"Православно - ориентированные педагогические традиции в системе духовно-нравственного воспитания."
статья (средняя группа) по теме

Панарина Оксана Владимировна

Уже более 2000 лет существует изложенный в Библии духовный закон, рассказывающий как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами как неоспоримые истины, говорит о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманистических ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Православно - ориентированные педагогические традиции в системе духовно-нравственного воспитания.

Панарина О.В.

Среди огромного количества возникших проблем,  наиболее актуальной для всей российской интеллигенции и, прежде всего, педагогического сообщества является проблема сохранения духовно-нравственного и физического сохранения здоровья подрастающего поколения.

В связи с этим православная церковь все в большей мере становится частью жизни общества, общей жизни и верующих, и неверующих. В настоящее время православная церковь посредством воскресных школ предлагает образовательный материал, наполненный религиозным содержанием: о сущности и истории православия, религиозной культуры. Жития святых, духовная музыка, церковные песнопения имеют своей целью формирование русского человека с христианским мировоззрением.  В настоящее время обострилась проблема взаимодействия религии и образования, особенно же религии и воспитания. Вместе с тем и у церкви и у системы образования можно обозначить общие задачи, которые должны решаться в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения:

- формирование человека высоконравственным, образованным, духовно богатым, трудолюбивым, физически развитым, способным к самообразованию и творчеству, любящим свое Отечество гражданином;

- возрождение традиций  духовно-нравственного воспитания;

- глубокое освоение детьми богатого культурного и духовного наследия России и одновременное приобщение к лучшим достижениям мировой цивилизации;

- пробуждение русского национального самосознания, русской духовности, чертами которой являются идеи единства и согласия, понимания исторического долга и преемственности поколений, идея семьи, рода, верности, стремления к истине, идея православия.

Каким же образом можно использовать воспитательные возможности религии и церкви в процессе воспитания духовной и нравственной личности?

Уже более 2000 лет существует изложенный в Библии духовный закон, рассказывающий как человеку жить на земле, что он должен делать и чего избегать. Заповеди и нравственные идеалы, отраженные в них и признаваемые всеми народами как неоспоримые истины, говорит о ближнем, об отношении к нему, об обязанностях каждого перед другим человеком. В наше сложное время, когда общество испытывает острую нужду в таких общегуманистических ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, стоит вернуться к этим нравственным правилам, составляющим моральное достояние человеческой души.

Каждая нравственная заповедь может стать предметом отдельной беседы с детьми. Попробуем разобраться в некоторых из них.

«Возлюби Ближнего своего как самого себя» учит одна из главных нравственных истин. Кто же этот Ближний, которого надо любить? В процессе беседы детям необходимо объяснить, что это не только человек, с которым ты связан родственными узами: мама, папа, бабушка, дедушка, брат или сестра, но и просто сосед, прохожий. Ближний – это не только человек, который находится в беде, которому нужна помощь. Не отказать, не устраниться от нуждающегося и просящего, проявить милосердие – является одной из важнейших общечеловеческих добродетелей. Милосердный человек обращает внимание на нужду находящегося рядом и забывает о себе, чтобы помочь ему. До понимания детей следует донести, что, оказывая благодеяние, нельзя делать никаких различий: бедный это человек или богатый, добрый или злой, знакомый или чужой, нравится ему этот человек или не нравится. Нужно дарить свою любовь Ближнему, не надеясь на благодарность и не ожидая ее. Оказывая помощь, милосердный человек испытывает радость уже от того, что отдает другому свое внимание, ласку, заботу или нечто материальное. Делание добра для него становится нормой. Человек живет не для одного себя и не для своей только пользы, но прежде всего, для пользы тех, кто рядом с ним, для блага Ближнего. Эту истину дети должны знать и понимать с раннего детства.

О бережном отношении не только к человеку, но и всему живому, говорит заповедь «не убий».  Речь здесь идет не только о физическом убийстве живого, но и о злобе, гневе, ненависти, обращенных к человеку. Убить можно словом, взглядом, молчанием. Ненависть сродни убийству, поэтому детям необходимо объяснить, что согласно христианской морали, если сердишься на другого человека и говоришь ему грубое слово, надо быстро затушить в своей душе злобу и помириться с ним. Скорее всего детей заинтересует вопрос: а как надо поступать в отношении людей, которые тебя обидели? Ответить обидой на обиду? Или может быть отомстить?  Но зло вызывает только ответное зло, а желание мстить доказывает лишь сознание оскорбления. Прощение лучше мщения. Поэтому детей надо учить побеждать свой гнев, быть снисходительными к врагам и не подражать тем, кто оскорбляет. Похвально за добро платить добром, но не благодарно за обиду платить обидой. Способность прощать причиненное зло, не мстить, не вредить ему, удержаться от ссоры, свидетельствует  о великодушии человека.

Очень осторожной оценки другого человека требует нравственное правило «не лжесвидетельствуй», то есть не лги, не говори зла ни о друге, ни о недруге, не занимайся сплетнями, пересудами. Нет в этом мире ничего более безнравственней, чем притворяться и казаться хорошим человеком, а на деле только и думать  о том чтобы обмануть, солгать для собственной выгоды. Злословие легко произносится и далеко распространяется. Поэтому не надо спешить осуждать другого человека, так как чаще мы судим на основании сложившегося внутри нас мнения, предрассудков. А какое несчастье можно принести человеку легкомысленным, насмешливым, невоздержанным словом. Эта заповедь должна быть с детства внедрена в сознание ребенка. Много в нашей жизни грубых, бранных слов, много пустословия. Однако всегда следует помнить, что слово имеет большую силу и надо внимательно подходить к тому, что и как мы говорим.

Не трогать ничего чужого, не прятать, не завидовать тому, что есть у других, требуют заповеди «не укради», «не желай ничего чужого». Нельзя брать то, что дано другому, что не принадлежит тебе. Однако часто бывает так, что мы просим прочитать книгу и не вернем ее, найдем утерянное кем-то и утаим, держим взятые в долг вещи до тех пор, пока о них забудут, потихоньку берем то, что никем не охраняется. Воровство быстро может стать привычкой. Надо уметь довольствоваться тем, что есть. Никто не может иметь всего, чего он желает, но во власти каждого обойтись без того, чего он не имеет и с удовольствием пользоваться тем, что у него под рукой.

Уважение к самым близким людям – родителям также заложено в правило, ставшее нравственным законом. С раннего детства родители обучают  детей  тому, что для них хорошо и полезно, заботятся о них, наставляют. Поэтому надо отвечать родителям такой же привязанностью и любовью, помогать им словами и поступками, стараться радовать отца и мать, почитать их, утешать в недугах и болезнях, быть терпеливыми и снисходительными. Непослушание, неуважение, пренебрежение к родителям всегда считалось преступлением.

Свод законов прост – будь милосердным, помогай ближнему, не завидуй, не гордись, не делай зла, не бери чужого, не раздражайся. Объединить же их можно одним мудрым изречением: «Как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними. Не делай другому человеку то, чего себе не желаешь».

Опыт ведения таких бесед с детьми дошкольного возраста показывает, что осознаются эти законы постепенно и выступают в детском сознании не в виде отвлеченных понятий,  а в живых впечатлениях из окружающего мира. В процессе разговора мало просто познакомить ребенка  с нормами нравственного поведения, важно строить в соответствии с ними всю их повседневную жизнь. Дети должны понять, что каждый шаг, поступок – это испытание, поиск ответов на вопросы: как поступить, добро совершить или зло? Постепенно дети будут замечать внутри себя борьбу добра и зла, у них начнет «говорить совесть». Она как строгий и неподкупный судья, оценивает все поступки и переживания человека. Если он поступил хорошо – испытывает мир и спокойствие в душе. И наоборот, после совершения нехорошего поступка чувствует угрызения совести. Совесть, как уже говорилось выше, основа общечеловеческой нравственности, из которой вытекают все правила поведения. Поэтому одно из главных призваний человека – исполнять свои человеческие обязанности перед своей совестью, работать над собой, нравственно совершенствоваться, стараться сделать себя лучше, чище, благороднее.

 Есть еще одна сторона у нравственного учения Нового Завета, которая вполне соответствует современным устремлениям человека – его коллективистская направленность. Не приводя многих примеров, отметим лишь то место, где это проявляется наиболее ярко. Речь идет об основной молитве «Отче наш». Прочтите ее детям – здесь каждый молящийся просит не о себе, а «о нас», то есть о всех людях и каждом в отдельности. «Я сам» не упоминается ни разу, хотя в других местах не возбраняются и просьбы о «личном»: «просите, и дастся вам, стучите, и откроют вам, ищите, и найдете».

Приоритет духовного пронизывает также народный календарь, служащий нам канвой годового цикла жизни. Здесь достаточно упомянуть о народных праздниках и обрядах, с которыми знакомят детей – Масленица, Сороки, Благовещение, Пасха, Святки. Одним из самых великих православных праздников является Рождество Христово. Детям приносит радость не только сам праздник, но и подготовка к нему. И тут попутно, без всякого напряжения, решаются педагогические задачи: дети знакомятся с музыкальным материалом, с историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православно - ориентированные педагогические традиции в системе духовно-нравственного воспитания

Статья "Православно - ориентированные педагогические традиции в системе духовно-нравственного воспитания"...

Православно - ориентированные педагогические традиции в системе духовно-нравственного воспитания.

Православно - ориентированные педагогические традиции в системе духовно-нравственного воспитания. Звягина О.Н.В настоящее время православная церковь посредством воскресных школ предлагает образов...

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций  в духовно - нравственном воспитании....

Консультация для воспитателей "Ценности православной культуры в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников"

В настоящее время задача усиления воспитательного потенциала системы образования рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики в Российской Федераци...

Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...

Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»

Материал предназначен для педагогов ДОУ .Представлен опыт работы ДОУ с семьей в деле духовно - нравственного вопитания....

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья посвящена проблеме поиска новых подходов к системе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. В статье содержатся результаты эмпирического исследования нравственного ...