Следы зимнего леса
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Виноградова Анна Михайловна

Интегрированное занятие для детей старшей группы.

( музыка – рисование )

 

Цель: Обогащать представления детей об образе жизни диких животных. Развивать интерес к живой природе, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость

Задачи:

 

Музыкальные.

Познавательные.

Рисование.

Социально-нравственные.

Учить детей эмоционально воспринимать музыку, рассказывать о ней своими словами. Учить детей чисто интонировать мелодии песен. Побуждать детей выразительно передавать образы животных в движении.

Формировать представление детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.

Закреплять умение нетрадиционного рисования.

Воспитывать любовь к животным, желание оказывать посильную помощь.

Предварительная работа:

Беседы о животных на занятиях по экологии. Наблюдения в природе зимой. Рисование вне занятий.

Разучивание песенного и танцевального материала на зимнюю тему.

Материал:

Следы зайца,  птицы, вырезанные из бумаги. Принадлежности для рисования красками, листы белой бумаги.

Ход занятия:

Дети входят в зал, здороваются.

М.Р.

Придумал кто-то просто и  мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Ребята, посмотрите, к нам в сад пришло необычное письмо (показывает). Хотите узнать, от кого оно? (ответы детей)

Письмо: « здравствуйте, ребята! Пишут вам дети из африканских стран. Мы узнали, что у вас очень холодные и суровые зимы. Нам под жарким солнцем трудно представить как ваши животные и птицы выживают в трудных условиях, или зимой вся жизнь в природном мире замирает.»

Ребята, вы хотите помочь детям их африканских стран узнать о нашей зиме. (ответы детей)

- Попробуйте угадать, о каком времени года это четверостишие?

Зашумела, разгулялась в поле непогода,

Принакрылась белым снегом гладкая дорога.

Белым снегом принакрылась, не осталось следу,

Поднялась пыль и вьюга, не видать и свету.

( И. Никитин)

- Правильно, это всё о зиме. Но не только поэты, но и композиторы в музыке описывали красоту русской зимы.

Ребята, я предлагаю вам послушать отрывок из пьесы композитора П.И. Чайковского «Времена года» и каждый нарисует свою картину зимы.

Под музыку в зал входит Зима (взрослый)

Зима: Я повелительница снега,

         Царица холода и льда,

         На землю я спускаюсь с неба

         В короне белой, как всегда,

         Алмазной мантией сверкая,

         Всем миром я повелеваю!

Здравствуйте ребята! Прозвучала прекрасная композиция, интересно, кто ее написал? (ответы детей) Ребята, опишите, какую зиму вы представили. (снежная, морозная, ветреная, вьюжная)

Я узнала, что вы получили письмо, а что в нем? (ответы детей) Я приглашаю вас в путешествие в свой заснеженный лес. Я волшебница Зима превращаю вас в легких снежинок и в путь.

Звучит музыка, дети и Зима кружатся.

Зима:  Вот мы и оказались в волшебном лесу. А вот и наша первая полянка. Посмотрите здесь чьи-то  следы. Если есть следы значит их кто-то оставил. Как вы думаете чьи это следы? (ответы детей)

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку. ( заяц )

Под елкой лежит капуста и морковь.

Зима:  Как вы думаете, кто мог их оставить? (ответы детей) Правильно, это лесник подкармливает обитателей леса.

М.Р.

Давайте мы превратимся в зайчиков и попробуем попрыгать, поскакать и запутать свои следы. ( Выполняется физкультминутка «Зайчики» из сб. «Минутки и динамические паузы в детском саду» И. Е. Аверина.) исполняется на мелодию игры «Зайцы и лиса».

 

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Пружинки с поворотом влево – вправо.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыжки вперёд, назад.

Лапки вверх и лапки вниз,

На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,

Наклонись и поднимись.

Движения по тексту.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлопки – тарелочки.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Прыгают.

Девочки и мальчики,

Представьте, что вы зайчики.

Пружинки с поворотом.

Кто-то зайку напугал,

Зайка прыг – и ускакал.

Поворот спиной, приседание, обхват руками, голову опустить вниз.

Зима:  Наше путешествие продолжается, пойдемте дальше. Ой ребята смотрите еще одна полянка следов. А кто эти следы оставить мог? (ответы детей)

Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку прыг

И чирикнет: «Чик – чирик!» ( воробей)

Ребята, а что мы можем сделать зимой для птиц? (ответы детей) У меня есть мешочек с зернами, а давайте и мы поможем леснику и оставим зерна для птиц. Продолжаем наше путешествие. Обратите внимание сколько снега намело, а вот здесь большой сугроб. Очень часто под таким сугробом оказываются дома зверей. Как вы думаете чей домик может здесь оказаться? (ответы детей)

Кто в лесу глухом живёт?

Неуклюжий, косолапый,

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу? ( медведь )

А что медведь делает зимой? (спит) А почему?

 

М.Р.

 Мы с вами знаем песню о том, почему медведь зимой спит.

Дети, стоя в кругу, исполняют песню композитора Л. Книппера на сл. А. Коваленковой

«Почему медведь зимой спит?»

  1. Раз морозною зимой

Вдоль опушки лесной.

Шёл медведь к себе домой

В тёплой шубе меховой.

Шёл он, шёл к своей берлоге

По просёлочной дороге,

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост.

  1. Подняла лисица крик.

Зашумел тёмный лес.

И медведь с испугу вмиг

На сосну большую влез.

На сосне весёлый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: «Ты, медведь,

Должен под ноги смотреть.

  1. С той поры медведь решил,

Что зимой нужно спать.

По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать.

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной

И доволен неспроста,

Что родился без хвоста.

 Теперь и мы вспомнили, почему медведь зимой спит. –

Зима:  Давайте ещё раз внимательно посмотрим на следы, какие они по размеру, как выглядят.  И давайте подумаем на чем еще можно оставить следы? (ответы детей) А теперь пройдём к столам. Я предлагаю вам нарисовать свою поляну следов.

Но прежде мы сделаем пальчиковую гимнастику.

-Этот шарик не простой, весь колючий он такой.

-Меж ладошками кладем им ладошки разомнем

-Вверх и вниз его катаем свои пальцы развиваем.

-Можно шар катить по кругу, перекидывать друг другу

-Раз, два, три, четыре, пять нам пора и отдыхать.

Дети рисуют нетрадиционным способом.

- Где мы сегодня побывали?

- Что в лесу видели?

- В кого превращались?

Зима:  А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Звучит музыка Зима и дети кружатся. Зима прощается с детьми и уходит.

М.Р. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что больше всего понравилось? А что не понравилось?  Зима оставила вам волшебные снежинки, если вам путешествие понравилось вы можете взять белую снежинку, а если нет то голубую.

Дети прощаются с музыкальным руководителем и уходят.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Следы зимнего леса"

Цель занятия: формировать представление детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду, используя песенный, танцевальный и игровой материал....

Игра - путешествие "Прогулка по зимнему лесу «Кто оставил след?»

Брянский лес - край былинный, про него наслышан любой русский человек. Лесной пояс протянулся широкой полосой через всю Брянскую область по левому берегу реки Десны. Чтобы сохранить и восстановить уни...

Конспект НОД "Следы в лесу"

Конспект НОД "Следы в лесу"...

Следы животных леса

Следы животных...

Интегрированное занятие "Следы зимнего леса"

Интегрированное заняти "Следы зимнего леса" для детей старшей группы...

Учебное занятие «Следы в зимнем лесу»

Данное занятие направлено на формирование навыка у детей различать следы различных животных, птиц и людей. Материал может быть использован для работы с детьми 5-6 лет.Цель: Углубление и систематизиров...