Использование фланелеграфа в учебном процессе
методическая разработка (средняя группа) по теме

Остапчук Надежда Николаевна

Основная ценность работы с фланелеграфом заключается не в том, чтобы как можно быстрее выставить детали на экран, а в том, чтобы понять суть процессов, происходящих в природе. Поэтому надо заранее оставлять время для напряженной работы детской мысли. Прежде чем произвести те или иные перемещения, дети должны хорошо подумать, взвесить предполагаемые последствия, возможно, поспорить между собой и только потом осуществить то или иное действие. Полезна и такая тактика педагога, когда он дает возможность произвести перемещения, а затем предлагает посмотреть, являются ли они оптимальными, не наносит ли это вреда каким – либо организмам. Перед непосредственной работой с фланелеграфом иногда бывает необходимо обсудить с детьми связи, реально существующие в природе, но это следует делать так, чтобы работа с моделью не превратилась в простую иллюстрацию известного материала. Моделирование всегда должно содержать в себе элементы новизны и носить исследовательский, экспериментальный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_flanelegrafa_v_uchebnom_processe.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фланелеграфа в учебном процессе

Основная ценность работы с фланелеграфом заключается не в том, чтобы как можно быстрее выставить детали на экран, а в том, чтобы понять суть процессов, происходящих в природе. Поэтому надо заранее оставлять время для напряженной работы детской мысли. Прежде чем произвести те или иные перемещения, дети должны хорошо подумать, взвесить предполагаемые последствия, возможно, поспорить между собой и только потом осуществить то или иное действие. Полезна и такая тактика педагога, когда он дает возможность произвести перемещения, а затем предлагает посмотреть, являются ли они оптимальными, не наносит ли это вреда каким – либо организмам. Перед непосредственной работой с фланелеграфом иногда бывает необходимо обсудить с детьми связи, реально существующие в природе, но это следует делать так, чтобы работа с моделью не превратилась в простую иллюстрацию известного материала. Моделирование всегда должно содержать в себе элементы новизны и носить исследовательский, экспериментальный характер.

Опыт практического использования фланелеграфа показывает, что моделирование является интересным и полезным способом формирования экологического сознания, но в то же время при чрезмерном увлечении им может возникнуть умственное утомление, поэтому желательно решать на занятии не более одной задачи. Общее количество решаемых задач определяет педагог исходя из дидактических целей, которые он ставит перед собой и перед детьми на том или ином конкретном этапе процесса обучения. Интервал между занятиями тоже находится в компетенции педагога.

Тексты некоторых экологических задач приведены далее. По мере накопления опыта работы и повышения экологической грамотности детей педагог неизбежно начнет модернизировать приведенные здесь задачи и дополнять их собственными вариантами. Много подскажут ему дети.

Тексты экологических задач.

Задача 1. Собери биоценоз. Детям выдается набор деталей модели какого-то одного биоценоза (например, леса) и предлагается расположить их на фланелеграфе в соответствии с зависимостями, существующим в реальной природе. Дети поочередно (по 1-2 человек) выходят к экрану и выкладывают объекты,  которые предлагает педагог. Остальные следят за работой, высказывают свои замечания и исправляют ошибки. Чтобы не тратить времени на выбор своих объектов из общей массы материала, педагог заранее раскладывает детали по нескольким коробкам, группируя их по принципу сходства: в одной лежат кусты, в другой – деревья, в третьей – птицы и т. д.

Задача 2. Кто где живет? Данную задачу можно решать в любой возрастной группе, начиная со средней. Воспитатель выставляет на фланелеграфе растения, а дети размещают на нем животных в соответствии с местами их обитания. По ходу занятия обсуждается, почему данные животные живут именно здесь. В заключение все вместе рассматривают, удачно ли расположились  животные друг относительно друга, не сидят ли рядом волк и заяц, лиса и мышь, не свила ли птичка гнездо рядом с дуплом совы.

Задача 3. Что перепутано? Воспитатель создает на фланелеграфе путаницу, помещая животных и растения в несвойственные для них условия и в неправильные положения. Дети должны найти ошибки и устранить их, самостоятельно переместив объекты в более удачные места.

Задача 4. Так было днем. Что изменилось ночью? (и наоборот). Смоделировав биоценоз в дневное время суток, воспитатель предлагает детям подумать, как он будет выглядеть ночью. Какие животные уснут и где они при этом найдут себе пристанище? Какие животные, напротив, появятся? Какие изменения произойдут в небе?

Задача 5. Так было летом. Что произойдет зимой (осенью, весной)? Вначале дети создают биоценоз в летнее время года. Затем воспитатель предлагает подумать, с чего начнутся изменения осенью. Заменяя одни детали другими, дети воочию увидят последовательность развивающихся событий. Аналогичную работу можно проделать по изучению механизмов смены других сезонов года.

Задача 6. Кто где спрячется в случае опасности? Когда модель собрана, воспитатель сообщает: «На полянку пришел волк. Кто где спрячется?» На экран фланелеграфа выставляется фигурка волка. Дети перемещают тех животных, которые отреагируют на появление этого хищника: птицы, сидевшие низко, вспорхнут на более высокие ветки, заяц убежит, еж свернется в клубок (одно изображение ежа заменяется другим), змеи затаятся или уползут. Но многие животные останутся на месте: черви, некоторые насекомые, улитки.

Вместо волка на поляну может выйти медведь, лиса, лось, прилететь птица, бабочка, пчела. Каждый раз реакция окружающих будет разной. Дети обсуждают ситуацию и вскрывают причины того или иного поведения животных. Чем больше ситуаций предложит педагог, тем глубже осмыслят дети взаимоотношения между различными представителями животного мира.

Задача 7. В лес пришел человек. Что будет? Работа ведется по методике, описанной ранее. На фланелеграфе моделируется любые ситуации, сопутствующие появлению человека, - как положительные, так и отрицательные. Человек может убрать сучья, расчистить родник, подкормить диких животных, но может оставить после себя мусор, не потушить костер, поломать деревья и кусты, оборвать все цветы. Дети моделируют не только саму ситуацию, но и ее отдаленные последствия. К вопросу о правильном поведении в лесу можно возвращаться неоднократно.

Задача 8. В лес пришли лесорубы. Что будет? На фланелеграфе собирается модель леса; животные размещаются в разных ярусах леса в соответствии с местами их обитания. Затем деревья убираются. Дети наглядно видят, что практически все животные остаются без «дома». Птицам негде сидеть и вить гнезда, мелким зверям нельзя прятаться и они легко становятся добычей хищников. В сложное положение попадают растительноядные животные; они будут вынуждены уходить из этих мест, иначе погибнут. Когда растительноядных животных станет меньше, начнут испытывать голод и хищные. Тут нужно рассмотреть не только крупных зверей, но и улиток, червей, насекомых, лягушек, змей, ящериц, ведь каждое из этих животных имеет право на жизнь и лишается этого права после вырубки деревьев.

Через некоторое время дети подойдут к пониманию того, что при исчезновении деревьев страдают и кустарники, травы, грибы. Деревья защищали их от ветра, дождей, обжигающего влияния Солнца, ведь растения нижнего яруса тенелюбивы. В итоге дети приходят к выводу, что вырубка деревьев наносит непоправимый урон природе: лес исчезает.

Задача 9. Что случиться, если пересохнет река или ее отведут в другое место? Собрав биоценоз, по которому протекали река или ручей, воспитатель убирает реку и предлагает детям подумать, какие организмы пострадают первыми. Первыми пострадают крупные хищники и птицы, которым нечего будет пить. Они покинут эти места (если, конечно, останутся живы) и переберутся туда, где есть вода. Затем начнут сохнуть нежные влаголюбивые травянистые растения. (Дети убирают их изображения с экрана). Из-за этого лишатся пищи многие животные, питающиеся сочной зеленью. К ним относятся черепахи, грызуны, многие насекомые. Кроме того, они будут страдать и из-за отсутствия воды, которую раньше получали из листьев. (Убираются их изображения.) Несколько позже засохнут деревья. Это связано с понижением уровня грунтовых вод. (Дети снимают изображения деревьев.) На следующем этапе пострадают остальные животные. Многие из них останутся без пищи и без дома. (Снимается с экрана и их изображения.) В итоге лес как биоценоз перестает существовать.

Задача 10. Что случится, если из леса исчезнут птицы? После того как биоценоз собран, воспитатель убирает с экрана всех насекомоядных птиц. Дети быстро догадываются, что количество насекомых увеличится. Они выкладывают на экран всех имеющихся насекомых. Возникшая картина должна поразить воображение: насекомых – тучи. В этом случае сразу же возникает понимание, что насекомые быстро съедят всю растительность: с экрана убирается трава, а зеленые деревья и кустарники заменяются голыми. В дальнейшем события развиваются в последовательности, описанной в задаче 8.

Задача 11. Что случится, если в лесу (степи) исчезнут насекомые? Воссоздав на экране фланелеграфа биоценоз и убрав всех насекомых, начинают рассуждать, кто пострадает первым. Это будут насекомоядные животные. Их снимают с экрана. Затем без пищи останутся те, кто питается насекомоядными. Через год будет наблюдаться убыть трав и ягод, так как не образовались семена у растений, опыляемых насекомыми. (Дети снимают их с экрана.) Остались только ветроопыляемые растения. Дальнейший ход рассуждений подскажут картины, возникающие на фланелеграфе. Итогом будет вывод: без насекомых биоценоз сильно изменится.

Задача 12. Что случится, если исчезнут зайцы? (Вместо зайцев воспитатель может указать любой вид животных или растений – но только один, а не несколько видов, как это было сделано в отношении насекомых.) Моделируя данную ситуацию на фланелеграфе, дети убедятся, что никаких существенных изменений в биоценозе как целостной системе не произойдет. Каждое животное питается не одним, а многими видами пищи, и исчезновения одного вида не окажет существенного влияния на его жизнеспособность. Сопоставляя эти выводы с предыдущими, дети приходят  к заключению: биоценоз распадается в тех случаях, когда исчезает много однотипных организмов: все деревья, птицы, насекомые. В научной литературе такие группы организмов называются экологическими звеньями. Исчезновение же одного какого-то вида, а не всего экологического звена не представляет серьезной угрозы для биоценоза в целом.

Задача 13. Какой биоценоз распадается легче? Используя методику, описанную ранее, ребята сравнивают  между собой биоценозы, богатые в видовом отношении (лес, степь) и бедные (тундру, пустыню). Наглядные картины, возникающие на экране  фланелеграфа, позволяют легко прийти к выводу: чем богаче видовой состав биоценоза, тем более он устойчив. В тундре олени питаются только ягелем. Исчезновение данного растения приведет к гибели  этих крупных млекопитающих, поскольку ничего другого  они есть не  могут. То же наблюдается и в пустыне, растительность которой представлена единичными видами растений. В степи и лесу, видовой состав которых богат, исчезновение одного какого-то вида может пройти незаметно. Эти биоценозы являются более устойчивыми, чем пустыня и тундра.

Задача 14. Легко ли восстановить лес? Воспитатель предлагает обсудить такую ситуацию: люди решили посадить в степи много-много деревьев. Будет ли это лесом? На экране фланелеграфа моделируется степь, а затем в степи выставляются различные деревья. Последовательность идей, высказываемых детьми, может быть любой. Педагог должен следовать за мыслью детей. Мы же предлагаем здесь общие закономерности, которые помогут воспитателю самостоятельно ориентироваться в ситуации.

Степные травы приспособлены жить под прямыми солнечными лучами, поэтому растительность степи в основном светолюбивая и засухоустойчивая. При появлении деревьев многие травы погибнут. Быстро ли появятся теневыносливые травы, способные жить под пологом деревьев? А кустарники? Земляника? Грибы? Семена и споры этих растений должны быть засеяны из других мест; но кругом – степь, поэтому вероятность случайного попадания семян невелика. Засеять же степь всеми семенами человек не способен, лесных растений очень много. Теперь рассмотрим животных. Очень немногие степные животные могут жить в лесу. Даже зайцы и муравьи в лесу и степи разные. Таким образом, степные животные должны будут погибнуть, либо перебрать в другие места. Это огромный мир насекомых, птиц, зверей. Лесные же животные заселят данные  места не скоро, поскольку им неоткуда появиться; некоторых может привезти человек, но его деятельность – капля в море, так как количество видов лесных животных огромно. Да и тем кого человек переселит своей волей, на первых порах будет нечем питаться и они обречены на гибель. Зато в посадках быстро размножаются вредные насекомые. Поскольку здесь нет лесных птиц, ограничивающих их численность, насекомые будут размножаться беспрепятственно, и нанесут урон деревьям. Доживут ли деревья до того времени, когда лес заселится лесными животными и между всеми организмами наладятся соответствующие пищевые связи? Неизвестно.

Все эти рассуждения подкрепляются картинами на фланелеграфе путем снятия или выставления изображений упоминаемых объектов. В итоге дети убеждаются, что простые посадки деревьев не являются лесом, даже если их много и они занимают большие пространства. Уничтожить лес очень легко. Воссоздать его практически невозможно.


Что будет, если из леса исчезнут птицы (моделирование на фланелеграфе)

Цели:

1. Изучить последствия исчезновения из биоценоза леса одного из экологических звеньев – птиц.

2. Воспитывать интерес к собственным открытиям через исследовательскую работу, через экспериментирование с моделями.

Обеспечение: фланелеграф, набор деталей модели биоценоза леса.

Содержание:

1-й блок – вспомнить, кто живет в лесу и кто чем питается:

2-й блок – обсудить вопрос, как сказывается на биоценозе в целом изменение численности отдельных групп животных организмов.

3-й блок – собрать модель биоценоза леса.

4-й блок – рассмотреть последствия исчезновения из леса птиц.

Методические указания: Занятие построено на эвристической беседе, в итоге которой дети должны сделать самостоятельные выводы. Педагог подводит детей к этим выводам серией вопросов, логически связанных между собой. Реальные ответы могут не совпадать с теми, которые содержаться в конспекте.

В конце каждого блока делается вывод.

Ход занятия

Блок 1

 - Ребята, все вы бывали в лесу. Скажите, что так имеется, растет, кто там живет? (Ответ детей: они называют вразнобой различные виды зверей, птиц, насекомых, а также деревья, кустарники, травы, грибы. Добиваться слишком глубоких ответов на данном этапе не следует, поскольку этот материал будет обсуждаться в течение всего занятия.)

 - Кто в лесу ест листья деревьев? (Ответ детей: насекомые.)

 - А насекомых кто-нибудь ест? (Ответ детей: птицы.)

 - Что еще едят птицы? (Ответ детей: птицы едят семена и плоды деревьев, ягоды, мышей.)

 - А кто еще ест траву, кору деревьев, веточки? (Ответ детей: насекомые, зайцы, кроты, мыши, лоси, медведи.)

 - А птиц, зайцев, лосей кто-нибудь ест? (Ответ детей: их едят лисы, волки, медведи, совы.)

 - А кто ест лису и волка? (скорее всего, дети ответят, что их никто не ест.)

 - А если она заболели и погибли, тогда их кто-нибудь съест? (Их съедят насекомые, черви, бактерии)

Вывод: в лесу все кого-то едят. Лес кормит сам себя. При этом животных и растений меньше не становится, лес сохраняется.

Блок 2.

 - Представьте себе, что в лесу стало много мышей. Кому от этого хорошо? (Ответ детей: совам, лисам, волкам.)

 - Почему? (Ответ детей: потому что у них много еды)

 - А кому от этого плохо? (Ответ детей: растениям, а также животным, которые едят растения)

 - А кто еще может пострадать? (Ответ детей: птицы)

 - А если вдруг в лесу станет огромное количество волков и лисиц. Кому от этого плохо? (Ответ детей: зайцам, мышам, оленям и другим растительноядным животным.)

 - А кому хорошо? (Ответ детей: растениям, так как их не будут поедать грызуны и другие животные.)

Вывод: Таким образом, если каких-то животных становится много, кому-то бывает хорошо, а кому-то плохо.

Блок 3.  

 - Ребята, теперь давайте выложим на фланелеграфе лес. Дерево и траву прикреплю я, а остальное вы будете располагать сами. (Последовательность прикрепления деталей: деревья, кустарники, травы, грибы, насекомые, птицы, звери. Детали каждого экологического звена лежат в отдельных коробочках. Дети приглашаются к фланелеграфу по очереди. Они должны думать, куда лучше разместить отдельные объекты. Итоги работы каждого ребенка обсуждаются всеми, при необходимости внести коррективы. Таким образом, биоценоз должен создаваться как бы с остановками, во время которых дети успевают визуально проанализировать возникающие картины.)

Вывод: посмотрим, как хорош и красив наш лес. Все ли мы сделали верно? Все ли животные находятся в удобных для себя местах?

Блок 4.  

 - А теперь начинается самая главная работа. Представьте себе, что из леса исчезли все птицы. То ли их кто напугал, то ли еще что случилось, но птиц в лесу не осталось. (Говоря это, педагог снимает всех птиц.)

 - Кому от этого станет хорошо? (Ответ детей: насекомым.)

 - Их станет больше или меньше? (Ответ детей: больше.)

 - Тогда давайте отразим это на фланелеграфе, выложим много насекомых. (Вызываются 1 – 2 ребенка, и они быстро выкладывают всех имеющихся в наборе насекомых. В этом месте занятия делается небольшая пауза: дети должны осознать данное явление.)

 - Кому от этого стало плохо? (Ответ детей: насекомые быстро съедят все листья на деревьях и всю траву.)

 - Чтобы увидеть, что случится на самом деле, давайте заменим зеленые деревья на голые. (Вызванный ребенок производит указанную замену.)

 - Насекомые съели всю растительность. Кто еще остался без пищи? (Ответ детей: зайцы, белки, ежи, лоси, и другие растительноядные животные.)

 - Что может случиться с ними? (Ответ детей: они либо погибнут от голода, либо уйдут в другие места, где пища осталась.)

 - Раз их в этом лесу не будет, давайте уберем их с экрана. (Вызванные ребенок снимает фигурки животных.)

 - Как же будут себя чувствовать хищники – лисы, волки, медведи? (Ответ детей: они будут голодать, им нечего есть. Они тоже погибнут.)

 - Давайте уберем хищников. (Вызванный ребенок делает это.)

 - Что же осталось от пышного красивого леса? (Ответ детей)

 - А по какой причине это произошло? С чего началось? (Ответ детей: из-за того, что из лемма исчезли птицы.)


Что есть у каждого растения

(1й вариант)

Цели:

1. Обобщить знания детей о строении растений.

2. Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех органов.

Обеспечение:

1. Карточки с нарисованными частями растения

2. Таблица «Странное растение».

3. 10 – 12 комнатных растений с разнообразными стеблями, листьями, цветами.

4. Несколько стаканчиков с водой, в которых находится побеги традесканции, пустившие корни.

5. Набор любых натуральных или консервированных фруктов и овощей.

6. Палочка для рыхления почвы.

Ход занятия

Речь педагога

Методические указания

  - Ребята, сейчас я задам вам очень трудный вопрос: сколько разных частей имеет каждое растение?



Выслушав хоровые ответы и не вдаваясь в глубокое обсуждение, он продолжает:

 - Сейчас разберемся. У вас на столах лежат карточки с изображением частей растений. Я буду называть каждую часть, а вы будете поднимать и показывать мне карточку с названной  частью. (Можно поступать и наоборот: воспитатель показывает карточку с  изображением того или иного органа, а дети его называют. Преимущество второго заключается в том, что нужно готовить всего один набор карточек)









 - С этим заданием вы справились. Даю следующее: из своих карточек соберите целое растение. (Если имеется один набор рисунков, дети собирают растение коллективно на обыч7ной или магнитной доске.)

 

 - Молодцы! Теперь посмотрите на эту таблицу. Что здесь перепутано? Может ли жить такое растение? (Дети высказывают свое мнение)

Воспитатель отдает себе отчет в том, что дети не могут знать ответа на этот вопрос и чтобы ответь на него, будут работать все занятие.


Для изготовления карточек воспитатель заранее рисует растения, содержащие все органы (корень, стебель, лист, цветок и плод). Затем он разрезает данный рисунок на части. Изображение должно быть выполнено в натуральной манере, растение должно быть узнаваемо. В качестве образца нужно брать только те растения, на которых в действительности можно одновременно увидеть все органы, в частности цветы и плоды (например, огурцы, томаты, малину, землянику и т. д. ) Изображение по типу декоративного творчества при ознакомлении с природой не допустимо. Неплохо, если у разных детей растения окажутся различными. Это расширит кругозор детей и даст возможность каждому ребенку работать самостоятельно.


Дети работают самостоятельно; воспитатель контролирует правильность выполнения задания.





Воспитатель показывает детям самодельную таблицу,  на которой изображено растение, состоящее из несовместимых, но хорошо известных детям частей (например, листьев дуба, цветов розы, плодов земляники, стебля злаков и воздушных корней, например вверх)

 - Теперь посмотрим на настоящие растения. Я  буду называть  часть растения, а тот, кого я вызову, возьмет длинную указку и покажет названную часть на всех находящихся здесь растениях.

 - Олег, покажи стебли.

Вызванный ребенок подходит к растениям и, перемещаясь вдоль их ряда за спинами сидящих детей, показывает длинной указкой предложенный орган. Вначале задание покажется легким, так как все органы ему знакомы. Начиная с середины ряда возникают вопросы: что считать у аспарагуса: одну иголочку или всю «ветку»? Где стебель хлорофитума? Тело кактуса является листом или стеблем? Ответов на эти вопросы дети не знают. На первых порах может показаться, что они пытаются угадать, какую форму имеет у данного растения стебель. На самом деле идет сложный процесс мышления, и дети на подсознательном уровне включают механизмы прогнозирования, позволяющие им во многих случаях предвидеть правильный ответ. Такая методика организации занятий способствует развитию логического мышления.


 - Теперь рассмотрим листья. Их вам покажет Толя, (Ознакомление с этим органом, а также с цветком осуществляется так же. Как и со стеблем.)

Детские столы сдвинуты такие образом, что образуют один длинный узкий стол. Дети сидят на стульчиках по обе его стороны. Вдоль этого стола в один ряд поставлено 10 – 15 горшков с растениями. Первые в ряду – растения, органы которых имеют типичное строение и распознаются детьми без труда. Несколько растений обязательно должны иметь цветы. Начиная с середины ряда находятся растения с нетипичными органами: с вьющимися, свисающими и укороченными стеблями, с сильно рассеченными листьями, с листьями, превращенными в иголки и колючки и т. п. В конце ряда находится кактус.

Рекомендуемый для занятия перечень растений (воспитатель может изменить его в зависимости от своих возможностей и желаний, сохранив описанные ранее принципы подбора растений): фикус, герань, бальзамин, камнеломка, аспарагус, лилия, бегония, фиалка узамбарская, папоротник, хлорофитум и кактус.

Знание названий растений от детей на данном занятии не требуется. Напротив, отвлекаясь от названий, они сосредоточивают все свое внимание на отдельных органах.

 - А где у растения корни? Рассмотрим их на побегах традесканции, которые долго стояли в воде и образовали корни.















 - Если мы будем работать аккуратно, то сможем увидеть корни и у растения, растущего в почве. Давайте  очень осторожно палочкой разроем почву около стенки горшка и постараемся не порвать тонкие нити корней, иначе растение будет болеть.


 - Увидели корни? Запомнили, какие они тонкие и нежные, как располагаются в почве?

Воспитатель раздает детям стаканчики с побегами, которые были поставлены в воду 7 – 10 дней назад. Корни должны иметь длину 5 – 19 см. Дети рассматривают корни, не вынимая растения из воды, где корни хорошо расправлены.


Можно продемонстрировать растение, растущее в почве в прозрачной банке: через стенку банки хорошо видно, как корни распределяются в почве. Однако данный опыт надо подготовить примерно за 1 – 1.5 месяца до проведения занятия. В крайнем случае его можно опустить.


Если воспитатель опасается давать такое задание всем детям, он предлагает разрыть почву одному ребенку или делает это сам.





 - Какого же важного органа нет на наших растениях? На них нет плодов. Вы помните, как можно узнать, является ли интересующая нас часть растения плодом? Для этого нужно ее разрезать. Если внутри семена – это плод, если нет – не плод. В плоде обязательно есть семена. Он специально образуется растением, для того, чтобы семена были защищены и хорошо развивались.

На этой тарелочке лежать разные части растений. Давайте определим, какие из них являются плодами.

На тарелке лежат любые овощи и фрукты, которые не сложно достать в это время года. Они могут быть свежими, сухими и консервированными (например, морковь, свекла, картофель, огурец, помидор, яблоко, лук, чеснок и т. п.) Количество предложенных  объектов должно быть небольшим.

Воспитатель: Какие плоды вы можете назвать еще?

Заключение

Воспитатель: Вы хорошо справились со всеми заданиями. А сейчас посмотрим, Като хорошо запомнил все органы. Я буду показывать их, а вы громко, хором их называйте. Сначала говорят девочки, потом мальчики. (Мальчикам предлагают стебель и лист, девочкам – цветок и плод.) Последнюю часть я показывать не буду, назовите ее сами хором (Ответ: корень)

А теперь покажите на пальчиках, сколько же органов имеет каждое растение? (Дети поднимают вверх пять пальчиков.) Правильно, пять. А вначале вы называли три, семь, восемь. Каждое растение имеет всего пять органов: корень, стебель, лист, цветок и плод. Занятие окончено.


Что есть у каждого растения

(2 вариант)

Цели:

1. Обобщить знания о строении растений.

2. Сформировать представление о разнообразии внешнего вида всех его органов.

3. Учить рассматривать, сравнивать и узнавать растения по их внешнему виду.

Обеспечение:

1. 12-18 комнатных растений с разнообразными стеблями (прямостоячими короткими и длинными, вьющимися, свисающими, укороченными, подземными), листьями (крупными и мелкими, простыми и сложными, рассеченными, игольчатыми, превращенными в колючки, светло – зелеными, темно – зелеными, белыми, красными, полосатыми, гладкими и опущенными) и цветами;  среди представленных растений обязательно должен находиться кактус.

2. Листки бумаги (по количеству детей), в нижней части которых нарисованы контуры цветочного горшка.

3. Цветные карандаши (по количестве детей).

4. Длинная указка.

Подготовка к занятию: Детские столы сдвинуты так, чтобы они образовали один длинный узкий стол. Вдоль этого стола в один ряд поставлены 10-15 горшков комнатных растений. Первые в ряду – растения, органы которых имеют типичное строение и распознаются детьми без труда. В конце ряда помещены растения с нетипичными органами: узкими и сильно рассеченными листьями, с листьями, превращенными в колючки, со свисающими, укороченными и подземными стеблями, с листьями зелеными, белыми, красными и полосатыми. На данном занятии разнообразие растений больше, чем на предыдущем. Несколько  растений обязательно должны иметь цветы. Среди растений могут находиться и неизвестные. Знание названий растений от детей на данном занятии не требуется.

Дети сидят за сдвинутыми столами с обеих сторон. Ребенок который показывает по просьбе педагога те или иные части растений, передвигается за спинами сидящих.

Ход занятия

 - Ребята, сегодня мы поговорим о комнатных растениях. Посмотрите, какие они все разные. На сомом деле, они состоят из одних и тех же частей, но эти части выглядят у них по-разному, поэтому и растения не похожи друг на друга. Я буду называть части растения, а тот, кого я вызову, покажет их на всех находящихся тут растениях.

 - Вначале рассмотрим стебель. Сейчас Коля возьмет указку, пройдет вдоль стола и покажет стебель у каждого из растений.

Вызванный ребенок выполняет просьбу педагога. Он проходит за спинами сидящих и осторожно показывает длинной указкой стебель.  Вначале задание кажется легким, но начиная с середины ряда возникают затруднения: встречаются растения, у которых нет стебля или он видоизменен. Возникают вопросы: что считать листом у аспарагуса, одну иголочку или всю «ветку»? Где стебель у хлорофитума? Тело у кактуса является стеблем или листом?

Ответы на эти вопросы дети не знают. Не следует говорить их заранее, чтобы не превратить занятие в опрос. Занятие проводится как игра, в которой дети должны угадать, где же находятся эти таинственные органы. На самом деле идет не угадывание, а рассуждение, которое способствует развитию логического мышления детей. Педагог предлагает каждому желающему высказать свое мнение. Сам он дает правильный ответ только в том случае, если некто из ребят не сможет высказать предположения относительно того, как выглядит стебель у данного растения.

 - Видите, какими разными бывают стебли. Что еще есть у растения? (Ответы детей) Света, найди и покажи листья (Света повторяет процедуру, описанную ранее)

 - Давайте отмети, какое растение имеет самые крупные листья? А самые мелкие? (Ответы детей) У кого листья длинные, как лента? У кого гладкие, а кого  - шершавые, пушистые? (Ответы детей.) Теперь посмотрим на цвет. Одинаков ли цвет листьев у всех растений? У кого их них листья самые светлые? А самые темно-зеленые? (Ответы детей.) Покадите белые и красные листья. Теперь – полосатые. (Дети отвечают с места.)

Проделав это работу, дети получают более сложное задание.

 - Теперь внимательно рассмотрите лист. У бальзамина лист прикрепляется к стеблю с помощью специальной ножки; они называется «черешок». Оля, пойди вдоль всего ряда и покажи черешки на каждом растении. (Черешки есть не у всех растений. У хлорофитума, амариллиса, лилии они отсутствуют. У фиалки узамбарской черешки растут прямо из почвы. На конкретных растениях, используемых на занятии, встретятся разнообразные варианты)

 - Теперь каждый из вас внимательно посмотрит на любое растение, стоящее рядом. Догадайтесь, во что превращается черешок, когда он переходит в лист? (Ответы детей) То утолщение на листке, в которое превращается черешок, называется жилкой. У традесканции по середине листа располагается одна главная жилка, а от нее  отходит много тонких. Из них образуется настоящая сеть. Иногда сеть хорошо видна с обратной стороны листа, а также на просвет. Посмотрите. У хлорофитума, амариллиса, лилии все жилки идут рядом (параллельно).

 - Видны ли жилки на мелких листьях, например, у аспарагуса? (Ответы с места) Жилки там тоже есть, но они такие тонкие, что мы их не видим. Их можно рассмотреть только в микроскоп.

 - Последнее задание: покажите, на каких растениях есть цветок. (Ответы детей.) У комнатных растениях тоже из цветков может образоваться плод и семена, только это случается редко, так как  нет насекомых, которые опыляли бы их. (Иногда можно увидеть плодики герани. Они представляют собой длинные зеленые трубочки, которые формируются после цветка и торчат из бывшего соцветия, как иголка ежа.)

 - Что удерживает растения в почве? Как называется эта часть растения? (Ответы детей: корень.) Для чего растению корень?

 - А теперь встаньте со своих мест, походите вокруг растений, еще раз их внимательно рассмотрите. Каждому из вас, наверное, какое-то растение  понравилось больше остальных. Подойдите к нему и сядьте рядом. Я вам даю бумагу и цветные карандаши. Нарисуйте понравившееся вам растение. Цветочные горшки я вам нарисовала сама.

 - Когда будете рисовать, особое внимание обратите на общий вид растения, характер его стебля, черешки и жилки. Постарайтесь точнее воспроизвести форму листьев и цветов и их цвет.

(Пока дети рисуют, педагог не вмешивается и только помогает тем, кто обратился за советом. На работу отводится 8-10 минут. Когда рисование закончено, педагог собирает все работы, перемешивает их и, показывая рисунки один за другим всем присутствующим, предлагает детям определить, какое растение изображено на каждом из них. Имена авторов при этом не упоминается и качество рисунка не обсуждается. Если идентифицировать изображенное растение не удается, просто констатируйте факт: «Не определяется». Обычно такие работы встречаются крайне редко. Они не сыграют особой роли в усвоении детьми  понятий «строение растений» и «разнообразие растений»)

 - К какому же выводу мы пришли? Все растения имеют похожее строение, но все части растений могут иметь разнообразный внешний вид и иногда совсем не похожи друг на друга.


Строение семени.

Цели:

1. Изучить строение семени, найти в нем маленькое растение.

2. Увидеть сходство в строении семян разных растений.

Обеспечение на каждого ребенка:

 - Сухие и набухшие семена фасоли, гороха, тыквы (огурца, дыни, кабачка) и подсолнечника.

 - Лист белой бумаги или блюдце

 - емкость для сбора мусора

Ход занятия

В начале занятия воспитатель обращается к детям с двумя проблемными вопросами и тем самым создает противоречивую ситуацию.

 - Ребята, что надо сделать, чтобы вырастить новое растение? (Ответы детей: надо посеять в почву семена) Вы постоянно едите какие-то семена, например горох, фасоль, семена подсолнечника и многие другие. Вы видели когда-нибудь в семени маленькое растение?  Оно там всегда находится или возникает каким-то способом из каких-то частей семени после посева?

Ответить на этот вопрос дети не смогут, поскольку никогда не задумывались над ним. Воспитатель не дает ответа и предлагает найти его самостоятельно.

Для этого он раздает каждому ребенку сухие семена (фасоли, гороха) и просит рассмотреть их, разломать (но не пытаться раскусить, чтобы не повредить зубы), поискать маленько растение. Естественно, у детей ничего не получается, так как семена твердые.

Тогда воспитатель раздает каждому ребенку проросшие семена, у которых  длина коря составляет до 1 см. На данном семени хорошо видно, как корень прорвал кожуру семени.

 - Данная оболочка называется кожурой, - поясняет педагог.  – Осторожно снимите кожуру. Что находится под ней? (Дети видят две расходящиеся половинки семени белого цвета.) Эти половинки называются семядолями, т.е. долями семени. Очень осторожно раздвиньте семядоли и посмотрите, связаны ли они между собой. (Большинство детей разорвут их, не заметив связи, но самые внимательные увидят, что обе семядоли связаны между собой тонкой перемычкой в том месте, где на семени имеется выемка.)

 - Положите семядоли на тарелочку (лист бумаги) и внимательно рассмотрите, что еще есть туту, кроме корня. (Внимательно приглядевшись к семядолям, дети заметят, что выше корня находится еще какое-то образование. Это – сложенные зародышевые листки.) Они называются почечкой, - поясняет педагог. – Как вы думаете, почему их называют так ласково: почечка, а не почка? – Потому, что она маленькая, - отвечают дети.

 - Давайте теперь подумаем: когда растение будет расти, что получится из корешечка? – Корень. – А из почечки? – Листья.

 - А теперь осталось найти стебель. Посмотрите еще более внимательно на то место, где сходятся почечка и корешочек. Вы видите небольшое вздутие? Оно напоминает шарик. Это и есть зародышевый стебель, или, как его правильно называют, стебелек. Почему такое нежное, ласковое название? – Потому что он маленький.

 - Вам не кажется, что мы нашли в семени маленькое растение с корешочком, стебельком и почечкой? – Да, - Отвечают дети.

 - Давайте подумаем, почему это маленькое растение, такое нежное и слабое, не гибнет? Кто догадался? (Кто-нибудь из детей обязательно сообразит, что его защищает семядоли. Они прячут растение между собой и тем самым предохраняют от механических повреждений.) Посмотрите на сухое семя. Зачем оно такое твердое? Почему мы не можем его разломать? – Потому, что оно надежно защищает маленькое растение, - догадываются дети.

 - Теперь мы должны узнать вот что: это маленькое растение всегда находится в семени или появляется в нем в момент прорастания? Я даю вам семена, которые пролежали в воде всего одну ночь и не успели прорасти. Они только набухли. Снимите с них кожуру, раскройте семядоли и посмотрите, есть ли в непроросшем семени маленькое  растение. (Дети выполняют названные процедуры и обнаруживают маленькое растение. Оно на самом деле очень маленькое, поэтому дошкольники не смогли бы увидеть его детали, если бы предварительно не потренировались на достаточно крупном объекте – проросшем семени. Ребята находят зародышевый корешок, стебелек и почечку. Стебелек напоминает маленький шарик.)

 - К какому выводу мы пришли? – Маленькое растение всегда находится в семени.

 - Даю вам вопрос – «на соображение». Кто догадается, зачем еще нужны семядоли? Для подсказки – еще вопрос. Во время роста размер растения увеличивается. Из чего строится тело нового растения? (В данном месте желательно не давать ответа в готовом виде, а дождаться, пока кто-либо сообразит, что растение строится из веществ, содержащихся в семядолях.)

 - Вот что получается. Взрослое растение, на котором созрели семена, можно считать мамой. У мамы было много детей – маленьких растений. Чтобы они не погибли и не голодали, мама создала запас пищи и отложила ее в семядолях. Кроме того, она наделила семядоли еще одной обязанностью: защищать ее детей от механических повреждений. Вот как умно поступает растение. Оно безбоязненно оставляет своих детей в почве на всю зиму. А малыш крепко спит и не растет. Как вы думаете, что может его разбудить?

Если ответа не последует, воспитатель подсказывает:

 - Что сделала я, чтобы разбудить маленькое растение и показать их вам? – Их положили в воду. Тогда они набухли и проснулись.

 - Правильно. Дома мы сами можем положить их в воду. А в природе  когда такое случается? Почему зимой они не прорастают?  - Это случится весной, когда начнет таять снег и почве появится много воды.

Будет хорошо, если дети смогут оценить и роль тепла. Если же сами они о тепле ничего не скажут, форсировать события не следует. Занятие итак нагружено материалом. Роль тепла они изучат в последующих экспериментах.

 - Осталось узнать последнее: есть ли в зародыше зачатки цветков и плодов. Внимательно рассмотрите все свои семена и установите это. (Опыт показывает: дети легко понимают смысл слов «зародыш» и «зачаток», поэтому их можно употреблять без объяснения. Для справки педагогу: в состав зародыша входит не только маленькое растение, но и семядоли.) Выполнив просьбу педагога, дети убеждаются, что зачатков цветов и плодов в зародыше нет.

Если дети не устанут, им можно предложить рассмотреть какие-нибудь другие крупные набухшие семена (например, тыквы, подсолнечника, огурцов, дыни), найти семядоли и маленькие растения.

 - Теперь ответьте на вопрос, который я вам задала в начале занятия: маленькое растение всегда находится в семени или появляется в нем при прорастании? (После проведенного исследования вопрос не вызовет затруднений: оно было там всегда.) – А есть ли маленькие растения в таких мелких семенах, как редис, капуста, мак? Тоже? Какой же размер должны иметь эти растения? Очень маленький. Но они есть и имеют все известные нам части: корешочек, стебелек и почечку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).

ТЕМА: «Как дети помогли Снеговику». (Составление рассказа о зиме с помощью наглядно-дидактического пособия с использованием фланелеграфа).   ЦЕЛИ: - активизация предметного словаря по теме; ...

Опыт использование фланелеграфа в работе воспитателя: «Игра-изображение»

Использование фланелеграфа вовторой младшей группе....

Новые формы организации учебного процесса и улучшение разработки учебных занятий с использованием цифрового оборудования

Конспект занятия по лего конструированию с использованием цифрового оборудования....

Тематический день «До свидания лето, Здравствуй осень» для детей 1 младшей группы с использованием фланелеграфа.

Использование фланелеграфа в учебном процессе:Так было летом. Что произойдет осенью? Вначале дети создают биоценоз в летнее время года. Затем воспитатель предлагает подумать, с чего начнутся изменения...

Пересказ сказки «Репка» с использованием фланелеграфа.

учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя фразу из четырех-шести слов; пересказывать текст, используя сказочные повторы и предметные картинки на фланелеграфе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ – ОДИН ИЗ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В данной статье дается описание, об использование различных физкультминуток для педагогического процесса в ДОУ,   которые являются одним из принципов здоровьесберегающих технологи...

Использование фланелеграфа в образовательном процессе.

Фланелеграф — универсальное игровое пособие очень простое и в то же время интересное, которое можно  использовать в развивающих занятиях с детьми. Для его изготовления испол...