю, которой она гордится, и какую-то семейную тайну, о которой они не хотели бы рассказывать окружающим.

Все соображения зарисовываются на листах бумаги. Количество рисунков, их содержание, совместные они или отдельные у каждого члена семьи, семья решает сама.

После выполнения задания каждая подгруппа по очереди представляет свою семью. После представления семье задают уточняющие вопросы о ее составе: полные это семьи или неполные, есть ли в семье дети. Одновременно выясняется, не появились ли «холостяки», которые не входят ни в одну из семей.

Обсуждение:

- Что Вы чувствуете после выполнения упражнения?

- Что получилось?

- Что бы изменили в упражнении?

- Каким другим  упражнением можно заменить это?

- Что бы Вы предложили?

- Понравилось ли Вам это упражнение?

Упражнение:  «Как просто делать подарки!»

Цели: показать детям, что праздник можно создавать самому, а делать подарки — искусство, требующее, прежде всего фантазии, а не денег.

Материалы: белая или цветная бумага, разрезанная пополам вдоль, фломастеры, мелки, коробка (шляпа, корзина и т.д.), листы альбомного формата — на каждого ребенка.

Психолог: Вспомните,  какой подарок в Вашей  жизни был самым необычным. 

Например: «Однажды мой отец подарил мне поход за грибами в дождь. Дождь был такой сильный, что мы сняли кроссовки и шли босиком по лужам. А потом была радуга».

Психолог: сейчас, как и во время настоящего праздника, мы будем делать, и получать подарки.

  1. Раздайте каждому по куску альбомного листа, разрезанного пополам по длине. Предложите детям согнуть лист пополам (теперь уже по ширине). Линия сгиба разделила лист на две части. Скажите, что сейчас мы будем рисовать в левой части, и покажите это на своем листе.
  2. Пусть дети нарисуют подарок, который они хотели бы сделать себе прямо сейчас.
  3. Через 3-5 минут предложите детям сложить лист рисунком внутрь и взять его в руки. Теперь каждый передает лист соседу справа. (Важно, чтобы в это время дети не перемещались по кругу, чтобы никто не получил свой собственный рисунок.) Предложите детям раскрыть сложенный лист. Пусть они представят, что получили тот подарок, который нарисован.
  4. Теперь пусть нарисуют справа на листе тот подарок, который им хотелось бы получить еще. Поясните, что подарки могут быть самыми фантастическими, например: «Небо, звезды, целый магазин игрушек, хорошее настроение».
  5. Через 3-5 минут дети снова складывают лист и кладут его в шляпу (пакет, корзину или коробку).
  6. Дети вытаскивают с закрытыми глазами один листок и разворачивают его. Скажите ребятам: «Представьте, что вы получили эти подарки. Теперь сложите лист подарками внутрь, они уже ваши.

7)        На внешней стороне нарисуйте еще один подарок себе, на обороте напишите свое имя».

Обсуждение:

Ведущий подходит к каждому ребенку, тот кладет заготовку в шляпу (или в пакет, корзину и т.д.) и отвечает на один из вопросов:

  1. Какой подарок было получать приятнее — от другого или свой?
  2. Что ты чувствовал, когда получал подарки?
  3. Что ты чувствовал, когда создавал подарки для себя?

Заключительная часть.

Психолог: Ребята! Сегодня мы с Вами постарались почувствовать не только, что дети живут от праздника к празднику, но и пережить детское чувство «праздника ожидания праздника».

Обратная связь.

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- Что заставило задуматься?

- Что можете пожелать друг другу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговая программа адаптации детей 3 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения.

Программа, направленная на улучшение адаптации детей, вновь пришедших в ДОУ после летних каникул и тех, кто в первый раз пришел в группу. Цель - сплотить ребят, выработать  (или вспомнить) правил...

Тренинговое занятие с педагогическим коллективом

Занятие на развитие коммуникативных навыков педагогов...

Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников.

Определение причин неконструктивного поведения детей, обучение педагогов и родителей взаимодействию с дошкольниками, имеющими нарушения в поведении....

Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей

Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников. Причины неконструктивного поведения ребёнка имеют первичную обусловленность, то есть, определяются особенностями нейродинамических свойств р...

Тренинговое мероприятие для педагогов ДОУ "День психологической разгрузки"

Целью данного мероприятия является сплочение коллектива, создание доверительных отношений между сотрудниками, профилактика профессионального выгорания. Развитие коммуникативных умений, эмоциональной с...