Главные вкладки

    План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме:
    Портрет будущего первоклассника в контексте ФГТ. Конспект занятия для подготовки старших дошкольников к школе.

    Руссу Наталья Закиевна

    Данное занятие из цикла занятий по подготовке старших дошкольников к школе. Они  призваны обеспечить дошкольнику тот уровень познавательного и психологического развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем при обучении в школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Портрет будущего первоклассника в контексте ФГТ.

    Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» Руссу Н.З.

     Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

    К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают некоторыми способами обследования внешних свойств предметов. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

    Готовность ребенка к школьному обучению предполагает сформированность  у него следующих интегративных качеств (качеств! а не ЗУНов: знаний, умений, навыков):

    1. физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
    2. любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
    3. эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
    4. овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
    5. способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);
    6. способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;
    7. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
    8. овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
    9. овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

    В пособии В. Л. Шарохиной представлены конспекты занятий-тренингов с детьми подготовительной группы. Такая форма работы поможет специалистам реализовать следующие задачи:

    1. оценить и развивать предпосылки к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивацию) ребенка;
    2. оценить и развивать навыки произвольной регуляции поведения;
    3. оценить и развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми;
    4. оценить и развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, память, речь и мышление;
    5. оценить и развивать общую и мелкую моторику, графические навыки;
    6. помочь ребенку принять роль ученика, формировать эмоционально-положительное отношение к школе;

    Цикл наших занятий призван обеспечить дошкольнику тот уровень познавательного и психологического развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении в школе.

    Цикл занятий – тренингов для детей подготовительных групп ДОУ

    «Психологическая подготовка детей к школе» ( по В. Л. Шарохиной).

    Конспект занятия № 3.

    Необходимый материал:

    1. Мягкая игрушка;
    2. карточки к упражнениям: «Найди 7 отличий», «Продолжи ряд - 2»,    

    «Выбери нужного человечка»;

    1. простые и цветные карандаши;
    2. предметные картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли;
    3. красные, желтые, зеленые и синие смайлики.
    4. Презентация урока, ноутбук, экран или ЖК – телевизор.

    ХОД   ЗАНЯТИЯ

    Встреча

    Дети садятся в круг на ковер.

    Здравствуйте ребята. Сегодня мы вновь отправимся с вами в школу и на

    пол часа превратимся в первоклассников. Закрываем глаза.

    Представьте себе, что наступило утро. Ваша мама ласково разбудила вас. Вы надели свою школьную форму, взяли красивый портфель и побежали в школу. На улице светит солнце, у вас хорошее настроение. По дороге вы встречаете своих друзей и одноклассников. Вот вы подошли к школе, поднимаетесь по ступенькам и открываете дверь. Звенит школьный звонок, вы входите в класс и готовитесь к уроку.

    Дети открывают глаза.

     Разминка (психолог бросает по очереди детям мяч и задает им вопросы, дети отвечают и мяч возвращают психологу).

    Дети отвечают на вопросы:

    1. Какое сейчас время года?
    2. Какой месяц?
    3. Какое сегодня число?
    4. А какой день недели?
    5. Какие дни - соседи среды? Соседи пятницы? Субботы?
    6. Какой ваш любимый день недели? Почему?
    7. А какая сейчас часть суток?
    8. Итак, сейчас весна. Май - какой месяц весны? Подберите для мая красивые слова: теплый, ласковый, дождливый, щедрый, любимый.

          Дети садятся за столы. (Девочки занимают свои места, затем мальчики).

    Упражнение «Найди 7 отличий»

    Психолог раздает карточки к упражнению. Ребята предлагаю вам  сравнить картинки (левую и правую) и найти между ними отличия их всего 7. Отличия мы отмечаем цветными карандашами на правой и левой картинках.

    (Картинки с отличиями ребята видят и на экране. После нахождения и проверки детьми каждого отличия, данные  фиксируются на экране.)

    Упражнение – пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять»

    Ребята, к нам на урок пришел помощник «Волшебный экран». Он  будет помогать нам, выполнять разные  упражнения. Сейчас мы вместе с экраном выполним зарядку для наших пальчиков.

    (Дети выполняют зарядку, а на экране появляется презентация для пальчиков).

    Упражнение «Продолжи ряд - 2»

    На столе каждого ребенка - простой карандаш и карточка к упражнению.

    Психолог говорит:

    - Внимательно рассмотрите каждый ряд и дорисуйте недостающие картинки.

    Дети самостоятельно выполняют задание, затем проводится проверочная работа с помощью «Волшебного экрана».

    Упражнение «Пол, нос, потолок»

    Дети встают из - за столов.

    Психолог произносит слова  и анимирует их движениями. Дети должны быть очень внимательны, и без ошибок выполнять задание. Психолог может путать детей: говорить одно слово, а движение показывать другое.

    Упражнение «Выбери нужного человечка»

    Психолог раздает карточки к упражнению и говорит:

    - Внимательно рассмотрите карточку. Определите, какого человечка нужно поселить в домик. Приведите стрелочку от его изображения к пустому окошку.

    Упражнение помогает выполнить «Волшебный экран».

     

    Упражнение «Зашифрованные слова»

    Ребята садятся на ковер.

    На экране появляются картинки: мухомор, аист, кукла, овощи, роза, туфли.

    Дети называют их.

    Психолог ставит вряд три картинки - роза, аист, кукла.

    Детям предлагается определить в словах первые звуки, произнести их по порядку и назвать «зашифрованное» слово. (Рак.)

    Затем дети сами «зашифровывают» слова: рот, рота, Рома, мак, ком, кот, крот. 

    Игра «Мгновенное построение»

    Дети встают вокруг психолога следующим образом: несколько - впереди, несколько - сзади, справа и слева.

    Психолог говорит:

    - Запомните, где вы стоите. Я покручусь на месте, а потом остановлюсь. Вы должны быстро занять нужное место - если стояли впереди меня - вновь оказаться передо мной ... и т.д.

    Загадки о школе

     Дети сидят на ковре.  

    На экране появляются озвученные загадки, ребята их отгадывают.

    Упражнение «Оценка»

    Психолог говорит:

    - Сейчас каждый из вас оценит свою работу. Подойдите к моему столу. Какие по цвету вы видите смайлики? (Красные, желтые, зеленые, синие.)

    Запоминайте:

    красный смайлик - все получилось отлично;

    желтый - все получилось хорошо;

    зеленый - только часть задания выполнена так, как хотелось;

    синий - не получилось так, как хотелось.

    Подумайте и возьмите нужный смайлик.

    Дети оценивают свою работу, психолог фиксирует выбор каждого ребенка.

     

    Итог занятия

    Дети садятся на ковер в круг.

    Психолог говорит: Ребята, вот наш урок подошел к концу. Каждый из вас сегодня очень сильно старался. Вы все молодцы, вы самые прилежные ученики. А сейчас звенит звонок. Вы закрываете глазки. Вы собираете свои школьные принадлежности в портфель. Прощаетесь со своими друзьями и одноклассниками и выходите из класса. Вы весело спускаетесь по ступенькам и выходите на улицу. Там по-прежнему светит солнце, щебечут птички. Вы спешите домой, чтобы поделиться своими впечатлениями с родными. Открываем глаза, и теперь мы снова пока еще дошкольники. Спасибо большое ребята за урок. До свидания!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Курс занятии по подготовке старших дошкольников к обучению в школе

    Специальный курс  "Подготовка детей к обучению в школе" Для ребенка приход в школу – это своеобразное оформление на должность. И должность эта весьма заманчива, но для большинства детей выст...

    Консультация "Художественный труд (оригами) как средство подготовки старших дошкольников к школе".

    Как отмечают многие педагоги и психологи: психическое, личностное развитие дошкольника наиболее эффективно происходит в традиционных для него детских видах деятельности (игре, изобразительной деятельн...

    конспект НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте

    конспект итогового занятия по обучению грамоте...

    Логопедическое пособие для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте "Сказочник и Звуковички"

    Практика коррекционно-развивающей логопедической работы показывает, что наибольшей эффективности в усвоении знаний дошкольниками можно добиться при использовании различных игр и игровых пособий, так к...

    Учебно-методические пособия для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте

    У каждого логопеда есть собственные самодельные авторские пособия, которые можно использовать при проведении как индивидуальных, так и подгрупповых коррекционных занятий. Эти пособия - не исключение. ...

    Статья по теме: "Деятельность воспитателя в процессе специальной подготовки старших дошкольников к школе" (из опыта работы воспитателя)

    Опыт работы воспитателя по подготовке старших дошкольников к дальнейшему обучению в школе....

    Картотека игр для подготовки старших дошкольников к обучению грамоте

    Картотека игр  для подготовки  старших дошкольников к обучению грамоте...