Гендерный подход в новых условияхФГТ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Смольнякова Ольга Викторовна

Впервые государственные требования за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривают решение проблем развития.воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода......Сложность такой работы заключается в том. что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний обособенностях физиологических функций и психологических процессов у мальчиков и девочек.Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов,поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_rasprostraniniya_na_sayte.docx74.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Гендерный подход в новых условиях ФГТ.

Опыт взаимодействия психолога. воспитателя и логопеда.

Актуальность:

 Федеральные государственные требования впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учётом гендерного подхода…

Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях  физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов, поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.

Цель разработки:

. Способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Задачи: 

Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме гендерного воспитания. Обогатить педагогический опыт методами и приёмами дифференцированного подхода к поло ролевому воспитанию. Содержательно описать систему работы по педагогическому содействию поло ролевой социализации детей. Выявить основные критерии оценки результативности предлагаемой системы. Внедрить гендерный подход детей в систему дошкольного воспитания района, распространение положительного опыта.

Условия гендерного развития:

 Формирование гендерной идентичности Родители- Воспитатели –Ребёнок- Предметно -развивающая среда

Ресурсы и условия:

В данной группе воспитателем был ранее  создан музей «Русская изба». Психолог-  Смольнякова Ольга Викторовна высшее педагогическое образование, стаж 24 года,1 квалификационная категория.

 Воспитатель логопедической группы-Будовская Надежда Николаевна высшее педагогическое образование, стаж 30 лет,1 квалификационная категория.

Логопед-Мялова Елена Васильевна высшее  педагогическое образование, стаж 11 лет.1 квалификационная категория.

Этапы работы:

1.Подготовительный.

 На этом этапе работы все участники  проекта знакомились с  психолого-педагогической литературой по данному вопросу, подбирали методы и приемы работы, игры.

2.Практико-внедренческий.

На данном этапе работы мы обогащали детский опыт: проводились групповые занятия с детьми   по гендерной направленности. Воспитатель организовывала занятия в музее, где знакомила с историей русского костюма, бытом, русскими  старинными профессиями мужскими и женскими. С логопедом дети  заучивали старинные русские колыбельные, прибаутки, пословицы. С родителями психолог организовывала встречу в родительском клубе по  данной теме, анкетировали родителей. В раздевалке оформили стенд с рекомендациями для родителей «Игры для девочек и для мальчиков». Для педагогов нашего детского сада подготовлена презентация  по данной тематике, где наглядно показаны: анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек, психологические особенности полов, как можно использовать «гендер» в двигательно-игровой деятельности, о различиях между полами в игровой деятельности, рекомендации воспитателям по учету гендерной принадлежности и учету особенностей детей дошкольного возраста в целом. Проводились праздники  совместно для пап,  мама, дети  изготавливали подарки для бабушек и мама, пап и дедушек. (см. приложение №1, №2,№3)

3.Создание поло развивающей предметной среды.

Совместно с психологом, воспитателем, логопедом были организованы экскурсии в библиотеку,   где дети знакомились  с книгами для девочек и мальчиков. Русским бытом, казачеством. Воспитателем совместно с детьми и родителями  оформлены альбомы «Мальчики нашей группы», »Девочки нашей группы», » Моя семья», данные знания закреплялись на занятиях логопедом и воспитателем. Оформлялась выставка детских работ

 «Я-мальчик»,  «Я-девочка», «Моя семья». В музее «Русская изба»  оформлена картотека народных подвижных игр для мальчиков и девочек. Все пространство группы было разделено на  мини-центры для мальчиков и девочек. На шкафчиках в раздевалке воспитателем были наклеены метки разного цвета, для мальчиков-синие, для девочек-красные. В спальне тоже различные метки на кроватках и покрывала отличались оттенков. В группе книжный уголок для мальчиков-наклейка с Буратино ,  для девочек- Мальвина. Вешалки для полотенца в умывальной комнате тоже с различными метками для девочек и мальчиков. В туалетной комнате детские унитазы с различными  картинками- Буратино и Мальвина (см. приложение №4, №5,№6)

4. Оценочно-рефлексивный

. На этом этапе работы мы сравнивали свои возможности с достигнутым результатом, наметили дальнейшие планы.

 Используемые приемы в работе:

 мы использовали  следующие методы и приемы работы: экскурсии,  наблюдения, видео презентации, викторины,  чтение художественной литературы. Использовали технику-как  мнемотаблицы для обучения детей-логопатов правилам в группе, графическую деятельность, продуктивную деятельность, совместные праздники с родителями, консультации, встречу в родительском клубе, различная игровая деятельность.

Общая схема-структура занятия:

1.Вступительная беседа, дети рассказывают о себе.  о своей гендерной принадлежности по мнемотаблицам  знакомятся с правилами для мальчиков и девочек, общими правилами в группе с помощью картинок и стихов.

2.Огадывание загадок-обманов гендерного содержания.

3.Игра большой подвижности «Собери игрушки». Мальчики собирают игрушки,  в красный обруч, в которые любят играть девочки, а  девочки- в синий обруч игрушки,  которыми  играют мальчики.

4.Игра «Отгадай двойное имя» (различные задания для мальчиков и девочек).

5.Игра «Волшебный мяч». Девочки ловят мяч,  когда услышат женское имя, а мальчики- мужское.

6.Викторина по сказкам  (видео презентация) с использованием цветных фишек красного и синего цвета.

7.Гимнастика для глаз «Веселая неделька» в картинках со стихами.

8. Игра  на графическую деятельность «Одень мальчика и девочку».

9.Музыкально-психологическая игра «Моя семья».

10.Рефлексия,  используется «волшебный» микрофон. Дети делятся своими впечатлениями  о занятии.

Ожидаемый результат :

Представление опыта работы на районном фестивале,  внедрить в работу других групп детского сада и  нашего района.

Список используемой литературы:

1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.
2. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112 с.
3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова, С.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 111 с.
4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
5. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О.В., Погонцева, Л.В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.
6. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с

  Мастер-класс  для психологов

             Занятие

Тема:  Мальчики   и  Девочки-два разных мира.

Тип:  сюжетное занятии.

Технология:  полоролевое  воспитание.

Методы:

  1. Словесный.
  2. Игровой.
  3. Объяснительно-схематичный

Задачи: 

Образовательная область «Познание»

Способствовать развитию познавательной сферы:

- слухового, зрительного и тактильного восприятия;

- целенаправленного внимания (концентрации) и наблюдательности;

- наглядно-образного, схематического, логического мышления;

- общей и мелкой моторики;

- пространственной ориентировки.

Образовательная область «Здоровье»:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

 Образовательная область «Социализация»:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формирование гендерной принадлежности.

Образовательная область «Коммуникация»:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.

Образовательная область «Музыка»:

- приобщение к музыкальному искусству.

Материал:

Мяч, мнемотаблицы с правилами поведения мальчиков и девочек, общие правила поведения в группе в стихах в виде мнемотаблицы, игрушки для мальчиков и девочек. Обручи красный и синий,  карточки для гимнастики для глаз. Презентация викторины по сказкам, красные и синие фишки по количеству детей, цветные карандаши в коробках на каждого ребенка, изображения мальчика и девочки с одеждой, аудиозапись с веселой музыкой, детский микрофон.

                                               

                         

 Ход  занятия: 

  1.  Вступительная  беседа.

  (В):    Ребята, давайте поиграем с вами в мяч. Будем говорить свое имя, возраст, ваши увлеченья. Замечательные у нас мальчики и девочки! Расскажите, мальчики, какие наши девочки? (нежные, красивые, ласковые…) Девочки, какие наши мальчики? (мальчики смелые, сильные, веселые, ловкие…) А что мальчики могут рассказать о себе?

В:   Вы правы, ребята. Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить. Девочка – это будущая женщина. Девочки, желающие стать прекрасными дамами, не плачут по любому поводу, не кричат, не ругаются, стараются быть нежными, отзывчивыми. Девочки не лезут в драку и сами никогда ее не начинают.

Мальчик – будущий мужчина.   А настоящий мужчина никогда не обидит женщину. Он всегда готов прийти на помощь. Он сильный и берет на себя все трудности. Мальчик, который хочет стать таким, никогда не обидит девочку. Он умеет защищать девочек от неприятностей и опасностей, прощает им их недостатки. А какие правила для девочек и мальчиков  вы знаете? (Дети рассматривают мнемотаблицы, рассказывают). А какие общие правила поведения в группе вы знаете? (Показ и рассказ в стихах по мнемотаблице),

2. Отгадывание  загадок.

  В:  Попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».

Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …(мальчишки).
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только …(мальчики).
Болтали час без передышки в цветастых платьицах…(девчонки). 
При всех помериться силенкой конечно любят лишь…(мальчишки).

            3.Игра  «Собери  игрушки»».

На  полу  лежат  разные  игрушки.  Задача:  Мальчики  собирают  в  красный  обруч  игрушки,  которыми  любят  играть  девочки,  а  девочки  собирают  в  синий  обруч  игрушки,  которыми  любят  играть  мальчики.

4.Отгадай «Двойное имя»

В: Ребята у нас еще один конверт с заданием: «У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.

Отвечают только девочки.

Елена. (Прекрасная)

Сестрица. (Аленушка)

Василиса. (Премудрая)

Крошечка (Хаврошечка)

Марья. (Искусница)

А сейчас задание для мальчиков.

Кощей. (Бессмертный)

Мальчик. (с пальчик)

Братец. (Иванушка)

Иван. (Царевич)

Змей. (Горыныч)

5.Игра «Волшебный мяч»

В: Я по очереди буду кидать мяч и называть имена. Девочки ловят только имена девочек, мальчики имена мальчиков. Будьте внимательны! (Дети стоят по кругу, кидаю мяч ребенку и называется имя)

Подвести итог. Чем же мальчики отличаются от девочек.

П. Молодцы! Пусть мальчики и девочки играют в разные игры, одеваются по разному, есть качества, которые их объединяют! (доброта, умение радоваться и т. д.)

6. Викторина по сказкам (в виде презентации,детям загадываются загадки). Если у героя мужская роль, дети показывают синие фишки, если женская роль-красные.

7.“Весёлая неделька” (показываются картинки к каждому дню недели)
гимнастика для глаз

- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву,
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

8. Одень мальчика и девочку»

В: А теперь  мальчики будут одевать мальчика, а девочки-девочку, каждый из детей выходит   к доске, карандашом  проводит линии,  мальчики синим, а девочки-красным. Подвести итог, что в группе мы как одна семья.

9.Предлагаю всем поиграть «Моя семья» (музыкально-психологическая игра)

Обними соседа справа

Обними соседа слева

Мы с тобой друзья, да, да, да

Мы с тобой одна семья ля, ля, ля, ля, ля

Я, ты, он, она--дружная семья.

Щекочу соседа справа

Щекочу соседа слева

Повторить----------

Поцелуй соседа справа,

Поцелуй соседа слева

Повторить_________

10.Итог занятия по впечатлениям детей (рефлексия). Микрофон детский используется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по гендерному подходу в воспитании детей старшего дошкольного возраста

Памятка для родителей - адаптация к условиям детского сада (ранний возраст);Библиография на тему: Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Пословицы и пог...

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГТ

Материал о том как построить работу в ДОУ с учетом   пола ребенка, что является актуальной задачей педагогической работы в условиях ФГТ...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ, РАЗВИТИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Этот проект рассказывае об использованиев ДОУ гендерного подхода, который   дает огромные возможности в воспитании личности мальчиков и девочек, в речевом и нравственном ее развитии....

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КАЖДОГО РЕБЕНКА НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА.

Изменения, происходящие в дошкольном образовании, прослеживаются  во всей работе ДОУ и создании условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого  ребёнка...

Доклад "ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ СПОРТИВНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ" (ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА)

Проблема формирования гендерной идентичности современных детей  и  подростков является  актуальной и  получила широкое освещение в научной литературе. Однако результаты теоретическ...