Главные вкладки

    Дополнительная программа "Моё родное село -Шарлык"
    рабочая программа (старшая группа) по теме

    Чернова Лидия Владимировна

     

    •  Цель программы:

    дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к селу, в котором они живут, поддерживать познавательный интерес к традициям и обычаям родного края. 

    Программа поможет педагогам:

    - в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;

    - в определение целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиций своего народа;

    - в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка (любви к семье, родному краю, Родине) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sharlyk.docx100.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Аннотация.

    Образовательная область. «Cоциализация».

    Направление образовательной деятельности. «Социально – личностное».

    Название программы. «Мое родное село-Шарлык».

    1. Возраст детей:  5 – 6 лет.
    2. Срок реализации: 1год.
    3. 1.2 Цель программы:
    4. дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к селу, в котором они живут, поддерживать познавательный интерес к традициям и обычаям родного края.

    Программа поможет педагогам:

    - в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное ненасильственное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;

    - в определение целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиций своего народа;

    - в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка (любви к семье, родному краю, Родине) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.

    1. Сведения об авторе: Чернова Лидия Владимировна, МАДОУ «Шарлыкский детский сад №4», Оренбургская область, с. Шарлык воспитатель 1 категории.

    УТВЕРЖДАЮ

    Заведующий МАДОУ «Шарлыкский детский сад №4»

    _________________ Н.И.Судакова

    (подпись)            (Ф.И.О.)

    «         » _______________ 2012 г.

    ПРИНЯТО

    на педагогическом совете ………

    Протокол № ___  _________ 2012 г.   _____________

                                    (Ф.И.О.)                                                

    Дополнительная образовательная программа по патриотическому воспитанию детей,  в процессе ознакомления дошкольников с родным краем.

    "Моё родное село -Шарлык"

    Выполнила:Чернова Лидия Владимировна

    воспитатель 1 квалификационной категории,  

    МАДОУ «Шарлыкский детский сад №4»

    Шарлык,  2012

    Содержание.

    1.Пояснительная записка………………………………………………...3

    1. 1.1Актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников…………………………………………………………….3
    2. 1.2 Цель программы……………………………………………………...4
    3. 1.3 задачи программы………………………………………………… 4
    4. 1.4 Направление программы…………………………………………..5
    5. 1.5Отличительные особенности……………………………………… .6
    6. 1.6 Условия реализации программы…………………………………  7
    7. 1.7 Принципы программы…………………………………………….  7
    8. 1.8 Ожидаемые результаты………………………………………… …8
    9. 1.9 Формы и режим образовательной деятельности……………….. 8

    2.Проектирование образовательной деятельности…………………10

    2.1 Тематический план………………………………………………  10

    3.Содержание работы по освоению программы …………………  12

    3.1 Содержание разделов программы………………………………12

    3.2 Методическое обеспечение программы…………………………15

    3.3  Интеграция образовательных областей………………………  16

    4.Планируемые результаты освоения детьми  программы………  17

    4.1Планируемые итоговые результаты освоение детьми программы……………………………………………………………….17

    5.Мониторинг…………………………………………………………  19    

    6.Список используемой  литературы………………………………… . 26

            

     

    4

    5

    6

    7

    1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В.А. Сухомлинский.

    В проекте Национальной  доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России,  граждан правового демократического, социального государства,  уважающих права и свободы личности,  обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

    1.1.Актуальность программы

    В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.

    В период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль народной культуры как источника развития творческого потенциала детей и взрослых.

    В современных условиях в наш быт активно внедряется инородная культура, а наша родная культура незаслуженно забывается. Поэтому нам, работникам образования необходимо уделять больше внимания русской народной культуре, т.к. именно она способствует формированию чувства национальной принадлежности и национального достоинства, чувства патриотизма и любви к своей Родине.

    В настоящее время наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений.

    Образовательная область «Социализация» реализуемая в программе «Моё родное село - Шарлык»,  успешно  интегрируется  со всеми образовательными областями основной  образовательной программы дошкольного образовательного учреждения («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»,  «Социализация», «Коммуникация», Музыка»).

    Знакомство дошкольников с родным селом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить  от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному краю можно достичь только систематической работой.

    Новизна дополнительной образовательной программы состоит в том, что краеведческая тема недостаточно представлена в существующих программах. Наполнение содержания образовательной области  «Социализация» в части основной общеобразовательной программы, формируемой образовательным учреждением, местными элементарными сведениями из истории, географии, культуры малой  Родины и разнообразными темами, раскрывающими взаимосвязь нравственных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи нашего села и края, является инновационной. Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. При составлении данной программы учитывались потребности,  психофизиологические особенности детей, запросы родителей. 

         Во время патриотического воспитания у детей развиваются такие интегративные качества как:

    1. Эмоционально-отзывчивый – воспитывать умения сочувствовать, удивляться, сопереживать окружающим, уметь видеть красоту окружающего мира.
    2. Активный, любознательный – развивать желание изменить что - либо вокруг и себя в лучшую сторону (не бросать мусор на улице). Воспитатель должен дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир.
    3. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе – воспитывать патриотизм, ребенок имеет представление об окружающем мире родного края. Знает животных и растения, занесенные в красную книгу Оренбургской области.
    4. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия – Воспитывать культуру поведения на экскурсии и в общественных местах.
    5. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками – Учить ребенка жить в гармонии с окружающим миром, учить детей вести здоровый образ жизни.
    6. Овладевший необходимыми умениями и навыками - Формировать представление о малой родине, формировать навыки бережного отношения к природе.

    1.2 Цель программы:

    - дать детям целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к селу, в котором они живут, поддерживать познавательный интерес к традициям и обычаям родного края.

    1.3 Задачи программы:

    Обучающие:

    формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений (добро, семья, Родина и др.);

    Формирование умения набирать необходимую информацию.

    Развивающие:

    Развитие умений взаимодействовать с окружающим миром, природой  Шарлыкского района.

    Развитие навыков исследовательской  и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Развитие таких качеств, как социальная активность, нравственность.

    Расширять знания детей о родном поселке, как частице Оренбургской земли.

    Воспитывающие:

    Воспитывать осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.

    Воспитывать  у детей понимание красоты природы родного края и нравственного отношения к ней.

    На примере жизни людей родного села воспитывать чувства гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги своих земляков.

    1.4 Направление программы – реализация регионального компонента в образовательной области «Социализация», отбор содержания о достопримечательностях района к основной общеобразовательной программе дошкольного образования. 

    В основе лежит познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность детей.

    Данная программа является краткосрочной, она рассчитана на один год. Программа реализуется за счет углубления приоритетного направления, с учетом регионального компонента; носит познавательно-речевую  направленность.  Данная программа состоит из 8  модулей и рассчитана на 32 занятия в учебный год, по 25 минут каждое

    Возрастные особенности детей 5-6 лет.

    Старшие дошкольники проявляют большой интерес к истории родного края, традициям, различным природным явлениям и др. Дети этого возраста любят наблюдать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи при знакомстве с фольклором и обычаями родного края. В этом возрасте совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными – память и внимание, появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнять содержание патриотического воспитания.

    1.5. Отличительная особенность программы заключается в том, что она разработана с учётом национально-культурных, демографических, климатических условий, характерных для Шарлыкского района, в которых осуществляется образовательный процесс.

    Наш район характеризуется континентальным климатом, преобладающий ландшафт района – увалистая местность с берёзовыми, осиновыми, дубовыми лесами.

    Географическое положение Шарлыкского района- соседство Башкирией,  Октябрьским, Пономарёвским, Александровским районами,  а также социально-исторические условия обусловили многонациональный состав населения  села Шарлыка: русские,  татары, чуваши,  мордва,  башкиры, армяне. Шарлыкский район располагает историческими и современными достопримечательностями. Так, имеется один лесной генетический резерват площадью 88 га. Ландшафт холмистого и лесистого правобережья реки Демы на севере района был назван известным оренбургским естествоиспытателем С.С. Неуструевым (1918 г.) "Задемской лесостепью". В село Шарлыке имеется спортивный комплекс «Олимп» с прилегающим к нему стадионом, где проходят соревнования областного уровня, плавательный бассейн, краеведческий музей.

    Известные уроженцы:

    - Родимцев Александр Ильич — советский военачальник, генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза.

    -Мячин Константин Алексеевич — партийный и военный деятель.

    -Серов Георгий Трофимович — командир батальона 167-го гвардейского стрелкового полка 1-й гвардейской стрелковой Московско-Минской Краснознаменной ордена Суворова дивизии 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронта, гвардии майор. Герой Советского Союза

      В итоге, овладев знаниями  об истории Шарлыкского района, дети узнают историю своего региона, у них сформируется чувство любви к своей малой родине с ее далеким пошлым. Дошкольники приобретут умение бережно относиться к природе, они познакомятся с фольклором, традициями, обычаями родного края, и хочется надеяться, что это определит их обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.

    1.6 Условия реализации программы

    1. Краеведческий уголок в ДОУ;
    2. Виртуальный музей боевой славы;
    3. Использование разнообразных видов детской деятельности;
    4. Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи, обеспечение участия семьи в жизни группы детского сада и дошкольного учреждения в целом.

    К педагогическим условиям реализации программы отнесено следующее: создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, в результате которой осуществляется формирование знаний, умений, навыков, развитие исторического мышления, организация самостоятельной деятельности связанной с эмоциональными переживаниями, воспитание любви к малой Родине, национальной культуре:

    - предусматривается широкое использование методов развития познавательной активности и творческого воображения (исследовательскую и опытно-экспериментальную работу и т.п.)

    - предполагается создание в группе богатой предметно-развивающей среды, уголка краеведения;

    - планируется активная совместная проектная деятельность с родителями;

    - при планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.

    Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов  работы по программе:

    - развивающего образования: отсутствие знаний воспитанников о жизни предков и обычаях родного края.  В связи с этим воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине и многонациональному народу, замечательным людям, прославившим наш край.

    - научной обоснованности и практической применимости (исследование, достоверные сведения, проведение с детьми экскурсий);

    - полноты, необходимости и достаточности.  Основываться на интересах и потребностях ребёнка, взаимодействовать с семьёй для обеспечения представления ребёнка о семье, обществе, его культурных ценностях и традициях.

    - культуросообразности и регионализма, обеспечивающих становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего окружения, особенностей социальной действительности своего региона.

    Вся работа будет соответствовать комплексно - тематическому принципу построения образовательного процесса. ( Праздники, спортивные мероприятия, выставки народных умельцев, конкурсы, художественные показы);  интеграции краеведческих знаний во все компоненты воспитательно-образовательного процесса (организованная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями, режимные моменты.)

    Широкое использование здоровьесберегающих технологий, технологий личностно - ориентированного обучения, игровых технологий, технологии проектного обучения.

    1.7 Ожидаемые результаты программы

    Реализация  программы позволит сформировать у дошкольников  такие качества, как социальная активность, нравственность, гуманистическое отношение к человеку, познавательную активность, умение планировать, умение находить и передавать информацию.

    Овладев знаниями об истории Шарлыкского района,  ребенок узнает историю своего региона, у него будет сформировано чувство любви к своей малой родине с ее далеким прошлым. Он приобретает умение относиться к животным и растениям, узнает, как собирать лекарственные растения.  Ребенок познакомится с фольклором, традициями и обычаями родного края. Он научится понимать себя как часть общества. Это определит его обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.

    К концу года дети должны знать: первоначальные представления  об  истории посёлка. Орудия труда для сельскохозяйственных  работ, домашнюю утварь и знать национальные праздники. Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки.

    1.8 Формы и режим образовательной деятельности:

    -Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам, фронтально);

    - Индивидуальная работа с ребенком;

    - Тематические мероприятия;

    - Дидактические игры;

    - Интегрированная деятельность.

    -Экскурсии, в том числе и виртуальные.

    -Праздники.

    -Досуг

    Основой для разработки рабочей программы по патриотическому воспитанию стали:

    1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). М.: Мозаика – Синтез, 2010г,
    2.  Соловьева Е.В. Наследие. И быль и сказка. Пособие по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста/   Обруч Москва, 2010.
    3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду/Практическое пособие – 2-е изд., - М.: АРКТН,2007.-144с.
    4. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655

    1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    2.1 Тематический план непосредственно образовательной деятельности

    Модуль/тема

    Объем времени

    Интегративные качества

    ЦОР,ЭОР, методическое пособие

    1.

    МОЯ СЕМЬЯ

    1ч 40

    1.1

    Тема: «Мой портрет. Какой я»

    25

    Любознательный, активный, имеющий первичные представления о себе, своей семье. Способный решать личностные задачи, проявляет положи-тельные эмоции в процессе самостоятельной деятельности        

    Знакомство с творчеством художника Овчинникова А.И

    Лит.ряд: А. Плещеев «Лучше всех», «Песня о матери» колыбельных песен.

    Разучивание пословий, потешек, колыбельных песен.

    1.2.

    Тема: «Моя родословная»          

    25

    1.3.

    Тема: «Моя дружная семья»

    25

    1.4.

    Тема: «Мама, папа и я спортивная семья»

    ( принять участие в конкурсе ДОУ)

    25

    2

     РАЙОН, ГДЕ Я ЖИВУ

    2ч.05.

    Любознательный активный

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, планировать свои действия на основе первичных представлений (норм и правил поведения в природе)

    Карта Оренбургской области

    Соломенникова О.А.

    Занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей группе.-М.:Мозаика-Синтес,2009-2011.

    Презентации подготовленные воспитателем о природных памятниках, родниках района

    Шарлыкский район в названиях В.Х.Мавликаев

    2.1

     Знакомство с картой Оренбургской области

    25

    2.2

    Тема: «Природные памятники»

    Виртуальная экскурсия по району

    25

    2.3

    Тема: «Родники нашего края»

    25

    2.4

    Экскурсия в осенний парк в центре Шарлыка

    25

    2.5.

    Экскурсия в районный краеведческий музей

    25

    3

     НАРОД И КУЛЬТУРА

    2ч.30

    Эмоционально–отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Имеющий первичные представления о малой родине.

    Эниклопедия.

    Оренбургский государственный университет,2008.

    Сценарии занятий , интернет -ресурсы

    3.1

    Население  Шарлыкского района

    25

    3.2

    Одежда наших предков..

    25

    3.3

    Песни и танцы русского народа.

    25

    3.4

    Традиции и обычаи русского народа.

    25

    3.6

    Чем богаты, тем и рады

    25

    4

     ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

    1 ч.40

    Способный управлять своим поведением в природе и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост. Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1995.

    Демонстрационное пособие «Растения нашего края»

    Картины из серии "Лекарственные растения"

    Сценарии занятий

    Зенина, Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т.Н. Зенина, – М.: Педагогическое общество России, 2007.

    4.1

    Растения Шарлыкского района.

    25

    4.2

    Культурные растения.

    25

    4.3

    Дикие растения.

    25

    4.4

    Сладкий вечер – чай из трав

    25

    4.5

    Конкурс «Икебана из растений родного края»

    25

    4.6

    Растения занесенные в Красную книгу

    25

    5

    ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

    1ч.40

    Способен планировать свои действия направленные на достижение конкретной цели при ознакомлении с животным миром.

    Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные./Сост. П.Р.Ляхов- М.:Тко "АСТ”, 1999 Литературный ряд: загадки, «Дремучий медведь» Е. Чарушин. «Охраняйте птиц» И.Гришашвили.

    Самые лучшие сказки и рассказы о животных.- М., «АСТ. Астрель», 2011.

    Картины из серии "Животные нашего района"

    Сценарии занятий, презентации Муз.ряд: записи звуков леса.

    5.1

    Домашние животные

    25

    5.2

    Домашние птицы

    25

    5.3

    Удивительные рассказы о животных

    25

    5.4

    Коллективная аппликация  « Скотный двор»

    25

    6

    ЖИВОТНЫЙ МИР ШАРЛЫКСКОГО РАЙОНА

    1 ч.15

    6.1

    Животные

    25

    6.2

    День птиц

    25

    6.3

    Животные занесенные в  Красную книгу

    25

    7

     КАК ОТДЫХАЛИ НАШИ ПРЕДКИ

    1ч.40

    Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений) и в своем внутреннем мире

    Сценарии занятий

    7.1

    Детские игры

    25

    7.2

    Православные праздники-Масленница(досуг)

    25

    7.3

    Православные праздники –Праздник русской берёзки (Троица)

    25

    7.4

    занятие «Ознакомление с культурой и бытом русских людей через фольклор»

    25

    8

     «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УЛИЦАМ СЕЛА»

    2 ч.05

    Имеющий представление о культурных ценностях Шарлыкского  района и принадлежности к нему. Развитие у детей познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.

    Сценарии занятий, интернет ресурсы, презентации

    8.1

    Виртуальная экскурсия по улице Советской

    25

    8.2

    Экскурсия в бассейн

    25

    8.3

    Экскурсия в спорткомплекс «Олимп» и стадион.

    25

    8.4

    Экскурсия в музей славы в Шарлыкской СОШ №2

    25

    8.5

    Праздник детства

    25

    3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ

    3.1 Содержание программы

    Модуль 1. МОЯ СЕМЬЯ

    Тема1.1.«Мой портрет. Какой я?»

    Продолжать знакомить ребенка с самим собой. Воспитывать чувство собственного достоинства, развивать стремление совершенствовать себя, положительное отношение к себе. Учить рассказывать, развивать монологическую речь. Знакомство с творчеством  Заслуженного художника России с 1999 года Овчинникова А.И., членаСоюза художников России, Лауреата премии «Оренбургская лира». Портрет мальчика.

    Интеграция: коммуникация, художественное творчество, музыка

    Формы организации: Беседа,  мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (портрета), реализация семейного проекта "Мое имя".

    Материалы: фотографии детей, наглядно – демонстрационное пособие «Семья», оборудование и материалы для изготовления портрета, музык .центр. Мой портрет « Какой – Я»

    Тема1.2. «Моя родословная»  

    Дать представление о родственных связях. Вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах. Поддерживать чувства любви и уважения к членам семьи.                                                                                                        

    Интеграция: коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, безопасность.

    Форма организации: беседа,  составление коротких рассказов из личного опыта, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества (дерева), проект «Моя семья»

    Материалы: наглядно – демонстрационный материал «Семья», заготовки фотографий родственников детей, материалы для изготовления генеалогического дерева

    Тема1.3.«Моя дружная семья»

    Закреплять представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Формировать представление о семейных праздниках, о способах поздравления друг, друга. Способствовать проявлению интереса к семейным праздникам.

    Интеграция: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы ,художественное творчество.

    Формы организации: непосредственно образовательная деятельность (совместная деятельность педагога и детей) -  рассматривание сюжетных картин из серии «Моя семья»; чтение русских народных сказок; общение «Дом, в котором я живу».

    Материалы: наглядно – демонстрационный материал «Семья», «Мой дом», фотографии семей детей.

    Тема1.4.«Мама, папа и я спортивная семья»

    ( принять участие в конкурсе ДОУ)

    Развивать у детей коммуникативные умения. Закреплять представления детей о своей семье, селе, стране. Воспитывать желание и потребность проявлять заботу о близких людях и внимание к ним.

    Интеграция: коммуникация, социализация, физкультура, музыка, безопасность.

    Форма организации: музыкально – спортивное соревнование

    Материалы: оборудование для эстафеты

    Модуль 2. « Район, где я живу»

    Тема 2.1. Знакомство с картой Оренбургской области

    Эмоционально – содержательная характеристика карты Оренбургской области. Определение местонахождения Шарлыкского района на карте области. Знакомство с Гимном нашего района.

    Беседа о Шарлыкском районе. Рассказать, о размерах нашего края, его природных богатствах, о том, что наш край – край удивительного разнообразия природных условий. Показать уникальность природы родного края ( по долинам рек  растут пойменные леса, состоящие из ивы, ветлы, осины, липы, ясеня ) её хрупкость и, в то же время могущество. Воспитывать любовь, патриотизм, желание бережно относиться к окружающей природе.

    Материалы и оборудование: фотографии, иллюстрации по теме, произведения шарлыкских поэтов, аудиозапись «Я шарлычанин».

    Интеграция областей: познание, музыка, коммуникация, художественная литература.

    Формы организации: беседа, совместная образовательная деятельность.

    Тема2.2. «Природные памятники». Виртуальная экскурсия по району.

    Познакомить детей с природными памятниками нашего края: Прохоровские курганы(Сарматский курган),  Ольговская дача(сыртовая дубрава), чёрноствольная берёза, каменная баба (с.Казанка)

    Показать уникальность природы родного края.

    Воспитывать любовь, патриотизм, желание бережно относиться к окружающей природе

    Интеграция: коммуникация, художественная  литература, социализация, познание.

    Формы работы: проект «природные памятники», просмотр слайдов.

    Тема 2.3. «Родники нашего района».

    Дать понятие, что такое «родник», «ключ». Знакомство с природой родного края. Воспитывать любовь, патриотизм, желание бережно относиться к окружающей природе. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Беседа с родителями об участии, в стартующей акции в нашем районе «Родники».

    Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.

    Формировать навыки культуры поведения в природе.

    Формы работы: презентация «Родники нашего района», просмотр слайдов, выставка рисунков, районная акция «Родники» .

    Тема 2.4. Экскурсия в парк в центре Шарлыка.

    Привлечь родителей к проведению экскурсии. Расширение представлений детей о типичных осенних явлениях. Увлекать детей красотой осенней природы, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Развивать речь детей, упражнять в подборе определений к существительным, активизировать словарь детей. Активизировать двигательную активность детей.

    Способствовать сплочению отношений между детьми и родителями через совместные игры и наблюдения.

    Формы работы: беседы, игры, повторить правила поведения в парке, наблюдении я, сбор природного материалы для изготовления поделок, выставка рисунков, поделок.

    Тема 2.5.  Экскурсия в районный музей

    Расширять представления детей об истории нашего района: о его прошлом и настоящем. Уточнить представления об исторической сущности норм и правил поведения. Формирование у детей первичных представлений с историей родного  края. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление о том, как всё начиналось. О размерах нашего края, его природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края.

    Интеграция: коммуникация, социализация, безопасность, познание.

    Формы работы: посещение краеведческого музея.

    Интеграция: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, безопасность.

    Формы организации: дид. Игра : «Узнай это место», альбом «Достопримечательности нашего села», чтение стихов, рассказов о селе, рассматривание иллюстраций.

    Модуль 3. « Народ и культура»

    Соприкосновение детей с народным искусством, народными традициями, обрядами обогащает ребенка духовно, воспитывает чувство гордости за свой народ и свою Родину, поддерживает интерес к его истории и культуре.

    Тема 3.1. Население  Шарлыкского района

    В Шарлыкском районе живут люди разных национальностей (русские и казахи)  В каком селе ты живешь? На какой улице? В какой детский сад ты ходишь? Как зовут твоих друзей? Где они живут?

    Расширять представления детей о народностях населяющих наш край, о видах поселений. Формировать умение толерантного отношения к окружающим и коммуникативные навыки.

    Интеграция: коммуникация, художественная литература, социализация, музыка.

    Формы работы: просмотр видеофильма «Многонациональный край ».

    Материалы: видеофильм «Многонациональный край », альбом «Национальная деревня ».

    Тема 3.2. Одежда наших предков.

    « Вещи из бабушкиного сундука»

    Русская народная одежда для женщин и мужчин. Чем похожа одежда бабушки на современную одежду и чем отличается? Для чего нужны предметы, которые лежали в бабушкином сундуке? Как ими пользоваться? Формирование национального самосознания ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа.

    Аппликация « Украсим одежду бабушки»

    Тема 3.3. Песни и танцы русского народа.

    Развивать нравственно-патриотические чувства у детей через знакомство с русскими народными песнями, танцами с их основными группами и выразительными возможностями. Формирование национального самосознания ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи - этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

    Разучивание танца «Валенки». Слушание русских народных песен, шуток - прибауток.

    Тема 3.4. Традиции и обычаи русского народа.

    Оформление уголка старины, украшением которой служит модель русской печи, лавка, прялка. Здесь дети могут увидеть вышитые рушники, салфетки, русские народные костюмы и всякую старинную утварь. Приобщение дошкольников к этнической культуре русского народа. Формирование национального самосознания ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа.

    Формы работы: разучивание русских песен, игр, рисование узоров.

    Тема 3.5.«Чем богаты, тем и рады».

    Формировать представления детей о народном промысле края - Оренбургском пуховом платке. Дать знания о том, кто и когда впервые начал вязать пуховые платки. Показать платки и необходимые предметы для их изготовления. Воспитывать чувство гордости за свой край.(село Новомусино) Формировать у детей понятие о том, что человек красив своим трудом; воспитывать чувство уважения к мастерству, к результатам труда других людей; пробудить желание трудиться.    

    Песня «Оренбургский пуховый платок».

    Образцы узоров платков, паутинка, платок.

    Презентация «Оренбургские умелицы».

    Продуктивная деятельность: рисование на тему «Придумай свой узор».

    Материалы и оборудование: ТСО, платки, бумага темного цвета, гуашь белая, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

    Интеграция образовательных областей: «познание», «социализация», «Музыка», «Художественное творчество», «Труд».

    Форма работы:  групповая (совместная образовательная деятельность)

    Модуль 4 « Как отдыхали наши предки»

    Тема 4.1. Детские игры

    Формирование национального самосознания ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с играми бабушек, родителей.

    Народные игры «Городки», «Гори, гори ясно».

    Тема4.2. Праздник Масленицы (досуг)

    Ознакомление с историей праздника. Показать детям, как в настоящее время празднуется этот праздник в нашем районе. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

    Формы работы: презентация проведения районного праздника, досуг «Масленница»

    Тема 4.2. Православные праздники –Праздник русской берёзки «Троица»

    Ознакомление с историей праздника. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания. Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений.

    Формы работы: Игры, хороводы, досуг

    Тема 4.4. Итоговое занятие «Ознакомление с культурой и бытом русских людей через фольклор»

    Помочь детям понять жизнь, быт, культуру, традиции, красоту обрядов; раскрыть простоту и наивность русских людей; через игру показать явления в повседневной жизни, нравственные и правовые установки в семье.

    Формы работы: НОД, русские народные песни, игры, хороводы.

    Модуль 5. « Царство растений»

    Тема 5.1. Растения Шарлыкского  района.

    Ознакомление с растениями Шарлыкского района. Сформировать представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями  и растительным миром (ковыль, шалфей степной, тюльпан, кровохлебка, адонис, клевер), ролью человека. Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека.

    Рассматривание иллюстраций с изображением растений. Чтение рассказа "Зелёные страницы". Дидактические игры: "Собери букет", "Узнай растение". «Растет - не растет»,

    Подвижная игра «Вейся, венок!».

    Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, гербарии, альбом «Растения степей нашего края».

    Интеграция : социализация, познание, коммуникация.

    Формы организации: беседа, совместная образовательная деятельность педагога и детей.

    Тема 5.2.Культурные растения.

    Формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним.

    Тренировочное занятие в виде сюжетно-ролевой игры «Учёные» - предполагает познакомить детей с технологией проведения исследований.

    Подготовка семян для посева на рассаду и их посадка.

    Наблюдение за ростом растений.

    Формы работы: проект «Культурные растения нашего детского сада»

    Тема 5.3. Дикие растения.

    Закрепить детьми полученные знания и умения исследовательского поиска необходимыми для проведения самостоятельных исследований.

    Составление гербария полевых растений.

    Формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная, совместный труд

    Тема 5.4.Сладкий вечер – чай из трав

    « Чай бабушки Арины»

    Приготовление чая из целебных трав. Рассказ бабушки о травах: где и когда собирала, как их сушила, чтобы сохранить целебные свойства, как правильно заваривать чай.

    Тема 5.6. Конкурс « Икебана из растений родного края»

    Сбор материала и составление икебана из растений, произрастающих в Шарлыкском районе. Развитие эстетического вкуса. Воспитание чувства красоты. Взаимодействие с родителями.

    Тема 5.7. Растения, занесенные в Красную книгу

    Ознакомление с растениями Шарлыкского района занесенными в Красную книгу: ирис карликовый, тюльпан,  пион тонколистный,  солодка. Развивитие интереса к представителям растительного мира – цветам и деревьям; усвоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами; формирование гармоничного отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).

    Формы работы: занятия-путешествия, рассматривание энциклопедии, рисование, создание альбома «Растения Шарлыкского района»

    Модуль 6. « Домашние животные» 

    Тема 6.1. Домашние животные.

    Беседа « Домашние животные нашего района». Сюжетно ролевая игра «У нас в деревне». Выбираем транспорт, на котором поедем по деревне и строим его. Бабушка рассказывает о своем деревенском доме, проводит по его комнатам. Затем рассказывает о животных, задавая детям вопросы о повадках своих животных, о том, чем их кормят.

    Тема 6.2.Домашняя птица

    Сюжетно ролевая игра «У нас в деревне». Дети оказывают помощь в сортировке зернышек для кормления домашней птицы. Расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано.

    Тема 6.3.Удивительные рассказы о животных

    Чтение рассказов, сказок о животных.

    Тема 6.4. Коллективная аппликация  « Скотный двор»

    Составление аппликации «Скотный двор» Развитие творчества, воображение при выполнении работы.

    Модуль 7.« Животный мир Шарлыкского района»

    Тема 7.1. Животные

    Формировать представления детей о животных Шарлыкского  района (барсуки, кроты, лиса, волк, заяц, рысь, косули, куница ,лоси ,суслики ,хомяки тушканчики  ,крысы, мыши) , об их особенностях жизни, обитания в разное время года. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными.

    Продуктивная деятельность: «Слепим из пластилина любимое  животное»

    Материалы и оборудование: пластилин, стеки; ТСО.

    Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Безопасность», «Художественное слово», «Труд».

    Форма работы: групповая (совместная образовательная деятельность)

    Тема 7.2. Птицы

    Беседа «Птицы нашего района» Познакомить с птицами нашего края: дрофа, стрепет, журавль-красавка, серая куропатка, рябчик, большой пестрый дятел, желна, ворон, жаворонок, ястреб - тетеревятник, лебедь крикун , королек, кречётка. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

    Подвижная игра «Птицелов». Разгадывание загадок о птицах, чтение стихотворений. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

    Материалы и оборудование: иллюстрации, картинки с изображением птиц нашего края. Атрибуты к подвижным играм.

    Тема 7.3. Животные, занесенные в  Красную книгу

    Ознакомление детей с животными  Шарлыкского района занесенными в Красную книгу Дать понятие «Красная книга», для чего она нужна и почему так называется. Познакомить детей с представителями флоры и фауны Красной книги. Формировать представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных. Расширить и  углубить знания детей о животном мире, встречающемся в нашем крае. Воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.                    

    Рассматривание иллюстрации из Красной книги. Чтение стихотворения «Красная книга». Дидактическая игра «Вспомни и назови».

    Материалы и оборудование: Знаки «Правила поведения в природе». Раздаточный материал. Красная книга.

    Интеграция областей: познание, социализация, коммуникация, безопасность, чтение художественной литературы.

    Форма: Беседа, совместная образовательная деятельность.

    Модуль 8. «Экскурсия по улицам Шарлыка!»

    Тема 8.1. Виртуальная экскурсия по улице Советской

    Знакомство с жилыми и административными зданиями.

    Расширять представления детей о своём родном селе. Познакомить детей с улицами села,  историческими постройками – памятниками архитектуры села. Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий. Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий.

    Интеграция: коммуникация, труд,  художественное творчество

    Формы организации:  непосредственно образовательная деятельность (совместная деятельность педагога и детей),  слайд-шоу «Из прошлого в настоящее.

    Тема 8.2. Экскурсия в бассейн.

    Провести экскурсию по зданию бассейна.

    Познакомить детей c основные правилами посещения бассейна. Способствовать формированию у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью, приобщению детей к активным видам спортивной активности, через занятия плаванием, вовлечении детей  в активную оздоровительно-образовательную деятельность. Формирование представлений о безопасном поведение на воде.

    Тема 8.3.Экскурсия в спорткомплекс «Олимп» и на стадион.

    Формирование интереса к здоровому образу жизни, воспитание

     Формы работы: встречи со спортсменами, с руководителями секций,

     спортивные игры, эстафеты.

    Участие в районном празднике «Весёлые старты»

    Тема 8.4 Экскурсия в музей славы в Шарлыкской СОШ №2

    Привлечь к участию в экскурсии ветерана Отечественной войны. Познакомить детей с биографией дважды Героя Советского Союза А.И.Родимцева. Дать понятие детям о том, что память о совершенном героическом поступке может быть увековечена в экспозиции и многие последующие поколения смогут прикоснуться к подвигу не только через страницы книг, но и побывав на экскурсии в обычном школьном музее.

    Тема 8.5. Праздник детства в день Защиты детей

    Принять активное участие в районном празднике детства. Доставить детям радость. Показ возможностей и творческого потенциала детей в реализации социально значимых детских инициатив.

    Кадровый ресурс:

    музыкальный  руководитель:

    1. Разучивание песен и танцев, усиливающих эмоциональное восприятие родного края;
    2. помощь в проведении  праздников, посиделок;
    3. подбор музыкальных произведений (песни о родине,  авторские    музыкальные произведения и т.д.)

    инструктор по физическому воспитанию:

    1. включение в занятия физических упражнений, подвижных игр по согласованию с воспитателем;
    2. участие в экскурсии и т.д.;
    3. обучение правилам безопасности во время походов/экскурсий.

    воспитатель:

    1. создание в группе условий для патриотического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов.
    1. выполнение отдельных проектов (например, проекта «Моя улица»);
    2. Организация  пространства в помещении детского сада: групповые уголки краеведения.
    3. работа с родителями.

    Материально-технический ресурс (центры развития и их оснащенность) 

    1. Иллюстративный материал;
    2. Карта Оренбургской области;
    3. Картотека народных игр;
    4. Природный материал;
    5. Глобус;
    6. Макет «Дикие животные», «Скотный двор».
    7.  Национальные костюмы.
    8. Различные пособия, демонстрационный материал по тематике мини – музея
    9. Дидактические игры  по разделам программы, альбомы на разные темы  («Животные», «Растения»,   «Растительный  мир Шарлыкского района»,                                                                                                   «Красная книга» и другие)  
    10.   Серии  картинок  или  открыток, разнообразные коллекции,  макеты,  подборки  книг,   познавательных  детских энциклопедий, видеофильмов, слайдов
    11. Стационарное место, отведенное для  мини - музея  
    12.  Консультационный материал для педагогов и  родителей («Воспитание любви к родному краю у дошкольников»   и т.д.)          
    13. Магнитофон      
    14. Компьютер            
    15. Мультимедиа проектор                                                                                                                                      

    Рекомендуемые формы работы с детьми

    1.Постановка  театрализованных представлений  по мотивам русских народных сказок

    2.Изготовление  поделок  с использованием разнообразного природного, бросового материала, пластилина,  бусинок и  бисера                                                                                                                                                        

    3.Предметное и сюжетное рисование  с использованием  трафаретов                                                                                    

    4.Выполнение  заданий и упражнений  в книжках – раскрасках                                              

    5.Чтение художественной и энциклопедической литературы

    6.Организация  выставок  

    7.Организация  экскурсий  

    8.Организация  вечеров сказок, дидактических и творческих игр, игр с народными  игрушками

    3.3 Интеграция образовательных областей

    Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

    1. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, учатся рисовать разными материалами.
    2. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой.
    3. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями
    4. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок,  потешек.
    5. «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого- либо героя, его характер, настроение.

    4 . ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ

    4.1 Планируемые итоговые результаты освоение детьми программы.

    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

    Любознательный, активный.

    Эмоционально отзывчивый.

    Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    Способный управлять своим поведением и планировать свои действия

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

    Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

     

    У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

    Интересуется новым, неизвестным (мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому.

    Эмоционально реагирует на историю своей родины.

    Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения  со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; ребенок имеет свою точку зрения. Ребенок способен задавать интересующие его вопросы.

    Соблюдает правила поведения на экскурсии.

    Имеет представление о предметах и явлениях окружающей

    действительности, растительном и животном мире. Умеет

    наблюдает, сравнивать, анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

    Ребенок имеет представление о себе об окружающем мире, о природе  родного края. Знает растения и животных занесенных в красную книгу Оренбургской области. Знает символику родного края.

    У ребенка сформировано представление о родном крае, традициях и обычаях родного края.

    5. МОНИТОРИНГ

    Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы «Моё родное село –Шарлык»

            Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения разделов программы проводится путем применения методов, обеспечивающих получение необходимого  объема  информации,  объективность  и  точность получаемых данных.  Это наблюдение  за ребенком,  беседа,  экспертная  оценка  посредством проведения в середине и  конце учебного года  викторин, КВН по разделам  программы.

    Контрольно-измерительные материалы

    Цель диагностики: изучить особенности представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста и влияние на их развитие взаимодействия педагогов и родителей.

    Задачи диагностики:

    Выявить особенности представлений и характер отношения к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.

    Выявить характер проявления интереса к малой Родине детей старшего дошкольного возраста.

    Выявить заинтересованность родителей в воспитании интереса к малой родине у старших дошкольников и компетентность педагогов в этой проблеме.

    Изучить особенности организации взаимодействия педагогов и родителей в воспитании  интереса к Родине у детей старшего дошкольного возраста.

    Методика диагностики включает комплекс методов, направленный на выявление особенностей представлений детей о родной стране и характер отношения к ней, развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к событиям прошлого и настоящего, стремления сделать что-нибудь полезное для своего района, села, страны.

    Методика включает комплекс диагностических методов: беседу с детьми, анализ детских рисунков,  наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина», анализ детских вопросов о родной стране.

    Беседа с детьми на тему «Моя Родина»

    Цель: выявление особенностей представлений старших дошкольников о малой Родине и отношения к ней.

    Материалы: изображения гербов и флагов разных стран.

    Организация диагностической процедуры.

    Беседа проводится по вопросам:

    Как называется область, село, в котором ты живёшь?

    Как называется страна, в которой ты живёшь?

    Выбери из предложенных герб, флаг своего района.

    В каких сёлах района ты ещё бывал?

    О каких городах ты слышал?

    Если бы приехал друг из другого города, что ты ему мог бы рассказать о своём селе?

    Расскажи, что ты знаешь об истории своего села. (Как в нём жили люди раньше?) Откуда ты это узнал?

    Чтобы ты мог сделать (вместе с родителями, друзьями), чтобы в твоём селе стало лучше?

    Как ты думаешь, ты любишь свою малую Родину? Почему ты так думаешь?

    Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания- для всей страны, для своего села, - какие три желания ты загадал бы?

              Анализ детских рисунков на тему «Моя Родина».

    Цель диагностики: уточнить представление детей о малой Родине, выявить что дети старшего дошкольного возраста вкладывают в понимание слово малая Родина, какие чувства она вызывает у дошкольников.

              Наблюдение за деятельностью детей в развивающем центре «Моя Родина».

              В развивающем центре представлены материалы по теме: «Мы живем в России», «Мы живем в Оренбуржье», «Мы живем в Северном». Это книги о стране и области, альбомы с фотографиями достопримечательностей области и района, изделия народных промыслов, народные игрушки, куклы в национальных костюмах, настольные игры (пазлы, кубики, альбомы для раскрашивания).

     В ходе наблюдении отмечаются:

    - как часто дети обращаются к пособиям развивающего центра;

    - какие пособия у детей вызывают больший интерес;

    - обращаются ли дети за разъяснениями, дополнениями к педагогу;

    - способствуют ли представленные в центре материалы к возникновению разговоров, игр на темы о родном селе;

    - как воспитатель использует материалы центра в совместной деятельности.

     Для проявления интереса дошкольников к разным сторонам жизни малой родины  проводиться анализ вопросов о Родине, которые дети задают в повседневной жизни.

    Анализ вопросов детей.

    В ходе диагностики анализируются вопросы, которые задают дети старшего дошкольного возраста об истории, о современности, о разных сторонах жизни (социальной, экономической, об окружающем, о возможном будущем). При этом обращается внимание на то, слушает ли ребенок ответ, насколько внимательно он его слушает, как часто ребенок задает один и тот же вопрос.

              Вопросы могут фиксироваться, анализироваться и разделятся на группы по критериям, представленным в таблице.

    Критерии для анализа вопросов детей

    Количество вопросов

    Критерий часто проявляется

    Критерий иногда проявляется

    Критерий редко проявляется

    1. Вопросы касаются:

    - истории

    - современности

    - возможного будущего.

    2. Вопрос задается:

    - из любопытства

    - под влиянием познавательного интереса

    - по просьбе кого либо

    3. Отношение к ответу воспитателя:

    - внимательно слушает

    - слушает не внимательно, отвлекаясь

    4. Область интереса ребенка

    - социальные отношения

    - экономика

    - окружающий мир

    - география

    - природа

    5. Как часто повторяется один и тот же вопрос:

    - спустя несколько часов после того как был задан

    - через несколько дней (для уточнения)

    - повторяется через короткий промежуток времени, т.к невнимательно слушался ответ.

    Анализируя вопросы детей можно определить, задают ли дошкольники вопросы о жизни района в повседневной жизни, как часто, чем дети больше всего интересуются, что стимулировало познавательный интерес детей к этим явлениям и насколько он устойчив. Анализ представлений старших дошкольников о малой родине, особенностей отношений к ней проводится на основе следующих критериев:

    - особенности представлений о малой родине (существенные или несущественные; связанны с одной стороны жизни малой родины или разнообразны);

    - характер отношений дошкольников к малой родине (осознанное, устойчивое положительное, недостаточно осознанное, неопределенное), способность самостоятельно отвечать на вопросы;

    - проявление интереса к истории, культуре села, желание узнать о нем больше;

    - самостоятельность суждений (отвечают на вопросы с помощью взрослого, не отвечают на большинство вопросов).

    Полученные с помощью комплексной методики результаты позволяют выделить разные уровни развития основ гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.

    Высокий уровень (13-16 баллов)

    Знает название поселка, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны, 4-5 улиц; знает и узнает  герб Шарлыкского района , может объяснить символику  герба; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

    Средний уровень (8-12 баллов)

    Знает название   поселка, свой домашний  адрес;  герб Шарлыкского района; затрудняется назвать достопримечательности,   улицы  (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

    Низкий уровень (5-7 баллов)

    Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   поселка, не может объяснить символику края.  Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются.

    Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

    Предполагаемые результаты:

    Дети:

    - Итоговым результатом будет являться диагностика, где дети покажут свои знания по теме.

    - Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности

    - Проявление самостоятельности и творческой активности   в театрализованной деятельности

    - Нравственно- патриотические чувства к  истории, культуре, природе родного края

    - Развитие связной речи, обогащение словаря (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее ДОУ)

    Воспитатели:

    - Разработка конспектов занятий

    - Практический материал по всем видам детской деятельности  

    Родители:

    - Повышение интереса к работе ДОУ

    - Активное участие в конкурсах, выставках

    - Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок

    6.  ИНФОРМАЦИОННЫЙ  РЕСУРС.

    6.1. ИНТЕРНЕТ  РЕСУРСЫ:

    1. Уральская историческая энциклопедия, института истории и археологии.
    2. «На новые рубежи» сайт общественно политической газеты Шарлыкского района.
    3. Сайт Оренбургской области.
    4. Интернет- форум села Шарлык
    5. Про Шарлык
    6. Форум Шарлыка на ОренРег-56
    1.  «Вопросы интернет образования» - электронный журнал, статьи по методике и дидактике обучения с использованием ИКТ.

    www.vio.fio.ru

    1. Детская библиотека им Гайдара «Пескарь»

        peskarlib.ru

    1. Детские электронные презентации и клипы

        viki.rdf.ru

    1.  «Дошкольник – сайт для всей семьи»

    doshkolnik.ru

    1. Страна мастеров

        stranamasterov.ru

    1. Российское образование. Федеральный портал
      www.edu.ru
    2. Брыль Н. И. //интернет

    <http://festival.1september.ru/articles/551331/>

    1. http://ds82.ru/doshkolnik/1101-.html
    2. Курмаева М. Ю.//интернет

    <http://el-mikheeva.ru/tvorchestvo-nashih-vospitateley/moy-orenburg-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov>

    1. КурмаеваМ.Ю.//интернет

    <http://festival.1september.ru/authors/257-978-031>

    1. НиколаеваТ.А.//интернет

    <http://ds-8yagodka.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/zanjatie_po_izodejatelnosti_quot_orenburgskij_pukhovyj_platok_quot_nikolaeva_t_a/1-1-0-15>

    1. Сохина Н. И. //интернет

    <http://www.maaam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-po-formirovaniyu-celostnoi-kartiny-mira-podgotovitelnaja-grupa-tema-mo-orenburzhe.html>

    1. Спиридонова О. Ю. //интернет

    <http://www.proshkolu.ru/user/olga-spiri99/>

    1. Сергей Раковский //интернет

    <http://video.yandex.ru/users/rakovski/view/22/user-tag/оренбург/#>

    6.2.СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

    1.Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / Л.В. Артемова. - М.: Просвещение, 2006.-96с.

    2.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн.для воспитателя детского сада. -2-е изд., дораб. / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2006 -160с.

    3.Дьяченко, О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / О.М.Дьяченко,  Т.В. Лаврентьевой. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.-144 с.

    4.Дыбина, О.В.  Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. / О.В.  Дыбина - М.: ТЦ Сфера, 2010, 160 с.

    5.Дыбина, О.В. Неизведанное рядом:  занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина.- М.: ТЦ Сфера, 2011.- 192 с.

    6.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. -  М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. – (Растим патриотов России).

    7.Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. / Т.С. 8.Комарова, А.И.Савенков  М.: Российское педагогическое агентство, 2011. -106 с.

    9.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. -  М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. – (Растим патриотов России)

    10.Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / под ред. Л. А. Кондрыкинской – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160с. (Серия «Вместе с детьми».)

    11.Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.

    12.Павлова  Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром  Дорофеева Альфия Издательство: Мозаика-Синтез, 2011 г.

    13.Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция./ Е.О. Смирнова, В.М. Холмлгорова - М.: ВЛАДОС, 2010 -160 с.

    14.Фесюкова, Л.Б.  300 развивающих игр для детей 4-7 лет. / Л.Б.  Фесюкова. - Х.: АН ГРО ПЛЮС, 2010.- 144 с.

       

     

                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"

    Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....

    Сюжетно-ролевая игра "Путешествие по родному селу"

    Эта игра очень понравилась детям моей группы. В ходе игры дети закрепили свои знания о родном селе....

    Конспект занятия "Мое родное село"

    Этот конспект разрабатывался мной для детей старшей разновозрастной группы. Дети знакомятся со своим родным селом....

    КОНСПЕКТ НОД: «ЗНАКОМИМСЯ С РОДНЫМ СЕЛОМ»

    Знакомимся с родным селом. Конспект занятия (старшая – подготовительная группа) Воспитатель: Большакова О. Н. октябрь 2010 год ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Продолжать формировать понятие «Родина», ...

    нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

    В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

    План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мой дом родной, село родное" с детьми старшего дошкольного возраста

    Данное занятие можно использовать педагогам в сельской местности для ознакомления с понятием Родина, малая родина....

    Буклет по дополнительной программе "Моё родное село- Шарлык".

    В октябре 2018 года я участвовала в областном семинаре по обобщению опыта работы по дополнительной программе "Моё родное село- Шарлык". Мной был подготовлен буклет....