Диагностический материал "Ребёнок и окружающий мир"
тест (старшая группа) по теме

Пособие для воспитателей ДОУ .Оценивание воспитанников различными методами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ребёнок и окружающий мир56 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Что изучается?

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Умение считать

(отсчитывать) в пределах 10, пользоваться количественными и порядковыми числительными

1.        Дидактическое упражнение
«Скажи сколько».
Материал: предметные картинки или мелкий счетный материал: матрешки, солдатики, овощи, цветы и т.п. Количество каждой
группы предметов разное (на
пример, 6 матрешек, 7 цветов,

9 солдатиков, 10 бабочек).

2.        Дидактическое упражнение
«Скажи, который по счету
предмет».

Материал: можно использовать материал первого задания, только расставить (разложить) картинки по одному (бабочка, солдатик, цветок и т. п.)

1. Ребенок считает количество предметов в любой группе.

Вопросы:

- Посчитай солдатиков. Сколько их всего?

 - Посчитай бабочек. Сколько их? И т. д.





2. Ребенок рассматривает предметные картинки (предметы) и определяет, каким по счету стоит солдатик, какая по счету бабочка? И т. п.

3 балла - ребенок правильно считает                        (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными. Понимает и правильно отвечает на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».

2 балла - ребенок правильно считает (отсчитывает) предметы в пределах 10. Правильно пользуется количественными числительными. Понимает вопрос «Сколько?» и правильно отвечает на него. Допускает ошибки при ответе на вопрос «Который по счету?».

1 балл — ребенок допускает ошибки при счете (отсчитывании) предметов

Умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, уравнивать неравное число предметов

Дидактическое упражнение «Пусть станет поровну». Материал: мелкий счетный материал


Расставлены две группы предметов так, чтобы в одной их было меньше на один. Например: 6 солдатиков и 7 матрешек. Задание: посчитай группы предметов.

- Сколько всего солдатиков?

- Сколько матрешек?

  1. Кого больше (меньше)?
  2. На сколько?
  3. Сделай так, чтобы их стало поровну.
  4. Как еще можно это сделать?

3 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).

2 балла - ребенок умеет сравнивать, устанавливать, какое число больше (меньше) другого. Затрудняется сразу уравнять группы предметов (делает это после дополнительных инструкций) или уравнивает их, но только одним способом.

1 балл – ребенок считает правильно, но затрудняется установить, какое число меньше (больше) другого. Уравнять предметы не может

Умение сравнивать предметы различной величины

1. Дидактическая игра «Построй солдат».

Материал: плоскостные солдатики (7-10 штук) разные по высоте.


2. Дидактическое упражнение. «Сравни ленточки».

Материал:   ленточки   разной длины и ширины, 7-10 штук

Вопросы:

-        Что ты видишь на столе?

-Посмотри, все ли солдатики одинаковы?

-        Чем они отличаются?
Задание:

Построй солдатиков в ряд в порядке убывания (возрастания), пользуясь словами «самый высокий», «поменьше», «еще ниже», «самый низкий».

3 балла - ребенок самостоятельно справился с заданием, не сделав ни одной ошибки. Правильно размещает предметы в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты).

2 балла — правильно размещает предметы в порядке возрастания размера, высоты, допускает ошибки при расположении ленточек. Пользуется приемом наложения и приложения при выполнении задания.

1 балл - ребенок требует дополнительных инструкций и помощи взрослого при выполнении упражнений. Допускает большое количество ошибок

Знания о форме предметов

Дидактическая игра «Что где лежит?».

Материал: набор геометрических фигур - круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

Предметные картинки -мячик, шарик воздушный, пирамидка, колпак клоуна, кубик, пуговица, чупа-чупс, дыня, дорожный знак (треугольной формы), квадратные часы, квадратная коробка, конверт, флажок, книга, овальный поднос

Задания:

- Рассмотри все геометрические фигуры и картинки.

- Какие геометрические фигуры ты видишь?
Назови их.

-Чем отличаются круг и овал от других фигур?

- Соотнеси картинку с геометрической фигурой.

-Разложи фигуры в ряд, под каждой из них
положи картинку похожей формы

3 балла - ребенок самостоятельно соотносит предметы по форме, называет геометрические фигуры и раскладывает их по соответствующему признаку.

2 балла - ребенок знает все геометрические фигуры. Допускает 1—2 ошибки при соотнесении с предметами.

1 балл - ребенок не знает всех геометрических фигур, затрудняется выполнить задание на соотнесение с формой предметных картинок

Умение определять местонахождение предмета по отношению к себе, к другим людям


Игра «Встань там, где я скажу»

Ребенок двигается в заданном направлении. Например: два шага вперед, один шаг влево, три шага назад, два шага вправо. Вопросы:

  1. Что ты видишь справа (слева) от себя?
    -Что ты видишь впереди (сзади) от себя?
  2. Возьми куклу (собачку) и посади перед собой, сзади от себя; справа от Кати; справа
    от себя и т. п.

3 балла - ребенок правильно выполнил все задания воспитателя.

2 балла - ребенок допускает ошибки в случае определения право и лево по отношению к другим людям.

1 балл - ребенок знает только направление вперед и назад. Все другие задания выполняет с ошибками, неуверенно

Знания о днях недели, последовательности частей суток

1.        Дидактическая   игра  «Наш день».

Материал: сюжетные картинки, где изображены разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня: уборка постели, гимнастика, умывание, завтрак, занятие и т. д.

2.        Дидактическое упражнение
«Назови соседей»

1.        Ребенок рассматривает картинки,

изображающие разные виды деятельности детей, следующие друг за другом на протяжении дня:
уборка постели, гимнастика, умывание, зав
трак, занятие и т. д.

Задание:  разложи картинки по порядку,

начиная с утра.

Назови одним словом утро, день, вечер, ночь. (Сутки.)

2.        Вопросы:

  1. Если вчера было воскресенье, какой день
    недели сегодня?
  2. А какой день недели следует за четвергом?
    И т. п.

3 балла - ребенок справился с заданием, не сделал ни одной ошибки, безошибочно ответил на все вопросы воспитателя.                                              2 балла - ребенок безошибочно разложил картинки в соответствии с временем суток, но обобщающее слово назвать затрудняется. Допускает  1-2 ошибки при ответе на вопросы о днях недели.

1 балл - ребенок не справился с заданиями даже после наводящих вопросов

Умение устанавливать зависимость между целым множеством и его частями

Диагностическая игра «Часть и целое».

Материал: три вида игрушек разного количества (куклы, мишки, машины) или круги синего, желтого и красного цветов

Ребенок рассматривает группы игрушек (куклы, мишки и машины), объединяет их в одну группу и называет. Вопросы и задания:

  1. Сосчитай количество частей «Группы игрушек».
  2. Сколько их? (Три.)

- Какие это части? (Первая часть — куклы, вторая часть — мишки, третья — машины.)


  1. Посчитай количество игрушек каждой части.
  2. Чего больше?
  3. Значит, какая часть больше?

- В какой части игрушек меньше?

-        Что можно сказать об этой части игрушек?
(Она самая маленькая.)

Примечание. Можно считать части и количество частей, сравнивая выделенные множества и на примере кругов разного цвета или других геометрических форм

3 балла - ребенок выделяет составные части группы предметов, сравнивает части на основе счета, понимает, что целая группа предметов больше каждой части (часть меньше целого).

2 балла - ребенок затрудняется назвать все игрушки (фигуры) одной группой. Недостаточно сформированы знания о целом множестве и его частях.

После дополнительных инструкций взрослого ребенок понимает, что такое части целого, определяет количество частей группы предметов, сравнивает их. Называет самую большую, самую маленькую часть.                                                                   1 балл - ребенок не понимает значения множества и его частей. После дополнительных разъяснений взрослого не справляется с заданиями

Высокий уровень – 18-21 балл;       средний уровень- 11-17 баллов;        низкий уровень- 7-10 баллов.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

В данном разделе помещаю разного рода диагностические методики. Я собирала их довольно долгое время, так как по роду своей специальности это было самым необходимым в работе... Надеюсь кому-нибудь из к...

Диагностическая карта освоения образовательных областей детьми раннего возраста

С этого учебного года наш детский сад работает по программе "От рождения до школы", в связи с эти я подготовила диагностические карты для всех возрастных групп. Хочу предложить коллегам диагностическу...

Диагностическая карта для детей IIмладшей группы

Карта составлена по программе "От рождения до школы"...

Диагностический срез по экологии (окружающий мир) в средней группе.

Цель  проведения  диагностики:1.      Закрепить  знания  о фруктах и овощах, (классификация).2.      Дидактическая игра: «Ра...