"Реализация ФГТ через создание образовательного пространства в ДОУ"
материал (подготовительная группа) на тему

Попова Светлана Витальевна

В статье раскрывается опыт работы нашего дошкольного учреждения по построению предметно-развивающей среды в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

             «Реализация ФГТ через создание образовательного пространства в ДОУ»

              Изменения, происходящие в системе дошкольного образования на современном этапе в связи с принятием ФГТ, предусматривают его вариативность, которая обеспечивает переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми, индивидуализации педагогического процесса. Не умаляя значения общения и взаимодействия ребенка со взрослым одной из основных форм организации образовательного процесса является самостоятельная деятельность детей. В связи с этим основной задачей педагогов ДОУ является создание условий для проживания ребенком счастливого периода дошкольного детства и подготовка его к переходу на следующую ступень образования.

   Для того, чтобы данная задача успешно решилась организовывается сотрудничество педагогов дошкольного учреждения, педагогов начальной школы и родителей. Результатом данного сотрудничества является развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

      Тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса позволяет создать комфортную преемственную предметно-развивающую образовательную среду, которая:

  1. обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей  и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
  2. гарантирует охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
  3. комфортна по отношению к обучающимся, воспитанникам и педагогическим работникам.

         Наше дошкольное учреждение уделяет большое внимание оптимизации предметно-развивающей среды,  приведению ее в соответствие ФГТ к условиям реализации ООП ДО. У нас создана комфортная развивающая среда, которая стимулирует активный самостоятельный поиск ответов на интересующие ребенка вопросы, а также удовлетворяет всем возрастным потребностям детей старшего дошкольного возраста.

Первый наш шаг в проектировании среды – определение расположения центров в группе детского сада. Создаваемые нами центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности.      

        Для развития творчества детей в самостоятельной деятельности мы позаботились о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу. На верхних полках выделили место для периодически меняющихся выставок (образцы народного искусства, детские поделки, работы родителей, воспитателей и др.). Все необходимые материалы для продуктивной деятельности помещены в закрытых полках и если ребенок пожелал ими воспользоваться, то он свободно может достать  их самостоятельно.

         

       Для знакомства детей с художественной литературой оформили книжный уголок, в котором наряду с литературными произведениями размещены  фотографии писателей и поэтов.

        Рядом с книжным уголком разместили различные дидактические игры и пособия по развитию речи, а также различные виды образно-символического материала.

        Для того, чтобы ребенок имел первичные представления о себе, семье, обществе и государстве определили нравственно-патриотический центр в котором дети знакомятся с государственной символикой, с разнообразием национальностей в России.

        В нравственно-патриотическом центре оформили уголки родного края. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, альбомы о Краснодарском крае и Армавире, знакомятся с традициями, бытом и культурой кубанского казачества, рассматривают и обыгрывают ситуации с макетами.

       Для развития любознательности, активности, навыков экспериментирования и поиска разных способов получения информации организовали центр науки и познания в котором оформили уголок природы. В нем дети знакомятся с видоизменениями частей растений, высаживают комнатные огороды, ухаживают за ним и заносят результаты наблюдений в дневник.

       Помимо растений в данном центре расположили различные дидактические игры экологической направленности, серии картин, коллекции природного материала, календарь природы. Работая с календарем ребята ежедневно наблюдают за состоянием погоды и заносят результаты наблюдений в дневник, а затем делают сравнительный анализ состояния погоды за прошедший месяц или время года.

      В центре также расположили мелкие маркеры игрового пространства - макеты, которые являются продуктом совместной творческой деятельности педагогов, детей и родителей.

       Учитывая то, что старшие дошкольники очень любят проводить опыты и эксперименты, учась тем самым самостоятельно находить ответы на вопросы мы наполнили центр познания и науки различными материалами и оборудованием, таким как: микроскоп, колбы, минзурки, компасы, разные виды часов и на разные отрезки времени, лупы и многое другое.

       Для развития эмоциональной отзывчивости детей нами были созданы центры театра и музыки. В которые поместили различные виды театров, детские музыкальные инструменты, аудио магнитофоны с коллекциями детских записей. Все детские поделки такие как: маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей нашли свое место в данном центре.

       Важную развивающую функцию имеет центр математики (игротека), в котором детям предлагаем различный нормативно-знаковый материал и различные развивающие игры математической направленности.

        Для физического развития ребенка-дошкольника организовали физкультурно-оздоровительный центр, который содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное изготовленное руками педагогов, детей и родителей. Также в данном центре мы разместили различные пособия по приобщению детей к навыкам здорового образа жизни, например: «Полезные и вредные продукты», «Организм человека», «Полезные привычки» и т.д.

     

    Конечно, всем известно, что ведущий вид деятельности в детском саду это игра, в том числе и сюжетно-ролевая. Определяя игровой центр в группах мы убрали стабильные тематические зоны и внесли различные виды мобильного материала: это крупные универсальные маркеры игрового пространства и полифункциональный материал, который легко перемещается с места на место. Весь мелкий игровой материал убрали в коробки с условными обозначениями, что дает детям возможность по своему желанию выбирать сюжет будущей игры и переносить игровой материал в удобную для них зону группы для свободного построения игрового пространства.

     Совместно с детьми изготовили универсальные игровые макеты, как например, кукольный домик. Тематические наборы мелких фигурок-персонажей разместили в коробках поблизости от макетов. Дети переносят эти макеты в удобное для них место, наполняют их содержанием  по своему желанию.

  Для развития конструкторских навыков специального места в группах мы не выделяли, а дали возможность детям самостоятельно выбирать место для конструирования. Мелкий строительный материал убрали в контейнеры с крышками, а крупный – в шкафы и стеллажи со свободным доступом. В качестве вспомогательного материала оформили картотеку схем-образцов построек, фотоальбомы с фотографиями архитектурных сооружений, а также тетради для зарисовки созданных детьми конструкций.

      Формирование основ безопасного поведения для старших дошкольников как будущих первоклассников играет немаловажную роль. Центр безопасности, который мы организовали в группах включает в себя различный материал по ознакомлению  детей с правилами дорожного движения и безопасной жизнедеятельности.

        С детьми и родителями изготовили мелкие маркеры пространства – макеты, как настольные, так и напольные. Все они сборно-разборные, позволяющие детям самостоятельно наполнять содержанием игровой замысел.

        Необходимо сказать о том, что предметная среда не должна быть самоцелью. Наивно полагать, что можно воссоздать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно меняющаяся в процессе роста детей. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в нашем ДОУ продолжается. Однако можно уже и подвести определенные итоги работы: разработанное нами единое образовательное пространство обеспечивает высокий уровень реализации ООП и осуществление преемственности между первой и второй ступенью образования. Счастливый дошкольник – успешный школьник. Вот девиз работы нашего детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание городского методического объединения воспитателей по теме «Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» через формирование активной позиции родителей по воспитанию детей»

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы, ФГТ к структуре ООП дошкольного образования обуславливают необходимость поиска решения проблем вз...

Реализация ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста».

Представлен опыт работы по созданию адаптивной среды в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей....

Использование инновационных форм организации работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства в аспекте реализации ФГОС.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образов...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО СОЗДАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Тесное сотрудничество педагогов и родителей, осознанное решение задач математического развития детей дошкольного возраста, позволят создать единое образовательное пространство развития ребенка, которо...

Обобщение опыта. Тема: «Создание образовательного пространства для реализации регионального компонента у дошкольников».

Обобщение опыта.Тема: «Создание образовательного пространства для   реализации регионального компонента у дошкольников»....