Техники и приемы изобразительного искусства в обучении детей рисованию
методическая разработка по теме

Ананьева  Наталья  Владимировна

мастер-класс   для  воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей технике рисования

Эффективное освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.

Обучая технике рисования малыша, необходимо учитывать, что движения руки ребенка, которые обуславливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.

Маленький ребенок не владеет способами работы карандашом и кистью, не владеет движениями руки, необходимыми для передачи формы предметов. А если такие движения и появляются в опыте ребенка, то они носят случайный характер, и повторить их сознательно он чаще всего не может. Ребенок не умеет управлять движениями руки для достижения нужного качества: легкости, слитности движения, определенного темпа его, ритмичности и др., поэтому он не осознает зависимости качества изображения от качества  движения руки при рисовании.

Всему этому ребенок учиться постепенно на занятиях в процессе создания изображения. От занятия к занятию на протяжении всего времени пребывания в детском саду у ребенка формируются необходимые технические навыки умения. По мере овладения движениями руки ребенок все более легко и свободно изображает предметы и явления окружающей жизни, выражает в рисунке свой замысел.

При формировании техники рисования у детей дошкольного возраста необходимо учитывать то полезное, что есть в детской «естественной» технике, что проявляется в самостоятельных действиях ребенка с карандашом.

 При определении последовательности формирования технических навыков и умений в рисовании надо исходить из изобразительных задач, указанных в программе детского сада, и специфики деятельности, с одной стороны, и из особенностей формирования двигательных навыков и орудийных действий — с другой.

На каждом этапе обучения рисованию пред детьми ставятся определенные задачи изображения и соответственно программе детьми должны осваиваться определенные навыки и умения по техники рисунка.

Какими же техническими навыками и умениями могут овладеть дети каждой возрастной группы?

Во второй младшей группе дети овладевают действиями с инструментам, когда положение руки и пальцев естественно меняется при разных способах действия.

Основное внимание вначале следует обратить на то, чтобы дети прочно усвоили, как нужно держать карандаш и кисть. От этого зависит успешность овладения процессом создания изображения.

Эффективен прием вкладывания карандаша в руку и правильная постановка пальцев каждому ребенку. Важно, чтобы ребенок почувствовал карандаш в свей руке, а не только увидел его в руке педагога.

Объяснив детям, что и как нужно рисовать, необходимо предложить им взять карандаш правильно, показать как надо его держать (тремя пальцами,  между большим и средним, придерживая вверху указательным, не сжимая сильно, не близко к отточенному концу). Это дает возможность на некоторое время сосредоточить внимание детей на этом действии, осознать его, а педагогу — проверить, все ли взяли карандаш как следует, и в случае необходимости поправить детей.

Во второй младшей группе дети рисуют и кистью. Необходимо научить их правильно держать кисть, обмакивать кисть в краску, промывать ее в воде. Держать кисть нужно также между тремя пальцами, сильно не сгибая их, не сдавливая кисточку, держать ее за железный наконечник или чуть выше его. Обмакивать кисть в краску надо всем ворсом, затем снимать о край баночки лишнюю каплю; перед тем как взять другую краску, кисть промыть в воде и промокнуть о тряпочку.

Обучение детей рисованию красками включает усвоение правильного положения кисти при проведении линий: кисть движется по ворсу, при этом палочка находится в наклонном положении по отношению к листу бумаги.

Задача расположения изображения в пределах листа бумаги, создания изображений разной величины (большой, маленький) требуют отработку произвольной регуляции размаха (амплитуды) движения руки, которая связана с навыком произвольного прекращения движения в нужной точке.

В группе четвертого года жизни отработка этого навыка заключается в следующем: движение руки ограничивается не только краем листа, но и другими точками, определяемыми изображением.

Создание изображений ряда предметов связано с отработкой определенных качеств движения: плавности, неотрывности движения, быстроты.

Начинается отработка навыков сохранения направления движения по окружности и прямой.

При закрашивании рисунков включаются движения разных звеньев руки: иногда движутся одни только пальцы (при закрашивании мелких частей изображения), иногда вся кисть, а иногда и предплечье (при закрашивании более крупных частей и изображений).

В средней группе продолжается обучение правильному владению карандашом и кистью.

Изобразительные задачи, которые дети решают в этой группе, требуют формирования более осознанного умения менять положение инструмента (карандаша, кисти) при различных приемах рисования. Так, широкие линии рисуются краской при наклонном положении кисти по отношению к бумаге, с опорой на весь ворс, рисование точек (декоративное рисование) и мелких деталей изображения, а также рисование более тонких линий может быть осуществлено концом кисти, при этом кисть следует держать вертикально, касаясь бумаги лишь кончиком ворса.

Положение карандаша в руке при рисовании тоже может меняться; например  при закрашивании его держат по отношению к листу бумаги более наклонно, пальцы вытягиваются по палочке карандаша, ладонь повертывается к бумаге. При этом грифель дает более широкие штрихи, и рисунок закрашивается быстрее.

 Для решения ряда изобразительных задач необходимо обучить детей рациональным приемам рисования прямых вертикальных и горизонтальных линий.

 В средней группе необходимо отрабатывать ряд навыков, входящих в умение правильно и красиво закрашивать рисунки карандашом и кистью: навык сохранения направленности движения (в одном направлении), навык своевременной остановки движения, навык регуляции размаха движений (в зависимости от величины закрашиваемой поверхности).

В старшей группе д.с в основном дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приёмах рисования. Так, при закрашивании широких плоскостей рисунка карандаш может быть более наклонён к бумаге, благодаря чему получаются более широкие штрихи, позволяющие закрасить рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу чем обычно.

В ст.гр. должен быть окончательно усвоен навык сохранения движения в определённом направлении, движения направленные на изображения предметов округлых и прямолинейных форм разного характера (круглых, квадратных, треугольных, разных по величине; овальных и прямолинейных, разных по пропорциям) Кроме того дети рисуют предметы более сложного строения( птицы, животные, человек)Расширяется техника рисования карандашами и красками. Наряду с цветными карандашами детей учат использовать простой графитный карандаш для создания контура.

В подготовительной группе дети должны свободно владеть умением по разному держать карандаш и кисть, менять положение руки соответственно характеру движения при рисовании прямых, дугообразных, волнистых и зигзагообразных линий, различного округлого и прямолинейного контура, широких и узких полос, различно расположенных мазков.

 Новым является освоение движений, быстро меняющих направление на противоположное, например при рисовании завитков вправо и влево, петель – восьмёрок(декоративное рисование), криволинейных форм (например, различные вазы, фигурки зверей, замки). Рисование такого рода линий и форм позволяет добиться подвижности пальцев и свободы осевых движений кисти рук, управляющих действиями карандашом и кистью. Совершенствуются и обогащаются приёмы рисования акварелью.

Выделяют правила рисования карандашом и кистью, которые должны усвоить дети…

 Усвоение правил даёт возможность овладевать техникой рисования и сознательно её применять.

Упражнения на закрепление технических приёмов рисования карандашом;

1. «Дорожка»

2. « Заборчик»

3. « Штриховка» ( горизонтальная, вертикальная, наискосок)

4. «Зубчики»

Упражнения на закрепление технических приёмов рисования кистью;

1. «Капельки»

2. «Травка»

3. «Клубочек»

4. «Волны»

5. «Зигзаг»

Мастер-класс по теме:

« Техники и приёмы изобразительного искусства в обучении

детей рисованию»

Подготовил: педагог дополнительного образования Ананьева Н.В.

2011 -2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по рисованию "Мухомор" нетрадиционные техники рисования - рисование пальчиками.

Занятие по рисованию. Развивает мелкую моторику, воображение, творческие способности....

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла» (первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. Программное содержание. Учить детей передавать в рисовани

Конспект занятия в 1 младшей группе по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»Занятие по рисованию «Ёлочка зелёная в гости к нам пришла»(первая младшая группа)воспитатель НовоселоваЛ.В. П...

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса у детей с нарушениями интеллекта к изобразительному творчеству (рисование кефиром, рисование кулёчками)»

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе. В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анали...