Конспект занятия для подготовки старших дошкольников к школе.
план-конспект урока (подготовительная группа)

Руссу Наталья Закиевна

Данное занятие из цикла занятий по подготовке старших дошкольников к школе. Они  призваны обеспечить дошкольнику тот уровень познавательного и психологического развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем при обучении в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Портрет будущего первоклассника в контексте ФГТ.

Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» Руссу Н.З.

 Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств предметов. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Готовность ребенка к школьному обучению предполагает сформированность  у него следующих интегративных качеств (качеств! а не ЗУНов: знаний, умений, навыков):

  1. физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
  2. любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  3. эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
  4. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
  5. способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
  6. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
  7. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
  8. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  9. овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

В пособии В. Л. Шарохиной представлены конспекты занятий-тренингов с детьми подготовительной группы. Такая форма работы поможет специалистам реализовать следующие задачи:

  1. оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию) ребенка;
  2. оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения;
  3. оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми;
  4. оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление;
  5. оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки;
  6. помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе;

Цикл наших занятий призван обеспечить дошкольнику тот уровень познавательного и психологического развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении в школе.

Цикл занятий – тренингов для детей подготовительных групп ДОУ

«Психологическая подготовка детей к школе» ( по В. Л. Шарохиной).

Конспект занятия № 3.

Необходимый материал:

  1. Мягкая игрушка;
  2. карточки к упражнениям: «Найди 7 отличий», «Продолжи ряд - 2»,    

«Выбери нужного человечка»;

  1. простые и цветные карандаши;
  2. предметные картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли;
  3. красные, желтые, зеленые и синие смайлики.
  4. Презентация урока, ноутбук, экран или ЖК – телевизор.

ХОД   ЗАНЯТИЯ

Встреча

Дети садятся в круг на ковер.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы вновь отправимся с вами в школу и на

пол часа превратимся в первоклассников. Закрываем глаза.

Представьте себе, что наступило утро. Ваша мама ласково разбудила вас. Вы надели свою школьную форму, взяли красивый портфель и побежали в школу. На улице светит солнце, у вас хорошее настроение. По дороге вы встречаете своих друзей и одноклассников. Вот вы подошли к школе, поднимаетесь по ступенькам и открываете дверь. Звенит школьный звонок, вы входите в класс и готовитесь к уроку.

Дети открывают глаза.

 Разминка (психолог бросает по очереди детям мяч и задает им вопросы, дети отвечают и мяч возвращают психологу).

Дети отвечают на вопросы:

  1. Какое сейчас время года?
  2. Какой месяц?
  3. Какое сегодня число?
  4. А какой день недели?
  5. Какие дни - соседи среды? Соседи пятницы? Субботы?
  6. Какой ваш любимый день недели? Почему?
  7. А какая сейчас часть суток?
  8. Итак, сейчас весна. Май - какой месяц весны? Подберите для мая красивые слова: теплый, ласковый, дождливый, щедрый, любимый.

      Дети садятся за столы. (Девочки занимают свои места, затем мальчики).

Упражнение «Найди 7 отличий»

Психолог раздает карточки к упражнению. Ребята предлагаю вам  сравнить картинки (левую и правую) и найти между ними отличия их всего 7. Отличия мы отмечаем цветными карандашами на правой и левой картинках.

(Картинки с отличиями ребята видят и на экране. После нахождения и проверки детьми каждого отличия, данные  фиксируются на экране.)

Упражнение – пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

Ребята, к нам на урок пришел помощник «Волшебный экран». Он  будет помогать нам, выполнять разные  упражнения. Сейчас мы вместе с экраном выполним зарядку для наших пальчиков.

(Дети выполняют зарядку, а на экране появляется презентация для пальчиков).

Упражнение «Продолжи ряд - 2»

На столе каждого ребенка - простой карандаш и карточка к упражнению.

Психолог говорит:

- Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте недостающие картинки.

Дети самостоятельно выполняют задание, затем проводится проверочная работа с помощью «Волшебного экрана».

Упражнение «Пол, нос, потолок»

Дети встают из - за столов.

Психолог произносит слова  и анимирует их движениями. Дети должны быть очень внимательны, и без ошибок выполнять задание. Психолог может путать детей: говорить одно слово, а движение показывать другое.

Упражнение «Выбери нужного человечка»

Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:

- Внимательно рассмотрите карточку. Определите, какого человечка нужно поселить в домик. Приведите стрелочку от его изображения к пустому окошку.

Упражнение помогает выполнить «Волшебный экран».

 

Упражнение «Зашифрованные слова»

Ребята садятся на ковер.

На экране появляются картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли.

Дети называют их.

Психолог ставит вряд три картинки - роза, аист, кукла.

Детям предлагается определить в словах первые звуки, произнести их по порядку и назвать «зашифрованное» слово. (Рак.)

Затем дети сами «зашифровывают» слова: рот, рота, Рома, мак, ком, кот, крот. 

Игра «Мгновенное построение»

Дети встают вокруг психолога следующим образом: несколько - впереди, несколько - сзади, справа и слева.

Психолог говорит:

- Запомните, где вы стоите. Я покручусь на месте, а потом остановлюсь. Вы должны быстро занять нужное место - если стояли впереди меня - вновь оказаться передо мной ... и т.д.

Загадки о школе

 Дети сидят на ковре.  

На экране появляются озвученные загадки, ребята их отгадывают.

Упражнение «Оценка»

Психолог говорит:

- Сейчас каждый из вас оценит свою работу. Подойдите к моему столу. Какие по цвету вы видите смайлики? (Красные, желтые, зеленые, синие.)

Запоминайте:

красный смайлик - все получилось отлично;

желтый - все получилось хорошо;

зеленый - только часть задания выполнена так, как хотелось;

синий - не получилось так, как хотелось.

Подумайте и возьмите нужный смайлик.

Дети оценивают свою работу, психолог фиксирует выбор каждого ребенка.

 

Итог занятия

Дети садятся на ковер в круг.

Психолог говорит: Ребята, вот наш урок подошел к концу. Каждый из вас сегодня очень сильно старался. Вы все молодцы, вы самые прилежные ученики. А сейчас звенит звонок. Вы закрываете глазки. Вы собираете свои школьные принадлежности в портфель. Прощаетесь со своими друзьями и одноклассниками и выходите из класса. Вы весело спускаетесь по ступенькам и выходите на улицу. Там по-прежнему светит солнце, щебечут птички. Вы спешите домой, чтобы поделиться своими впечатлениями с родными. Открываем глаза, и теперь мы снова пока еще дошкольники. Спасибо большое ребята за урок. До свидания!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс занятии по подготовке старших дошкольников к обучению в школе

Специальный курс  "Подготовка детей к обучению в школе" Для ребенка приход в школу – это своеобразное оформление на должность. И должность эта весьма заманчива, но для большинства детей выст...

Консультация "Художественный труд (оригами) как средство подготовки старших дошкольников к школе".

Как отмечают многие педагоги и психологи: психическое, личностное развитие дошкольника наиболее эффективно происходит в традиционных для него детских видах деятельности (игре, изобразительной деятельн...

Статья по теме: "Деятельность воспитателя в процессе специальной подготовки старших дошкольников к школе" (из опыта работы воспитателя)

Опыт работы воспитателя по подготовке старших дошкольников к дальнейшему обучению в школе....

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Конспекты занятий по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте (часть 1)

Конспекты занятий по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте (часть 1)...

Конспекты занятий по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте (часть 2)

Конспекты занятий по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте (часть 2)...

Использование современных интерактивных средств при подготовке старших дошкольников к школе.

Выступление на тему: "Использование современных интерактивных средств при подготовке  старших дошкольников к школе."...