Консультация для воспитателей "Формирование нравственной личности ".
материал по теме

Кузьмина Наталия Викторовна

Культура речевого общения - проблема нравственная, имеющая социальную значимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_vospitateley.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           КОНСУЛЬТАЦИЯ    ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ.            

«Формирование  нравственной личности детей дошкольного возраста».

Человеческий фактор во многом определяет социальное развитие общества, особое  значение приобретает личность педагога, как носителя всего нового и передового. Это он формирует человека будущего с присущим ему прогрессивными взглядами и убеждениями, нравственной воспитанностью и социальной зрелостью. Решение этой ответственной задачи требует от воспитателя не только педагогических знаний и профессионального мастерства, но положительных личных качеств, проявляющихся во всех сферах его деятельности, в том числе ив культуре речевого общения. Только благодаря непосредственному общению воспитателя с ребёнком происходит то главное в педагогической деятельности, о чём говорил К.Д.Ушинский, -воздействие личности на личность. Общение «педагог – дети» - главный педагогический инструмент, от которого зависит контакт и взаимопонимание между ними и следовательно, успех всего воспитательного процесса. Ведь даже глубокие знания и самые передовые методы воспитания эффективны лишь тогда, когда педагог знает «секреты» общения, умеет пользоваться словом как средством воздействия на всех детей и на каждого ребёнка в зависимости от его особенностей и ситуации. Но и это ещё не всё: может не оказывать влияние на течение педагогического процесса и то, каков уровень культуры общения педагогов со своими коллегами, родителями, помощником воспитателя, администрацией, окружающими людьми.

Стиль общения взрослых – пример для детей. Очень важно поэтому, чтобы дети наблюдали высокую культуру речевого общения, которая свидетельствует о взаимном уважении сотрудников, их доброжелательности, чувстве такта. Всегда следует иметь в виду, что система речевого общения, сложившаяся внутри коллектива сотрудников, хотя и остаётся для детей сферой, которую они не могут наблюдать зримо, так или иначе сказывается на них, их психофизическом самочувствии, настроении, поведении, образе мысли и речи.

Культура речевого общения – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале, отражается в общении с людьми.

Овладение искусством речевого общения подвластно каждому. Но при этом важно иметь в виду, что оно зависит от целого комплекса культурного достояния личности. Сюда входят «все области внешней и внутренней культуры человека : этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культуры быта , включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, этические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жильё), эстетические свойства присущей человеку мимики, пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация).  

Постоянный контроль педагога за своей речью, стилем речевых контактов, эмоциями и их самооценка помогают осмысливать свои достоинства и недостатки с точки зрения их профессиональной и  социальной ценности. Горячность, высокомерие, угрюмость, вспыльчивость, неуравновешенность мешают педагогу, подрывают его авторитет. Подобное проявление нельзя оправдывать характером, ибо это результат низкой требовательности к себе.

Культура речевого общения вносит красоту в отношении людей, способствует их взаимопониманию общечеловеческих и производственных отношений – к этому должен стремиться воспитатель. К этому обязывает его педагогическая этика, предусматривающая «совокупность правил общения и поведения людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения». В.И.Писаренко. 

Цель этикета для дошкольников – развитие нравственных качеств личности, её связь с жизнью, стремлении к реализации своих способностей, развитие сердечного слуха (чувственности), выработке новой психологии, утверждение динамизма как норм быта.

Сферы приложения творческих сил человека различны. Этикет помогает научить понимать друг друга, вносить тепло и доброту в жизнь коллектива, вставать на защиту справедливости, своевременно и умело приходить на помощь тому, кто в ней нуждается. Всё это требует  конкретных знаний, умений и является одной из важнейших задач формирования будущих активных членов общества.

Необходимо воспитывать поколение, которое будет с нравственной мудростью преодолевать застойность форм и методов работы. Каждого ребёнка надо научить отстаивать свои позиции, решать конфликтные ситуации, быть контактными с людьми, так как культура общения – это и счастье семьи, и красота быта, и атмосфера в детском саду. Каждый ребёнок должен научиться анализировать своё поведение, оценивать промахи и ошибки, развивать в себе коммуникативные способности. Задача взрослых научить детей анализировать свои поступки, развивать такие качества как уверенность, разумность, доброжелательность, милосердие, уважение. Деи учатся прощать, любить, сопереживать и жить в согласии друг с другом. Жить в мире реальном не противоречит жизни в мире фантастическом. Эти миры должны дополнять друг друга, создавая для ребёнка особый мир, в котором он через сказочных героев мысленно возвращается в прошлое своего народа. Сказка помогает ребёнку обрести уверенность в себе, создавая в небольших сценках свои образы, а через игру – необходимый жизненный опыт общения. Проигрывая сюжеты, дети учатся понимать, что этикет необходимо соблюдать не только в общественных местах, но и во всех случаях жизни и что воспитанный человек всегда помнит , что его окружают люди, к которым необходимо относится с уважением, что жить, как играть надо по правилам.

Нравственная культура – это сложное строение различных правил. Формирование нравственной личности в детском саду необходимо начинать с раннего возраста, в тесном контакте с педагогами и родителями. Задачей является развитием методом  эффективного педагогического воздействия в каждом ребёнке следующих навыков и умений:

  1. Психической «выносливости» при общении;
  2. Правильного расходования своих душевных ресурсов при общении в детском саду, в семье, на улице;
  3. Умение слушать и задавать вопросы;
  4. Умение интересно передавать свои мысли;
  5. Умение избегать конфликтных ситуаций;
  6. Умение анализировать поступки;

Академик Д.С.Лихачёв однажды сказал: «Трагедия наша сейчас в том, что не учим детей любить… Душа, не умеющая любить, всегда пребывает в смятении, поэтому чаще бывает несчастной. Никто не должен нарушать нить, связывающую с прошлым, иначе мы потеряем душу России».

Современный этикет и детская дипломатия помогает взрослению. Дети учатся решать сложные проблемы выбора, решая, почему надо делать так, а  не иначе, задумываются над вопросами общения друг с другом, со взрослыми, с природой, искусством. Учатся уважать, бережно относиться к вещам, природе, к собственному дому. Это и есть воспитание души, ума, формирование внутренней культуры, развитие нравственных качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ....

Консультации для родителей. Нравственное воспитание личности ребенка через сказку.

Изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника, делает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчес...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

«ПОВЫШЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ ДС №2 «КАЛИНКА» НА ТЕМУ: «Воспитание нравственной личности. Корректировка духовно – нравственного поведения дошкольника посредством чтения и анализа произведений детской художественной литер

Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер, его отношения к людям, природе, к самому себе. Но ведь характер у всех разный и порой не простой....

Консультация для воспитателей на тему «Трудовая деятельность как средство воспитания нравственной личности».

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребёнка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также ...

Консультация для воспитателей «Воспитание духовно-нравственной личности через приобщение детей к русской народной культуре»

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся...