Народные традиции. Банченный веник.
план-конспект урока на тему

Творя праздники весны, наши предки помогали солнышку разогреться в полную силу.  Активными участниками этих праздников были дети.С первых дней весны дети пели песенки-заклички,  свистом зазывали птиц,играми и смехом помогали весне набрать живительную силу. В каждом регионе были свои традиции встречи весны. Коспект  интегрированного праздничного занятия  "Народные традиции. Банченный веник" знакомит детей с традицией встречи весны в Ярославской губернии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ko.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                              Конспект занятия

Тема: «Народные традиции. Банченный веник»

Задачи.

Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция,
вспомнить традиции русского народа
, о которых им уже
рассказывали.

Познакомить с Ярославским региональным обычаем встречи
весны - украшением домов и улиц банченными вениками.

Способствовать развитию и проявлению творческих
способностей детей.

Развивать эмоциональную отзывчивость у детей к природе через
понимание отношения к ней наших предков
.

Материал к  занятию.

Иллюстрации художника С. В Михеева к детскому народному
календарю О
. А. Ботяковой «Солнечный круг».

Предметы - символы весенней обрядности: бумажные птицы;
солнышки из соломы и ниток; масленица (чуче
ло); яйца -
писанки; глиняные свистульки; ветки вербы.

Раздаточный материал на каждого ребёнка: ветки берёзы, листы
гофрированной бумаги (10* 17)см, (5*8)см, медная проволока
,
ножницы.

Ход занятия.

Как называется страна, в которой мы живём?

Россия.

Россия огромная страна с многовековой историей. Мы потомки и
духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры,
должны её сохранить, развивать и передать нашим детям. Сегодня мы
продолжим знакомство с традициями нашего народа.

Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?

(Ответы детей)

Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в
поколение обыча
и, обряды, ценности. Например, бывают семейные
традиц
ии. Какие традиции есть у вас в семье?

(Ответы детей, которые можно подтвердить семейными фотографиями
или дру
гими семейными ценностями).

Почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения
членов семьи и дарить в этот день подарки; отмечать новы
й год в 12
часов ноч
и. На 8 марта женщинам дарят подарки. У русского народа

много разных традиций: гостеприимство, хлебосольство, чаепитие за
задушевной беседой, пение во время рукоделия.

Многие из этих традиций возникли очень, очень давно и сохранились
до наших дней. Мы продолжаем знакомство с традициями,
приуроченными к народному календарю.

Какое сейчас время года? Как называется первый месяц весны?
Давайте вспомним старинные названия марта, в которых отражены
природные явления этого времени года
.

(Ответы детей. Старинные названия марта: протальник, солнцегрей,
водотёк,капелъник,грачевник,зимобор).

В марте происходит затяжная борьба тепла и холода, зимы и весны.
Как вы думаете, чью сторону поддерживали наши предки в этой
борьбе? Кому помогали? Какой традиционный праздник справляли в
конце зимы - в начале весны?

(Ответы детей: этот праздник называется Масленица. Шумным,
весёлым праздником Масленица провожали зиму и освобождали
дорогу весне).

Найдите иллюстрацию, на которой художник изобразил этот праздник,
и расскажите, что вы о нём помните.

(Ответы детей: праздник длится целую неделю.

Люди ходят, друг к другу в гости, едят блины, поют, пляшут, катаются на лошадях, на санках с гор. На Масленицу помогают солнышку набрать силу, просят его быть к людям добрым).

Найдите предметы- символы этого праздника

(дети находят на столе и называют: чучело, блины, солнышки из ниток)
Весну всегда ждали, любили
, встречали весело, творя праздники. В
этих праздниках активное участие принимали дети. Вспомните, как мы
встречали весну на Весновку - свистунью?

(Ответы детей: мы зазывали весну свистом, закликали песенками -
закличками (дети свистят в свистульки, поют заклички)

Жаворонушки, прилетите к нам
Весну - красну, принесите нам
Нам зима - то надоела,

Весь овёс она поела.

Хлеб, да капустка-

Лучшая закуска.

Найдите иллюстрацию, на которой изображён обряд закликания
весны, и расскажите о нём. (Иллюстрация «Летит кулик из-за моря,
ведёт весну из неволи».

В некоторых областях существовали и другие обряды. Например, в
Пензенской губернии крестьянки рано утром раскладывали на земле
около реки холст, клали на него хлеб и произносили
« Вот тебе,
Матушка-весна».

А жители Ярославской области приглашали весну в
гости банченными вениками. (Воспитатель показывает детям веник).

Для изготовления этих веников брали берёзовые ветки из обычной
метлы и украшали их цветами. Затем эти букеты ставили на окна. Они
являлись пригласительным букетом: « Весна - красна, приходи к нам
,
мы тебя ждём». Почему такое странное название у веника? Оно
произошло от слова бант: банченный - значит весь в бантах,
украшенный бантами. Сейчас мы попробуем сделать такие веники.
Лист гофрированной бумаги зелёного цвета размером 5 * 8см
складываем пополам и ещё раз пополам. Срезаем два верхних уголка.
Разворачиваем полоску - получились лепестки для обёртывания
бутона. для изготовления бутона розы складываем лист бумаги
пополам вдоль длиной стороны(17см). Вытягиваем бумагу по линии
сгиба, она получится волнистой. Это верхний край цветка. Скручиваем
нашу полоску в столбик, слегка присбаривая, чтобы цветок получился
как можно пышнее.

Оборачиваем полученный бутон зелёными
лепестками и закрепляем медной проволокой, обкрутив её несколько раз у основания бутона.

Точно также делаем ещё несколько цветов, и
прикрепляем медной проволокой к ветке
. Из обрезков бумаги
размером 2*5см делаем бантики, которые также прикрепляем к ветке.

Во время работы дети поют русскую народную песню «Хожу
я гуляю вдоль по хороводу».

 Рассказ воспитателя.

С веником у русского народа связано много обычаев и nоверий.

  1. Под веником обитает домовой, поэтому при переезде в новый дом
    брали с собой новый веник.
  2. Веник нельзя выбрасывать вблизи дома, на дороге, нельзя сжигать в
    печи.

     з. Старый веник втыкали в грядки с капустой, огурцами, чесноком для
оберега от стихийных бедствий.

  1. Веником расчищали путь свадебному поезду, дорогу жениху и невесте,
    идущим в баню.
  2. Во время засухи бросали сухой веник, вызывая дождь.
  3.  Для остановки дождя и отгона туч выбрасывали из дома веник вместе с кочергой.
  4.  Для мытья в бане собирали чудодейственный веник от которого тело будет здоровее. Рецепт чудодейственного веника: взять по ветке от берёзы, ольхи, рябины, черёмухи, смородины, ивы, липы, И один цветок.

       А если использовать веник по его прямому назначению, то в доме
       будет чище
 

Вот мы и познакомились с ещё одним обычаем встречи весны на Руси.
Хочется надеяться, что этот обычай- изготовление банченного веника
- станет традицией в нашем детском саду и в ваши
х семьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Муниципальное Дошкольное Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребёнка детский сад №4 «Золотой ключик»    Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям...

Проэкт :«Живи родник традиций» ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народными традициями

Проект: «Живи, родник традиций!» направлен на знакомство детей и родителей с устоями, обычаями каждой семьи и передачу их из поколения в поколение....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»

Данный проект  направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «Казаки их традиции, их обычаи»

Конспект беседы по приобщению детей к народным традициям в старшей группеТема: «Казаки  их традиции, их обычаи»...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...