Доклад на МО
методическая разработка (младшая группа) по теме

Значение качественного анализа и обработки данных мониторинга, отслеживания динамики, внесения корректив в физическое интеллектуальное и личностное развитие ребенка на его образовательные достижения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_vystuplenie.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

   Значение качественного анализа и обработки данных мониторинга, отслеживания динамики, внесения корректив в физическое интеллектуальное и личностное развитие ребенка на его образовательные достижения

       Одной из важнейших задач, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного образования является изучение педагогом возможностей и успешного освоения ребенком предлагаемого содержания, определение перспектив развития дошкольника. Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.

     В современных условиях образовательный мониторинг  может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

     В нашем случае объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

    Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

     В нашем МДОУ детский сад № 1 комбинированного вида г. Валуйки, работая по программе Вераксы Н.Е., мониторинг детского развития проводится два раза в год:

  1. в ноябре — по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.
  2. в апреле — делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.

   При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в Картах освоения Программы. Для детей всех возрастных групп таких карт десять в соответствии с десятью образовательными областями ("Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка").

      Исследуем физические качества ребенка в образовательной области «Физическая культура».  Выбрав исследуемую область, подбираем ряд соответствующих методов, применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. Выявить уровень физического развития помогут такие методы как наблюдение и тестирование. Они дают очень ценные сведения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации. Наблюдение направлено на изучение индивидуального, уникального в психике, оно дает преимущественно качественные характеристики изучаемого явления. В своей работе мы используем метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем наблюдает. Что позволяет нам описать конкретную картину проявлений физического развития, предоставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях.

    Тестирование  является значимым методом в диагностике овладения основными видами движения и развития физических качеств. Использовали его с целью установления количественных и качественных индивидуальных различий детей, после предварительной физической подготовки детей и четкого объяснения им предстоящих заданий. В нашем случае тестирование было включено в разминку  как упражнения, специфичные для тестовых заданий. В диагностике  использованы такие тесты, как «определение уровня физического развития детей и их ориентировочные реакции в броске набивного мяча из-за головы двумя руками стоя», «определение скоростно-силовых качеств в прыжке вверх с места»; позволяющий оценивать скоростно-силовые качества и ловкость в прыжке в длину с разбега.

   Оценку физических качеств детей с 3 лет проводят воспитатели групп и инструктор по физической культуре. Результатом данных мониторингов является определение группы здоровья воспитанников и физкультурной группы, определение динамики физического развития и выстраивание индивидуальных перспектив укрепления здоровья и физического развития.

Все  полученные результаты заносятся в карту. Рассмотрим на слайде карту освоения программы по области  «Физическая культура»:

КАРТА освоения программы

Ф.И.ребёнка_______________________________ __________________

Возраст______________________________________________________

Дата ________________________________________________________

Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Физическая культура»

№ п/п

Компоненты интегративного качества

Отметка

о развитии

(«+»/ «-» 

Методы

диагностики

Накопление и обогащение двигательного опыта детей        (овладение основными движениями)

1.

сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы

Наблюдение,тестирование

(Приложение №4)

2.

может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом

Наблюдение,тестирование

(Приложение №4)

3.

умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление

Наблюдение,тестирование

(Приложение №4)

4.

может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Наблюдение,тестирование

(Приложение №4)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Итого

«+»____;    «-»_____

Уровень*

  Среди компонентов интегративного качества данной области рассматриваются так же: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

После заполнения данной карты, подсчитываем количество «+» и «-», на основе чего производим оценку уровня на начало года:

  1. «высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;
  2. «средний» уровень  - большинство компонентов отмечены знаком «+»;
  3. «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».

Оценка уровня освоения программы необходима для анализа деятельности каждого ребенка,  она позволяет увидеть конкретно, в чем возникают трудности, что необходимо для подбора ряда индивидуальных корректив, способствующих повышению показателей: необходимо с ребенком отработать навыки прямой ходьбы; развивать умение изменять темп бега, ловкость в челночном беге, умение ходить по ограниченной поверхности.

 В нашем случае у ребенка выявлен низкий уровень физического развития. На начало года у ребенка не может быть высокого уровня, в основном преобладают низкий и средний уровни.

Необходимо отметить,  что описанную выше работу, мы проводим для каждого ребенка в группе по десяти образовательным областям, выявляя у каждого свой уровень развития.

     Далее полученные результаты фиксируем в таблицу:

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы)

Группа ___________    

Дата проведения мониторинга

Фамилия, имя ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Труд

Безопасность

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Музыка

Итоговый

результат

…………..

низкий

Таблица 1

   По данным таблицы мы видим, по каким областям следует планировать работу не только в ООД, но и в самостоятельной деятельности ребенка, а так же   работу с детьми в режимных моментах.

Так как рассмотренные трудности наблюдаются у большинства детей, о чем свидетельствует процентная характеристика в таблице, относительно области физическая культура, то необходимо пересмотреть планирование своей работы, и вносить ряд корректив уже по подгруппам. Прежде всего, они должны быть направлены на подбор целесообразных средств, форм и методов работы в конкретных условиях,  необходимо способствовать появлению у детей интереса к физическим упражнениям. Воспитателям групп необходимо больше внимания уделять профилактическим играм, включать в занятия упражнения на развитие физических качеств; осуществлять повседневный контроль; владеть самооценкой профессионального мастерства, постоянно совершенствуя его; инструкторам по физ. воспитанию - организовать физическое развитие в определенной системе, выбирая наиболее эффективное.

      Аналогично, с помощью ряда критериев, проводим диагностику интеллектуального и личностного развития детей, выявляем отклонения от нормы.    В мониторинге к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование — критерии должны  позволять производить измерение.     Следует понимать, что критерии мониторинга выполняют функции ориентиров для воспитателя. Необходимо осознавать, что отклонение полученных результатов от намеченных стандартов или нормативов не требует стремительного изменения и вмешательства в процесс развития ребенка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих полученные результаты. Проблема нормирования при оценке результатов диагностики заставляет искать новые содержательные критерии. В качестве оценки получаемых результатов должен использоваться не балл (или любая другая уровневая оценка), не сравнение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого ребенка к выполнению определенного критериального задания, то есть компетентность субъекта. По существу, этот подход заставляет принципиально пересмотреть и способы обработки результатов диагностики.   Приоритетным  становится  именно качественный  анализ результатов диагностики, который позволяет выявлять достижения ребенка, его трудности, особенности его развития. С его помощью можно проследить динамику развития ребенка, а в дальнейшем, учитывая результаты сравнений мониторинга (в начале года и в конце), внести ряд корректив в деятельность воспитателей.

Интеллектуальное развитие будем диагностировать на основе интегративного качества в образовательной области «познание» по общепринятым критериям:    

Интеллектуальная компетентность:

  1. Уровень мыслительной активности;
  2. Интерес к причинно-следственным связям;
  3. Владение способами построения замысла;
  4. Владение способами элементарного планирования деятельности;
  5. Уровень овладения родным языком (звуки, рифмы, смысл)

Воображение:

  1. Уровень воссоздающего воображения (умение создать образ по его описанию);
  2. Уровень овладения способами схематизации.

   Диагностика выявила, что интеллектуальное развитие ребенка в начале года соответствует низкому уровню, она проводилась с помощью традиционных диагностических методик: наблюдение, анкетирование, беседа (с детьми и родителями). Анализ проделанной работы позволяет увидеть нам, в чем именно возникают у ребенка трудности, что позволяет нам спланировать ряд индивидуальных задач: (научить ребенка устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы, использовать элементарные временные ориентировки в частях суток и временах года, развивать умения ребенка различать и называть основные сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Однако, по таблице мониторинга и по карте освоения программы видно, что у многих дошкольников возникают схожие проблемы, следовательно, необходимо задуматься над организацией своей деятельности, видимо в чем-то отсутствует система, приводящая к таким низким показателям.

    Воспитателям групп необходимо помнить, что ребенку необходимо предоставлять свободу в выборе деятельности, создавать эмоциональный подъем в процессе ее осуществления; в работе с детьми необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок всегда находился в зоне ближайшего развития; при необходимости  следует  ненавязчиво  оказывать  ребёнку  помощь, которая воодушевляет его, вселяет уверенность в своих силах и возможностях, при этом необходимо помнить, что никогда не следует что-то делать за ребёнка. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании  способности  детей к  глубоким интеллектуальным переживаниям и  радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. Современному детскому саду нужен педагог, способный не только давать знания, формировать умения и навыки детей, но и управлять их развитием.

    Результатом своей работы по интеллектуальному развитию дошкольников посредством выполнения ряда выше перечисленных корректив, явились позитивные сдвиги в умственной и интеллектуальной активности детей, в том числе в развитии познавательных психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, связной речи дошкольников. Значительно увеличился запас знаний детей к концу года.

    Итоговая диагностика проводится в конце возрастного периода (5 и 7 лет) и в случае стойких показателей низкого уровня интеллектуального развития выносится на ПМПК. Результаты первого и второго обследования детей с низкой функциональной готовностью к школе, а также рекомендации в отношении начала школьного обучения заносятся в медицинскую карту.

   А личностное развитие ребенка выявим с помощью мониторинга детского развития, который проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Мониторинг детского развития

Группа ___________    

Дата проведения мониторинга

Фамилия,

имя

ребенка

Уровень развития интегративных качеств

Физическое развитие

Любознательность, активность

Эмоциональность, отзывчивость

Овладение средствами общения и способами взаимодействия

со взрослыми

Способность управлять

своим поведением и планировать действия

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

Представления о себе,

 семье, обществе, государстве, мире и

природе

Овладение предпосылками учебной деятельности

Итоговый результат

Таблица 2

    Основная задача этого вида мониторинга — выявить динамику формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Уровень личностного развития детей определяется по общепринятым критериям:

социальная компетентность:

Интерес и потребность в общении со сверстниками;

  1. Осознание своего положения среди них;
  2. Ориентирование в человеческих отношениях, эмоциональных состояниях других людей;

Креативность:

Творческое экспериментирование, нестандартность в деятельности;

Самостоятельность:

  1. В самообслуживании;
  2. В организации собственного пространства;

Свобода поведения:

  1. Стремление совершать независимые поступки;
  2. Защищать свою позицию;

А так же  по эмоциональности и инициативности.

    Осуществляется анализирование данных с помощью традиционных диагностических методик: наблюдения, рисуночные методики, социально-нравственные ситуации, творческая экспериментальная деятельность. Результаты мониторинга являются закрытыми и представляют собой целевые ориентиры для педагогов при определении индивидуальных траекторий сопровождения развития каждого воспитанника. В нашем случае по результатам диагностики выясняется, что показатели конкретного ребенка соответствуют среднему уровню развития. Диагностика, таким образом, рассматривается, прежде всего, как диагностика проблем развития, а не достижений ребенка. Следовательно, воспитателям групп необходимо больше внимания уделять формированию у ребенка общественно значимых мотивов, выражающихся в форме желаний сделать что-то для других людей; направлять свои занятия на развитие у ребенка чувства уверенности, понимание им достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих. Данные мониторинга могут быть представлены родителям по их просьбе с целью интеграции усилий семьи и ДОУ.

    На основе проделанной работы, у исследуемого ребенка в области «Физическая культура» получены следующие результаты диагностики  (начало и конец года):

  Такие диаграммы делаются для каждой области.  

   Мы видим, что изменения в интеллектуальном, физическом и личностном развитии ребенка произошли, они достигли положительной динамики, следовательно, поставленная перед нами  задача достигнута.

Таким образом,  значение качественного анализа и обработки данных мониторинга отслеживания динамики внесения корректив  способствует  изменению уровней физического, интеллектуального и личностного развития ребенка, о чем свидетельствует преобладание высоких уровней над низкими, в  образовательных достижениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...