Выступление по теме : "Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте"
материал (старшая группа) по теме

Материал состоит из двух частей. Первая часть теретическая, во второй части представлен практический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentalnaya_deyatelnost_po_teme.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Вишенка» г. Ртищево Саратовской области»

Выступление по теме :  «Экспериментальная деятельность

 в старшем дошкольном возрасте»

Подготовил:

воспитатель первой категории Оськина О.Ю.

2013 год

1    

Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении необходимо конструировать на исследовательской основе, где ребенок становится первооткрывателем и экспериментатором.  Для него это прежде всего возможность личностной самореализации посредством активного освоения и воспроизведения исследовательского опыта.

2  Девиз программы «Детство» - Чувствовать, Познавать, Творить.

Программа «Детство» ориентирует воспитателей на развитие у старших дошкольников интереса к природе, желания активно познавать природные объекты и действовать с ними, проявлять гуманное, экологически целесообразное отношение к живой и неживой природе. Это предполагает решение нескольких следующих взаимосвязанных задач.

3     

 Задачи:

1. Способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

2. Поддерживать у дошкольников интерес к живой и неживой природе, к наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий, журналов.

3. Развивать желание активно познавать и действовать с природными  объектами, материалами с учетом

избирательности и предпочтений детей.

4. Стимулировать самостоятельность в процессе познавательно- исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, установлению связей, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4

Достижения ребенка (Что нас радует)

  1. Способность использовать наблюдение как самостоятельный способ познания, применять в нем сенсорные и интеллектуальные способы, планировать его, формулировать выводы по содержанию;  
  2. Умение в элементарной поисковой деятельности самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предположения, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений (опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения), способность делать выводы, маленькие открытия;
  3. На основе сравнения классифицировать объекты и явления по существенным признакам;
  4. Моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи и понятия;
  5. Самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций; устанавливать связи разной степени сложности и содержания
  6. Умения связно рассказывать о наблюдаемых явлениях, объяснять их;
  7. Использовать речь- доказательство.

     5

     Исследовательская активность старшего дошкольника в условиях    экспериментирования проявляется:

  1. в интересе ребенка к экспериментированию с разными объектами;
  2. в умении принять от взрослого проблемную задачу, требующую решения с помощью экспериментирования, или поставить ее самостоятельно;
  3. в стремлении ребенка проводить в процессе экспериментирования активный поиск путей решения проблемы, в том числе используя перебор вариантов решения  методом проб и ошибок, если избранный путь оказался неудачным;
  4. в настойчивости исследовательского поиска решения проблемы и сохранении интереса к экспериментированию с объектами в дальнейшем.

6

Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе.

Необходимо обеспечить условия для проявления активной позиции ребенка в познании природы:

 - в развивающей среде группы создаются условия для самостоятельного решения детьми проблемных ситуаций природоведческого содержания, экспериментирования, наблюдения.

- в уголке экспериментирования, на участке детского сада создаются условия для выявления детьми качеств и свойств воды, снега, льда, песка, почвы, камней, формируется умение определять их зависимость от воздействия солнца, температуры, влажности воздуха, сезона.-

- предоставление возможности детям самостоятельно ухаживать за растениями уголка природы и участка детского сада.

     7

Используются формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей, способствующие проявлению гуманно – ценностного отношения к природе:

 - целевые прогулки, экскурсии в природу;

 -  использование модели для группировки природных объектов, заполнение экологических дневников, создание вместе с детьми книг самоделок о природе, выпуск детских журналов;

 -  привлечение детей к созданию разнообразных коллекций;

 - экологические игры – дидактические, сюжетные, подвижные.

 

     8

Организация взаимодействия педагога и детей.

Организованное обучение

  1. используются разные образовательные ситуации, направленные на формирование обобщенных представлений, выявление причинных связей в природе, в которых познание природы сочетается с другими видами детской деятельности.

Совместная деятельность

  1. наблюдения, целевые прогулки, экскурсии;
  2. беседы, рассказы;
  3. игры;
  4. рассматривание иллюстраций, просмотр видеоматериалов;
  5. коллекционирование;
  6. опыты, проблемные ситуации, поисковая деятельность и т.д.

Самостоятельная деятельность

  1. стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей в природе, задания для наблюдений в природе, создание проблемных ситуаций – познавательных и практических.

9

Игра как средство экологического развития

10

В игре – опыте,  дети познают свойства и качества предметов природы, но благодаря преобразованию предмета эти игры дают дополнительную возможность вскрыть внутренние свойства объектов (сыпучесть, вязкость, впитываемость, проницаемость, летучесть и  т.д.).

Игра –опыт организуется на основе опыта, приобретенного детьми после серии занятий с использованием экспериментирования.

Игра – опыт создает возможность проявления детьми инициативы и творчества в выборе способа экспериментирования, материалов.

11

 В игре важно создавать такие условия, чтобы дети чувствовали востребованность своего исследования другими людьми, стремились довести их до конца, чтобы у них развивалось стремление к исследованию и проектированию, складывалось ощущение, что исследование – это само по себе интересно.

Практическая часть:   Экспериментальная деятельность по теме:

«Впитываемость материалов»

(образовательная ситуация «Гномы»)

Исследовательская задача ребенка: определить степень поглощения воды разными материалами (впитываемость).

1 -я часть ситуации

Перед детьми стоят 6 маленьких домиков.

Содержание проблемной ситуации.   В этих домиках живут гномы. Каждый перед своим домиком сделал вот такой дворик (плоская тарелочка, ее дно покрыто разным материалом).  Посмотри и назови, из чего сделали гномики свои дворики.  (дети перечисляют: из земли, песка, бумаги, глины, стекла).  Ночью начал накрапывать дождик. Кап! Кап! Кап! Утром вышли гномики и у них случился спор. Одни гномики кричат: «Был дождик, у нас лужи!» а другие: «Не было дождика, у нас луж нет!» поможем гномикам разрешить спор?

- Почему одни гномы говорили, что у них был дождь, а другие что не было?

- Как можно узнать - был дождь или нет?

-  Почему на одних двориках были видны лужи, а на других – нет?

- Догадайтесь и покажите, у каких домиков были видны лужи, а у каких нет?

Если дети высказывают предположения,  взрослый просит объяснить, почему он так думает. Затем детям предлагается проверить свои догадки, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: чаша с водой, игрушечные чайнички с водой, пипетки, ложечки, спринцовки.

Задача детей – догадаться, как можно провести исследование и разрешить проблему.

Если самостоятельно они не делают попыток исследовать ситуацию, взрослый дает первую наводящую подсказку:

- Вы помните, как дождик капал: кап, кап, кап! Попробуйте и вы сделать такой же дождик капельками воды – кап! кап! – над каждым двориком. И проверьте сами, на каком дворике будут лужи, а на каком – нет. Выберите, какие из этих предметов тебе помогут сделать такой дождик.

Если дети не проявляют активности, дается вторая прямая подсказка:

- Возьмите эту пипетку и капельками воды, как дождиком, проверьте каждый дворик. Вот так!

Детям, справившимся с задачей, задают вопросы:

- Перед какими домиками гномы увидели лужи?

- Почему?

Затем детям предлагается занести результаты исследования в таблицу (так как дети старшего дошкольного возраста, то результаты в таблицу заносят они сами).

2 – я часть ситуации

- Посмотрите, здесь на столе целый волшебный городок (стоят мелкие тарелочки, наполненные разными материалами, к краю тарелочек приклеены плоскостные изображения домиков). Если бы над этим городком прокапал дождик, перед какими домиками были бы лужи, а перед какими – нет? Хотите это проверить сейчас?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

 Проектная работа на тему« Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» презентация

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая предст...

Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольно...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Маленькие исследователи»

Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.3. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.4. Вызва...

Выступление по теме : «Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте»

Выступление по теме :  «Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте»...

План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....

Проектная работа   Тема: « Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

}Актуальность  проекта.       В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, иссл...