Роль дидактической игры во всестороннем воспитании детей
статья по теме

Коробова Марина Евгеньевна

В публикации раскрывается ценность дидактической игры, как воспитательного средства, использование дидактических игр в нравственном, трудовом и эстетическом воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikaciya_1_did_igra.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактической игры во всестороннем воспитании детей

Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Большое значение дидактические игры имеют в нравственном воспитании детей.

Как известно, задачами нравственного воспитания являются[1]:

  1. формирование нравственного сознания, овладение нравственными представлениями и понятиями;
  2. формирование нравственного поведения;
  3. формирование нравственных чувств и отношений.

У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных, нравственных качествах личности человека, об отрицательном отношении к аморальным проявлениям: хитрости, трусости, лживости, лености и т. д.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит правилам игры. «Овладеть правилом — это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче»[2]. Но не только правила игры способствуют формированию нравственного поведения детей. Большое значение в нравственном воспитании имеет также содержание игр.

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение ребенком культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложим куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения Машеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку» и др. Само название игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные взаимоотношения.

В работе с детьми более старшего возраста дидактические игры решают несколько иные задачи. В центре внимания педагога — воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважение к труду людей, к людям разных национальностей, любовь к Родине.

Формируются также социальные качества личности ребенка, такие, как коллективизм, доброта, способность к сопереживанию, потребность в общении со сверстниками, готовность оказывать помощь более слабым, неуверенным в своих силах товарищам, вырабатываются навыки согласованной совместной деятельности.

Дидактические игры используются и в целях трудового воспитания. Однако и здесь содержание дидактических игр должно обеспечивать формирование у детей уважения к трудящемуся человеку, интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. При этом воспитывается у детей интерес к людям этой профессии — ребята играют в строителей домов, мостов, железных дорог.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении наглядного материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстративный, природный материал, изготавливают карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей! младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми (серийного производства) играми можно изготовить вместе с детьми полезные для работы материалы. Это, кроме того, хорошее средство воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.

С помощью дидактических игр решаются задачи эстетического воспитания. Для этого дидактический материал (игрушки, картинки, разнообразные предметы) должен отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям: для детских поделок необходимы прочные краски, весь материал должен храниться в хорошо оформленных коробках, пакетах. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание ребят, вызывают желание играть с ними.

Значение дидактических игр в физическом воспитании детей необходимо рассматривать с их оздоровительного влияния на организм ребенка. Известно, что игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем определенное напряжение нервной системы.

Двигательная активность детей во время игры повышает умственную деятельность, развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, изобразительной деятельности, т. е. к будущему обучению в школе.

Коллективная деятельность — игра детей, также является сама по себе мощным оздоровительным фактором. Для физического развития особенно важны игры, где движения сочетаются со словом: дети что-то прячут, ищут, двигаются в соответствии с сигналом. Все это создает радостное настроение, повышает эмоциональный тонус, и наконец, положительная оценка выполнения детьми игрового задания вызывает у ребенка положительный отклик, что также отражается на его самочувствии.

Таким образом ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, опыт детей, приобретенный в процессе дидактических игр, оказывает существенное влияние на обогащение нравственных качеств личности ребенка, его эстетического воспитания и общего  развития в целом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей.

Консультация для воспитателей поможет развивать коммуникативные навыки дошкольников посредством дидактических игр...

Презентация на тему: "Роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей"

К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим.    Он писал: «Игра есть свободная деятельность...

Доклад "Роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей"

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного возде...

Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей

В статье приведены варианты игр для формирования экологического сознания у дошкольника....

Роль дидактической игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста.

Роль дидактической игры в сенсорном воспитании детей раннего возраста....