КОНСПЕКТ ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗДРАВЛЯНДИЮ»
план-конспект урока на тему
Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_zdravlyandiyu.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИГРЫ – ЗАНЯТИЯ
ПО ВАЛЕОЛОГИИ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗДРАВЛЯНДИЮ»
2011 Г.
Cодержание:
- Введение с.3
- Ход игры с.5
- Заключение с.11
Введение
Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья.
Термин "валеология", происходит от латинских слов "вале", что означает "быть здоровым" и "логос" - "наука". Таким образом, валеология - наука о здоровье. Древние римлянине часто поздравляли друг друга словом "вале!" - "будь здоровым".
Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепления здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
В связи с этим можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:
• Формирование осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности, и мотивации к здоровому образу жизни;
• Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
• Становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;
• Оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.
Так же очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим воздействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.
Цель:
Закрепить и систематизировать знания детей по теме «валеология».
Задачи:
- Научить детей осознанно относиться к своему здоровью.
Развивать интеллектуальные способности, способность к умозаключению, память, речь.
- Воспитывать у детей потребность в ЗОЖ.
Предварительная работа:
Рассмотреть познавательную литературу, иллюстрации, чтение книги «Здравик», беседы с детьми о правилах правильного питания, о безопасном поведении дома, на улице, во дворе. Просмотр видеофильма «зимние и летние виды спорта».
Материал:
Изготовление пособий: игрового поля с волчком, эмблемы «Мудрая Сова», письма с вопросами, «золотого» ящика, бейджики - по количеству детей, скрипичный ключ, экспериментальная деятельность «Волшебные картинки», методические пособия «Спорт – лото», кроссворд «Наше тело», аудиопредставление «голоса Здравляндии», медали «Почётному интеллектуалу», д/игры «Копилка витаминов».
Методические приёмы:
- Сюрпризный момент.
- Музыкальная пауза.
- Отгадывание загадок.
- Призы.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в «Здравляндию», а это значит, что мы будем говорить о здоровье и как его сохранить.
Как вы думаете, что такое здоровье?
(Ответы детей).
Воспитатель: Как мы можем определить, что человек здоров?
Какой он здоровый человек?
Дети: У человека хорошее самочувствие, бодрое отличное настроение, желание двигаться, играть, трудиться.
Воспитатель: Молодцы. Правильно. В «Здравляндии», нас ждут наши друзья.
(Звучит голос «Здравляндии»).
«Здравляндия»: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть снова. Сегодня в честь нашей встречи, я приготовила для вас игру, которая называется «Клуб интеллектуалов». Помогут мне провести игру жители моего города Здоровёнок, Витамяшка, Улыбка, Физкультяшка, Обережка.
Ведущим игры я назначаю вашего воспитателя. Эта игра подарит вам новые знания, хорошее настроение, позволит с пользой провести время.
У «Клуба интеллектуалов», есть своя эмблема - «Мудрая Сова» и каждый из вас становится участником «Клуба интеллектуалов» и получает бейджик.
Воспитатель: Спасибо тебе «Здравляндия», за такое интересное предложение
(надевают бейджики). Объясняет правила игры: « Ребята, в «Клубе интеллектуалов» – есть свои традиции, свои определенные правила которые надо выполнять»
(подходят к изображению Совы, с грамотой в крыле, на которой написаны правила игры):
- Игра проходит за игровым полем.
- Участники игры играют по правилам предложенным ведущим, он может предложить вопросы, проведение экспериментов, игр, кроссвордов, ребусов.
- Все участники игры уважают мнение друг друга, не перебивают, могут дополнять ответы.
- Показывают все свои знания, и способности.
- В конце игры, если игроки справятся с заданиями, им достается приз от «Здравляндии».
Воспитатель: Подойдите, пожалуйста к игровому полю, занимайте места. На игровом столе лежат задания в конвертах, приготовленные жителями города. Последовательность выполнения задания нам поможет определить волчок, который будет крутить каждый из вас по очереди. И так начинаем игру.
Я желаю вам удачи.
(Звучат фанфары).
Воспитатель: Игру начинает интеллектуал …………, крути колесо.
1-й вопрос от « Витамяшки», она спрашивает:
«Какие вы знаете витамины, и какую пользу они приносят нашему организму?»
Дети подходят к столу на которых лежат карточки с изображением витаминов А, В, С, Д, Е, К - берут по одной карточке и рассказывают о пользе данного витамина.
1 – ребенок:
А – Витамин А. Очень важен для зрения и для кожи. Витамина А много в моркови, рябине, абрикосах и чернике.
2 – ребенок:
В – Витамин В. Помогает нам расти, быть сильными, очень важен для работы сердца, чтобы оно хорошо работало. Витамина В много в черном хлебе, геркулесе, орехах, зеленом горошке и мясе.
3 – ребенок:
С – Витамин С. Укрепляет наш организм, помогает бороться с простудами, восстанавливает силы после болезни и травм. Витамина С много в апельсинах, лимонах, шиповнике и петрушке.
4 – ребенок:
Д – Витамин Д. Его называют витамином роста, делает наши кости, ноги, руки крепкими, укрепляет зубы. Витамина Д много в рыбе, молоке, сыре и яйцах.
5 – ребенок:
Е – Витамин Е. Укрепляет клетки организма, замедляет старение. Много витамина Е содержится в орехах, семечках, кукурузе, растительном масле.
6 – ребенок:
К – Витамин К. Нужен для того, что когда мы поранимся ранка быстро заживет и покроется корочкой. Много витамина К в помидорах, капусте, грушах, петрушке.
Остальные дети играют в игру «Копилка витаминов» используя на столе карточки с изображением витаминов, а в пустую клетку кладут карточку с продуктом в котором содержится данный витамин. Дети которые рассказывали про витамины по окончании проверяют правильность выполнения игры.
Воспитатель: Спасибо ребята с 1 заданием вы справились. Вы можете занять свои места. Продолжаем нашу игру. Знаток ………крути колесо.
2 –й вопрос от «Здоровёнка», он спрашивает:
Ребята, народная мудрость гласит: «Какое самое главное богатство человека?»
Дети: ответы (если дадут правильный ответ постараться запутать).
Воспитатель: Чтобы узнать правильный ответ на этот вопрос вы должны будете разгадать кроссворд «Наше тело», разгадав его, в заштрихованных клеточках по вертикали мы сможем прочитать правильный ответ.
1. Я З Ы К
2. С Е Р Д Ц Е
3. М О З Г
4. К Р О В Ь
5. Б Р О В И
6. В О Л О С Ы
7. П А Л Ь Ц Ы
8. С К Е Л Е Т
- У кого из, вас, его нет, тот не сможет дать ответ?
- Тук, тук – тук! Мотор стучит, пульс послушать нам велит?
- Орган главный ум дает, кто его нам назовет?
- Жидкость, которая несет организму питательные вещества?
- Назовите защитников у глаз?
- На голове они растут, косы все из них плетут?
- По пять на каждой руке, по пять на каждой ноге?
- Что поддерживает наше тело, и отвечает за осанку?
Воспитатель: Ребята, кто умеет читать, давайте прочитаем, какое слово у нас получилось ? Слово «Здоровье». Значит, народная мудрость говорит:
«Главное богатство человека – это здоровье».
Воспитатель: Молодцы, присаживаемся и продолжаем игру.
Интеллектуал …….., крути барабан.
3-й вопрос прислала «Обережка»:
Внимание «золотой» ящик, а что в нем? Странно лежат белые пустые листики. «Обережка» нам пишет: «Ребята, я вам присылаю волшебные картинки, на которых изображены «Запрещающие знаки», знаки о том, чего не нужно делать, чтобы сохранить свое здоровье.
Воспитатель: Я, кажется, догадалась, мы сейчас с вами проведем эксперимент, нанесем краску на чистый лист бумаги и посмотрим, что из этого получится.
( наносят краску, появляется изображение, рассказывают).
- Нельзя играть с пожароопасными предметами.
- Нельзя трогать горячие предметы: утюг, чайник, электрическую плиту.
- Нельзя рвать ядовитые грибы, ягоды, лекарство.
- Нельзя переходить улицу, если нет пешеходного перехода или светофора.
- Нельзя играть детям на проезжей части.
- Нельзя сидеть в сугробе, можно замерзнуть.
- Нельзя трогать колющие или режущие предметы.
- Никогда не надо трогать животных на улице.
- Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми.
- Нельзя открывать дверь незнакомым людям, если нет взрослых дома.
Воспитатель: Замечательно и с этим заданием вы справились. Интеллектуал ………крути волчок.
Музыкальная пауза.
Воспитатель: Интеллектуал ………, крути волчок.
4-й вопрос от «Физкультяшки», он спрашивает:
«Посмотрите внимательно на эти предметы (мяч, коньки, шапочка для плаванья и очки) и дайте правильный ответ, для каких видов спорта , нужны эти предметы.?»
Воспитатель: Предлагаю провести игру «Спортивное лото», дети делятся на три команды и заполняют поля большой карточки, известными видами спорта, в которых встречаются данные спортивные атрибуты.
Мяч – футбол, баскетбол, волейбол, теннис, водное поло.
Коньки – фигурное катание, одиночное фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт.
Шапочка и очки - прыжки с трамплина, плаванье, синхронное плаванье.
Воспитатель: Хорошо, справились мы и с этим заданием. Продолжаем дальше.
Остался последний вопрос от «Улыбки». «Улыбка» пишет: «Какое настроение бывает у людей?»
Дети. Отвечают.
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в игру «Изобрази настроение». Я буду называть, а вы изображать.
Изобразите:
Грусть,
Злость,
Страх,
Обиду,
Радость,
Веселье.
А теперь изобразите настроение здорового человека. Молодцы, со всеми заданиями мы справились.
Воспитатель: Уважаемые интеллектуалы, я благодарю вас за прекрасную игру. От «Клуба интеллектуалов», все получают медали «Почетных интеллектуалов».
Вы, сегодня доказали, что являетесь настоящими знатоками подготовительной группы. Много знаете и готовы делится своими знаниями с другими. Наши с вами знания помогут сохранить наше здоровье.
Здоровье – это знания, правильное питание, смех, движение и безопасность.
Заключение
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.
Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
Это приведет к формированию потребности вести здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по валеологии на тему: «Путешествие в страну Здоровья».
Данный конспект можно использовать в подготовительной группе по валеологии....
открытое занятие по валеологии средняя группа " Путешествие в волшебную страну: увижу,услышу, понюхаю попробую."
Открытое занятие по валеологии, материал для закрепления. Дети вели себя активно, занятие получилось интересное, увлекательное....
Конспект занятия по валеологии для дошкольников "Помоги себе сам и своему другу" (формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи).
Как оказывать первую мед.помощь? Читайте конспект....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ЗАНЯТИЯМ ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Пожалуй, проблема сохранения здоровья у дошкольников является одной из проблемных при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводит...
Конспект игры - занятия в первой младшей группе "Путешествие на паровозике".
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию игру - путешествие, в процессе которой дети осваивают приемы звукоподражания, формируют представления о цвете, учатся бесконфликтно играть рядом....
Конспект итогового занятия по финансовой грамотности дошкольников «Путешествие по городу Эконом Град»
Конспект итогового занятия для старших дошкольников....