Сообщение «Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей»
методическая разработка по теме

Бабиева Любовь Александровна

Методическая работа в детском саду по формированию математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mdou-6soobshaenienagmo.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование математических представлений

в процессе интеграции различных

образовательных областей»

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (ФГТ) предполагает пересматривание устоявшихся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы работы.

    В процессе математического образования в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, а основным результатом (целью) такого образования является формирование у детей основ математической культуры, необходимой для адаптации к процессам информатизации, происходящим в современном обществе.

          Современное содержание дошкольного образования представлено следующими образовательными областями: физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка. Кроме того, согласно ФГТ работа должна строится на основе принципа интеграции этих образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и спецификой образовательных областей.

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

     В рамках образовательной области «Познание» закладываются основы элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, т. е. осуществляется математическое образование дошкольников.

Интеграция математического развития может осуществляться через следующие образовательные области: физическая культура, здоровье, социализация, коммуникация, труд, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, безопасность.

    Поэтому в начале этого учебного года, анализируя свою работу, мы пришли к выводу, что интегрированные занятия это не нововведение, а хорошо забытое старое и знакомое, особенно опытным педагогам. Ведь термин «интегрированные» занятия появился ещё в 1973 году, они не являются инновационной деятельностью, но этот вопрос был недостаточно разработан в то время. Работа в детском саду ведется по «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова – СПб.: ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011 и ФГТ требований к структуре основной общеобразовательной программы.

 Сейчас, в рамках ФГТ понимается интеграция не разделов дошкольного образования, а интеграция детских видов деятельности. Поэтому при подготовке занятий по ФЭМП мы стали интегрировать различные виды деятельности детей в ДОУ. Это отразилось и на календарном и перспективном планировании, ведь теперь математика проникла и в различные образовательные области.

И мы решили существующие конспекты дополнить вкраплениями из других видов деятельности, например, художественными произведениями, музыкально-ритмическими движениями и др. В свою очередь уголки математического развития детей пополнились материалами, отражающими связь с другими видами детской деятельности в детском саду. Это и различные художественные произведения, на основе которых дети могли бы составлять и решать задачи, сочинять математические сказки, появилось много дидактических игр, творческие работы детей. В детском саду ведется работа по внедрению комплексно-тематического планирования и интеграции видов детской деятельности.

Наибольший эффект интегрированные занятия дают, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ. Однако следует учитывать, что любая интеграция не может заменить классический образовательный процесс в ДОУ по основным разделам программы, она лишь соединяет знания. Это значит, что дети смогут, получит все новые представления о понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уж имеющихся знаний и представлений.

Для осуществления работы по данному направлению мы начали с изучения методической литературы, касающейся интеграции вообще и в математике в частности.

Изучив такие пособия как:

-Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-оздоровительной работы детского сада», Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова «Знакомим дошкольников с математикой», Сажина С. Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. Приложение к журналу «Управление ДОУ», Н. А. Арапова Пискарева «Формирование математических представлений в детском саду», Е. С. Демина «Развитие элементарных математических представлений», Е. В. Колесникова «Обучение решению арифметических задач» методическое пособие, занятия со старшими дошкольниками «Формирование графических навыков и временных представлений» составитель В. В. Москаленко, Слепцова И. Ф., Абрамова Л. В., Цветкова Е. В. «Педагогические условия реализации положений Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений мы начали работу по внедрению интегрированных занятий в работу ДОУ.

     Интеграция умственной и физической нагрузки может осуществляться в процессе наполнения физкультурных видов деятельности математическим содержанием. Например, во время проведения организованной образовательной дельности по физической культуре дети встречаются с математическими отношениями: сравнить предмет по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Поэтому, мы, предлагая детям различные упражнения, учитываем не только физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращаем на различные математические отношения, предлагаем выполнять упражнения по не по образцу, а по устной инструкции. Также возможно использование различных плоских и объемных геометрических фигур, цифр, карточек с изображениями характерных признаков времен года, частей суток.

Мы практикуем использование различных считалочек, в которых используется порядковый и количественный счет. Дети после проведения подвижной игры, в которой необходимо поймать играющих, считают пойманных. Сравнивают, какой водящий поймал больше. Порядковый счет присутствует и при расчете по порядку, расчете на первый – второй». Присутствуют и подвижные игры математического содержания «Попади в круг», «Найди себе пару», «Классы», «Сделай фигуру», «Эстафеты парами», «Чья команда забросит больше мячей в корзину».

Большая работа ведется по ориентировке в пространстве и относительно своего тела.

Все эти различные математические понятия вкрапляются в непосредственную образовательную деятельность детей, в игры на прогулке и дети не осознавая нагрузки, считают, размышляют, думают.

Образовательная область «Коммуникация» прослеживается практически во всех образовательных областях, в том числе и в познании. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли его ребенок, и каков буде его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным. Данная образовательная область неразрывно связана с такой областью, как «Чтение художественной литературы». Ознакомление с литературными произведениями и малыми формами фольклора также содействует формированию у детей основ математической культуры: художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире. На своих занятиях мы стараемся выбирать произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве. В своей работе мы стали широко использовать такие малые фольклорные формы как, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, поговорки, считалки, загадки и конечно сказки. В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет, да еще и основы арифметических действий. Сказка может проникать и в другие виды математической деятельности детей. Например, мы используем и такой вид сказочного перевоплощения как путешествия в ходе непосредственной образовательной деятельности, досугов, конкурсов.

Художественное творчество тоже может проникать в математику и помогать решать её задачи через свои методы и приемы. Зрительные, осязательные ориентиры помогут детям более детально запомнить, прочувствовать те или иные математические понятия («Пластилиновые цифры», «Мой домик», «Цветная мозаика» - конструирование из геометрических фигур.)

Интеграцию задач математического развития мы осуществляли с помощью досугов на протяжении всего учебного года, таких как «Страна необыкновенных игр» (физкультурный досуг), «В гости к бабушке Загадушке» (познавательный досуг), «Знаешь ли ты сказки? » (познавательный досуг) математический праздник «В стане чудес». Здесь дети в игровой форме, могли использовать свои знания математики на соревновательном мотиве.

Математическое развитие ребенка только в дошкольном учреждении не имело бы смысла без взаимодействия с родителями. В своей практике мы используем разнообразные формы работы с родителями, это родительские собрания, индивидуальные и общие консультации, наглядная информация (тематические стенды, консультации) общего характера и специалистов ДОУ. Во время консультаций мы старались донести до родителей нужную информацию, а именно что математическое развитие детей может осуществляться не только на специально организованных занятиях, а на протяжении всего дня утром во время одевания, по пути в детский сад, на прогулке вечером, дома за обычными домашними делами. Например, дома можно считать и сравнивать игрушки, продукты питания, одежду, мебель. На прогулке – можно считать встречные предметы, легковые или грузовые машины, этажи домов, ширину дороги. Все это мы предлагали родителям на консультациях «Математика перед школой», «Математика вокруг нас». «Пластилиновые цифры» и другие.

Коллектив нашего детского сада находится в процессе разработки системы интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ. Сейчас это пока ещё отдельные вкрапления.

В перспективе мы планируем использование экскурсий математической направленности.

Список использованной литературы

1. «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова – СПб.: ООО «ИДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011

2. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-оздоровительной работы детского сада», пособие для педагогов дошкольных учреждений, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3. Сажина С. Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г. (Приложение к журналу «Управление ДОУ») .

4. Е. В. Колесникова «Обучение решению арифметических задач» методическое пособие, занятия со старшими дошкольниками, М.: Творческий центр СФЕРА, 2011

5. Абрамова Л. В., Цветкова Е. В. «Педагогические условия реализации положений Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2011

6. Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова «Знакомим дошкольников с математикой», Творческий центр Москва, 2011.

7. Е. С. Демина «Развитие элементарных математических представлений», Анализ программ дошкольного образования, М.: Творческий центр СФЕРА, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Тема: Путешествие в весенний лес.Программное содержание:«Познание»упражнять в сравнении двух групп предметов способами приложения иналожения;закрепить знания о форме и цвете геометрических фигур...

"Формирование математических представлений в процессе интегрированного развития образовательных областей в условиях ФГОС"

Предлагаю вашему вниманию метериал который можно использовать на семинарах и педагогических советах в ДОУ....

Формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей в старших группах.

›Математика является мощным фактором развития ребёнка, формирование его познавательных и творческих способностей. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует волевые...

«Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей»

Выступление на педагогическом совете по теме:«Формирование математических представлений в процессе интеграции образовательных областей»...