Доклад
материал на тему

Доклад на августоской конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Большеберезниковский детский сад «Теремок»

Доклад на тему:

        

«Социально-нравственное развитие детей в дошкольных учреждениях в процессе приобщения их к истокам народной культуры»

Подготовила: воспитатель

2 кв. категории МБДОУ

«Большеберезниковский

детский сад «Теремок»

О.В. Шачинова

2012 год


  В  настоящее  время  Россия  переживает  один  из  непростых  исторических  периодов.  Ныне  материальные  ценности  доминируют  над  духовными,  поэтому  у  детей  искажены  представления  о  доброте, милосердии,  справедливости,  патриотизме. Проблема  духовно- нравственного  воспитания  в  условиях  современного  общества  приобрела  особое  значение.

      Кажется  уже  нет  необходимости  говорить  о  важности  нравственного  воспитания  подрастающего  поколения.  Каждый,  кто  профессионально  занимается  воспитанием  и  образованием  детей,  безусловно,  понимает  эту  истину.  И  тем  не  менее,  в  наш  прагматический  век,  когда  малыши  сначала  знакомятся  с  рекламными  слоганами,  а  только  потом  узнают  что  такое  поэзия,  фольклор,  мы  должны  помнить  о  спасительной  роли  духовного  начала.

      Сегодня  идет  переоценка  ценностей,  активный  поиск  новых  методов  в  образовании  и  воспитании детей. На  первый  план  выдвигается  всестороннее  воспитание  личности  ребенка, обладающего  базовой  культурой.

     Каждое  дошкольное  учреждение,  реализуя  комплексную     образовательную  программу  уделяет  внимание  нравственному  воспитанию  детей.  Наш  детский  сад ,  имея    приоритет  осуществления  деятельности  по  социально- личностному    направлению  развития детей ,  уделяет  этому  вопросу  особое  внимание.

     Мы  работаем  по     комплексной  «Программе  воспитания  и  обучения  в  детском  саду»    под   редакцией  М.А.  Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.  Комаровой,  используем  парциальные  программы :« Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой,  М. Д. Маханёвой. Региональную программу « Валдоня» Фадеевой.

В  образовательной  программе   ДОУ  определили  основные  задачи  по  социально -  личностному  направлению  развития  детей:

Формирование  качеств  социальной  зрелости  личности  ребенка,  то  есть  усвоение  им  нравственных  общечеловеческих  ценностей,  национальных  традиций, гражданственности.

Формирование  навыков  культуры  общения  и  разрешения  проблемных  ситуаций.

Формирование  интереса  к  ознакомлению  с  родным  селом,  его  географией,  историей  и  культурой.

Ознакомление  с  культурными  ценностями  России  и  других  стран.

Развитие  речи  и  форм  речевого  общения, особое  внимания  уделяя  речевому  этикету.

   Работу  строим  по  трем  блокам:  взаимодействие  с  детьми,  методическая  работа  с  коллективом  ДОУ, взаимодействие  с   родителями.

       Осуществляем  экспериментальную работу  по апробации    авторской программы   О. Л. Князевой,  М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,   основной  целью  которой  является    воспитание  любви  к  Родине  у  детей  дошкольного  возраста  через  приобщение  их  к  основам  национальной  культуры. К.Д. Ушинский  отмечал, что « …  воспитание,  если  оно  не  хочет  быть  бессильным, должно  быть  народным».  Приобщение  к  истокам  русской  народной  культуры  способствует   формированию  высокой  нравственности,  воспитывает  любовь  к  Отечеству, уважение  к  предкам,  защищавшим  Русь  от  врагов,  интерес  к  самобытной  русской  культуре, развитию  познавательных  способностей  детей.

      Перед  нами  встали  вопросы  по  обогащению  развивающей  среды  ДОУ.  Сам  интерьер    детского  сада  после  капитального  ремонта  способствует  развитию  интереса  к  родному  краю, селу.  

     Среди родителей провели конкурс  по изготовлению поделок по приобщению детей к истокам русской народной культуры.  Наши  воспитатели  и родители  очень  постарались,  с  помощью  родителей  значительно  обогатили  среду  предметами народного  быта.  Посуда,   игрушки,  расшитые  полотенца,   кружевные салфетки,  лоскутные  коврики  придали интерьеру  группы   теплоту  и  уют. Уголки  музыкально- театрализованной  деятельности пополнились  народными  инструментами, различными  видами  театров  по  русским  народным  сказкам, народными костюмами.

     Предметом  гордости  каждой  нашей  девочки  является  кокошник,  изготовленный    заботливыми  руками  мамы  или  бабушки. Наши  маленькие модницы  с  удовольствием  рядятся  в  народные  костюмы  и  в  повседневной  деятельности,  и  на  праздники.  Спонсоры подарили   для  сада   русские  наряды    для  детей.

       Как  же  мы  проводим  работу  с  детьми?  Используем  форму  занятий,  бесед,  каждый  день  знакомим  детей  с  художественной  литературой.  Регулярно  проводим  фольклорные  досуги  и  праздники.  Традиционными  являются   «Осенние  посиделки»,   зимние «Святки-колядки», «Масленица», «Рождество», «Пасха»,   весенние «Сороки. День  птиц»,   а  летом   зовет на  улицу «Троица»-праздник  русской  березки.   Наш  опытнейший  музыкальный  руководитель  С.А Токарева  со  всей  душой  воспитывает  любовь    к  родной  культуре   у  детей   волшебными  средствами  музыки  и  театра.

     Проводим  Дни  именинника,  День  рождения  детского  сада.   Развивая  преемственность  между  разными  возрастными  группами,  под  рубрикой  «Дети - детям»  организуем  совместную  деятельность  детей  (концерты,  постановки  сказок,  изготовление  игрушек,  совместные  прогулки  и  экскурсии  и  т.д.).

   В  процессе  экспериментальной  работы  используем  авторскую  технологию  Э.П.  Костиной  по  взаимодействию  с  героями  одной  сказки  в  группе  в  течение  длительного  времени  (одна  сказка  в  квартал,  распределяем   сказки  с  учетом  времен  года). Так  в  средней  экспериментальной  группе  мы  подобрали русские  народные   сказки

« Петушок  и  бобовое  зернышко  (осень),  «Заюшкина  избушка» ( зима),  «Гуси- лебеди» (весна). Вначале  идет  комплексное  знакомство  со  сказкой  в  группе  ( чтение,  инсценирование  с  помощью  разных  видов  театра , драматизация   по  ролям),  затем  каждый  герой  сказки  «живет»  в  группе  1-2 недели. Сказочный  герой -  не  пассивный  наблюдатель. Он  активно  включается  в  повседневную  жизнь  детей:  приходит  на  занятия,  участвует  в  режимных  процессах, гуляет  на  прогулках, играет  в  разнообразные  игры,  помогает  разрешить  самые  разные  проблемные  ситуации, способствует  упражнению  детей  в  добрых  поступках  ( например,   споем  Заиньке  песенку, подарим  ласковое  слово  Медведю,  нарисуем  друзей  Волку, полечим  Петушку  горлышко,  научим  Лису  правилам  поведения  в  лесу,  приготовим  подарки  для  сказочных героев и т.д.). Отдельные  моменты  взаимодействия  с  героем  члены  творческой  группы ( Пыкова Л. А. , Шачинова О.В. , Забатурина И. А.) заранее  планируют  ( поквартально),  выстраивают  цепочки  интересных  событий,  которые  преследуют  главную  цель - нравственное  воспитание  малышей.

       Дети  эмоционально  реагируют  на  появление  сказочного  персонажа.   Известно,  что  через  игровой  образ   педагогам  легче  объяснить  ребенку  « что  такое  хорошо  и  что  такое  плохо».

     Год  углубленной  работы  принес  свои  плоды, дети  стали  внимательнее  друг  к  другу, с  удовольствием  оказывают  помощь  и  сверстникам,  и  взрослым, повысился  интерес  к  фольклору.

   Помимо  работы  с детьми,  педагогический  коллектив  сада  активно  работает  и  над  собой, ведь  воспитатель  - это  тот  человек,  с  которого  группа  детей  ежеминутно  берет  пример.  На  консультациях,  педагогических  советах  обсуждаем  насущные,  актуальные  вопросы:

Создание  условий  для  приобщения  детей  к истокам  русской  народной  культуры;

Приобщение  детей  к  произведениям  фольклора -  кладезю  народной  мудрости;

Эффективное  взаимодействие  с  детьми   с  проблемами  в  поведении  ( с медлительными,  застенчивыми,  гиперактивными,  агрессивными  детьми);

Взаимодействие  с  родителями  воспитанников;

Профилактика  детского  сквернословия.

             Успешная  работа  с  детьми  по  нравственному  воспитанию  невозможна  без  тесного  взаимодействия  с  родителями, без  установления  с  ними  деловых  доверительных  отношений. Большинство  членов  нашего  педколлектива   умеют  найти  подход  к  родителям.  Ведь  не  секрет,  что  достучаться  до  ребенка  гораздо  легче,  чем  до  взрослого…

На  встречах  с  родителями  (собраниях,   конференциях, круглых  столах)  поднимаем    волнующие  нас  темы:

Как  общаться  с  трудным  ребенком ?

Дети  и  компьютер.

Профилактика  детского  сквернословия.

Стараемся    побудить   родителей  на  честный  открытый  разговор. Зачастую  это  удается. Так  на  групповых  собраниях  по  теме   обсуждения   « Профилактика  детского  сквернословия»  были  заслушаны  полярные  мнения. Некоторые  родители,  в том  числе  и  одна  мама  не  считали  «плохие  слова»  чем-то  страшным, признались,  что  употребляют  их  в семейном  кругу в   афектных  состояниях.  Большинство  родителей  осудили  такую  точку   зрения,  высказали  нелицеприятное  мнение  в  адрес  вышеупомянутых  родителей,  рекомендовали растить  детей  в  чистой  речевой  среде.

      С большим     удовольствием  родители  принимают  участие  в  народных досугах  и  праздниках.  Показывают  спектакли по  русским  народным  сказкам.  Помогают  в  оформлении  среды  группы,  пополняют  фольклорными  произведениями  книжные  уголки, площадку поделками.

     В  целом  коллектив  родителей   положительно  оценивает    усилия  ДОУ  по  приобщению  детей  к  истокам  русской  народной  культуры, развитию  нравственного  начала  в  детях.

     В  заключение,  хотелось  бы  сказать  о  связи  детского  сада  с   учреждениями  социума.

      Наши  дошкольники  посетили  школьный музей « Боевой славы»- экспозицию  русского  быта,  предметов  старины.  Дети  заинтересованно  рассматривали  интерьер  избы, некоторые  в  первый  раз увидели  те  вещи, о  которых  рассказывается  в  сказках.

     Планируем установить связь   с   ДШИ, посетить  выставку  керамики  «Есть  у  России  душа».

       Подводя  итог  сказанному,  делаем вывод,  что  работа  по  развитию  нравственного  начала  в  детях  сложна,  многогранна и  никогда  не  кончается. Мы  надеемся,  что  добрые  семена  взрастут  в  детских  душах  и  наши  дети  вырастут добрыми  и  умными,  хорошими  гражданами    родной  страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...