Программа кружковой работы
рабочая программа (средняя группа) по теме

Иванова Татьяна Дмитриевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mama_programma.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     Т.Д. Иванова

Юный пожарный

Учебная программа

для детей среднего дошкольного возраста

Гурьевский муниципальный район

2012

Автор-составитель Иванова Татьяна Дмитриевна, воспитатель муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №17 «Улыбка» города Гурьевска»

Иванова  Т. Д. Юный пожарный[Текст] – Учебная программа / Т.Д. Иванова. Гурьевск: МБДОУ «Детский сад №17 «Улыбка» города Гурьевска»,

Данная программа «Юный пожарный» формирует культуру безопасного поведения детей дошкольного возраста в природе и в быту. Программа построена с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста на игровой и продуктивной деятельности, прогулках, практических занятиях.

Рекомендуется к использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений и призвана сформировать у педагогов целостное представление о культуре безопасного поведения дошкольников  в целом и пожарной безопасности в частности.

Пояснительная записка

Ребенок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни. Поэтому основная задача взрослых - привить детям культуру безопасного поведения.

  Безопасность поведения на улице, безопасность поведения в быту, безопасность поведения с людьми - все это составляющие общей культуры безопасности. Но если мы будем постоянно одергивать ребенка и говорить ему о том, что тут ты можешь попасть под машину, там обожжешься, здесь поранишься, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное, беспомощное создание с огромным багажом комплексов.

  В связи с этим тема безопасности жизнедеятельности дошкольников, так актуально сегодня.

  Актуальность этой темы состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с разными жизненными ситуациями.

  В Федеральных государственных требованиях определена основная цель и задачи образовательной области «Безопасность» - подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде.

Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?

Этому поможет планомерная профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

  Анализ существующих программ по формированию основ безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста таких как,  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, «Безопасность» Н.Н. Авдеева недостаточно отражает особенности формирования безопасного поведения дошкольников в быту.  Поэтому возникла необходимость разработать программу, которая сделает обучение дошкольников безопасному поведению в быту более интересным и доступным с использованием игровой продуктивной познавательной деятельности.

Цель моей работы: формирование у детей дошкольного возраста основ пожарной безопасности в быту и на улице, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.

Задачи:

- формировать у детей дошкольного возраста представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способа поведения в них;

- познакомить детей с элементарными правилами пожарной безопасности в быту;

- познакомить детей с пожароопасными предметами, сформировать чувства опасности огня;

- предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнем.

Программа формирует культуру поведения дошкольников в быту и осторожного обращения с опасными предметами и с огнем.

Разработала систему занятий и диагностику для оценки знаний детей.

Программа построена с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста на игровой и  продуктивной деятельности, прогулках, экскурсиях, практических занятиях.

Реализация программы позволит доступно разъяснить правила ребенку, при помощи развивающей среды донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил пожарной безопасности, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром.

Учебно-тематический план программы

«Юный пожарный»

для средней группы

п/п

наименование разделов и тем программы

всего часов

месяц

1

«Пожар»

- «Для чего нам нужен огонь?»

- «Пожароопасные предметы»

2

2

Октябрь

- «Огонь друг, огонь враг»

- Чтение произведения «Кошкин дом»

- «Ни днем, ни ночью – не балуйтесь  с огнем!»

2

1

1

Ноябрь

- «Спичка – невеличка»

- Моделирование ситуации на макете «Пожар в доме» (действие при пожаре)

- «Новый год»

1

1

1

Декабрь

2

«Пожарный – профессия героическая»

- Знакомство с профессией пожарного» (рассматривание иллюстраций)

- Чтение стихотворение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»

Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные»

2

1

1

Январь

- Чтение и обсуждение книги А. Иванова «Как неразлучные друзья в огне не горели»

- Рассматривание иллюстраций о труде пожарных и пожарных машин. Чтение стихотворение о пожарных и пожарных машинах. (Сборник «Чтобы не было беды»

- Встреча с пожарным инспектором

- Аппликация «Пожарная машина»

1

1

1

1

Февраль

3

«Ток и газ – это опасно»

- «Ток бежит по проводам»

- «Электроприборы дома»

- Рисование «Утюг»

2

1

1

Март

- «А у нас дома газ!»

- Рисование «Газовая плита»

- Заучивание стихотворения «Газ тоже опасным бывает» (книга «Пожарная безопасность» стр.19)

- Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Найди отгадку»

1

1

1

1

Апрель

- Правила в стихах и картинках. Игровая ситуация «Пожар»

- Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные»

- Экскурсия  в пожарную часть (совместно с родителями)

- Итоговое занятие: «Колобок – пожарников дружок»

1

1

1

Май

Раздел №1

«Пожар» (11 часов)

Тема 1.1.- «Для чего нам нужен огонь?» 2 ч.

Дети узнают, что огонь – стихия, с которой человек обязан считаться и опасаться. Огонь, с одной стороны, источник жизни, тепла, с другой источник опасности при неправильном использовании его.

Тема 1.2. - «Пожароопасные предметы» 2ч.

Понятие пожароопасные предметы. Показать какова роль этих предметов в жизни человека.

Тема 1.3.- «Огонь друг, огонь враг» 2ч.

Когда и как используют люди огонь. Рассматривание иллюстраций.

Тема 1.4. - Чтение произведения «Кошкин дом» 1ч.

Дети знакомятся с произведением и понимают причину  возникновения пожара.

Тема 1.5. - «Ни днем, ни ночью – не балуйтесь  с огнем!» 1ч.

Дать понятие выражений «детские шалости»; «с огнем не играй, пожар не затевай».  Какие действия могут привести к пожару.

Тема 1.6. - «Спичка – невеличка» 1ч.

Назначение спички в быту, предупреждение об опасности о неправильном пользовании со спичками.

Тема 1.7. - Моделирование ситуации на макете «Пожар в доме» (действие при пожаре) 1ч.

Придумывание ситуации для моделирования макета, понимать опасность в случаи пожара. Действия при пожаре.

Тема 1.8. - «Новый год» 1ч.

Как весело и безопасно встретить Новый год. Правила безопасного поведения в быту с пиротехникой, электрогирляндами и др.

Раздел №2.

«Пожарный – профессия героическая». (8 часов)

Тема 2.1. – «Знакомство с профессией пожарного». 2ч.

Рассматривание иллюстраций, форма одежды пожарного.  Действия  пожарного при пожаре.

Тема 2.2. - Чтение стихотворение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». 1ч.

Чтение произведения, обсуждение с детьми о прочитанном. Понятие «неизвестный герой».

Тема 2.3. - Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные». 1ч.

Труд пожарного. Правила поведения при пожаре. Решение проблемных ситуаций.

Тема 2.4. - Чтение и обсуждение книги А. Иванова «Как неразлучные друзья в огне не горели» 1ч.

Как возник огонь, как предотвратить пожар, осторожное обращение с огнем.

Тема 2.5. - Рассматривание иллюстраций о труде пожарных и пожарных машин. Чтение стихотворение о пожарных и пожарных машинах. (Сборник «Чтобы не было беды»).

Понятие пожарный. Виды транспорта, их предназначение.

Тема 2.6.- Встреча с пожарным инспектором. 1ч.

Труд пожарного.

Содержание программы «Юный пожарный» для средней группы

- Задачи обучения:

 – знакомить детей с терминами пожарной лексики: «пожарный», «ток»,  «газ», «безопасность», «электроприборы» и т.д.

- расширять знания детей о правилах безопасного поведения при пожаре;

- знакомить с правилами поведения с электроприборами;

- знакомить детей с назначением электроприборов;

- учить применять навыки безопасного поведения в реальных условиях.

Знать:

- основные понятия: «бытовая техника»; «электроприборы»; «пожароопасные предметы»;

-  правила безопасного  поведения  в быту;

- номера телефонов экстренной службы: 01 – пожарная часть, 04 - газовая служба.

Уметь:

- ориентироваться в пространстве (в квартире, в групповой комнате);

- объяснять правила поведения при пожаре;

Владеть:

- навыками соблюдения и выполнения правил пожарной безопасности, при помощи взрослых.

Литература

1 Авдеева Н.Н ; Князева Н.Л.; Стеркина Р.Б. Безопасность  [Текст] : учеб. Пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Авдеева Н.Н ; Князева Н.Л.; Стеркина Р.Б. – СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 144с.

2 Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей – М.: Просвещение, 1992.

3 Развернутое перспективное планирование [Текст]: по программе М.А. Васильевой: старшая группа / под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; авт.-сост. Т.И. Кандала и др. – Волгоград: Учитель, 2011. 111с. –(Тематическое планирование в ДОУ).

4 Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. – СПб,, 1994.

5 Чтобы не было беды:  Детям об огне и пожаре / Сост. Д.Б. Игуменова, И.Г. Иванников. – М.: М.: Стройиздат, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Программа кружковой работы по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста "Волшебная бумага"

В настоящее время педагоги , занимающиеся проблемой развития художественно-эстетических способностей детей, отмечают, что именно различные  виды продуктивной деятельности, в частности работа с...

Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»

Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...

Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.

Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...